МААМ-картинки

Долгосрочный проект «Музыкальное кружево детства»

Марина Олеговна Ельчина
Долгосрочный проект «Музыкальное кружево детства»
▼ Скачать + Заказать документы

Долгосрочный проект

объединяющий инновационные образовательные практики, связанные с организацией внешкольного воспитательно-образовательного пространства, с выходом образователь-ной деятельности в социум

«Музыкальное

кружево детства»

[/u]

Авторы:

Халимова Марина Олеговна, музыкальный руководитель высшей

квалификационной категории,

Прохорова Марина Ивановна, воспитатель первой

квалификационной категории

Публикация «Долгосрочный проект „Музыкальное кружево детства“» размещена в разделах

«Музыка воодушевляет весь мир,

снабжает душу крыльями, способствует

полету воображения; музыка придает

жизнь и веселье всему существующему,

делает человека счастливым… Ее можно

назвать воплощением всего прекрасного

и всего возвышенного»

Платон

1. Актуальность

В наше время весьма актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его пути, в детстве, воспитания Человека, в котором гармонично развивалось бы эмоциональное и рациональное начало. Потери в эстетическом воспитании обедняют внутренний мир человека.

Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему. Творчество – это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель.

Ведь всем известно, что хоть детский сад и является “островком дет-ства”, но он не может существовать изолированно от города, области и страны в целом. Значение социума для дошкольника также велико, как и значение семьи. И именно здесь сходятся воедино задачи общества, ОУ и семьи, заинтересованность в воспитании гармоничной всесторонне – развитой личности. Отдаленное расположение нашего поселка, дефицит культурных мероприятий для детей, отсутствие домов творчества, музеев, парков развлечений - это все приводит нас к необходимости решения данной проблемы, путем создания проекта.

Именно в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Огромную роль в решении этих задач играет ознакомление дошкольников с объектами социальной сферы района, социумом ближайшего окружения через приобщение и непосредственное творческое участие воспитанников в культурно - массовой жизни поселка. Раскрытие творческого потенциала наших детей начиналось с «Открытых дверей» в дошкольном учреждении и находит продолжение в активном участии в различных мероприятиях поселка, а также выступлениях с музыкальными номерами на предприятиях и в организациях поселка.

Актуальность данной проблемы послужила для нас стимулом к созданию проекта и внедрения его в свою работу.

1.2

Цель:

стимулировать творческое развитие детей с учетом проявлений ода-ренности в музыкальной деятельности через привлечение к участию в культурных мероприятиях разного уровня

Задачи:

Организация единого музыкально - эстетического пространства «ДОУ- семья – социум»

Создание Временного творческого коллектива с целью сопровождения проекта, постоянного режима консультирования, координации деятельности участников проекта, информационной, мотивационной, финансовой поддержки проекта;

Повышение социального статуса ДОУ, в целом системы дошкольного образования;

Обобщение опыта сетевого взаимодействия в рамках тиражирования проекта по итогам результативности и эффективности, внедрение ин-новационного проекта в практику работы других ДОУ

Развитие музыкальных способностей, актерского мастерства;

Обеспечение психологической комфортности и эмоционального рас-крепощения детей в процессе работы

Обогащение предметно - развивающей среды, способствующей развитию музыкальных способностей ребенка.

Развитие и укрепление здоровья ребенка, через систему дыхательных упражнений. Охранять детский певческий голосовой аппарат.

Воспитание умения работать и вести себя в коллективе, взаимопощи и уважения друг к другу.

1.3. Концепция проекта

Идея проекта

Одним из главных путей выживания в сложных кризисных условиях является повышение качества работы, более полное выполнение основных функций учреждения. Решая непростую задачу - соответствовать запросам общества и обеспечить сохранение самоценности, неповторимости нашего дошкольного учреждения, мы пришли к идее создания данного проекта - стремление вовлечь и приобщить детей к общественной культурной жизни. Основной причиной его создания послужили отдаленность расположения нашего поселка, дефицит культурных мероприятий для детей, отсутствие домов творчества, музеев, парков развлечений.

Каждый детский сад должен сегодня постоянно доказывать свою привлекательность, оригинальность и необходимость, занять свою индивидуальную нишу в общем образовательном пространстве. А это достигается в первую очередь высоким качеством воспитательно-образовательного процесса в конкретном учреждении. В последние годы резервы инновационной деятельности детских дошкольных учреждений в основном связывались с разработкой новых программ, соответствующих индивидуальным возможностям детей и развивающих их интеллектуальный, эмоциональный, действенно-практический потенциал. Безусловно, это даёт определенные положительные результаты.

Теоретическая база проекта

Теоретическую основу данного проекта составляют исследования в области эстетического развития ребёнка и вовлечение в общественную культурную жизнь.

Ранее выдающиеся педагоги и психологи (П. Ф. Лесгафт, А. Ф. Лазурский) показывали значимость социальной среды для развития ребенка.

На современном этапе вопросы взаимодействия детского сада и семьи освещены в работах таких авторов, как Е. П. Арнаутовой, О. Л. Зверевой, Т. В. Кротовой, И. О. Пастуховой.

С появлением авторских программ по музыкальному воспитанию - «Элементарное музицирование» Т. Э. Тютюнниковой, «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой, «Синтез» Т. Г. Рубан, К. В. Тарасовой, Новоскольцева И. А «Этот удивительный ритм», Методика Дж. Бин. и А. Оулдфильд «Волшебная дудочка – развивающие музыкальные игры», методика А. Стрельниковой, М. Картушиной - появилась возможность разнообразить, варьировать способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя, с помощью которого осуществляется и общее развитие.

Принципы:

(основываясь на принципах ФГОС)

1) построение деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество Организации с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, обще-ства и государства;

Основные понятия

Воспитание эстетическое - развитие у человека чувств прекрасного, формирование умений и навыков творить красоту в окружающей действи-тельности, уметь отличать красивое от уродливого, жить по законам духовной красоты.

Культура - (от лат kultura - воспитание, образование, развитие) - совокупность практических, материальных и духовных достижений общества на протяжении его историиї.

Талант - (от гр talanton - весомость, мера) - совокупность способно-стей, которые позволяют получать продукт деятельности, отличающийся новизной, высоким совершенством и общественной значимостьюю.

Социум - Социальное окружение человека.

Творческая деятельность - форма деятельности человека или коллектива создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего.

Участники:

воспитанники детского сада

музыкальный руководитель

воспитатели групп

родители

специалисты внешнего социума

администрация ДОУ

Сроки реализации проекта

Долгосрочный, 3года (с 2013 по 2016гг)

Материальное обеспечение – музыкальный зал, музыкальный центр, синтезатор, микрофоны, сетевое взаимодействие через интернет, мультимедийные технологии, музыкальные инструменты, сценические костюмы, музыкальные зоны в группах.

[b]1.4. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПРОЕКТА[/b]

Проект позволяет нашему дошкольному образовательному учрежде-нию быть открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Работа направлена на:

•осуществление взаимодействия со средой;

•реакцию на изменяющиеся индивидуальные и групповые образова-тельные потребности и запросы;

Одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в установлении прочных связей с социумом.

Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и научными центрами дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства. Одновременно этот процесс способствует росту профессионального мастерства всех специалистов детского сада, работающих с детьми, поднимает статус учреждения, указывает на особую роль его социальных связей в развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка. Что в конечном итоге ведет к повышению качества дошкольного образования.

Организация социокультурной связи между детским садом и этими учреждениями позволяет использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей, решать многие образовательные задачи, тем самым, повышая качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования.

Организация работы по музыкальному направлению во многом зависит от оснащения необходимым оборудованием. Интерес к музыкальной деятельности воспитанников ДОУ, осуществляется путем посещения музыкального зала, который представляет собой удобное, просторное, красиво убранное помещение с основным музыкальным инструментом, где проходят музыкальные занятия, праздники, развлечения, досуги. Посещение представлений гастролирующих театров, музыкальных и цирковых коллективов играют немаловажную роль и являются примером для наших маленьких начинающих артистов.

Применяемые технологии и методы.

Здоровьесберегающие

(артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастики, речевые игры с движениями, валеологические игры, массажи и самомассажи)

Информационно-коммуникативные

(для подбора иллюстративного материала к занятиям, мероприятиям, для оформления стендов, кабинета, документации)

Личностно-ориентированные

(обеспечивают условия для развития индивидуальности ребенка)

Игровые

(по ФГОС личность ребенка выводится на первый план и все дошкольное детство должно быть посвящено игре)

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заим-ствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

Технологии исследовательской деятельности

Исследовательская деятельность ребенку помогает выявлять актуаль-ную проблему и посредством ряда действий ее решить. При этом ребенок подобно ученому проводит исследования, ставит эксперименты.

Методы и приемы организации исследовательской деятельности:

наблюдения;

беседы;

опыты;

дидактические игры;

моделирование ситуаций;

поручения, действия.

Технология проектирования, как современный метод интеграции дея-тельности, позволяет решать комплекс задач, подчиненных одной теме, разнообразными приемами и методами, постепенно и в системе.

Среда играет большую роль в проведении праздничных мероприятий: тематическое, красочное оформление зала, подбор образных костюмов, уместное, использование современных мультимедийных установок, качественный подбор музыкального репертуара. Основная задача праздников – сделать его незабываемым, открыть детям мир удивительных чудес и волшебных звуков, оставить яркий след в душе каждого ребенка. Сценарий необходимо разработать так, чтобы каждый ребенок смог принять участие на празднике и получил положительные эмоции (кто-то показывает себя в большой роли, кто-то в совсем крошечной; робкие, стеснительные дети могут проговорить слова хором (по 2-3 человека, но со временем и они начинают чувствовать определенную уверенность в себе и также получают радость и веселье).

При организации предметно - пространственной среды мы стараемся, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, чтобы она была доступной и соответствующей возрастным особенностям детей.

Для полноценного раскрытия творческих возможностей детей предлагаем раличные виды деятельности:

Сольное и хоровое исполнение песен

Театрализаця

Хореографические номера

Поэтические выступлени

Музыкальные, хороводные, спортивные игры и т. д.

Итеграция разных видов деятельности

Родители являются не только связующим звеном между ребенком и педагогом, но и сами активно способствуют развитию творческих способностей своих детей. Посещение совместно с родителями культурных центров, мероприятий (концерты, музыкальная школа или школа искусств, спектакли театра оперы и балета и т. п.) направлено на музыкальное просвещение и эстетическое развитие детей.

1.5. Этапы реализации проекта

эта-пы цель форма работы содержание сроки

1 этап организационный

2 этап диагностический

3 этап практический

4 этап обобщающий

1.6. Предполагаемый результат

По итогам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что в результате систематических занятий, участий в мероприятиях и конкурсах у детей значительно улучшились результаты качества музыкальных способностей и представления о культуре поведения.

Используя методику Н. А. Ветлугиной, на выявление чувства ритма, метра, звуковысотного слуха и динамического чувства, которая представлена в игровой форме, мы выявили результаты на начальном этапе работы проекта, и на промежуточном этапе. Они представлены в диаграмме.

1 ряд – диагностика 2013г; 2 ряд – диагностика 2015

Таким образом, по итогам можно сделать вывод о том, что в результате проектной деятельности значительно улучшились и музыкальные, артистические способности у детей. Это полностью подтверждает то, вовлечение детей в творческую работу проекта показал положительную динамику.

На улучшение показателей повлияло профессиональное сотрудниче-ство с педагогами ДОУ, администрацией, семьями воспитанников, специалистами внешнего социума.

1.7. Критерии и показатели эффективности деятельности

Критерий Показатели Инструментарий

Рост компетенции воспитанников процессе творче-ской деятельности

- участие в конкурсах;

- организация праздников и развлечений;

- организация творческих вечеров;

- развитие вокально-хоровых навыков, артистизма, умение вести себя в коллективе… Статистические данные

Анализ выступ-лений воспитан-ников

Повышение про-фессионального мастерства педа-гогов - участие в творческих груп-пах ;

-наличие грамот и призовых мест в профессиональных и твор-ческих конкурсах;

-участие в семинарах и кон-ференциях различного уровня;

-публикации в сми, на сайте учреждения и личных интернет страницах Документация Диагностика Статистическая отчетность

Работа с родителя-ми - повышение психолого-педагогической компетенции родителей;

-заинтересованность и активность родителей в совместной творческой работе Интервью, анке-тирование, Бесе-ды и др.

