Получи документы

Эйдетика для самых маленьких

Лариса Бахманова
Эйдетика для самых маленьких

Муниципальное автономного дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 «Аюна» города Кяхта

ДОКЛАД: Эйдетика для самых маленьких

Выполнила : Бахманова Л. В.

Сегодня я хочу поделиться с вами своим сокровищем в области педагогики – эйдетикой. Итак, что такое эйдетика?

___

Публикация «Эйдетика для самых маленьких» размещена в разделах

«Эйдетика – это комплекс упражнений, направленный на тренировку памяти: запоминание информации с максимальной точностью используя образ, звук, запах, вкус, тактильное ощущение. Методика по очередности развивает полушария мозга, а именно центры, отвечающие за мышление, речь, память, внимание, воображение, творчество. Это стимулирует мозг к созданию свободных ассоциаций, образов и запоминанию их. Комплекс упражнений способствует эффективной и успешной тренировке памяти». Мне кажется, что это вполне емкое определение. От себя добавлю, что влияние этой методики на мышление, память и абстрактное мышление сложно переоценить.

Самое главное даже не то, что благодаря эйдетике дети и взрослые учатся легко запоминать самую разную информацию в любом виде (стихотворения, тексты, образы, числа, звуки, картинки, а то, что занятия эйдетикой формируют позитивное отношение к учебе и запоминанию, повышают самооценку и веру в себя, учат получать радость и удовольствие от процесса обучения.

Это инструментарий для работы с любой информацией в любом возрасте. Эйдетика тренирует мозг, связь между полушариями и готовит нас к усвоению больших объемов информации. Особенно это может облегчить жизнь тех, кому нужно сдавать экзамены и всевозможные тесты.

На занятиях с детьми можно учить их запоминать стихи, тексты, последовательности чисел, большое количество слов, не связанных между собой. На уроках эйдетики мы сочиняем истории, фантазируем и… играем, играем, играем.

Дети на занятии много смеются, и поэтому выходят из группы в хорошем настроении. У них уходит зажатость и страх ошибки, появляется чувство свободного полета.

Со взрослыми эйдетика вообще не имеет никаких границ. Можно делать все то же самое, что и с детьми (с не меньшей пользой, а также существуют десятки эйдетических способов научиться запоминать имена и лица незнакомых людей, даты, названия – все, что может вызывать у человека сложности в повседневной жизни.

И, если упражнения и многочисленные курсы по развитию памяти для взрослых можно найти практически в каждом большом городе, то вот об эйдетике для самых маленьких (начиная от детей 2 лет? Но что делать с теми, кто еще даже не научился говорить? Я постаралась адаптировать

известные мне упражнения для малышей. Кое-что удалось выудить из Интернета, но большинство упражнений я придумывала сама.

Вот сейчас хочу поделиться некоторыми из них. Вы сможете играть в эти игры (я предпочитаю называть их именно играми, а не упражнениями – потому что именно этим они и являются) со своим ребенком, с группой детей в садике, в школе раннего развития, на Дне рождения – да где угодно, где есть хотя бы один ребенок и взрослый, желающий провести с ним время полезно и весело. Кстати, эти игры отлично могут поместиться в копилку занятий для «напитывания» ребенка.

Итак, упражнение 1. Что принес олень?

Нам понадобится:

• несколько фигурок животных (от 3 до бесконечности)

• несколько предметов или карточек с изображениями предметов.

Ход игры:

По очереди работаем с каждым животным. Достаю оленя, говорю: «Привет, детки, вы знаете, что я вам сегодня принес?». Потом показываю им карточку с изображением любого предмета. Например, пары носков. Говорю от лица оленя: «Это мои любимые носки, подержите их, пожалуйста, я за ними еще вернусь». Отдаю детям карточку, а оленя убираю из поля зрения. И так проделываю с каждым животным. Начать можно с трех пар животное-предмет, постепенно увеличивая их количество. Когда все карточки окажутся

у детей, а животные спрячутся, можно начать по очереди их возвращать. «Здравствуйте, дети! Помните меня? Я сегодня что-то у вас оставил, но не могу вспомнить, что это было».

Дальше понятно: дети должны подсказать оленю, что именно он оставил у них.

Игра 2 Кто это принёс?

Также хорошо играть и наоборот: после того, как все животные оставят свои вещи и «уйдут», нужно перевернуть все карточки рубашкой вверх, перемешать и просить детей по очереди открывать каждую карточку. После этого спрашивать их, кто это принес. Увидев носки, ребенок должен сказать, что их принес олень и т. д. Детям нравится этот вариант тем что в нем есть эффект неожиданности (никто не знает, какая карточка попадется, но в то же время им бывает сложнее ответить на вопрос, кто это принес, чем на вопрос, что принес нам конкретный персонаж.

Игра 3. Под какой карточкой спрятан предмет?

Взять несколько карточек, выложить их на стол, перечислить их, дать детям посмотреть на них, после чего перевернуть каждую рубашкой вверх, оставляя их на прежних местах. Я обычно беру для этого от 3 до 9 карточек.

После того, как все перевернем, начинаем спрашивать у детей: «Где паук?», «Где вилка?», «Где печенье?» и т. д. Дети с удовольствием показывают, где все это спрятано.

Игра 4. Что прячется под этой карточкой?

Отличается игры №3 тем, что мы показываем на карточку и спрашиваем, что на ней. То есть в предыдущей игре мы называли предмет, а ребенок должен был вспомнить, где он находится, а теперь ему нужно вспомнить, что было нарисовано на этой конкретной карточке, которая сейчас лежит перевернутая картинкой вниз. Обычно дети справляются с этим заданием хуже. Если 4 карточки они еще способны запомнить, то чем больше, тем им сложнее. Поэтому всегда приятно видеть, как они улучшают свой результат со временем

Игра 5. Последовательность картинок.

Выкладываем на стол по одной картинке. И начинаем придумывать историю. Желательно, чтоб животные и люди чередовались с предметами и едой. Это поможет нашей истории быть более интересной и запоминающейся. Например, из этой последовательности

можно сочинить нечто такое: ехал грузовик и натолкнулся на огромную малинку; прямо из малины выпрыгнул заяц; на нем была желтая кепка; эта кепка вдруг соскочила с его головы и превратилась в настоящую лягушку; лягушка скакала-скакала

и вдруг нашла вилку; вилка очень устала и решила присесть на стульчик отдохнуть.

После того, как мы выложили все карточки, и история закончилась, мы снова их все собираем. После этого просим детей называть по очереди картинки, которые были на наших карточках. Они должны это делать именно в таком порядке, в котором развивалась наша история.

Например, я спрашиваю: «Какая карточка была первой?». Если дети не могут сразу ответить, я добавляю: «С чего начиналась наша история?». Нои отвечают: «Грузовик!». Ок, я выглядываю на стол картинку с грузовиком. После этого я спрашиваю, что было потом. Только если дети затрудняются ответить, я помогаю им наводящими вопросами: на что наехал грузовик, кто выпрыгнул из малинки, что было на голове у зайца? и т. д.

Наша цель, чтоб дети через какое-то количество занятий могли просто перечислять нам карточки, а мы бы их выкладывали на стол: грузовик, малина, заяц, кепка, лягушка, вилка, стул. Чтобы усложнить это упражнение, можно добавлять определения к каждому слову (например, не просто кепка, а желтая кепка).

В этих историях важно соблюдать 2 правила:

• последовательность событий должна происходить между двумя соседними карточками (не жаба нашла вилку и присела на стул отдохнуть, а именно вилка присела, т. к. она находится рядом со стулом);

• события должны быть смешные и неправдоподобные. Это делает занятия интересными, и детям легче все это запоминать.

Как всегда, начать можно с 3 карточек, а увеличивать их количество можно хоть до 50.

Игра 6. Что нарисовано на картинке?

Для этого мы открываем любую книгу или берем открытку с изображением какого-либо сюжета. Ставим перед детьми, даем рассмотреть. После этого прячем картинку за спину и спрашиваем у детей, что на ней изображено. Они должны перечислить кто и что там нарисован. После каждого ответа снова смотрим на картинку и радуемся, что «это» там действительно есть. Потом начинаем усложнять. Спрашиваем, во что одета мышка, какого цвета шорты на ней, что нарисовано на стене, что лежит рядом с кроватью, а какого оно цвета и т. д. Чем больше подробностей дети смогут воспроизвести в памяти – тем лучше. Со временем можно пробовать добыть от детей как можно больше подробностей за один раз (не смотря на картинку после каждого ответа).

Игра 7. Повтори за мной фигуру.

Берем конструктор. Выдаем каждому ребенку одинаковый набор деталей. Из своих деталей строим фигурку. Показываем детям на пару секунд и прячем за спиной (под столом). Только после того, как мы ее спрятали, дети могут приступать к заданию. Их задача – сделать точно такую же фигуру. Постепенно усложняем фигуры, даем больше лишних деталей.

Игра 8. Угадываем звуки.

Сначала я знакомлю детей с разными звуками, такими как игра на инструментах (гитара, фортепиано, флейта и т. п., звуками животных (не кот, собака, корова, а, например, жираф, лисица, павлин, бытовыми звуками (как льется вода, как карандаш пишет по бумаге, как закрывается дверь, а затем включаю на телефоне все эти звуки и прошу детей угадать, что это.

А пока что я хочу напоследок сказать о нескольких важнейших условиях, которые должны соблюдаться, чтоб эйдетика была эффективной :

• в этих играх нет проигравших и выигравших, мы играем в них исключительно для удовольствия. Дети не должны чувствовать напряжение, что сделают что-то не так;

• наша задача – привить детям этот способ запоминания информации так, чтоб они пользовались им постоянно. Для этого мы проводим занятия в позитивной атмосфере, весело, эмоционально и смешно. Никаких этих «сядь ровно, не смейся, не шуми, перестань баловаться» и т. д. Иначе ничего, кроме сопротивления, вы не добьетесь;

• игры должны сменяться довольно динамично, чтобы они не успевали надоесть детям;

• не нужно хвалить детей, когда они правильно отвечают на вопросы. Никаких «молодец» и тому подобного. Мы не оцениваем их ответы, т. к. любая внешняя оценка подрывает внутреннюю мотивацию ребенка. Ориентируясь на похвалу, дети очень быстро теряют интерес к занятиям, начинают бояться совершить ошибку, перестают получать удовольствие от процесса и от того, что у них все получается. Подробнее об этом узнаете из книги Альфи Кона «Наказание наградой».

Я буду очень рада, если эйдетика приживется в вашей семье и на ваших занятиях. Чем старше дети, тем больше у вас вариантов для работы с памятью. В своём выступлении я показала, как можно заниматься эйдетикой с самыми маленькими. Если ваши дети постарше – вы сможете найти большое количество упражнений для них в статьях и книгах по этой теме.

Публикации по теме:

«Новогодняя открытка». Мастер-класс для самых маленьких«Новогодняя открытка». Мастер-класс для самых маленьких Чем ближе новогодние праздники, тем больше мы с вами задумываемся: что бы такое интересно и, главное, доступное для самостоятельной работы.

Адвент календарь для самых маленьких. Мастер класс.Адвент календарь для самых маленьких. Мастер класс. Всем здравствуйте!До нового года осталось не так много времени, и уже чувствуется его приближение. Оно витает как в природе – заморозки,.

Ансамбль шейкеристов или аппликация для самых маленьких. ФотоотчетАнсамбль шейкеристов или аппликация для самых маленьких. Фотоотчет Этим летом ребята группы № 2 "Облачко" были художниками - декораторами и музыкантами. Они с удовольствием украшали шейкеры цветами и листочками.

Бизиборд «Для самых маленьких и любознательных»Бизиборд «Для самых маленьких и любознательных» Бизиборд – развивающая доска со всевозможными выключателями, крючками и прочими маленькими «опасностями», которые ребёнку трогать обычно.

Гимнастика-игра для самых маленьких в стихах Все ко мне бегите На,на зарядку становитесь, Друг другу улыбнитесь Друг за другом повернитесь, По ровненькой дорожке Шагают наши ножки.

Игры с крышечками для самых маленьких для развития мелкой моторикиИгры с крышечками для самых маленьких для развития мелкой моторики Игры с крышечками для самых маленькихПожалуй, все родители и педагоги знают о том, что нужно развивать мелкую моторику малыша. Этот навык.

Консультация для родителей «Стихи — засыпалочки для самых маленьких»Консультация для родителей «Стихи — засыпалочки для самых маленьких» В настоящее время, в период самоизоляции, в семьях, в которых есть маленькие дети, очень остро встает проблема соблюдения распорядка дня.

Рецепт приготовления торта для самых-самых маленьких на день рожденияРецепт приготовления торта для самых-самых маленьких на день рождения Здравствуйте уважаемые хозяюшки! Вот и прошел год, как родился мой маленький внучек. Перед днем рождения приятные хлопоты: Что приготовить?.

МК «Сладкая долька арбуза» (для самых маленьких)МК «Сладкая долька арбуза» (для самых маленьких) Близится сладкий сезон арбузов и сегодня решила поделиться идеей, как сделать дольку арбуза с самыми маленькими детками. Мы эту дольку.

Сценарий образовательного квеста по сказке «Репка» для самых маленькихСценарий образовательного квеста по сказке «Репка» для самых маленьких Сценарий образовательного квеста по сказке «Репка» для самых маленьких. Задачи: -Приучать детей принимать участие в драматизации сказки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эйдетика для самых маленьких
Опубликовано: 31 октября 2022 в 18:22
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД