Юлия Собка
Доклад на тему «Экологическое образование дошкольников в семье и в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Доктор биологических наук Т. В. Потапова предлагает несколько иной подход: «Предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего, созидательного обращения с ними и желания поступать именно так: щадящим и сберегающим образом». А так, так дети склоны копировать поведение взрослых, именно с них и нужно начинать экологическое воспитание.
Публикация «Доклад на тему „Экологическое образование дошкольников в семье и в ДОУ“» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Самая близкая, значимая для ребёнка среда - это семья! В ней он прежде всего подражает родным, впитывает дух внутрисемейных отношений, поведения в обществе, и переносит его в свои отношения вне семьи. Наиболее эффективно нравственное воспитание, формирование эмоциональных связей между детьми и взрослыми происходит в совместной деятельности, в которой возникают взаимоотношения сотрудничества.
Именно поэтому меня заинтересовало в экологическом воспитании дошкольников направление налаживания взаимодействия с родителями.
Укрепление сотрудничества между педагогами и родителями в вопросе экологического воспитания является целью нашей работы в ДОУ. Для достижения цели следует решить ряд задач:
1. Создание условий в дошкольном учреждении для родителей и детей к обучению основам экологии и природопользования.
2. Приобщение родителей к жизнедеятельности детей в детском саду в процессе экологического воспитания.
3. Вызвать желание оказать помощь в создании экологически благоприятной окружающей среды на территории детского сада.
4. Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей, используя разные формы.
При выборе форм общения с родителями надо помнить: следует отказаться от назиданий, надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов. Чувство природы является основой экологического и эстетического сознания человека. Для этого детей необходимо не только просвещать, но и учить тому, как вести себя в природе. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком как таблица умножения. Важно с раннего детства воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей.
Для эффективности решения поставленных задач мы в практике работы с родителями стараемся использовать разнообразные формы :
- Анкетирование, проведение опросов и бесед с целью выявления их экологической компетентности.
Нами проводится анкетирование на такие темы как: «Экологическое образование в семье», «Экология и курение». Особое внимание мы уделяем искоренению в некоторых детях стремления мучить животных, убивать их. Для этого проводятся беседы с родителями. Для родителей, дети которых проявляют жестокость к животным, цель беседы — не навреди. Для родителей, дети которых проявляют равнодушие, цель — заинтересовать. Для каждой подгруппы родителей целесообразно организовать отдельную беседу.
Вопросы к родителям, чьи дети проявляют жестокость по отношению к животным.
1. Имеются ли дома птицы, рыбы, растения?
2. Как относится ребенок к ним в семье, на улице?
3. Проявляет ли сострадание, сочувствие?
4. Как Вы сами относитесь к животным?
5. Какие виды совместной деятельности в общении с природой практикуются в Вашем доме? (Книги, прогулки, ТСО, труд, уход.)
Вопросы к родителям, чьи дети равнодушны к животным.
1. Имеются ли дома объекты природы?
2. Проявляет ли ребенок к ним интерес?
3. Есть ли у него желание ухаживать за ними? Проявляет ли самостоятельность в оказании помощи?
4. Задумывались ли Вы над тем, как привлечь внимание ребенка, вызвать интерес к природе? Что бы Вы предложили для поддержания интереса к природе?
5. Как считаете, влияет ли Ваше поведение на формирование отношения ребенка к природе?
Советы родителям, чьи дети проявляют жестокость по отношению к животным.
1. Прочитать книги о природе Бианки, Пришвина, Чарушина, Паустовского.
2. Предложить, если дома нет объекта природы, его завести и вместе ухаживать.
3. Оказывать вместе с ребенком помощь животным на улице.
Советы родителям, чьи дети равнодушны к животным.
1. Вырастить в семье комнатное растение и зарисовать его (ребенок должен знать цель — подарить кому-то, украсить комнату).
2. Приобрести игрушку — образ животного, обыграть ее.
- Родительские собрания, консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.
Наиболее актуальным и востребованным на сегодняшний день направлением взаимодействия является консультирование родителей. Оно носит индивидуальный характер и проводится в форме бесед и консультаций. Важно пропагандировать экологические знания среди родителей и вовлекать их в совместную деятельность. Нами проводятся следующие консультации:
«Зелёный мир на окне», «Экологическое воспитание в семье», «Берегите природу», «Отдыхаем, не вредя» и т. д.
- Совместные досуги, праздники, экскурсии.
Родители вместе с детьми принимают активное участие в праздниках и развлечениях проводимые в детском саду: «Зов джунглей», «Кубанская осень», «Веснянка», «День Земли» и т. д. Родители вместе с детьми ходят на экскурсии. Всё это положительно действует на детей: они не только получают знания, но и на личном опыте видят, как относятся их родители к окружающему миру.
- Участие в выставках, смотрах-конкурсах.
на темы: «Наши питомцы», «Лесные и домашние звери», «Мое любимое комнатное растение», «Эти забавные зверюшки», «Огород на окне», «Дары осени» и др.
- Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы: озеленение участка, обустройство «Экологической тропы».
Родители принимают участие в благоустройстве экологической тропы. Участвуют в акциях по уборке территории от мусора. Благодаря совместным действиям – участок детского сада преобразовывается.
- Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек.
Для родителей и детей выпускаются тематические газеты и плакаты, оформляются экологические альбомы. Совместно с воспитателями родители изготавливают для группы наглядные пособия. В результате пополняется развивающая среда в группе.
Таким образом, проводимая работа, позволяет повысить компетентность и заинтересованность родителей в вопросах экологии и экологического воспитания детей : родители активно посещают мероприятия, проводимые в детском саду; улучшились взаимоотношения детей и взрослых, родители вовлечены в воспитательно-образовательный процесс, что улучшает эмоциональное самочувствие детей, обогащается воспитательный опыт.
Литература:
1. Грехова Л. И. «В союзе с природой», «Сервисшкола», М., 2003;
2. Маркова Т. А. «Детский сад и семья», «Просвещение», М., 1986;
3. Горбатенко О. Ф. «Система экологического воспитания в ДОУ», «Учитель», г. Волгоград, 2006;
4. Чиркова С. В. «Родительские собрания в детском саду», «ВАКО», М., 2011.