Анастасия Михайлова
Народные традиции и обычаи как педагогическое средство воспитания нравственных качеств дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Слайд 1
Духовно-нравственное воспитание является важнейшим направлением воспитания, оказывающим определяющее влияние на все другие направления. Что будет заложено в душу ребёнка, проявится позднее, станет его жизнью. Важная роль в духовно-нравственном воспитании отводится детскому саду. Стало очевидным, что в обществе необходимо возрождение культуры и духовности, что связано непосредственно с воспитанием и развитием ребёнка до школы. История вопроса о влиянии семьи на воспитание ребенка уходит своими корнями в глубокую древность. Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Русские народные традиции обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно-нравственного воспитания. В связи с этим особую актуальность приобретают научные исследования, посвященные национальным традициям, обычаям как многовекового опыта народа, который широко используется в процессе нравственного воспитания в семье, передаётся из поколения в поколение как накопленное духовное богатство.
Публикация «Народные традиции и обычаи как педагогическое средство воспитания нравственных качеств дошкольников» размещена в разделах
Слайд 2
Яркая культура русского народа складывается из обрядов, обычаев, традиций и праздников. Народные традиции – это нить, связывающая нас с прошлым. Приобщение к миру родной культуры поможет ребенку почувствовать гармонию жизни предков-славян, понять их обычаи и традиции.
Цель - показать, что народные традиции, обычаи являются необходимыми условиями формирования нравственных убеждений ребёнка.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Изучить методы и приемы воспитания нравственности;
• Разработать рекомендации влияния народных традиций на нравственное воспитание ребенка;
• Провести практическое изучение влияния народных традиций на нравственное воспитание ребенка в семье.
Традиции и обычаи как педагогическое творчество народа представляют разнообразные формы и методы педагогического воздействия на чувства, волю, сознание и поведение детей. Будучи общественным явлением, традиции, выступают также в виде принципов, норм и правил, регламентирующих взаимоотношения людей в обществе и личной жизни, они одобряются и поддерживаются общественным мнением.
Слайд 3
Традиции – это элемент социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению нравственные ценности людей, жизненный опыт.
Обычай – принятые способы поведения людей в быту, труде, семье; то, что принято делать каждый день. Складывались традиции под влиянием образа жизни.
Слайд 4
Празднично-обрядовая культура. Какие основные зимние праздники – две святочные недели (святки? Основные зимние праздники – две святочные недели (святки) Рождество, Новый год и Крещение.
Слайд 5
Масленица (проводы зимы и встреча весны); с детьми проводы весны (лепка блинчиков, развлечение проводы зимы, чучело)
Слайд 6
Пасха (расцвет весны, пробуждение жизни) На Пасху украшали дом срезанной вербой, пекли сдобные хлеба (куличи, пасхи, красили яйца (Крашенки, посещали церковь, ходили друг к другу в гости, обменивались при встрече крашенками, христосовались (целовались), приветствовали друг друга: «Христос воскрес!» - «Воистину воскрес!»
Слайд 7
Семик и Троица. Их праздновали на седьмой неделе после Пасхи (Семик - в четверг, а Троицу - в воскресенье, В Семик девушки ходили в лес, плели венки из березовых ветвей, пели троичные песни и бросали венки в реку.
Слайд 8
Сборы (хороводы, улицы)- летнее развлечение молодежи на околице деревни, на берегу реки или у леса.
Слайд 9
Русское гостеприимство – тоже неотъемлемая часть наших культурных традиций. Гостям также были всегда рады, делились с ними последним куском. Недаром говорили: «Что есть в печи – на стол мечи!»
Слайд 10
Обереги на Руси. Ни один дом на Руси не обходился без народных оберегов. Русский народ верил, что обереги надёжно охраняют от болезней, «дурного глаза», стихийных бедствий и различных напастей.
Слайд 11
А какие народные обереги знаете вы? Кукла оберег, кубышка-травница, кукла-утешительница, кукла-мотанка, кукла-оберег с колокольчиком, кукла из соломы.
Заготовки куклы-мотанки на столах. Оборудование: ножницы, нитки – пряжа.
Слайд 12
Формы работы с детьми.
- чтение художественной литературы;
- знакомство детей с традиционным русским костюмом;
- изготовление народных игрушек;
- для того, чтобы создать условия для духовно-нравственного воспитания, в группе можно создать центр народных традиций, центр патриотического-воспитания.
Используем в работе с детьми, обычай «Пасха» : поделки «Пасхальная крашенка», рисунки «Крашенки». Отмечаем масленицу: лепка «Блинчики»; традиция проводить «Каравай». Дети погружаются в атмосферу традиционной русской культуры, что вызывает живой интерес к духовным традициям русского народа.
Формирование у детей представление о многообразии народных культур, одновременно с положительным отношением к ним. Работая с детьми мы обеспечиваем воспитание на основе народных традиций, формируем национальное самосознание ребенка путем обучения родному языку, путем ознакомления с обычаями, традициями своего народа.
Слайд 13
Вывод:
Таким образом, знание истории народа, родного края, языка, старых добрых обычаев предков возвышает человека, делает его сильнее умом, тверже характером. Приобщая детей к народным традициям мы воспитываем в них чувство национальной гордости. История и культура прошлого не только источник гордости и силы, средство познания исторического опыта, но и источник движения вперед. Культура и история цементируют связь поколений, являются могучим средством гражданского, нравственного воспитания. Народные обычаи, традиции – это золотой фонд, его общее духовное достояние, которое в равной степени является и предметом гордости и предметом озабоченности. Приобщение дошкольников к историческому наследию народа, к национальной культуре способствует нравственному воспитанию подрастающих поколений, обогащает их духовный потенциал, позволяет почувствовать принадлежность к родному народу, осознать себя гражданином страны, субъектом мировой цивилизации. Народные традиции являются формой передачи детям элементов духовно-нравственной культуры (совокупного человеческого опыта, ценностей, отношений, форм поведения) и обладают высоким духовно-нравственным и воспитательным потенциалом, благодаря чему они могут функционировать как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Слайд 14