Доклад на тему «Экологическое образование дошкольников в семье и в ДОУ»

Юлия Собка
Доклад на тему «Экологическое образование дошкольников в семье и в ДОУ»

Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Доктор биологических наук Т. В.Потапова предлагает несколько иной подход: «Предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего, созидательного обращенияс ними и желания поступать именно так: щадящим и сберегающим образом». А так, так дети склоны копировать поведение взрослых, именно с них и нужно начинать экологическое воспитание.

Самая близкая, значимая для ребёнка среда - это семья! В ней он прежде всего подражает родным, впитывает дух внутрисемейных отношений, поведения в обществе, и переносит его в свои отношения вне семьи. Наиболее эффективно нравственное воспитание, формирование эмоциональных связей между детьми и взрослыми происходит в совместной деятельности, в которой возникают взаимоотношения сотрудничества.

Именно поэтому меня заинтересовало в экологическом воспитании дошкольников направление налаживания взаимодействия с родителями.

Укрепление сотрудничества между педагогами и родителями в вопросе экологического воспитания является целью нашей работы в ДОУ.Для достижения цели следует решить ряд задач:

1. Создание условий в дошкольном учреждении для родителей и детей к обучению основам экологии и природопользования.

2. Приобщение родителей к жизнедеятельности детей в детском саду в процессе экологического воспитания.

3. Вызвать желание оказать помощь в создании экологически благоприятной окружающей среды на территории детского сада.

4. Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей, используя разные формы.

При выборе форм общения с родителями надо помнить: следует отказаться от назиданий, надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов. Чувство природы является основой экологического и эстетического сознания человека. Для этого детей необходимо не только просвещать, но и учить тому, как вести себя в природе. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком как таблица умножения. Важно с раннего детства воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей.

Для эффективности решения поставленных задач мы в практике работы с родителями стараемся использовать разнообразные формы:

- Анкетирование, проведение опросов и бесед с целью выявления их экологической компетентности.

Нами проводится анкетирование на такие темы как: «Экологическое образование в семье», «Экология и курение». Особое внимание мы уделяем искоренению в некоторых детях стремления мучить животных, убивать их. Для этого проводятся беседы с родителями. Для родителей, дети которых проявляют жестокость к животным, цель беседы — не навреди. Для родителей, дети которых проявляют равнодушие, цель — заинтересовать. Для каждой подгруппы родителей целесообразно организовать отдельную беседу.

Вопросы к родителям, чьи дети проявляют жестокость по отношению к животным.

1. Имеются ли дома птицы, рыбы, растения?

2. Как относится ребенок к ним в семье, на улице?

3. Проявляет ли сострадание, сочувствие?

4. Как Вы сами относитесь к животным?

5. Какие виды совместной деятельности в общении с природой практикуются в Вашем доме? (Книги, про­гулки, ТСО, труд, уход.)

Вопросы к родителям, чьи дети равнодушны к животным.

1. Имеются ли дома объекты природы?

2. Проявляет ли ребенок к ним интерес?

3. Есть ли у него желание ухаживать за ними? Проявляет ли самостоятельность в оказании помощи?

4. Задумывались ли Вы над тем, как привлечь внимание ребенка, вызвать интерес к природе? Что бы Вы предложили для поддержания интереса к природе?

5. Как считаете, влияет ли Ваше поведение на формирование отношения ребенка к природе?

Советы родителям, чьи дети проявляют жестокость по отношению к животным.

1. Прочитать книги о природе Бианки, Пришвина, Чарушина, Паустовского.

2. Предложить, если дома нет объекта природы, его завести и вместе ухаживать.

3. Оказывать вместе с ребенком помощь животным на улице.

Советы родителям, чьи дети равнодушны к животным.

1. Вырастить в семье комнатное растение и зарисовать его (ребенок должен знать цель — подарить кому-то, украсить комнату).

2. Приобрести игрушку — образ животного, обыграть ее.

- Родительские собрания, консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.

Наиболее актуальным и востребованным на сегодняшний день направлением взаимодействия является консультирование родителей. Оно носит индивидуальный характер и проводится в форме бесед и консультаций. Важно пропагандировать экологические знания среди родителей и вовлекать их в совместную деятельность.Нами проводятся следующие консультации:

«Зелёный мир на окне», «Экологическое воспитание в семье», «Берегите природу», «Отдыхаем, не вредя» и т. д.

- Совместные досуги, праздники, экскурсии.

Родители вместе с детьми принимают активное участие в праздниках и развлечениях проводимые в детском саду: «Зов джунглей», «Кубанская осень», «Веснянка», «День Земли» и т. д. Родители вместе с детьми ходят на экскурсии. Всёэто положительно действует на детей: они не только получают знания, но и на личном опыте видят, как относятся их родители к окружающему миру.

- Участие в выставках, смотрах-конкурсах.

на темы: «Наши питомцы», «Лесные и домашние звери», «Мое любимое комнатное растение», «Эти забавные зверюшки», «Огород на окне», «Дары осени» и др.

- Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы: озеленение участка, обустройство «Экологической тропы».

Родители принимают участие в благоустройстве экологической тропы. Участвуют в акциях по уборке территории от мусора. Благодаря совместным действиям – участок детского сада преобразовывается.

- Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек.

Для родителей и детей выпускаются тематические газеты и плакаты, оформляются экологические альбомы. Совместно с воспитателями родители изготавливают для группы наглядные пособия. В результате пополняется развивающая среда в группе.

Таким образом, проводимая работа, позволяет повысить компетентность и заинтересованность родителей в вопросах экологии и экологического воспитания детей: родители активно посещают мероприятия, проводимые в детском саду; улучшились взаимоотношения детей и взрослых, родители вовлечены в воспитательно-образовательный процесс, что улучшает эмоциональное самочувствие детей, обогащается воспитательный опыт.

Литература:

1. Грехова Л. И. «В союзе с природой», «Сервисшкола», М., 2003;

2. Маркова Т. А. «Детский сад и семья», «Просвещение», М., 1986;

3. Горбатенко О. Ф. «Система экологического воспитания в ДОУ», «Учитель», г. Волгоград, 2006;

4. Чиркова С. В. «Родительские собрания в детском саду», «ВАКО», М., 2011.

Публикации по теме:

«Огород на подоконнике» и на участке детского сада«Огород на подоконнике» и на участке детского сада Экологическое воспитание в детском саду занимает важное место в развитии познания окружающего мира, выработке гуманного отношения ко всему.

Экологический проект для малышей «Лаборатория неживой природы».Экологический проект для малышей «Лаборатория неживой природы». Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей.

Библиотека изображений:
  • Лето
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Доклад на тему «Экологическое образование дошкольников в семье и в ДОУ»
Опубликовано: 1 мая 2014 в 20:01
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 июня. Акция Свеча памяти

Очередной тематический день посвящен особенной дате — памятной и очень трагичной для всей нашей страны. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям о начале Великой...

22 июня. День летних подвижных игр на МААМ

Лето – самое вольготное для детворы и взрослых время года. Надевать на себя массу одежды больше нет необходимости, а на улице можно с удовольствием проводить много времени, хоть целый день. Для всех нас,...

Горячие темочки