МААМ-картинки

Этико-эстетическое воспитание дошкольников

Оксана Картавская
Этико-эстетическое воспитание дошкольников

Этика есть эстетика души.

(Пьер Реверди – французский поэт.)

В современном мире очень актуальна проблема этико-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, т. к. эстетическое воспитание является важной составляющей гармоничного развития личности ребенка. Век технического прогресса, компьютеризации принес много достижений, удобств, комфорта в современную жизнь, но лишил человека многих духовных ценностей и ориентиров.

Публикация «Этико-эстетическое воспитание дошкольников» размещена в разделах

Ценности – культура и красота. Для того чтобы эти ценности осваивались ребёнком, они находят свое отражение в основных направлениях воспитательной работы ДОО.

Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство – уважение к человеку, к законам человеческого общества. Культура отношений является делом не столько личным, сколько общественным. Конкретные представления о культуре поведения усваиваются ребенком вместе с опытом поведения, с накоплением нравственных представлений.

Цель эстетического воспитания : становление у ребенка ценностного отношения к красоте. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющей внутреннего мира ребенка.

Можно выделить основные задачи этико-эстетического воспитания :

1) формирование культуры общения, поведения, этических представлений;

2) воспитание представлений о значении опрятности и красоты внешней, ее влиянии на внутренний мир человека;

3) развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, явлений жизни, отношений между людьми;

4) воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной страны и других народов;

5) развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей ребенка действительности;

6) формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать себя прекрасным, создавать его.

Средствами эстетического воспитания могут выступать : • труд; • природа; • искусство; • окружающая среда; • активная художественная деятельность.

Говоря о соотношении этикетного, этического и эстетического в поведении можно выделить три основных поведенческих критерия: как вести себя правильно, т. е. в соответствии с принятым в обществе порядком поведения; как вести себя хорошо, т. е. в соответствии с нравственными нормами; как вести себя красиво, т. е. получая от своего поведения и эстетическое наслаждение.

Этика- философское учение, предметом которого является мораль, а центральной проблемой – Добро и Зло. Этика дает ответ на вопрос как правильно жить. Этика – это :

Учение о нравственности;

- система правил, осуществляющих контроль и коррекцию поведения людей;

- способ оценки человеческих поступков, их одобрения или осуждения;

- «социальный регулятор» поведения и отношений между людьми

Эсте тика —философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания.

Эстетическое воспитание развивает вкус, умение замечать прекрасное и безобразное, оно тесно связано с нравственным воспитанием человека.

При нравственном воспитании развиваются такие чувства как любовь, уважение, жалость к окружающим, так необходимые для воспитания «полноценного» человека.

Чтобы успешно организовать этико-эстетическое воспитание дошкольника, воспитать такие качества, как вежливость, доброту, милосердие, благородство и т. д. в нашем саду обеспечиваются все необходимые условия:

Так создается развивающая среда, которая является важнейшим условием полноценного эстетического воспитания, она окружает ребенка, и прежде всего это здание детского сада. На территории детского сада находятся участки с ярким оборудованием и зелеными насаждениями, природный уголок «Экологическая тропа», клумбами, где дети не только способны воспринимать и чувствовать прекрасное, но и учатся ухаживать, беречь, оформлять его. Дети не только видят красоту, но и учатся создавать ее. Дети осознают, что видя красивые цветы, ими не только можно любоваться, но и ухаживать за ними. Эстетика и этика - это два неразрывных понятия и очень важно сформировать у ребенка в дошкольном возрасте понимание фразы: «Чисто не там, где убирают, а чисто там, где не сорят». Например, мы проводим очень много экскурсий по улицам поселка, часто бываем в парке, знакомимся не только с достопримечательностями, но и воспитываем нормы этико-эстетических норм. Придя в парк, когда дети видят не красивые вещи: сорваны цветы, они очень расстраиваются, ведь они осознанно уже понимают, что можно увидеть красоту, даже через совсем крохотный цветочек, но только тогда, когда он живой. Каждый человек хочет жить в красивой и богатой стране, но одного этого не достаточно. Поэтому в нашем детском саду проводятся многочисленные благотворительные акции «Берегите природу», «Эколята», «Первоцвет».

В помещении создана мини-выставка работ детей «Экспозиционный холл», наполнение которого меняется от тематики образовательного события. Так же в рамках образовательного события, например весенние хлопоты, организовываем пленер. Через создание весеннего пейзажа дети пытаются выразить весенние эмоции, красоту родного края, учатся видеть красоту в каждом кустике, деревце. Такие выставки не только для наших воспитанников, но и для семейного посещения. Они приносят радость и малышам, и членам их семей – братьям и сестрам, родителям, дедушкам и бабушкам. Каждая выставка – это не только возможность полюбоваться прекрасным, но и повод для общения между поколениями, а также – для совместной деятельности педагогов и родителей. Ведь родители с удовольствием втягиваются в процесс организации выставок: предлагают темы, добывают экспонаты, участвуют в оформлении. Активно посещаем выставки юных художников ДШИ. Так как у нас дети дошкольного возраста, нам нельзя выезжать на автобусе на реку Дон, лесополосы, водоемы и т. д. И поэтому в работе мы используем ИКТ такие как «Виртуальные экскурсии»(смотрим выставки художников, а еще бывает конечно совместное создание видео, а потом просмотр. Например, зимний челендж : наблюдая за прекрасными явлениями природы, родители присылают фото-зарисовки зимних пейзажев, объединяем все в видео ролик. А потом все вместе, просматривая, делимся впечатлениями и вспоминаем, где это было, когда.

Немаловажную роль в этико - эстетическом воспитании детей дошкольного возраста играет музыка - одна из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, т. к. она обладает большой силой эмоционального воздействия. Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту — маленький человек осознает свое достоинство, развивает духовные силы ребенка, его творческую активность. Мы знакомим детей с музыкой отечественных и зарубежных композиторов-классиков — М. Глинки, П. Чайковского, И. Баха, В. Моцарта, А. Вивальди, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Э. Грига и многих других. Дети постепенно приобщаются к основам мировой и общенациональной музыкальной культуры, что, несомненно, способствует формированию гармоничной личности, способной не только любить и понимать искусство, но и чутко и бережно через музыку относиться ко всему окружающему, к миру природы, к миру человеческих взаимоотношений. Воспитываем через классическую музыку любовь к прекрасному. В рамках образовательных событий мы используем классическую музыку, которая выражает настроения, чувства, характер людей, рассказывает о животных и птицах, природе. Продолжаем слушать и разыгрывать музыкальные сказки, развлечения, используя лучшие образцы классической музыки.

Так, например при слушание музыкального произведения П. И. Чайковского «Кукла заболела», дети не только слышат настроение музыки, но и «видят ее», настроение человека (горе девочки, вызывает у ребенка соответствующие эмоциональные переживания, воспитывают бережное отношение к игрушкам. Слушая произведения П. И. Чайковский «Щелкунчик» невозможно не вспомнить красивую нарядную елку, подарки.

Широко используем технические средства обучения и современное мультимедийное оборудование, так в саду мы организовываем просмотр видеофильмов, слайдов, презентаций, фотографий композиторов и репродукций картин по музыкальным произведениям.

Особо важная роль в эстетическом воспитании принадлежит народной музыке. Она является неотъемлемой частью народного художественного творчества, существующего, как правило, в устной, бесписьменной форме и передаваемого лишь исполнительскими традициями, причём традиционность здесь является определяющим признаком народной музыки как музыки устной традиции. Народная музыка, народная мелодия являются выражением глубин коллективного народного сознания. Подобно речи, народная песня, мелодия являются обращением к слушателю с целью воздействовать на него; выразительность связана с определённым эмоциональным тонусом. Иначе говоря, музыка, народная мелодия наравне с доступностью является весьма эффективным, мощным средством воздействия при воспитании культуры, формирования позитивного внутреннего восприятия. Поэтому праздники в нашем детском саду проходят по особенному. Ведь самобытность русского народа, должна впитываться ребенком, с самого раннего возраста. Традиционные праздники в народном направлении, например «Осенняя ярмарка», важно все: и украшение зала (расписные платки,рассматривание предметов старины (самовар, печка). Погружаясь в атмосферу старины, дети примеряют на себя роли, знакомятся с бытом русского народа, любуются его особенностями и колоритом. А народные костюмы – это особое значение: есть русские сарафаны, гжельские платья. Мы с ребятами ставили танцевальную композицию «Самовар», где народная музыка сочеталась с народными движениями. Участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей - все это важные факторы эстетического воспитания.

Влияние на этико-эстетическое восприятия, формирования его целостной картины мира, которая основывается на чувствах уважения к своим истокам, особое место мы отводим казачеству, потому что Подгоренская земля – Родина казачьего братства. И мы продолжаем эту культурную традицию. Поэтому уже несколько лет в нашем саду функционирует детский ансамбль «Донские казачата», где дети знакомятся с казацкими костюмами, песней, танцами, укладом жизни.

Несмотря на то, что дошкольные организации вне политики и религии, мы русские люди и в основе общечеловеческих ценностей лежат ценности многие из которых взяты. из истории православной культуры. Поэтому более 10 лет мы тесно сотрудничаем с нашим Свято-Троицким храмом и храмом Сергея Раданежского, который находится рядом с детским садом. Знакомим более глубоко с историей, культурой православия, через понятия, что такое хорошо, плохо, добро, зло, истинность, ложь, хороший поступок или плохой. К сожелению эти 2 года нарушили наши традиционные форматы и все же, участие и организация благотворительных мероприятий, таких как посадка цветов, открыток для прихожан храма, подготовка к празднику Вербное воскресенье, сеют в душах детей разумное, светлое, вечное, в дальнейшей жизни будут определять стиль их поведения по отношению к сверстникам, к пожилым людям, знакомым и не знакомым.

В нашем дошкольном учреждении оборудован мини – музей «Русская изба», а в каждой группе созданы народные уголки в рамках смотра – конкурса уголков «Моя малая Родина», с целью знакомства воспитанников с бытом, традициями, ремеслами народов и воспитания уважения к людям различных национальностей и их обычаям.

Мини – музей «Русская изба» и народные уголки в группах стали неотъемлемой частью предметно – развивающей среды нашего детского сада. Каждый из них – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Отдельно хочется остановиться на работе с родителями. Современная модель сотрудничества детского сада с семьей понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядом и установкам в воспитании ребенка. Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в процессе поликультурного, межнационального воспитания, мы считаем, должно строиться под девизом «Все друг другу мы нужны». В нашем детском саду традиционными стали следующие формы работы с семьей:

1. Выпуск газет для родителей (новая газета ежегодно);

2. Проектная деятельность; гостевой уикенд: «Мамина школа», «Папина мастерская»

3. Использование семейных фотоальбомов в режимных процессах;

4. Выставки совместных поделок;

5. Фотовыставки, конкурсы поделок, фоторепортажи из групп;

6. Семейные праздники в группах, фольклорные развлечения с участием родителей. «Чайная пятница».

Такая совместная работа сплачивает детей и взрослых, способствует развитию свободного общения между ними. Совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. Дети получают знания о близких им людях, интересуются их достижениями, профессиями, учатся выражать свои мысли и чувства. Такие выставки приносят всем чувства радости, удовлетворенности.

Спасибо, за внимание.

Публикации по теме:

Практикум «Художественно-эстетическое развитие дошкольников как условие для создания психологического здоровья воспитанников»Практикум «Художественно-эстетическое развитие дошкольников как условие для создания психологического здоровья воспитанников» Арт-терапия как метод художественно-эстетического развития дошкольников Уважаемые, коллеги, предлагаю вашему вниманию материал, который.

Художественно-эстетическое образование дошкольников. Принцип постепенности погружения и опоры на апогей в искусстве О принципах обуславливающих развитие художественно-творческих проявлений и способностей детей дошкольного возраста мы уже говорили: принцип.

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Художественно-эстетическое воспитание играет важную роль в формировании.

Экономическое воспитание дошкольниковЭкономическое воспитание дошкольников В современном мире просто необходимо учиться правильному обращению с деньгами. Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста.

Обобщение опыта музыкального руководителя «Эстетическое развитие дошкольников посредством приобщения к классической музыке» Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит. Плутарх Введение.

Патриотическое воспитание дошкольников.Патриотическое воспитание дошкольников. .

Протокол родительского собрания «Художественно — эстетическое воспитание детей в разных видах детской деятельности» Протокол №3 Собрания родителей (законных представителей) 2мл. гр. №2 от 18.03.2020г Тема собрания: «Художественно – эстетическое воспитание.

Семинар-практикум для дошкольных работников «Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель: организация работы по обобщению опыта воспитателей и повышения уровня их компетенции. Форма проведения: семинар-практикум. Участники:.

Статья «Музыкально-эстетическое воспитание дошкольников» Музыка занимает особое, значимое место в воспитании детей дошкольного возраста. Б. М. Теплов называет музыку «зеркалом души человеческой»,.

Патриотическое воспитание дошкольников Патриотическое воспитание детей было и остается одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это - сложный педагогический.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Этико-эстетическое воспитание дошкольников
Опубликовано: 22 сентября 2022 в 15:16
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД