Получи документы

Организация физического воспитания детей с использованием фольклора

Наталья Елисеева
Организация физического воспитания детей с использованием фольклора
▼ Скачать + Заказать документы

Среди многих факторов, которые оказывают влияние на состояние здоровья и на развитие детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание занимает особое место. Физическое воспитание дошкольников представляет собой комплекс оздоровительно – образовательных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность:

1) физкультурные занятия;

2) физкультурно – оздоровительная работа в течение дня (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, закаливающие мероприятия);

3) активный отдых (физкультурные досуги и праздники для здоровья);

Публикация «Организация физического воспитания детей с использованием фольклора» размещена в разделах

4) самостоятельная двигательная деятельность и др.

Организация физического воспитания должна начинаться с популяризации фольклора (народные игры, сказки, потешки и т. д., существовавшего в народе веками и не потерявшего воспитательного значения и поныне.

Дети очень любят сказки. Некоторые дети даже хотят подражать сказочным героям. Сказочные эстафеты предоставляют детям такую возможность. Эти эстафеты – полуспортивные, полуигровые соревнования. В их основе сюжет сказок. Организуя сказочные эстафеты нужно обязательно напомнить детям сюжеты сказок. Это поможет лучше понять задание и сделать его выполнение более эмоциональным. Необходимо по-сказочному и весело комментировать ход эстафет, включать бодрую сказочную музыку. Можно провести, например, эстафеты по сказкам «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят» и др.

В любые занятия независимо от характера материала, который осваивается детьми, можно включать двигательные паузы (физминутки). Они способствуют психофизической релаксации, повышению работоспособности, эффективному переключению с одних видов деятельности на другие. Например, можно использовать потешки «Заинька», «Медвежата», «Кошкины повадки» и др.

В воспитании детей большое место занимают игры. Во время проведения игр необходимо иметь в виду следующее: идейность игр, воспитательное значение с физической и духовной стороны, общеобразовательные возможности. Осуществление этих целей зависит от умения организовать игру. Одна и та же игра позволяет решить ряд задач:

1) укрепление здоровья (закаливание организма);

2) формирование двигательных навыков;

3) развитие творческих способностей ребенка;

4) формирование нравственных качеств, силы воли и целеустремленности;

5) развитие самостоятельности, организаторских способностей и т. п.

Для воспитания ловкости, сноровки, подвижности можно использовать игры, основанные на переходе от одного движения к другому. Например, башкирская народная игра «Медный пень».

Терпение формируется в играх, в которых повторяется одно и то же движение.

Например, башкирская народная игра «Стрелок».

Остроумие ребенка, творческая его способность воспитываются в играх с песнями и частушками.

Например, башкирская народная игра «Юрта».

Полезно повторять одну и ту же игру несколько раз.

Приложение

Сказочные эстафеты

«Колобок»

Если помните, в сказке Колобок ловко обошел Зайца, Медведя и Волка, но угодил в пасть Лисе. В этой эстафете первых трех зверей заменят кегли, а последнего – ведро. Каждый участник – это сказочник, который будет катить (пинать ногами) свой «колобок» (футбольный мяч) между кеглями. Подведя мяч к ведру, участнику необходимо, не прибегая к помощи рук, забросить мяч в ведро, то есть отправить «Колобка» в пасть «Лисы». Попыток ему на это дается сколько угодно. После того, как мяч – «Колобок» все же оказался в ведре, участник вынимает его руками и быстро бежит к следующему игроку, чтобы тот тоже смог «рассказать всю сказку», пройти со своим «Колобком» все препятствия.

«Теремок»

Для начала вспомним, кто же жил в теремке: Мышка-норушка, Лягушка-квакушка, Зайка-попрыгайка, Лисичка-сестричка, Волчок-серый бочок. Шестым пришел Медведь и разрушил теремок. Попробуем эту сказку разыграть в эстафете. В ней будут участвовать шесть человек – по числу персонажей сказки. А роль теремка выполнит обруч. Эстафету начинает «Мышка».

Участник, играющий эту роль, по сигналу двигается к финишу, где лежит обруч – теремок. Добежав, игрок продевает обруч через себя, кладет его на место и бежит за следующим участником, т. е. за «Лягушкой». Теперь они бегут к теремку вдвоем, обязательно взявшись за руки. Добежав, они вдвоем пролезают через обруч, не разрывая при этом рук. Сделав это, они бегут за третьим, потом за четвертым, потом за пятым. Когда пятеро, не разжимая рук, продевают через себя обруч и бегут за шестым, - это оказывается «Медведь». Но они все же берут его за руку и ведут с собой к «теремку». Пять человек надевают обруч и удерживают его на уровне пояса. «Медведь» в это время берет обруч рукой и тянет его вместе со всеми участниками, находящимися внутри, к старту. Те, кто находится внутри обруча, бегут, помогая «Медведю». Кто сюжет этой сказки «расскажет» быстрее, тот и победил.

