Наталья Алтунина
Доклад руководителя по кружковой работе в рамках ознакомления детей дошкольного возраста с основой православный культуры
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Детский сад №9 «Радуга»
Доклад руководителя по кружковой работе в рамках ознакомления детей дошкольного возраста с основой православный культуры Алтуниной Натальи Юрьевны
«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».
В. А. Сухомлинский.
Публикация «Доклад руководителя по кружковой работе в рамках ознакомления детей дошкольного возраста с основой православный культуры» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде идет активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается также в дошкольном возрасте с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Одной из важных современных проблем является духовно-нравственное воспитание детей. На протяжении длительного времени происходило и происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации.
В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Кроме этого, размытые и искаженные духовно-нравственные ориентиры в обществе, пропаганда насилия и жестокости в средствах массовой информации (в первую очередь на телевидении, в том числе и в любимых детьми мультфильмах, в интернете и в «детских» компьютерных играх, разрушение семейного уклада, отрицательно воздействуют на детские души.
Одной из задач образовательного стандарта дошкольного образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Несколько лет я веду кружковую работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с основами православной культуры. Занятия проводятся 1 раз в неделю (25-30 мин., содержание занятий соответствует возрасту детей, степени их развития и знаний, их интересов. При отборе материала форм и методов педагоги учитывают возрастные и индивидуальные особенности детей. Занятия планируют в соответствии с тематикой. Использую в работе методику и пособия Бородиной А. В.
В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей. Но в большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с православными традициями утрачен. Наша задача - помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, что именно родители ответственны за воспитание детей. Для родителей оформлены информационные стенды о православных праздниках и семейных традициях, предлагается литература для семейного чтения, консультативный материал по вопросам духовно-нравственного развития детей, периодически проходят тематические выставки фотографий, поделок, рисунков. Разработаны памятки и консультации по темам о правилах поведения в храме, о православных праздниках и другие.
В этом году велась работа с детьми 4-5 лет. В игровой форме я старалась заинтересовать детей и вызвать их желание изучать православные праздники, традиции и основные понятия по этой теме.
Например, занятие «Сотворение мира. Ангельский мир. Ангел-хранитель. Молитва к Ангелу-хранителю. Конструирование».
Знакомлю детей с образом ангела, объясняю детям значение этого слова- «вестник» или «посланец», он служит Богу и помогает Ему, исполняет Его поручения. Читаю рассказ «Именины». В конце занятия предлагаю сделать ангелочков.
.
Ко дню матери провела цикл занятий о семье, семейных традициях и ценностях. Прививать уважение и заботливое отношение к маме необходимо с раннего возраста, тогда в подростковом периоде будет доверие и взаимопонимание, которое ребёнок пронесёт через всю свою жизнь. Мама- самое святое, что есть у ребёнка. Современные дети могут позволить грубость в обращении к родителям, непослушание, обман. Всё это следствие того, что ребёнку не заложили зерно добра и понимания любви в детстве. Своими руками и с любовью сделали для мам открытки. Детки вечером встретили мам с улыбкой и подарком.
Много бесед посвятила храму Его значению для нашего общества. Дети рассматривали иконы, иллюстрации нашего храма и храмов Боровского района. Мне хочется,чтобы родители чаще водили своих детей в храм. Но сейчас легче вызвать это желание у ребёнка, чтобы он проявил инициативу.
Провожу также цикл занятий, посвящённых житию святых. Представляю в виде маленьких историй, они доступны для детей, являются прекрасным образом для подражания. Поучая детей евангельским истинам, привожу примеры из жизни святых, особенно обращаю внимание на детские годы.
Маленькие истории - жития просты, драматичны, жизненны. Знакомлю с именами и житием наиболее известных своими деяниями святых, таких как преподобный Сергий Радонежский, Серафим Саровский и др. В рассказах подчеркиваю их любовь ко всем людям, животным, птицам, то, что они исполняли заповеди Божьи. Обращаю внимание детей, что каждый из вас носит имя какого-то святого или святой. Это особые наши помощники…. Рассказы сопровождаю картинами, репродукциями икон, слайдами, посвящённых тому или иному святому.
Важно знакомить детей с народным костюмом, что позволяет показать связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа. Акцентирую внимание детей на внешнем виде костюма, его форме, расцветке, элементах украшения, классифицирую с ними его по принадлежности: праздничный, будничный; для женщины, девушки; женский, мужской. Знакомство ребенка с народным костюмом развивает у него эстетический вкус, при проведении праздников дети с огромной радостью наряжаются, входят в образ. Также костюм является средством духовного единения ребенка с прапрабабушками.
Большое значение уделяю православным праздникам.
«Пасха», «Троица», «Рождество», «Святки», «Масленица» и др. несут в себе огромную воспитательную и нравственную ценность. Эти праздники представляются настоящим событием в жизни детей.
Самый первый осенний праздник «Рождество Пресвятой Богородицы» открывает цикл всех праздников. Дети с большим интересом рассматривают икону, слушают стихи.
«Рождество» — это светлое обещание чуда и волшебства, и поэтому просто рассказать детям историю рождения Христа недостаточно — необходимо сделать это в игровой форме.
Вместе с детьми, сотрудниками детского сада готовимся к этому празднику, дети не только рассказывают стихи, поют песни, водят хороводы, но чувствуют себя участниками истории, которая происходила тысячи лет назад
.
Русская культурная традиция свято хранит образы героев- защитников Отечества, православных святых. Детское сознание срастается с ними легко и естественно, т. к. это реальные исторические личности, многие черты характера, поступки и даже высказывания которых бережно сохранены народной памятью и письменной историей. Дети узнают о былинном Илье Муромце не только как о реальном историческом лице, но и как о святом Русской православной церкви. О Дмитрии Донском молодом московском князе, победившем огромное войско Мамая, на Куликовом поле. Александре Невском – храбром защитнике Руси от немецких и шведских завоевателей, Федоре Ушакове, Александре Суворове, Кутузове, которые совершали не только воинский, но и духовный подвиг. О тех героях, которые ушли на фронт из нашего родного города, знакомим с памятниками.
Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Все жанры, формы и элементы фольклора мы используем при проведении досугов и праздников.
Праздник «Масленица» празднуется только в народной культуре.
Идё т большая подготовка к празднику: знакомство детей с народным календарём, масленичной неделей. Учим с детьми заклички, хороводы. Праздник проводим в форме затейничества,, театрализованного представления.
Праздник «Пасха» дети ждут с нетерпением. В преддвериях познакомила детей с православным великим постом. Рассмотрели вербу к Вербному воскресению. Сделали птиц к Благовещению. Провела изо деятельность по росписи пасхального яйца. На святой недели дети приняли участие в празднике «Святой день», где просмотрели видеофильм о событиях Христово воскрешения,приняли участие в играх, хороводах. Прослушали Пасхальный благовест. В конце праздника угощали друг друга куличами и «бились» яйцами
Ведущий вид деятельности дошкольников – игра, соответственно без неё нельзя обойтись.
В ходе праздничной программы православных праздников также идё т знакомство с народными играми: «Золотые ворота», «Горелки», "Ходит Ваня", "Катание яиц c горки" во время празднования Пасхи. В играх развиваются такие нравственные качества как доброта, товарищество, умение уступить.
Игры воспитывают честность, способствуют развитию напевности и красоты русской речи., развивают ловкость. Часто проводим игры с руками: «Бабушка Маланья», «Братья»., которые развивают внимание, особым успехом у детей пользуются игры : «Ручеек», «Эхо», «Арина», «Колечко».
Народная и православная культура — источник чистый и вечный. В чем бы ни выражал себя народ: в танце, в песне, в сохранении своих традиций, ясно одно — это идет от души. А душа народа добра и красива. И дети наши начинают говорить языком доброты:
будь красив делом, чтобы о тебе не могли сказать: «На слово скор, да на дело не скор», умей веселиться, но помни: «Делу — время, потехе — час», береги дружбу и помни: «Нет друга, так ищи, а нашел — береги», люби и цени свою семью; «В семье лад, так не нужен и клад», цени Отчизну свою, ведь не даром в народе говорят: «Дерево красно корнями, а Отчизна сыновьями».
В общении друг с другом дети зная заповеди Божьи применяют их на практике :
- не обидь;
- не делай другому того, чего себе не желаешь;
- если обидел, попроси прощения и старайся больше так не делать;
- если обидели тебя, прости и сам так не поступай;
- заступись за слабого;
- помогайте друг другу;
- не ябедничай; - не спеши разбираться руками, попробуй сначала словами;
- оценивай человека не по внешности, а по внутренним качествам;
- будь простым и добрым.
Знакомство с декоративно-прикладным творчеством позволяет раскрыть многообразие традиций нашего народа
В народной игрушке все педагогические качества: она радовала и продолжает радовать детей, развивает творчество, учит понимать окружающую жизнь, учит владеть основными видами труда взрослых
Богородская игрушка близка детям по своим сюжетам, образам, она даёт ребёнку представление о животных, образы которых представлены выразительно и естественно.
Особое внимание уделяю цветам, используемым для росписи, так как они несут символический смысл, помогают передавать замысел автора, сюжет. Показательна в этом плане карго польская игрушка. Зеленый цвет означает землю и природу, голубой — небо, белый — правду и добро, черный — зло и горе, красный — красоту и здоровье.
Очень ярки по окраске городецкая и дымковская игрушки.
Городецкая деревянная игрушка богата сюжетами, персонажами. Живые краски, простой, сродни детскому орнамент, выразительность формы, придают игрушке неповторимость.
Дымковская глиняная игрушка — это соединение четких форм, простоты сюжета и живой росписи.
Матрешка актуальна во все времена. Она привлекает не только яркой росписью и неповторимостью лиц, но и игровым элементом. Матрешки семеновские, загорские и полхов-майданские одеты по крестьянской моде: платок, расписной сарафан, полушалок, передник.
Включаю в занятие прослушивание духовной музыки, записи колокольного звона, что вызывает у детей разные чувства : радость, удивление, восхищение, праздничную приподнятость или легкую печаль.
Народная музыка, песня понятна и близка детям. Народные песни складывались голосом, без музыкального инструмента. Поэтому многие из них удобны для детского голоса и легко ими усваиваются.
Музыку народную не только слушаем, но и сами можем сыграть, используя народные музыкальные инструменты. Доступность народных инструментов, привлекательность и лёгкость игры на них в ансамбле приносят детям радость.
Я считаю, что работа по привитию интереса у детей к православной культуре в этом году прошла успешно. Но это только малая часть того, что необходимо дать детям за дошкольный период.
«Мы не можем, имея детей, ждать. Что когда-то, став зрелыми, они сами поймут, что их путь лежит к Церкви- ибо они могут и не понять, могут огрубеть, путь Церкви может оказаться навсегда заслоненными закрытым. К Церкви нужно вести детей с раннего детства. Не с юности, а раньше должно начитаться питание ребенка благодатными силами Церкви, чтобы не оказалось сердце юноши глухим, когда придет час творческих исканий» (Зеньковский В. В.)
В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.
«Христианство-это не то, какими должны быть окружающие тебя люди. Христианство-это про то, каким должен быть ты, независимо от того, какие люди тебя окружают». (Протоиерей Дмитрий Смирнов)