Гафурова Нурфия
Доклад на тему «Роль природы в трудовом воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему :
«Роль природы в трудовом воспитании дошкольников»
Составила: Гафурова Нурфия Василовна,воспитатель, д. / с. №25
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании
Публикация «Доклад на тему „Роль природы в трудовом воспитании дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
детей. В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое
понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать,
логически мыслить, эстетически относится ко всему живому.
Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют
формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм,
трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства. Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней поможет уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения и некоторые животные. Обитателей уголка
природы дети видят ежедневно, что облегчает работу воспитателя; под его
руководством ребята систематически наблюдают и ухаживают за живыми
существами. В процессе ухода за ними дети получают представление о многообразии растительного и животного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения и животные, какие условия для них нужно создавать. Воспитатель учит детей сравнительному анализу: сравнивая животных, находить сходство и различие между ними, общее и различное у растений, помогает замечать интересные особенности внешнего вида, поведения животных. При рассматривании комнатных растений обращает внимание ребят на красоту цветов и листьев, на то, как находящиеся в группе растения и хорошо содержащийся аквариум украшают комнату. Все это способствует формированию у детей чувства прекрасного.
В процессе систематического ухода за растениями и животными
воспитатель формирует у детей определенные трудовые навыки, учит
внимательно относиться к обитателям уголка, заботиться о живых существах, укрепляя таким образом у детей интерес к природе, настойчивость в достижении результата. Планируя работу, он должен учитывать конкретные условия: уровень знаний и умений детей своей группы, особенности природного окружения
Значение уголка природы в воспитании.
Уголок живой природы имеет огромное значение для осуществления идей экологического воспитания детей.
Во-первых, постоянное присутствие растений и животных позволяет формирует у детей чувство их необходимости.
Во-вторых, систематические наблюдения в уголке природы и доступность объектов способствуют развитию конкретных представлений о растениях и животных.
В- третьих, привлечение детей к уходу за обитателями живого уголка закладывает основы заботливого, ответственного и бережного отношения к живым существам, воспитывает любовь к природе.
В-четвертых, красивые и здоровые растения и животные влияют на эмоции детей, развивая эстетические чувства.
В целом при подборе объектов для живого уголка следует исходить из условий и возможностей детского сада и природного окружения. Для выполнения своей роли уголок живой природы в детском саду должен
соответствовать следующим требованиям:
- "лучше меньше, да лучше", т. е. использовать небольшое число объектов,
но здоровых, ухоженных и красиво вписывающихся в интерьер помещения лучше, чем большое количество беспорядочно расположенных, хиреющих и погибающих особей;
- при организации уголка природы обязательно выяснить вопрос об
аллергичности детей к тем или иным растениям и животным. Если такая
проблема существует, то следует ограничиться общим уголком природы, либо животных содержать в отдельном помещении, либо исключить из группового уголка аллергенные объекты;
- отбираемые объекты должны быть красивы, типичны, с ярко выраженными признаками;
- растения и животные должны быть безопасны для детей, т. е. не ядовиты,
без колючек, не агрессивны и т. д. ;
- обитатели уголка должны быть неприхотливы и доступны в уходе;
- подбор растений и животных должен быть осуществлен с учетом возрастных особенностей детей.
Уголок живой природы может быть общий для всего детского сада, в этом случае он больше выполняет эстетическую задачу и служит для проведения периодических наблюдений и экскурсий, а также уголок может быть организован в каждой группе, и тогда в нем проводятся постоянные систематические наблюдения и вырабатываются умения по уходу за растениями и животными. В групповом уголке используются, наряду с постоянными, временные объекты, например, срезанные ветки деревьев, выкопанное с клумбы растение, щенок, котенок и т. д.
Заключение.
Чтобы любить природу, надо ее знать, а чтобы знать, необходимо
изучать. В процессе познания природы формируются и развиваются эстетические чувства и вкусы. Восприятие эстетических явлений природы и возникающие при этом переживания находятся в зависимости от круга представлений, значений и общего развития человека. Большая роль в эстетическом воспитании дошкольников средствами природы принадлежит педагогическому коллективу детского сада. Перед ними должна стоять задача - последовательно, систематически, целенаправленно развивать и совершенствовать эстетические вкусы детей.
Наблюдение окружающей действительности оказывает глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка включены все анализаторы: зрительный - ребенок видит размеры, цвет исследуемого объекта; слуховой - ребенок слышит шум ветра, плеск воды в реке, стук капель дождя, шелест листьев, журчанье ручейка - все это прелестно для слуха ребенка. Вкус позволяет тонко различить - сладкий вкус меда и соленый вкус морской воды, вкус родниковой воды и луговой клубники. Осязание - это вторые глаза ребенка. Ощущая предметы природы, ребенок чувствует все шероховатости коры деревьев, крупинки песка, чешуйки шишек. А запахи! Море запахов, которое волнует воображение ребенка - запах тополиных почек после дождя, запах весны, запах теплой земли, нагретой от солнца. Недаром К. Д. Ушинский писал, что ребенок «мыслит формами, красками, звуками». Развивать наблюдательность у детей - вот задача, которая встает перед воспитателями.
Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Воспитатель учит детей ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия. Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливе, нужно учесть его состояние (упругость, плотность листьев и
стебля). В результате у детей складывается эталонное представление о
свойствах, качествах, состояниях объектов природы.
Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояния
растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. Усвоение этих связей и зависимостей способствует формированию отношения детей к природе, труд становится осмысленным и целенаправленным. В процессе труда в природе у детей формируются знания о растениях (свойства и качества растений, их строение, потребности, основные стадии развития, способы выращивания, сезонные изменения, о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения, повадки, образ жизни, сезонные изменения). Дети учатся устанавливать связь между условиями, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы.
Труд в природе способствует развитию у детей наблюдательности и
любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека, уважение к людям труда. Труд в природе создает благоприятные условия для физического развития детей, так как в большинстве случаев он проходит на воздухе, разнообразен по своему характеру, а это способствует развитию движений, укреплению нервной системы ребенка.
В труде удовлетворяются эстетические потребности детей. Посильная и
интересная работа доставляет им радость, а это — основа для воспитания в
дальнейшем желания трудиться, устойчивого интереса к труду.