МААМ-картинки

Доклад на тему «Роль природы в трудовом воспитании дошкольников»

Гафурова Нурфия
Доклад на тему «Роль природы в трудовом воспитании дошкольников»

Доклад на тему :

«Роль природы в трудовом воспитании дошкольников»

Составила: Гафурова Нурфия Василовна,воспитатель, д. / с. №25

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании

Публикация «Доклад на тему „Роль природы в трудовом воспитании дошкольников“» размещена в разделах

детей. В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое

понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать,

логически мыслить, эстетически относится ко всему живому.

Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют

формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм,

трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства. Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней поможет уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения и некоторые животные. Обитателей уголка

природы дети видят ежедневно, что облегчает работу воспитателя; под его

руководством ребята систематически наблюдают и ухаживают за живыми

существами. В процессе ухода за ними дети получают представление о многообразии растительного и животного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения и животные, какие условия для них нужно создавать. Воспитатель учит детей сравнительному анализу: сравнивая животных, находить сходство и различие между ними, общее и различное у растений, помогает замечать интересные особенности внешнего вида, поведения животных. При рассматривании комнатных растений обращает внимание ребят на красоту цветов и листьев, на то, как находящиеся в группе растения и хорошо содержащийся аквариум украшают комнату. Все это способствует формированию у детей чувства прекрасного.

В процессе систематического ухода за растениями и животными

воспитатель формирует у детей определенные трудовые навыки, учит

внимательно относиться к обитателям уголка, заботиться о живых существах, укрепляя таким образом у детей интерес к природе, настойчивость в достижении результата. Планируя работу, он должен учитывать конкретные условия: уровень знаний и умений детей своей группы, особенности природного окружения

Значение уголка природы в воспитании.

Уголок живой природы имеет огромное значение для осуществления идей экологического воспитания детей.

Во-первых, постоянное присутствие растений и животных позволяет формирует у детей чувство их необходимости.

Во-вторых, систематические наблюдения в уголке природы и доступность объектов способствуют развитию конкретных представлений о растениях и животных.

В- третьих, привлечение детей к уходу за обитателями живого уголка закладывает основы заботливого, ответственного и бережного отношения к живым существам, воспитывает любовь к природе.

В-четвертых, красивые и здоровые растения и животные влияют на эмоции детей, развивая эстетические чувства.

В целом при подборе объектов для живого уголка следует исходить из условий и возможностей детского сада и природного окружения. Для выполнения своей роли уголок живой природы в детском саду должен

соответствовать следующим требованиям:

- "лучше меньше, да лучше", т. е. использовать небольшое число объектов,

но здоровых, ухоженных и красиво вписывающихся в интерьер помещения лучше, чем большое количество беспорядочно расположенных, хиреющих и погибающих особей;

- при организации уголка природы обязательно выяснить вопрос об

аллергичности детей к тем или иным растениям и животным. Если такая

проблема существует, то следует ограничиться общим уголком природы, либо животных содержать в отдельном помещении, либо исключить из группового уголка аллергенные объекты;

- отбираемые объекты должны быть красивы, типичны, с ярко выраженными признаками;

- растения и животные должны быть безопасны для детей, т. е. не ядовиты,

без колючек, не агрессивны и т. д. ;

- обитатели уголка должны быть неприхотливы и доступны в уходе;

- подбор растений и животных должен быть осуществлен с учетом возрастных особенностей детей.

Уголок живой природы может быть общий для всего детского сада, в этом случае он больше выполняет эстетическую задачу и служит для проведения периодических наблюдений и экскурсий, а также уголок может быть организован в каждой группе, и тогда в нем проводятся постоянные систематические наблюдения и вырабатываются умения по уходу за растениями и животными. В групповом уголке используются, наряду с постоянными, временные объекты, например, срезанные ветки деревьев, выкопанное с клумбы растение, щенок, котенок и т. д.

Заключение.

Чтобы любить природу, надо ее знать, а чтобы знать, необходимо

изучать. В процессе познания природы формируются и развиваются эстетические чувства и вкусы. Восприятие эстетических явлений природы и возникающие при этом переживания находятся в зависимости от круга представлений, значений и общего развития человека. Большая роль в эстетическом воспитании дошкольников средствами природы принадлежит педагогическому коллективу детского сада. Перед ними должна стоять задача - последовательно, систематически, целенаправленно развивать и совершенствовать эстетические вкусы детей.

Наблюдение окружающей действительности оказывает глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка включены все анализаторы: зрительный - ребенок видит размеры, цвет исследуемого объекта; слуховой - ребенок слышит шум ветра, плеск воды в реке, стук капель дождя, шелест листьев, журчанье ручейка - все это прелестно для слуха ребенка. Вкус позволяет тонко различить - сладкий вкус меда и соленый вкус морской воды, вкус родниковой воды и луговой клубники. Осязание - это вторые глаза ребенка. Ощущая предметы природы, ребенок чувствует все шероховатости коры деревьев, крупинки песка, чешуйки шишек. А запахи! Море запахов, которое волнует воображение ребенка - запах тополиных почек после дождя, запах весны, запах теплой земли, нагретой от солнца. Недаром К. Д. Ушинский писал, что ребенок «мыслит формами, красками, звуками». Развивать наблюдательность у детей - вот задача, которая встает перед воспитателями.

Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Воспитатель учит детей ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия. Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливе, нужно учесть его состояние (упругость, плотность листьев и

стебля). В результате у детей складывается эталонное представление о

свойствах, качествах, состояниях объектов природы.

Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояния

растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. Усвоение этих связей и зависимостей способствует формированию отношения детей к природе, труд становится осмысленным и целенаправленным. В процессе труда в природе у детей формируются знания о растениях (свойства и качества растений, их строение, потребности, основные стадии развития, способы выращивания, сезонные изменения, о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения, повадки, образ жизни, сезонные изменения). Дети учатся устанавливать связь между условиями, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы.

Труд в природе способствует развитию у детей наблюдательности и

любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека, уважение к людям труда. Труд в природе создает благоприятные условия для физического развития детей, так как в большинстве случаев он проходит на воздухе, разнообразен по своему характеру, а это способствует развитию движений, укреплению нервной системы ребенка.

В труде удовлетворяются эстетические потребности детей. Посильная и

интересная работа доставляет им радость, а это — основа для воспитания в

дальнейшем желания трудиться, устойчивого интереса к труду.

Публикации по теме:

Хороши цветы у нас в садочке!Хороши цветы у нас в садочке! Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит.

Уголок природыУголок природы Вот такой у нас уголочек природы. Он у нас не весь, планируем небольшой огородик. Детям очень интересен растительный и животный мир. Поэтому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад на тему «Роль природы в трудовом воспитании дошкольников»
Опубликовано: 12 декабря 2014 в 21:10
+167Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 121.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД