Елена Горюшкина
Обзор технологии «Сказочные лабиринты игры» Воскобовича на примере игры «Чудо-крестики-1»
▼ Скачать + Заказать документы
Сухомлинский писал: Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это образ жизни маленького ребенка. Через игру он познает мир, учится манипулировать с предметами, общению со сверстниками и взрослыми. Игры бывают подвижные, спортивные, сюжетно-ролевые, настольно-печатные, дидактические. Чтобы ребенок развивался гармонично и играл с удовольствием – игры должны соответствовать возрасту и потребностям маленького человека.
Немного истории
Публикация «Обзор технологии „Сказочные лабиринты игры“ Воскобовича на примере игры „Чудо-крестики-1“» размещена в разделах
Вячеслав Вадимович Воскобович - живет в Санкт-Петербурге. Им разработано более 40 развивающих игр и пособий. В прошлом Вячеслав Вадимович инженер–физик.
Толчком к изобретению игр послужили двое собственных детей и «пустые» магазины игрушек в эпоху Перестройки. Воскобович, пытаясь найти альтернативу обычным постсоветским игрушка, натолкнулся на опыт Никитина и Зайцева, но решил пойти своим путем. Так появились его первые творческие игры : «Геоконт», «Игровой квадрат», «Цветовые часы».
Чуть позже был создан центр ООО «Развивающие игры Воскобовича» по разработке, производству, внедрению и распространению методик и развивающих и коррекционных игр.
Цели занятий с игровыми материалами Воскобовича
• Развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности.
• Развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества.
• Гармоничное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал.
• Формирование базисных представлений об окружающем мире, математических понятиях, звукобуквенных явлениях.
• Развитие мелкой моторики.
Особенности развивающих игр Воскобовича
- Игры разработаны, исходя из интересов детей.
Занимаясь с такими игровыми пособиями дети получают истинное удовольствие и открывают для себя всё новые и новые возможности.
- Широкий возрастной диапазон.
В одну и ту же игру могут играть дети от 2-х до 7 лет и старше.
Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет большого количества разнообразных игровых заданий и упражнений.
- Многофункциональность и универсальность.
Занимаясь только с одним игровым пособием, ребенок имеет возможность проявлять свое творчество, всесторонне развиваться и осваивать большое количество образовательных задач (знакомиться с цифрами или буквами, цветом или формой, счетом и т. д.).
- Систематизированный по возрастам и образовательным задачам готовый развивающий дидактический материал.
- Методическое сопровождение.
Многие игры сопровождаются специальными методическими книгами со сказками, в которых переплетаются различные сюжеты с интеллектуальными заданиями, вопросами и иллюстрациями. Сказки-задания и их добрые герои - мудрый ворон Метр, храбрый малыш Гео, хитрый, но простоватый Всюсь, забавный Магнолик - сопровождая ребенка по игре, учат его не только математике, чтению, логике, но и человеческим взаимоотношениям.
Сегодня я хочу познакомить Вас с игрой – головоломкой. Это одна из развивающих игр Воскобовича «Чудо – крестики».
Авторская игра "Чудо-крестики" – одна из многих разработок инженера В. Воскобовича, игровое познавательное пособие, создающее предпосылки для формирования логического и образного мышления детей дошкольного
«ЧудоКРЕСТИКИ» представляют собой игру с вкладышами.
Вкладыши сделаны из кругов и крестиков. Крестики разрезаны на части в виде
геометрических фигур. На начальном этапе дети учатся собирать разрезанные фигуры в единое целое.
Как играть.
1. Крестики составляем из частей в игровом поле произвольно или в определенном порядке. Например :
• по цветам радуги - от красного до фиолетового;
• выборочно - зеленый, синий и т. д. ;
• по количеству частей: целый крестик, затем крестик из двух частей, из трех частей и т. д. ;
• по пространственному расположению: в центре игрового поля - крестик красного цвета (в дальнейшем он является ориентиром). Слева и повыше его - крестик оранжевого цвета, над ним — крестик желтого цвета и т. д.
2. Крестики собираем на столе, накладывая друг на друга -
«строим башню». Сначала произвольно, затем по алгоритмам:
• По цвету. Первый этаж - крестик красного цвета, второй - оранжевого и т. д.
• По количеству частей. Первый этаж - крестик из двух частей, второй из трех, третий - из четырех, пятый - из пяти частей и т. д.
• По геометрическим фигурам. Первый этаж - крестик с кругом, второй - с квадратом, третий - с трапецией и т. д.
3. Составляем фигуры из приложения к игре.
Приложение состоит из схематичных рисунков уменьшенного масштаба двух вариантов:
- составных, в которых части крестиков прорисованы;
- силуэтных, в которых части крестиков не показаны.
«Чудо-крестики» – комплекс из трех комплектов игр, где игра строится по принципу "от простого к сложному". Первый комплект "Чудо-крестики 1" изготовлен для детей, начиная с двух лет.
В его состав входят:
- игровое поле-основа,
- 4 крестика: красный, желтый, синий и зеленый (1 целый и 3 составные - из двух, трех, четырех частей). Части – это геометрические фигуры: треугольник, квадрат и другие многоугольники;,
- круг,
- 2 половины,
- инструкция и альбом фигурок.
Игрушка тренирует тактильно-осязательные анализаторы, мелкую моторику, развивает воображение, сенсорику, творческие способности, совершенствует речь, помогают ребенку освоить: цвета и формы, развивают умения сравнивать и анализировать, формируют понятия целое и части.
1. На начальном этапе дети учатся собирать разрезанные фигуры в единое целое ("крестики") прямо в рамке или на столе.
2. После можно попробовать собирать фигуры по схемам из прилагаемой инструкции, из альбома с различными уровнями сложности или по замыслу. Ребенок двух лет сможет выложить простые фигуры из 2-3 частей, а затем более сложные.
3. Можно предложить обвести фигуры на листе бумаги, и раскрасить таким же цветом.
Мне самой было интересно познакомиться с играми В. Воскобовича и я решила использовать их в практике с детьми своей группы, как часть занятия, для индивидуальной работы и самостоятельной игры. Это игры являются многофункциональным пособием. Свою работу с играми В. Воскобовича я построила по принципу от простого к сложному, подбирая те игры, которые соответствуют возрасту и развитию детей группы.
Игра интригует и захватывает кроху. Чтобы добиться результата и получить эмоциональное удовлетворение, ему приходиться думать, представлять, анализировать, подбирать варианты решений. А взрослый, не как руководитель, а как равноправный партнёр участвует в игре, направляя обучение в нужное русло.