Папки-передвижки

Долгосрочный проект «Чудеса тестопластики»

Светлана Дисенбаева
Долгосрочный проект «Чудеса тестопластики»

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев…

Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки,

чем тоньше взаимодействия руки с орудиями труда,

тем ярче творческая стихия детского разума»

В. А. Сухомлинский.

Участники проекта : дети и родители группы, педагоги.

Воспитатель: Дисенбаева Светлана Владиславовна

Тип проекта : долгосрочный

Срок реализации проекта сентябрь – май.

Публикация «Долгосрочный проект „Чудеса тестопластики“» размещена в разделах

Классификация: групповой, исследовательско – творческий.

Цель проекта : Содействовать формированию творческих способностей в художественно – эстетическом и познавательном развитии дошкольников через нетрадиционные способы лепки из теста. Создание условий для развития сенсомоторной функции у детей дошкольного возраста через использование технологии тестопластики.

Задачи проекта :

1. Формировать и расширять представления о свойствах воды, муки и соли. Учить готовить соленое тесто для последующего использования его в лепке.

2. Способствовать тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, материала и освоению разнообразной традиционной и нетрадиционной технике лепки.

3. Формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его. При необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел, возможность создания объемных поделок.

4. Совершенствовать общую ручную умелость, мелкую моторику, синхронизацию работы обеих рук.

5. Способствовать развитию воображения, творчества детей, эстетического восприятия, художественно – образного и пространственного мышления, памяти, внимания, интеллектуального развития.

6. Способствовать повышению эмоциональной выразительности и разнообразию создаваемых детьми оригинальных, неповторимых, художественных образов.

7. Способствовать развитию речи, логического мышления, эстетическому отношению к действительности.

Гипотеза:

Занятия тестопластикой не только помогают развивать мышление, глазомер, пространственное восприятие, тактильные ощущения, но и открывают детям прекрасный мир искусства, многовековые представления о красоте и гармонии.

Тестопластика вышла в лидеры и по привлекательности деятельности, и по динамике развития с её помощью ручных умений и конструктивных способностей. Не следует забывать и о лечебном эффекте тестопластики : исчезают нервозность, возбуждённость, концентрируется внимание, улучшается память, повышается обучаемость.

Ещё М. Монтессори считала, что «воспитание руки» влияет на восприятие пространства, что наглядно-образное мышление строится на «наглядных образах», добытых рукой, её кожей, её движениями. Таким образом способности развиваются, когда обучаются руки.

«Дарю вам мукосол, чтобы были хлеб да соль» - так говорили в праздники в русских деревнях, даря произведения из соленого теста.

Соленое тесто – это не только забавные фигурки на холсте или в самостоятельной композиции, это обереги наших домов еще с дохристианских времен. Считалось, что любая такая поделка, находящаяся в доме – символ богатства, благополучия и достатка в семье.

Изготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем и применялось для выполнения фигурок: различных медальонов, венков, колец, подков и других изделий.

Своими руками можно сделать отличные подарки для друзей из обычных материалов.

Для ребенка, который воспитывается под влиянием изобразительного искусства, мир становится многозначным, многообразным, многоцветным, добрым и прекрасным, а сам ребенок - здоровым и успешным.

Тесто и как с ним работать

Существует множество рецептов теста для лепки. Но в зависимости от качества муки, от того какая модель вами задумана, вы можете сами варьировать ингредиенты и их пропорции, добиваясь нужного результата опытным путём. Приведем несколько базовых рецептов, которых, вероятно, окажется вполне достаточно для работы, особенно на первых порах.

Мука должна быть белой, достаточно высокого качества. Соль требуется мелкая. Основной рецепт очень прост: соли и муки должно быть поровну, воду, постоянно перемешивая тесто, добавляют в количестве немного большем половинного количества муки и соли. Количество воды может изменяться в зависимости от качества муки. Тесто разминают руками, поэтому на ощупь легко определить, насколько оно пластично и готово к лепке.

Если вы хотите сделать изделие максимально прочным, вместе с водой добавьте канцелярский клей или ПВА. Если вы замесили теста больше, чем вам необходимо для конкретного изделия, положите остаток в полиэтиленовый пакет или заверните в фольгу. Для длительного (в течение нескольких дней) хранения тесто лучше положить в холодильник (в отделение для овощей) или просто в прохладное место. Остатки сухого, но невыпеченного теста можно использовать повторно, предварительно размельчив и смешав с водой до нужной густоты.

Работать с тестом надо на гладкой, легко моющейся поверхности. Вылепленные фигурки можно оставить перед запеканием сохнуть на воздухе, а можно сразу поместить в духовку.

Иногда в процессе запекания на изделиях образуются трещины или даже отламываются небольшие фрагменты. Фигурку можно спасти, замазав или склеив обломки жидким тестом (обычное соленое тесто, в которое добавляют воду, доводя до консистенции жидкой сметаны). Пригодится такое тесто и для прикрепления деталей к уже высохшей основе.

Цветное тесто

Цветное тесто можно получить двумя способами. Первый: вместо воды добавить раствор красителя. Можно развести пищевую или гуашевую краску. Другой вариант — смешивать два или несколько кусков уже окрашенного теста.

Высушивание готовых изделий из теста

Готовые фигурки можно высушивать несколькими способами. Первый и самый простой — сушка на воздухе. Правда, при таком способе лучше немного изменить рецепт теста для увеличения прочности изделия. Вместо воды в данном случае к муке и соли добавляют мучной или крахмальный клейстер или клей ПВА.

Второй способ — сушка в духовом шкафу. В духовке изделие нужно сушить от получаса до двух часов, в зависимости от его размера. Нельзя ставить поделку в разогретую духовку, так как это может привести к растрескиванию. Изделия раскладывают на противне до того, как духовка будет нагреваться. Огонь должен быть маленьким, дверца приоткрыта. Высушивание фигурок в духовке электрической плиты проходит немного иначе. Процесс длится около трёх часов при минимальной температуре. Микроволновая печь совершенно не подходит для высушивания изделий из теста.

В связи с этим, я разработала свою методическую проектно – творческую систему работы и представила ее в проекте.

Она состоит из двух этапов.

Первый – исследовательский;

Второй – творческий процесс.

Первый процесс состоит их двух циклов:

1 цикл – сенсорно – познавательная деятельность;

2 цикл – опытническая -экспериментальная работа.

Второй процесс заключается в художественно - эстетическом развитии и нетрадиционных способах лепки.

Основываясь на проектную деятельность, я старалась правильно организовать познавательную и исследовательско - творческую деятельность детей этого возраста. Поэтому, выделила основные направления развития творческих способностей детей в образовательной области.

Предполагаемый результат:

1. Иметь знания о форме, фактуре, цвете предметов.

2. Владеть разнообразными традиционными и нетрадиционными техниками лепки, их применением.

3. Уметь творчески самовыражаться, получать возможность фантазировать, изобретать.

4. Повысить заинтересованность, удовлетворяющую потребность ребенка в деятельности.

5. Заинтересовать родителей в развитии личности ребенка и формирования его креативности.

6. Владеть умениями создавать формы предметов пластическим способом, используя цвет, нетрадиционный материал для передачи образа.

7. Уметь правильно активизировать движение пальцев руки, синхронно работать обеими руками при создании образов, предметов из соленого теста.

8. Уметь передавать эстетические стороны окружающей действительности, оригинальные, неповторимые художественные образы.

9. Иметь представления о свойствах теста, его консистенции, наблюдать, делать выводы, подводить итоги.

Актуальность

По данным исследования ученых доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Известно, насколько велика роль рук в развитии умственной деятельности человека. Наши рецепторы - это своего рода маленькие, чуткие исследователи, особо воспринимающие устройства, с помощью которого дети ощущают мир в себе и вокруг себя. Поэтому на занятиях по тестопластике широко использую пальчиковые игры, гимнастику и массаж пальцев, упражнения для рук с предметами. Также игры с тестом полезны детям с пониженным или повышенным тонусом рук, так как они нормализуют тонус. И что удивительно: занятия с соленым тестом рекомендуют врачи для профилактики бронхо-лёгочных заболеваний!

В настоящее время высоко ценится всё, что сделано своими руками, а занятия в объединении помогают детям руками и душой прикоснуться к настоящему делу. Нужно помнить, что научить ребёнка лепить это не значит, что достаточно дать ему один кусочек теста. Очень важно показать, как это сделать.

1. Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

2. Развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;

3. Синхронизирует работу обеих рук;

4. Формирует умение планировать свою работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его. При необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;

5. Развивает творчество ребенка.

6. Подготовка руки к письму.

Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие способности ребенка.

В последнее время лепка из соленого теста набирает все большую популярность. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания старших дошкольников. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Так же, как и другие виды изобразительного искусства, лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного. Поэтому, можно обосновано предположить, что лепка из теста развивает у детей творческое начало, истоки способностей и дарования.

В современном мире высоко ценятся изделия, выполненные своими руками. Один из самых простых, недорогих и экологически чистых видов рукоделия является биокерамика, она же тестопластика, то есть лепка из соленого теста. Сейчас этот способ изготовления поделок незаслуженно забытый, вновь входит в моду. Этот вид рукоделия приятен еще тем, что он один из самых доступных и дешевых. Для того, чтобы попробовать лепить из соленого теста, не требуется приобретать специальных инструментов, материалов и пособий. Не понадобиться даже выходить из дома – мука, соль и вода для теста и духовка для сушки изделий найдутся у каждой хозяйки.

Для раскрашивания теста или фигурок подойдет любая краска – та же гуашь. Самое большое, на что придется потратиться – это лак, которым покрываются готовые работы. Соленое тесто не токсично и съедобно. Если любознательное чадо попробует его на вкус – ничего страшного не случиться.

К изготовлению игрушек из теста можно привлекать даже совсем маленьких детей. А возиться с тестом любят практически все малыши. Пластилиновые поделки, к сожалению, имеют короткий срок жизни. Изделия из соленого теста долговечны и красивы, если приготовить тесто особым образом.

Тестоудивительно пластичный материал для лепки различных фигур и композиций: нежный, мягкий. В отличии от обычного пластилина, тесто не пачкает руки. При правильном замесе тесто не крошиться, не трескается, сохраняется достаточно долгое время.

Лепить из теста – доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идет полное расслабление тела и души. Человек наполняется радостью, уходят заботы, стресс, а если он работает с любовью и желанием, то может отдохнуть и восстановить силы. Это особое состояние, божий дар, который нужно беречь и приумножать.

Реализация проекта

Месяц

Кол-во часов Тематический

блок Тема занятия Программное содержание

Сентябрь

сентябрь I этап (начальный) «Путешествие в страну Тестопландию начинается»

2

1 Путешествие в мир ремесел Ознакомление с трудом кондитера и пекаря

ООД «Мука и её свойства»

Вкусные калачи

Представить вниманию родителей консультацию «Чудеса тестопластики» Познакомить детей с трудом кондитера и пекаря, видами кондитерских изделий. Познакомить детей с основными способами и приемами лепки хлебобулочных изделий из соленого теста : калачей, хлебов, караваев, батонов и т. д. Вызвать интерес к лепке из соленого теста.

Учить лепить, используя известные приемы лепки (налеп, вдавливание). Развивать композиционные умения, воображение, общую ручную умелость, мелкую моторику, эстетический вкус.

1

1 В гостях у царицы Осени Петриковская роспись (калачи) Знакомство с Петриковской росписью

октябрь «Собираем урожай»

Буклеты для родителей «Тесто – это просто» Продолжить знакомить детей со свойствами соленого теста. Закрепить умение передавать в лепке характерные особенности овощей и фруктов (форма, размер, используя знакомые приемы лепки: оттягивание, сглаживание, прищипывание и т. д.

II этап (промежуточный) «Увлекательная тестопластика»

Декабрь

1

В мире птиц Петриковская роспись- роспись овощей и фруктов Развивать самостоятельность и фантазию, умение экспериментировать. Украшать свои изделия декоративными элементами, использовать в работе краски различных цветов.

1 «Птичка» Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к птицам; вырабатываем умения работы всеми способами лепки изученными на предыдущих занятиях.

1

1

В мире животных

Роспись птичек

«Лошадка»

Выставка детских работ

Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус, стремление к творчеству.

Учить лепить лошадку и украшать ее, используя известные приемы лепки (налеп, вдавливание). Развивать композиционные умения, воображение, общую ручную умелость, мелкую моторику, эстетический вкус.

Привлечение родителей к совместной деятельности.

Февраль Январь III этап (завершающий) «Мы – фантазеры»

1

1

В гостях у сказки Роспись лошадки

«Чудо – дерево»

«Лепка из соленого теста – это удовольствие и радость!»

Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками. Формировать аккуратность при раскрашивании готовых фигур.

Воспитывать интерес к композиции по мотивам литературного произведения. Продолжать освоение пластических способов создания образов на основе шара. Развивать чувство формы.

Консультация для родителей

1 Роспись «Чудо – дерева» Упражнять в сочетании различных форм изобразительной деятельности. Учить использовать для нанесения узора на тесто стеки, трубочки, печатки. Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность.

март 1 «Мишка» Продолжить освоение техники лепки из соленого теста. Познакомить со способом лепки объемных фигур животных на основе каркаса из фольги. Учить добиваться более точной передачи пропорций, особенностей формы и характерных деталей животных. Развивать способность задумывать содержание своей работы, определять способы выполнения замысла.

апрель 1 Петриковская роспись –Мишка

Выпуск буклета «Как организовать занятия с детьми по тестопластике в домашних условиях».

Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками. Формировать аккуратность при раскрашивании готовых фигур.

Помочь родителям в организации лепки из соленого теста дома.

1 В гостях у сказки «Петух» Развивать воображение и умение переносить знакомые способы и приемы лепки в новую творческую ситуацию.

1 Роспись -Петух Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками. Формировать аккуратность при раскрашивании готовых фигур.

май 1 В гостях у Феи Цветов. «Подсолнушки – маленькие солнышки» Учить лепить рельефные изображения подсолнухов, передавая характерные особенности их строения и окраски. Воспитывать интерес к отражению в лепке впечатлений об окружающей жизни.

1 Петриковская роспись подсолнушков

Мастер класс для родителей и детей

«Фантазии из муки, соли и воды»

(заключительный) Создание условий для формирования и активизации творческого потенциала детей и родителей через технологию тестопластики.

Заинтересовать и вовлечь родителей в совместную досуговую деятельность с детьми.

Публикации по теме:

Долгосрочный проект «Что за прелесть эти сказки…» Тип проекта: творческий, долгосрочный. Участники проекта: педагоги ДОУ, дети, родители. Сроки проекта: сентябрь 2016 по май2017. Актуальность:.

Долгосрочный проект «Дом пуговки» Проект «Дом пуговки» (долгосрочный) Средняя группа Филимонова Е. В. Октябрь, 2016 – май 2017 г Цели проекта «Дом пуговки»: Сформировать.

Долгосрочный проект «Логострана» для детей 6–7 летДолгосрочный проект «Логострана» для детей 6–7 лет Долгосрочный проект для детей 6-7 лет «Лого страна» (Развитие элементов логического мышления посредством игры у дошкольников) Введение.

Долгосрочный проект «Красная книга РФ»Долгосрочный проект «Красная книга РФ» Вид проекта:Познавательно - образовательный, творческий. Продолжительность: долгосрочный, октябрь 2015г. – май 2016г. Цель проекта:Формировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Долгосрочный проект «Чудеса тестопластики»
Опубликовано: 25 марта 2025 в 14:57
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Долгосрочный проект «Чудеса тестопластики»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Дисенбаева (УИ 165941) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных