Ольга Дымиха Завадская
Развитие познавательного интереса детей через различные виды деятельности
Ребенок– природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность
Публикация «Развитие познавательного интереса детей через различные виды деятельности» размещена в разделах
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Познавательный интерес – это потребность отношения человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, характеризуемое наличием интереса к поставленной задаче и ее решению, умением мобилизовать свои знания и рационально их использовать в практической деятельности.
Исследования педагогов и психологов показывают, что при наличии интереса познавательная деятельность у детей дошкольного возраста, протекает более интенсивно, плодотворно. Дети меньше утомляются, познание становится увлекательной деятельностью. Не насыщаемая жажда познания побуждает дошкольника интересоваться всем и во всем участвовать, созидать и преобразовывать, радоваться и огорчаться. Интерес направляет познавательную деятельность детей.
Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка реализуются через разнообразные виды деятельности :
• игровую,
• коммуникативную,
• трудовую,
• познавательно – исследовательскую, продуктивную,
• музыкально – художественную,
• чтение художественной литературы.
Включение детей в эти виды деятельности дает возможность вариативно использовать образовательный материал.
Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное ребенком. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д., с которыми дети так любят играть. Дети общаются с природой в разное время года — и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Вместе радуются прохладе воды в летний зной и журчанию лесного ручья, разнотравью лугов, вкусной ягоде и запахам лесов. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, ребенок непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями.
На формирование личности ребенка положительное влияние оказывает труд в природе. Это наиболее доступный для детей вид труда, имеющий ощутимый и значимый результат. Ухаживая за растениями и животными, ребенок проявляет заботу о природе. В труде идет активный процесс познания и применения полученных знаний. В процессе труда в природе укрепляется здоровье ребенка, происходит развитие его психики. Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Знания о природе помогают ребенку ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных предметов.
Животный мир – важная часть нашей жизни. Каждый ребёнок познаёт окружающий мир, стараясь потрогать его, поиграть. Воспитывать любовь к природе нужно начинать с самого детства- учить заботиться и беречь её. Важной частью природы являются живые существа. Прежде всего, ребёнок узнаёт животный мир, знакомясь с теми, кто живёт с ним рядом. А это домашние животные.
Познавательный интерес к животным является неотъемлемой частью экологического воспитания дошкольников. Важно с раннего детства заложить гуманные чувства и доброжелательное отношение к животным, научить детей любить и ухаживать за ними. Н. Ф. Виноградова считает, что отношение к животным может проявиться как в нравственном, так и безнравственном поступках. Это означает, что ребенку с детства не привили интерес к животным, правильного и гуманного отношения к ним.
Развитие познавательных интересов и познавательных действий у детей дошкольного возраста возможно при создании в группе необходимых условий образовательной среды: создание развивающей предметно – пространственной среды, формирование характера взаимоотношения со взрослыми и другими детьми, системы отношении ребенка к миру, к другим людям, к себе самому. При создании образовательного пространства стараться обеспечить условия для игровой, познавательной и творческой активности своих воспитанников. Развивающая предметно – пространственная среда является основным аспектом в развитии ребенка. Дети очень восприимчивы к окружающему и поэтому вся обстановка детского сада и группы имеет большое развивающее значение. При внешней пассивности окружающие предметы активно воздействует на детей. В процессе взаимодействия с объектами окружающего мира дети узнают о назначении вещей, сравнивают между собой игрушки, обращают внимание на их форму, размер, цвет, материал, пропорции. Здесь большую значимость имеет педагог, направляющий внимание детей к той или иной деятельности. Взрослый выступает для ребенка в качестве эталона подражания, источника знаний, энциклопедиста, источника оценочных суждений эксперта, помощника и защитника.
Дошкольный возраст – сензитивный период для развития познавательных потребностей, поэтому очень важно своевременное стимулирование познавательных процессов и развитие их во всех сферах деятельности детей. Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом. Познавательный интерес объемлет все три традиционно выделяемые в дидактике функции процесса обучения: обучающую, развивающую, воспитательную.
Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности, а также основой подготовки дошкольников к школьному обучению.