Двигательные паузы

«Медвежата»

Медвежата в чаще жили

Нежно, радостно дружили.

Вот так, вот так

Медвежата те дружили

Дети обнимаются, жмут друг другу руки, улыбаются.

Мишки фрукты собирали,

Дружно яблоньку качали.

Вот так, вот так

Дружно яблоньку качали.

Наклоны вперед-назад с вытянутыми перед собой руками – 7-10 раз.

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили.

Вот так, вот так

Эти мишки воду пили.

Ходьба вперевалку на ребре стопы. Наклоны вперед, руки сложены за спиной («замком») – 7-10 раз.

А потом они плясали,

К солнцу лапы поднимали.

Вот так, вот так

К солнцу лапы поднимали.

Прыжки с поочередным поднятием колен на уровень живота – 5-8 раз. Руки поднимаются вверх и опускаются вниз.

«Кошкины повадки»

Полюбуемся немножко,

Как ступает мягко кошка.

Еле слышно: топ-топ-топ,

Хвостик к низу: оп-оп-оп.

Дети ходят на цыпочках, стараясь выполнить эти движения максимально бесшумно.

Но, подняв свой хвост пушистый,

Кошка может быть и быстрой.

Ввысь бросается отважно,

А потом вновь ходит важно.

Легкие и быстрые прыжки на месте, сменяющиеся неспешной грациозной ходьбой с выпрямленной спиной и гордо приподнятой головой, слегка покачиваясь в стороны.

«Заинька…»

Заинька, походи,

Серенький, походи,

Вот так, вот сяк походи.

Заинька, подбодрись,

Серенький, подбодрись,

Вот так, вот сяк подбодрись.

Заинька, топни ножкой,

Серенький, топни ножкой,

Вот так, вот сяк топни ножкой.

Заинька, повернись,

Серенький, повернись,

Вот так, вот сяк повернись.

Заинька, попляши,

Серенький, попляши,

Вот так, вот сяк попляши.

Заинька, поклонись,

Серенький, поклонись,

Вот так, вот сяк поклонись!

Башкирские народные игры

«Медный пень»

Играющие парами располагаются по кругу. Дети, изображающие медные пни, сидят на стульях. Дети – хозяева становятся за стульями.

На башкирскую народную мелодию водящий – покупатель двигается переменным шагом, смотрит внимательно на детей, сидящих на стульях, как бы выбирая себе пень. С окончанием музыки останавливается около пары и спрашивает у хозяина:

Я хочу у вас спросить,

Можно ль мне ваш пень купить?

Хозяин отвечает:

Коль джигит ты удалой,

Медный пень тот будет твой.

После этих слов хозяин и покупатель выходят за круг, встают за выбранным пнем друг к другу спиной и на слова: «Раз, два, три – беги!» - разбегаются в разные стороны. Добежавший первым встает за медным пнем.

Правила игры: бежать только по сигналу. Победитель становится хозяином.

«Юрта»

В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

Мы веселые ребята,

Соберемся все в кружок.

Поиграем и попляшем,

И помчимся на лужок.

На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши, получается юрта.

Правила игры: с окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.

«Стрелок»

Проводятся две параллельные линии на расстоянии 10-15 м друг от друга. В середине между ними чертится круг диаметром 2 м. Один игрок – стрелок. Остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Тот, в кого попал, становится стрелком.

Правила игры: в начале игры стрелком становится тот, кто после внезапной команды «Сесть!» присел последним. Момент броска мяча определяется самим стрелком. Мяч, брошенный мимо, игроки перебрасывают стрелку. Если игрок поймал мяч, брошенный в него, то это не считается попаданием.

Публикации по теме:

Физическое воспитание в детском саду Физическое воспитание является составляющей частью всего воспитания детей. Это педагогический процесс, направленный на достижение физического.

Здоровьесберегающие технологии в детском саду, формы организации здоровьесберегающей деятельностиЗдоровьесберегающие технологии в детском саду, формы организации здоровьесберегающей деятельности Использую в своей работе основные здоровьесберегающие технологии:1. Технология обучения здоровому образу жизни. (Физическая культура, гимнастика,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация физического воспитания детей с использованием фольклора
Опубликовано: 30 июня 2013 в 20:01
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация физического воспитания детей с использованием фольклора» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Елисеева (УИ 114276) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД