Папки-передвижки

Доклад «Социо-игровая педагогика в работе с дошкольниками»

Татьяна Кудряшова
Доклад «Социо-игровая педагогика в работе с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учрехдение детский сад №3 "Солнышко" г. Лахденпохья.

Доклад

«Социо - игровая педагогика в работе с дошкольниками»

Подготовила воспитатель первой квалификационной категории

Кудряшова Татьяна Анатольевна

г. Лахденпохья 2014г.

«Социо- игровая педагогика в работе с дошкольниками»

«Сделать серьёзное занятие для ребенка занимательным

– первоначальная задача обучения»

К. Д. Ушинский

Публикация «Доклад „Социо-игровая педагогика в работе с дошкольниками“» размещена в разделах

В последние годы в системе образования России происходят существенные изменения, определившие новые приоритеты развития дошкольного образования.

Современное социо-экономическое и духовное состояние нашего общества требует особого внимания к вопросам совершенствования системы дошкольного образования. Развитие растущего человека как социально-ответственной и активной личности немыслимо без осознания им культурного наследия, традиций своего народа. Необходимо отметить, что характеристикой современного этапа развития дошкольного образования является активизация поисков в направлении социально-личностного и познавательно-речевого развития.

Дошкольные годы – период наиболее интенсивного развития, возраст больших потенциальных возможностей, рождения личности, становления основ самосознания и ценностных ориентаций, проявления первых творческих потенций ребенка, его индивидуальности. Способствуют этому развивающие педагогические технологии, в том числе социо-игровая.

В. М. Букатов, один из главных разработчиков социоигрового стиля обучения.

Вячеслав Михайлович Букатов, доктор педагогических наук, известен педагогической общественности как разработчик и пропагандист методов "режиссуры урока". В его педагогической копилке есть методы и приемы, которые с успехом применяют педагоги-Дошкольники. Каждый, имеющий отношение к детскому саду, с интересом познакомится с живым опытом своих коллег, описанным Букатовым, и сможет позаимствовать для своей работы новые методы и приемы, стимулирующие активность детей на занятиях и на Праздниках.

Он предлагает воспитателям детских садов осваивать достижения театральной и народной педагогики для преобразования практики занятий в детских садах, активно сочетать традиционные и инновационные подходы в работе с детьми, с широким использованием игр (театральных, народных, современных детских). Использование соци-игровых приемов в непосредственно-образовательной деятельности пробуждает интерес детей друг к другу, помогает педагогу в способности читать и понимать свое и детское поведение, а через это понимание создавать условия, раскрывающие таланты детей.

«Человек, увидевший талант другого, порадовавшийся за него, наверняка станет талантлив и сам. Данное высказывание относится как к детям, так и к самому воспитателю» - В. М. Букатов.

Что такое социгровая технология?

Сам термин «социоигровой стиль» появился ещё в 1988 году. В 1992 году в «Учительской газете» появилась статья, которая называлась «Вольный стиль или погоня за 133 зайцами», где автор, опираясь на материалы сторонников социоигровой педагогики: Е. Шулешко, А. Ершова, В. Букатова, описывает организацию занятий с детьми как игры между микрогруппами детей (малыми социумами - отсюда и термин «социоигровая») и одновременно в каждой из них.

Социоигровая педагогика - основа современной дидактики. Селестен Фене (18 век) говорил, что все для детей устроено не так, как требует их природа. Главное: не навредить! Главное - здоровье. Давать ребенку то, что ему интересно, актуально, нужно, то, что он примет осознанно.

Социоигровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками.

Основа социоигровой технологии заложена в словах:

«Не учить, а налаживать ситуацию, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения» (В. М. Букатов)

Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. Поэтому для воспитания сегодня как никогда актуально «лучшее правило политики – не слишком управлять…» - т. е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни.

Социоигровая технология подразумевает свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка. Не менее важным в социо-игровой технологии является договор, правило. Дезорганизация, хаос, беспорядок не должны быть неосознанными, дети спорят, оживлённо обсуждают, в деловой обстановке общаются.

Основная идея технологии – организация собственной деятельности детей. Собственная деятельность – это та деятельность, которой ребенок хочет заниматься и в которой он: делает, слушает, смотрит и говорит.

Суть социоигровых технологий можно раскрыть в 6 самых основных правилах и условиях:

1 правило: используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников»

Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами: в младшем возрасте - в пары и тройки, в старшем - по 5-6 детей. Сам процесс деления на группы представляет собой интересную, захватывающую игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, умению договориться. Можно поделиться:

- по цвету волос, глаз, одежды;

- чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой;

- кто на каком этаже живет;

- кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришел пешком

и т. д.

2 правило: «смена лидерства».

Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.

3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен (обстановки)

что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят на занятии, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т. д.

4 правило: смена темпа и ритма.

Проведение занятий разного рода должно подчеркивать ритмичность работы детей, их слаженность во время занятий. Это должно стать деловым фоном для всех ребят. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.

5 правило – социоигровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности

что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно. Это дает положительный результат в области коммуникации, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, познавательному, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию. Обучение происходит в игровой форме.

6 правило: в своей работе мы ориентируемся на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток».

Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более

интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя

новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше.

Законы социоигрового общения:

- Не унижайте ребёнка, не оскорбляйте его;

- Не ворчать, не ныть, не бурчать;

- Умейте найти ошибку и имейте смелость признать её;

- Будьте взаимно вежливы, терпимыми, и сдержанными.

- Относитесь к неудаче как к очередному опыту в познании;

- Поддержи, помоги подняться и победить;

- Задувая чужую свечу, мы не делаем свою ярче;

- Не возноси себя над другими. Вознеси ближнего;

- Дети фантазёры: не верьте им на слово, но не оставляйте без внимания их проблемы.

Принципы, которые лежат в основе данной технологии, в высокой мере актуальны для современного воспитания дошкольников. Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности.

Принципы:

Воспитатель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.

Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.

Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.

Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы.

Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.

Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что просто, а что трудно – то интересно.

Движение и активность.

Плюсы социоигрового стиля:

- Отношения: «ребенок - сверстники»;

- Педагог является равноправным партнером;

- Разрушается барьер между педагогом и ребенком;

- Дети ориентированы на сверстников, а значит не являются покорными

исполнителями указаний педагога;

- Дети самостоятельны и инициативны;

- Дети сами устанавливают правила игры;

- Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения;

- Дети договариваются, общаются (выполняют роль и говорящих и роль

слушающих);

- Общение детей происходит внутри микрогруппы и между микрогруппами;

- Дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга;

- Социоигровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.

«У социоигровой педагогики хитрый стиль. Главное в нём – реанимация собственной интуиции… Социоигровой стиль заключается в том, чтобы сделать режиссуру занятия так, чтобы сердце радовалось и у себя и у всех участников. Любую живую работу можно назвать работой в социоигровом стиле…» В. М. Букатов.

Публикации по теме:

Научно-методическая деятельность музыкального руководителя Уважаемые коллеги! Работа музыкального руководителя, желание повысить свою квалификационную категорию, подразумевает активное участие педагога.

Проект «Социо-игровой подход к воспитанию и обучению детей старшего дошкольного возраста» Отчет Реализация инновационного проекта муниципальной экспериментальной площадки за 2011 – 2013 учебный год по теме: «Социо-игровой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад «Социо-игровая педагогика в работе с дошкольниками»
Опубликовано: 13 октября 2014 в 18:31
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Доклад «Социо-игровая педагогика в работе с дошкольниками»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Кудряшова (УИ 218668) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД