Татьяна Степанова
Создание условий для художественно-эстетического развития детей во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ д/с № 25
Доклад
Создание условий для художественно-эстетического развития детей
во 2 младшей группы.
Выполнила: Степанова Татьяна
Александровна
Кстово
2019г.
Художественно-эстетическое воспитание и развитие детей осуществляется в изобразительной, музыкальной, театрализованной и игровой деятельности. Все зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат малыша любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений. Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.
Публикация «Создание условий для художественно-эстетического развития детей во второй младшей группе» размещена в разделах
Дети второй младшей группы очень любят рисовать, лепить, мастерить, но у них не хватает творческих навыков и способностей для выражения своего замысла. Чтобы вызвать у детей интерес к изобразительной деятельности и способствовать развитию творческого потенциала у ребенка, рекомендуется использовать нетрадиционные изобразительные техники.
Цели: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы
Задачи:
• Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности.
• Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.
• Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.); удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Основные направления реализации образовательной области:
• приобщение к искусству;
• изобразительная деятельность;
• конструктивно-модельная деятельность;
• музыкальная деятельность.
Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
• - развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
• - развитие детского творчества;
• -приобщение к изобразительному искусству.
Развитие продуктивной деятельности
Рисование
Предлагать детям передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы (голубое небо с белыми облаками; кружащиеся на ветру и падающие на землю разноцветные листья; снежинки и т. п.).
Совершенствовать умение правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы. Добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования. Формировать умение набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать ее всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета. Приучать осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку.
Закреплять названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный, познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый). Обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету.
Приобщать детей к декоративной деятельности: учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных воспитателем (птичка, козлик, конь и др., и разных предметов (блюдечко, рукавички).
Развивать умение ритмично наносить линии, штрихи, пятна, мазки (опадают с деревьев листочки, идет дождь, «снег, снег кружится, белая вся улица», «дождик, дождик, кап, кап, кап.»).
Предлагать детям изображать простые предметы, рисовать прямые лишний (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и др.). Подводить детей к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинаций разных форм и линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, тележка, вагончик и др.).
Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета (елочки на нашем участке, неваляшки гуляют) или изображая разнообразные предметы, насекомых и т. п. в траве ползают жучки и червячки; колобок катится по дорожке и др.). Развивать умение располагать изображения по всему листу.
Лепка
Формировать интерес к лепке. Закреплять представления о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки. Развивать умение раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук. Побуждать детей украшать вылепленные предметы, используя палочку с заточенным концом.
Формировать умение создавать предметы, состоящие из 2-3 частей, соединяя их путем прижимания друг к другу.
Закреплять умение аккуратно пользоваться глиной, класть комочки: вылепленные предметы на дощечку.
Предлагать детям лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей (неваляшка, цыпленок, пирамидка и др.). Предлагать объединить вылепленные фигурки в коллективную композицию (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.) : Вызывать радость от восприятия результата своей и общей работы.
Аппликация
Приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности. Учить предварительно выкладывать (в определенной последовательности) на листе бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета, составляя изображение (задуманное ребенком или заданное воспитателем, и наклеивать их.
Формировать умение аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на. специально приготовленной клеенке); прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой.
Формировать навыки аккуратной работы. Вызывать у детей радость от полученного изображения.
Развивать умение создавать в аппликации на бумаге разной формы (квадрат, розета и др.) предметные и декоративные композиции из геометрических форм и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету.
Закреплять знание формы предметов и их цвета. Развивать чувство ритма.
Развитие детского творчества
Развивать эстетическое восприятие; обращать внимание детей на красоту окружающих предметов (игрушки, объектов природы (растения, животные, вызывать чувство радости от их созерцания.
Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью. Развивать умение в рисовании, лепке, аппликации, изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность.
Включать в процесс обследования предмета движения обеих рук по предмету, охватывание его руками.
Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда). Развивать умение создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках, лепке, аппликации.
Приобщение к изобразительному искусству
• Подводить детей к восприятию произведений искусства. Знакомить с элементарными средствами выразительности в разных видах искусства (цвет, звук, форма, движение, жесты, подводить к различению разных видов искусства через художественный образ. Готовить к посещению кукольного театра, выставке детских работ и т. д.
• Развивать интерес к произведениям народного и профессионального искусства, к литературе (стихи, песенки, потешки, проза, слушанию и исполнению музыкальных произведений, выделению красоты сезонных изменений в природе, предметах окружающей действительности (цвет, форма, величина: дом, ковер, посуда и т. п.).
• Эстетическая развивающая среда. Вызывать у детей радость от оформления группы : светлые стены, на окнах красивые занавески, удобная мебель, новые игрушки, в книжном уголке аккуратно расставлены книги с яркими картинками. Воспитывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, чтобы было уютно и красиво.
• Знакомить с оборудованием и оформлением участка, подчеркивая его красоту, удобство для детей, веселую разноцветную окраску строений. Обращать внимание на различные растения, на их разнообразие и красоту.
Методы художественного развития
Методы Приемы
• Информативно - рецептивный • рассматривание;
• наблюдение;
• экскурсия;
• образец воспитателя;
• показ воспитателя.
• Словесный • беседа;
• рассказ, искусствоведческий рассказ;
• использование образцов педагога;
• художественное слово.
• Репродуктивный
• – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. • прием повтора;
• работа на черновиках;
• выполнение формообразующих движений рукой.
• Исследовательский
направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. самостоятельное выполнение всей работы.
Эвристический
направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии. предложение ребенку выполнить часть работы самостоятельно.
Этапы:
На первом этапе в результате специально организованной деятельности формируется представление детей о красоте, гармонии, целесообразности окружающего мира.
На втором этапе ребенок учится отражать свои представления о мире, используя средства искусства.
На третьем этапе происходит дальнейшее развитие воображения и творческой активности, имеет место самостоятельная творческая деятельность детей средствами искусства (изобразительная, конструктивно-модельная, музыкальная, музыкальная и др.)
Центр творчества.
Содержание центра:
- произведение искусства: глиняные игрушки (филимоновские, дымковские, деревянные матрешки, игрушки из соломы, предметы быта (вышитая и украшенная аппликацией одежда, расписная посуда, альбомы с рисунками или фотографиями происхождений декоративного искусства.
- Репродукции картин, иллюстраций из детских книг по теме.
- Скульптура малых форм, изображающая животных.
- Альбомы, трафареты
- Бумага тонкая и плотная, картон.
- Цветные карандаши (6 цветов, гуашь (6 цветов).
- Круглые кисти (беличьи №10-14, подставка для кисти.
- Цветные мелки, восковые мелки; доска для рисования мелом.
- Глина, салфетки для рук 30Х30.
-Специальное самостирающееся устройство (доска с палочкой) для рисования.
-Фартуки и нарукавники для детей.
-Магнитная доска, магнитные кнопки, мольберт.
-Емкости для промывания ворса кисти от краски.
-Салфетки из ткани или бумажные.
-Рисунки – иллюстрации знакомых детям предметов, животных.
-Щетинные кисти для клея, розетки для клея.
-Печатки, губки, ватные тампоны для нанесения узоров.