Ирина Таранова
Доминантное занятие по слушанию музыки «Карнавал животных» в рамках темы «Наши любимцы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Учить слушать и слышать музыку.
Задачи:
- формировать запас музыкальных впечатлений;
- работать над развитием слышания мелодии и интонации;
- продолжать учить слышать комплекс средств музыкальной выразительности, характеризующих содержание музыки.
Музыкальный репертуар :
К. Сен – Санс «Лебедь», «Куры и петухи» из сюиты «Карнавал животных».
Материал:
Публикация «Доминантное занятие по слушанию музыки „Карнавал животных“ в рамках темы „Наши любимцы“» размещена в разделах
- Домашние животные. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Маски, костюмированные развлечения, уголки ряжения
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
- фотография М Плисецкой в роли Лебедя;
- видеозапись фрагмента «Лебедь» из сюиты К. Сен – Санса «Карнавал животных» в исполнении М. Плисецкой;
- изображение музыкальных инструментов – виолончель, арфа.
Ход занятия.
Дети входят в музыкальный зал и садятся на стульчики у фортепиано.
Музыкальный руководитель :
Здравствуйте, ребята!
Дети:
Здравствуйте!
Музыкальный руководитель :
Сегодня мы с вами поговорим о французском композиторе Камиле Сен – Сансе, написавшем сюиту, которую назвал «Карнавал животных».
Сюитой называется несколько музыкальных пьес, объединенных одной темой. А знаете ли вы, что такое карнавал?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель :
Карнавал – это веселый праздник, маскарад с веселыми действиями. На карнавал пришли самые разные животные : лев, куры и петухи, антилопы, черепахи, кенгуру, слон.
Сегодня мы послушаем очень красивое музыкальное произведение, в котором изображена красивая, благородная птица – лебедь.
Тихо скользит по водной глади лебедь, неторопливо журчит и переливается вода. Пьеса звучит в исполнении виолончели на фоне нежного звучания арфы.
Показываю иллюстрации виолончели и арфы, после чего предлагаю послушать пьесу К. Сен – Сенса «Лебедь» в аудиозаписи.
Музыкальный руководитель :
Какой характер у этой музыки?
Дети:
Музыка прозрачная, плавная, грустная, нежная, льющаяся.
Музыкальный руководитель :
Какие знакомые вам инструменты звучат в этой пьесе?
Дети:
Виолончель и арфа.
Музыкальный руководитель :
Как вы думаете, с помощью какого инструмента изображены водные струи?
Дети:
С помощью арфы.
Музыкальный руководитель :
О прекрасном лебеде поет виолончель.
Знаменитая балерина Майя Плисецкая создала балетный номер, изобразив с помощью музыки и движений прекрасного лебедя. Сейчас мы с вами еще раз насладимся прекрасной музыкой К. Сен – Санса и увидим танец в исполнении М. Плисецкой, передающей образ изящной, гордой птицы, величаво плывущей по глади воды.
Просмотр видеозаписи.
Музыкальный руководитель :
Ребята, вам понравилось, как балерина при помощи движений, изобразила лебедя?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель :
Давайте попробуем показать плавные, красивые движения лебедя под музыку.
Дети воплощают музыку в творческом движении.
Музыкальный руководитель :
Сейчас мы послушаем еще одно произведение К. Сен – Санса из сюиты «Карнавал животных». Это произведение мы слушали в младшей группе. Вспомните, как оно называется?
Дети:
«Куры и петухи».
Слушание пьесы К. Сен – Санса «Куры и петухи».
Музыкальный руководитель :
Какое настроение музыки в этом произведении?
Дети:
Музыка в пьесе быстрая, суматошная, слышится кудахтанье наседок и призывный крик петуха.
Далее воспитанники сами определяют выразительные средства музыки : высокий регистр, смену динамики, звукоизобразительную мелодию.
Затем я исполняю отрывок, в котором слышится куриное «ко – ко – ко» (такты 1 – 7) и петушиное «ку – ка – ре – ку» (такт 8). Еще раз обращаю внимание ребят на особенности мелодии, регистра (высокие звонкие звуки, смену динамики. Сначала куры громко кудахчут, потом музыка становится тихой, может быть петух что – то нашел и зовет своих курочек, а они поднимают переполох – музыка звучит громко и взволнованно.
Музыкальный руководитель :
Какие знакомые музыкальные инструменты вы услышали в этом произведении?
Дети:
Фортепиано, струнные.
Музыкальный руководитель :
Интересно, что же произошло в курятнике?
Ответы детей (они придумывают рассказ о происшествии в курятнике).
Музыкальный руководитель :
Какие музыкальные произведения мы слушали сегодня?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель :
Какие они по характеру?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель :
Чем они отличаются?
Дети:
В произведении «Лебедь» музыка нежная, спокойная, прозрачная, медленная, а в произведении «Куры и петухи» - быстрая, суматошная.
Музыкальный руководитель :
Наше занятие заканчивается. Не забудьте поделиться своими впечатлениями с родителями и нарисуйте красками или карандашами, понравившееся вам произведение.
До свидания.
Дети:
До свидания.
Воспитанники под музыку выходят из зала.