Анализ. Экс-пертная оценка.

Личностное раз-витие ребёнка - личностные качества (креа-тивность, любознательность, сме-калка….);

- развитие психических про-цессов (мышление, памяти, вооб-ражения….);

- умение самореализоваться в обществе Авторские мето-дики, участие де-тей в конкурсах и мероприятиях.

В творческой образовательной среде происходит саморазвитие свободной и активной личности: ребенок становится субъектом своего развития (а не остается объектом педагогического воздействия, проявляет активность в использовании возможностей среды.

1.8. Ресурсное обеспечение проекта

Кадровое обеспечение проекта

Нормативное правовое обеспечение проекта

на основе следующих документов:

• Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Рос-сийской Федерации».

• «Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы» Постановле-ние Правительства Российской Феде-рации от 7 февраля 2011 г. N 61

• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.

• Постановление Главного государ-ственного санитарного врача Россий-ской Федерации от 15.05.2013 № 26 г. Москмва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организа-ции режима работы дошкольных образовательных организаций».

• Устав Муниципального Дошкольного Образовательного Бюджетного Учре-ждения Центра Развития Ребенка – детский сад №4 «Лесовичок» от 23.12.2011 №864

• Положение об управляющем совете 25.01.2013

Образовательное учре-ждение имеет лицензию на право осуществлять образовательную дея-тельность по следую-щим образовательным программам: основная, дополнительная.

Уровень (ступень) образовательной программы - дошкольный.

Наименование (направ-ленность):

-познавательно-речевое

-социально-личностное

- художественно-эстетическое

-физическое

Подтверждение о внесе-нии записи в Единый Государственный реестр юридических лиц.

Регулирование деятель-ности ДОУ.

Соответствие санитар-но-эпидемиологическим правилам, нормативам и требованиям.

Обеспечение расшире-ния общественного уча-стия в управлении образованием, роста влияния местного сообщества на качество и доступность дошкольного образова-ния, повышение его от-крытости перед обще-ственностью.

1.10. Дальнейшее развитие проекта

В ходе успешной реализации проекта планируется улучшение технической базы проекта (приобретение беспроводных микрофонов, современного музыкального центра, программ по созданию и монтажу видеофильмов и фонограмм, которые позволят более ярко и профессионально раскрывать творческий потенциал детей.

Для создания полного законченного образа для выступлений необхо-димо совершенствование и развитие пространственно – предметной среды (создание модульных декораций, различных атрибутов к планируемым музыкальным сказкам, спектаклям, мюзиклам, пошив оригинальных костюмов для педагогов и начинающих артистов).

Для эффективной реализации проекта необходимы не только мотива-ционные и кадровые ресурсы, но и финансовые. В перспективе участие в районных, региональных грантовых конкурсах (областная Битва Хоров, фольклорные мероприятия, с целью получения денежных средств на даль-нейшее развитие и реализацию проекта.

Стремление расширять преемственную связь по эстетическому направлению с Талаканской средней общеобразовательной школой, поселковым Домом культуры и искусства (создание комплекса непрерывного сопровождения талантливых детей).

Данный проект имеет широкую перспективу развития т. к. современный репертуар детских песен достаточно велик и разнообразен, это влияет на развитие вокально - хоровых навыков, артистических способностей и индивидуальных возможностей воспитанников. Репертуар будет постоянно пополняться, использоваться как можно шире в работе с детьми.

Таким образом, мы можем прогнозировать результат нашей рабо-ты:

1. Создание отлаженной системы взаимодействия ДОУ с учреждениями социума города.

2. Становление уровня социальной компетентности участников обра-зовательного процесса.

3. Повышение общекультурного уровня, формирование позитивной самооценки, коммуникативных, творческих навыков, личностных качеств детей, родителей, педагогов.

4. Структура управления ДОУ, обеспечивающая координацию взаимодействия с социальными институтами, использование культурного потенциала социума поселка в создании единой воспитательной системы.

В настоящее время педагоги стремятся переосмыслить накопленный опыт, адаптировать его к современным условиям, дополнить новым содер-жанием. Поэтому в детском саду разработан проект с определенной дидактической последовательностью ознакомления дошкольников с социумом ближайшего окружения, который успешно осуществляется на практике.

1.11. Список использованной литературы:

Багадуров В. А. Воспитание и охрана детского голоса. Сб. статей. – М., 1953

Вихарева Г. Ф. "Песенка, звени!", "Осенние картинки", "Веселинка", "Пестрые страницы", "Споем, попляшем, поиграем"

Волконский С. Человек на сцене. – СПб., 1912.

Выготский Л. С. Психология развития ребёнка. – М., 2003

Гусева Г. Л. "Тише, мыши - кот на крыше", "Пора настала осени", Ко-шачье танго", "Какое это лето"

Зарицкая Е. Б. "Сказочная карусель", "Дети выбирают мир"

Картушина М. Ю. "Мы играем, рисуем, поем","Забавы для малышей"

Кацер О. В. Игровая методика обучения детей пению изд. «Музыкальная палитра», С. -п., 2005

Левидов И. И. Певческий голос в здоровом и больном состоянии изд. «Искусство», Л., 1939

Малинина Е. М. Вокальное воспитание детей. – М., 1967

"Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии" А. Г. Гогоберидзе ("Феникс" 2008)

"Музыкальное воспитание в детском саду" М. Б. Зацепина ("Мозаика-синтез" 2010)

Пономарева И. В. "Детский сад наш дорогой", "Песни для Алешки", "Песни для Катюшки", "Смешинки и грустинки"

"Проектирование интегративной программы предшкольного образования"

Роот "Песни для детского сада"

Стулова Г. П. Развитие детского голоса. – М., 1992

Публикации по теме:

Долгосрочный проект «Огород на подоконнике» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №29»МАЛЫШКА» Г. ЕССЕНТУКИ. Долгосрочный.

Долгосрочный проект «Моя семья» Актуальность: Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к.

Долгосрочный проект «Красная книга РФ»Долгосрочный проект «Красная книга РФ» Вид проекта:Познавательно - образовательный, творческий. Продолжительность: долгосрочный, октябрь 2015г. – май 2016г. Цель проекта:Формировать.

Долгосрочный проект «От счастья ключи в семье ищи» Цель: содействие возрождение традиций семейного воспитания. Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи: - выявление.

Краткосрочные образовательные практики (фотоотчёт)Краткосрочные образовательные практики (фотоотчёт) Краткосрочные образовательные практики…. В моей подготовительной группе, ребята занимаются на них с особым желанием и удовольствием – ведь.

Краткосрочные образовательные практики. «Книжка-малышка Веселый зоопарк» в технике аппликация»Краткосрочные образовательные практики. «Книжка-малышка Веселый зоопарк» в технике аппликация» Уважаемые коллеги! В этом учебном году во второй младшей группе мы с детьми сделали много интересных работ. Хочу поделиться с вами идеями. В.

Краткосрочные образовательные практики (Коп) во второй младшей группе. Оригами «Бумажный букет»Краткосрочные образовательные практики (Коп) во второй младшей группе. Оригами «Бумажный букет» Мы вместе с малышами знакомились с самой простой техникой оригами и у нас получился небольшой бумажный букет из цветов! Целью данной практики.

Краткосрочные образовательные практики «Торцевание на бумаге» в старшей группе Пояснительная записка Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь.

Кратковременные образовательные практики. Серия обучающих занятий на определённую тему Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "№3" Кратковременная образовательная практика " Рисование по.

Проект краткосрочной образовательной практики «Спортивный танец «Буги-Вуги» Проект краткосрочной образовательной практики: Спортивный танец «Буги – Вуги» Макарова Е. Н. Возраст детей 3-4 года Цель: Повысить двигательную.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Долгосрочный проект «Музыкальное кружево детства»
Опубликовано: 6 июня 2016 в 10:22
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Долгосрочный проект «Музыкальное кружево детства»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Олеговна Ельчина (УИ 132700) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД