Лучший педагог года

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Актерское мастерство» (базовый уровень)

Лариса Липина
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Актерское мастерство» (базовый уровень)

I. Пояснительная записка

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Актерское мастерство» - художественная.

Важная роль в духовном становлении личности принадлежит театральному искусству, которое, удовлетворяя эстетические потребности личности, обладает способностью формировать ее сознание, расширять ее жизненный опыт и обогащать чувственно-эмоциональную сферу.

Процесс обучения направлен на создание условий для развития коммуникативной, социально успешной личности, условий для осознанного выбора профессии.

Публикация «Дополнительная образовательная общеразвивающая программа „Актерское мастерство“ (базовый уровень)» размещена в разделах

Данная программа разработана в соответствии с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ 2016 г. МОН и молодежной политики КК и Института развития образования Краснодарского края.

Новизна данной программы заключается в том, что в ней, наряду с изучением основ актёрского мастерства, для обучающихся включены беседы по истории театра, костюма, сценарному и постановочному мастерству, а в процессе обучения используются упражнения и тренинги (на развитие фантазии, воображения и речи). Важным инновационным фактором является обязательное включение в программу просмотра на занятиях спектаклей ведущих театров страны, ТЮЗ, записей детских работ (инсценировок, спектаклей).

Актуальность программы

Одна из проблем образования - проблема занятости детей во внеурочное время полезной деятельностью. Сложность заключается не только в том, что нужно привлечь внимание школьников к занятиям в детские объединения, но еще их заинтересовать, увлечь, создать условия для развития творческого потенциала личности воспитанника. Занятия театральным искусством помогают ребятам попасть в страну воображения, раскрепощают, снимают многочисленные проблемы, связанные с адаптацией в школьной среде. Дети постепенно обретают веру в свои силы и возможности, учатся деловому общению в процессе театральной деятельности.

Театр - это умный учитель и мудрый ненавязчивый воспитатель, фантазер и психолог, умелый строитель человеческих возможностей. Театр позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности. Детское театральное объединение не рассматривается только как средство достижения некоего художественного результата, то есть создание спектакля. Очень важно, чтобы занятия театральным искусством активизировали у обучающихся мышление и воображение, научили сочувствию и сопереживанию. Создание спектаклей способствуют овладению детьми навыками общения, коллективного творчества, учит объективной самооценке успехов и неудач. Занятия в театральном объединении помогает ребенку в самоопределении и самореализации при взаимодействии со сверстниками и взрослыми, приобрести коммуникативный опыт общения на основе культурных норм взаимоотношений и деятельности, приобрести организаторский опыт и опыт самоорганизации, расширить сферу познавательных интересов, знаний о себе и окружающем мире, приобрести новых друзей.

Театр - одна из наиболее ярких эмоционально насыщенных форм эстетического освоения действительности. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия зажатости, заторможенности, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, сочинительство, фантазирование.

Игра - основной элемент театра.

Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности средствами театра помочь детям и подросткам раскрыть их творческие способности, развить свои психические, физические и нравственные качества и возможности. Немаловажной задачей является повышение уровня общей культуры и эрудиции подрастающего поколения.

На каждом занятии используются здоровьесберегающие технологии (физкультминутки, игры, упражнения)

Отличительные особенности

В процесс обучения вовлечены дети младшего школьного возраста, в то время как в основном, программы с театральным уклоном рассчитаны на работу со средним и старшим звеном школьников. Именно поэтому материал излагается в игровой форме, что позволяет сделать его более увлекательным, интересным и применяются игры с различными целями: при введении, закреплении и проверке знаний, для формирования умений и навыков (сюжетно-ролевые игры, упражнения на развитие речи, театральные игры-упражнения на память физических действий, с воображаемыми предметами, этюды на внимание, на развитие фантазии и т. д.)

С момента поступления в объединение ребёнок сразу включается в творческий процесс создания образа, познания себя, как личности, понимания того, что происходит вокруг.

Особенность программы так же состоит в том, что в процессе обучения театральному искусству дети приобщаются к различным видам деятельности: изобразительной, музыкальной, танцевальной, что позволяет детям не только развивать свои способности, но и превратить занятие в интересный, содержательный процесс.

Возраст учащихся

Программа предназначена для девочек и мальчиков 9-12 лет.

В объединение принимаются все желающие без предварительного отбора.

Состав групп по годам обучения одновозрастной:

1 год обучения - дети 9 - 10 лет;

2 год обучения - дети 11- 12 лет.

Но при подготовке и проведении практической части программы ( например: театрализованный праздник или спектакль) участвуют дети из разновозрастных групп.

Уровень освоения программы - базовый

Программа состоит из двух блоков:

- обучающий, где дети получают знания по истории театра, театрального костюма, театральных жанров, приобретают навыки сценической речи, актерского мастерства и сценического движения.

- практический, где полученные знания и навыки дети используют для создания сценического образа в театральных постановках.

Сроки реализации программы

Реализация программы рассчитана на 2 года обучения по 144 часа в год.

Формы и режим занятий

Учебный план первого года и второго года обучения предусматривает 2 занятия в неделю по 2 академических часа с учетом 15 минутного перерыва.

Форма организации деятельности обучающихся – групповая.

Работа над ролью – это сложный, кропотливый труд, в котором необходим тесный творческий контакт между воспитанником и педагогом. Поэтому программа по актерскому мастерству подразумевает наличие индивидуальных занятий по сценической речи, по актерскому мастерству на стадии работы юного актера над ролью, а также занятия по подгруппам во время репетиций спектакля.

II. Цели и задачи программы

Первый год обучения посвящен в большей степени развитию партнерских навыков и способностей детей. На этом этапе очень важно, чтобы воспитанники приобрели навык актерской «пристройки» к партнеру, чтобы актеры, находящиеся на сценической площадке в заданных предлагаемых обстоятельствах существовали не раздельно, в разных мирах, а чувствуя друг друга, сливаясь воедино в процессе создания органичного, логичного и законченного сценического действия. Основной упор идет на работу над парными и мелкогрупповыми этюдами (3-5 человек).

Итогом первого года обучения должны быть полноценные инсценировки.

ЦЕЛИ:

* развитие актерской психотехники воспитанников;

* обучение техники перевоплощения в процессе работы над ролью;

* воспитание партнерских отношений в работе коллектива.

ЗАДАЧИ:

Образовательные :

* научить воспитанников избавляться от неуверенности и страха в сложных условиях сценического пространства;

* научить анализировать характер своего героя, его поступки, слова, мотивы.

* развивать актерское внимание, воображение и фантазию через упражнения психофизического тренинга;

Личностные:

* развивать речевой аппарат воспитанников с помощь речевого тренинга и изучения скороговорок.

* развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность,

инициативу;

* формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные:

* развитие базовых способностей – мышления и воображения;

* воспитывать чувство взаимоуважения и взаимовыручки;

* развитие исследовательских действий, навыки работы с информацией.

На втором году обучения вся работа коллектива сосредоточена на постановке одноактного спектакля, именно к этой цели направлены усилия и творческие устремления воспитанников и педагога.

Более глубоко и расширенно происходит процесс создания актерского образа : ребята сочиняют сценические биографии своих героев, чтобы более достоверно вжиться в свой персонаж. Воспитанникам предлагается продумать внешний облик героя, присущие только ему жесты, привычки, детали одежды, предметы, интонации и т. д.

Результатом творческой работы второго года обучения должны стать одноактный спектакль и по 1-2 отрывка в репертуаре каждого воспитанника.

ЦЕЛИ:

* развитие абстрактного творческого мышления;

* формирование профессиональных навыков и умений;

* объединение воспитанников в единый творческий коллектив.

ЗАДАЧИ:

Образовательные :

* познакомить с техникой перевоплощения в процессе работы актера над ролями различных жанров;

* научить использовать речь как выразительное средство при создании образа;

* развивать воображение и фантазию воспитанников через процесс перевоплощения;

Личностные:

* развивать у ребят способность к рождению новых идей, креативному образу мышления;

* воспитывать чувство ответственности за общее творческое дело;

* развивать речевую культуру.

Метапредметные:

* формирование готовности к логическим действиям: анализ, сравнение, общение, классификация по жанрам драматического искусства;

* научить планировать свою деятельность под руководством педагога.

III. Содержание программы

Учебный план 1-го года обучения

1 Вводное занятие. 2 час.

2 Актерское мастерство 24 час. (теоретических - 4 час.)

3 Сценическая речь 10 час. (теоретических - 2 час.)

4 Сценическое движение 10 час. (теоретических -2 час.)

5 Постановки 88 час.

6 Промежуточная аттестация. 8 час.

7 Итоговое занятие. 2 час.

Итого 144 часа.

Содержание учебного плана

ТЕМА 1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.

Теория

Обзор программы на год. Выборы руководителей творческих групп. Инструктаж по ТБ. Стартовая диагностика.

ТЕМА 2. АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО.

Теория

1. Многообразие выразительных средств в театре: драматургия, декорации, костюмы, грим, свет, музыкальное и шумовое оформление.

Практика.

2 Овладение основными элементами сценического действия по системе Станиславского:

- внимание. Игры на развитие слухового и зрительного внимания: «Что ты слышишь», «Запомни»;

Упражнения с предметами «Есть или нет», «Руки-ноги».

-воображение. «Запомни фотографию», «Повтори фигуру», «Оркестр», «Угадай, что я делаю»;

-общение. Три круга общения актера на сцене. Парные и групповые этюды на общение «Новенький в классе», «Знакомство», «Очередь в магазине».

-память физических действий. Этюды на ПФД с воображаемыми предметами в предлагаемых обстоятельствах: опаздывая в школу поджарить яичницу, собрать портфель и поесть. Игры «Подарки», «Что мы делали не скажем, но зато мы вам покажем».

-эмоциональная память. Этюды на эмоциональные воспоминания, на физическое самочувствие: «Письмо», «Зубной кабинет», «Радость», «Ожидание»

3. Театральные игры. Органичность в мизансцене: «Уборка», «Гадалка», «Глина».

4. Умение держать паузу: «Стакан чаю», «Ссора».

5. Тренинг творческой психотехники актера :

-развитие навыков рабочего самочувствия;

-развитие творческих восприятий;

-развитие творческих навыков физического самочувствия;

-развитие артистической смелости и элементов характерности.

6. Виды этюдов. Одиночные и парные этюды на выполнение простого задания

Этюды на организацию действий «я» в предлагаемых обстоятельствах. Роль предлагаемых обстоятельств в выполнении заданной логики действий. Заданные словесные воздействия как предлагаемые обстоятельства.

ТЕМА 3. СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ

Теория

Азбука дыхания (массаж, гимнастика). Элементы речевого детского голоса

(звучность, легкость, полетность).

Интонация.

Словесные действия как подтекст. Речь и тело.

Стихотворная речь. Ритмические законы стиха.

Практика

Вибрационный массаж. Упражнения для языка, губ, нижней челюсти. Тренировка гласных и согласных звуков. Упражнения на развитие активного речевого дыхания.

Скороговорки. Игра «Закончи стихотворение». Упражнения на умение составлять предложения с заданными словами по карточкам. Составление диалога с самостоятельным выбором партнера.

Упражнения на произношение фраз с различной эмоциональной нагрузкой

(радостно, грустно, удивленно, сердито) Упражнения на четкое произношении текста.

Упражнения на развитие образного мышления, соединение словесных и бессловесных действий.

Работа со стихами. Разбор и анализ стихотворного текста.

ТЕМА 4. СЦЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Теория

Мышечная свобода.

Работа с воображаемыми предметами

Пластическая выразительность.

Сценические падения. Сценическая пощечина.

Стилевое поведение. Поклоны. Правила этикета.

Практика

Разогревающие упражнения, бег, ходьба, прыжки. Упражнения переменного

напряжения и расслабления основных групп мышц.

Упражнения на развитие воображения «Тумбочка», «Зонтик», «Шарик».

Упражнения на создание образов животных с помощью выразительных

пластических движений. Развитие чувства ритма и координации движений через упражнения «Поймай хлопок», «Ежик», «Осьминог».

Отработка примитивных вариантов ударов и падений. Упражнения «Выстрелы», «Хитрый Джо».

Игровое занятие «На балу у Золушки». Отработка женских и мужских поклонов, правила хорошего тона во время беседы дамы и кавалера.

ТЕМА 5. ПОСТАНОВКИ

Практика

Этапы постановки.

1. Застольный период: знакомство с текстом и ролью, схема сюжета, конфликт, завязка – кульминация – развязка, главный герой, задачи каждого персонажа.

2. Репетиция: закрепление мизансцен, отработка отдельных сцен, слабых «кусков», целые действия.

3. Сводные репетиции, репетиция-прогон.

4. Генеральная репетиция.

5. Премьера, выступления, встречи-беседы со зрителями.

ТЕМА 6. ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ.

Практика

Промежуточная диагностика знаний, умений и навыков за 1,2,3,4 четверти.

Демонстрация театральных постановок, спектаклей по итогам 1,2,3,4

четверти.

ТЕМА 7. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ.

Практика

Итоговая аттестация знаний, умений и навыков за учебный год.

Фестиваль театральных постановок.

Учебный план 2-го года обучения

1 Вводное занятие 2 час.

2 Актерское мастерство 12 час. (теоретических -2 час.)

3 Сценическая речь 10 час. (теоретических - 2 час.)

4 Сценическое движение 12 час. (теоретических - 2 час.)

5 Постановки 98 час.

6 Промежуточная аттестация. 8 час.

7 Итоговое занятие 2 час.

Итого 144 часа.

Содержание учебного плана

ТЕМА 1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.

Теория

Обзор программы на год. Выборы руководителей творческих групп. Инструктаж по ТБ. Стартовая диагностика на начало учебного года.

ТЕМА 2. АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО

Теория

Сценический образ. Перевоплощение.

Общение. Условия, необходимые для общения :

-материал для общения- чувства, мысли;

- средства, приемы общения – слово, мимика, взгляды:

- форма общения – приспособление;

- непрерывность общения.

Борьба как условие сценической выразительности. Поиск линии борьбы между действующими лицами в отрывке, пьесе.

Роль конфликта как основного условия сценической выразительности.

Практика

Упражнения на развитие наблюдательности (органика, логика, последовательность сценического действия). Этюды, построенные на основе жизненных наблюдений.

Этюды на организацию действий «я» в предлагаемых обстоятельствах

Организация этюдов на оценку фактов, событий.

Упражнения, одиночные этюды на эмоциональные воспоминания, на физическое самочувствие.

ТЕМА 3. СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ.

Теория

Работа актера над ролью. Логический анализ текста.

Проявление характера персонажа в общении, в логике и особенностях речи (диалекты, дефекты речи). Словесные воздействия, как подтекст. Речь и тело. Значение подтекста.

Практика

Отбор заданных словесных предлагаемых обстоятельств. Сочинительство биографии героя. Воздействие текста своей роли на партнера, каждая фраза – активное действие (убедить, оценить друг друга).

ТЕМА 4. СЦЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Теория

Работа актера над ролью. Стилевые особенности в поведении европейского общества 17- 19 вв.

Практика.

-Характеристика эпохи. Отношения людей: нравы и обхождения, манера поведения, этикет в беседе.

-Хороший тон в поведении за столом (пользование салфеткой, столовыми принадлежностями, поведение при чаепитии).

-Особенности мужского костюма ( принадлежности костюма: шпага, шляпа, трость и лорнет, носовой платок и табакерка). Обращение с головным убором, тростью, шпагой.

-Особенности женского костюма (корсет, кринолин, перчатки, шляпка, веер, шаль). Обращение с веером. Обращение с длинной юбкой.

-Мужская осанка и походка. Поклоны (бытовые, ритуальные, этикетные)

-Женская осанка и походка. Пластика русской барышни, светской дамы. Поклоны.

ТЕМА 5. ПОСТАНОВКИ

Практика

- Застольный период. Сведения об авторе, его творчестве. Анализ пьесы. Эпоха, время

Написания пьесы. Музыка, живопись. Мода. Костюм.

-Работа над отрывком. Действенный анализ отрывка (события, конфликт, развязка)

- Самостоятельная работа над сценическим образом (биография героя, характер, сверхзадача героя).

- Репетиции. Сводные репетиции. Прогоны. Генеральная репетиция.

-Премьера-показ. Встречи со зрителями.

ТЕМА 6. ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ

Практика

Промежуточная диагностика знаний, умений и навыков за 1, 2, 3, 4 четверти.

Показ театральных постановок по итогам 1, 2, 3, 4 четверти.

ТЕМА 7. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ.

Практика

Итоговая аттестация знаний, умений и навыков за учебный год.

Фестиваль театральных постановок.

IV. Планируемые результаты

1 год обучения

Предметные результаты:

К концу первого года обучения воспитанник должен

ЗНАТЬ:

- многообразие выразительных средств театра;

- элементы органического действия на сцене по системе К. С. Станиславского

(внимание, воображение, эмоциональная память, общение)

- комплекс упражнений речевого тренинга, 3-5 скороговорок;

- понятия «сюжет», «монолог», «диалог», «конфликт».

УМЕТЬ:

- управлять своим вниманием – «смотреть и видеть, слушать и слышать, уметь думать на сцене»;

- ориентироваться в пространстве сцены, равномерно перемещаться и естественно действовать с партнерами по игре;

- активизировать свою фантазию через сочинительство, этюды с заданными сюжетами, предлагаемыми обстоятельствами, эмоциями, предложениями с воображаемыми предметами на память физических действий;

- выполнять упражнения, развивающие пластическую выразительность, гибкость, координацию движений, пользоваться жестами.

Личностные результаты:

- знать и выполнять артикуляционную гимнастику, произносить скороговорки в разных темпах, текст с нужными интонациями;

- научиться приемам самоорганизации, осуществлять самоконтроль своих знаний и умений;

- знать основы здорового образа жизни, правила пожарной и дорожной безопасности.

Метапредметные результаты:

- развитие мышления, воображения;

- уметь организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом);

- извлекать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать, представлять различными способами.

2 года обучения

Предметные результаты:

К концу второго года обучения воспитанник должен

ЗНАТЬ:

- понятия: пьеса, спектакль, сюжет, сценический образ; драматург, режиссер;

завязка, кульминация, развязка, конфликт, события пьесы;

- элементы работы над ролью (предлагаемые обстоятельства, сюжет пьесы,

эпоха, костюм, грим, быт, музыка);

- как пользоваться словесными и бессловесными действиями;

- свою роль в спектакле и в драматургических отрывках.

УМЕТЬ:

- применять полученные знания на практике в создании характера сценического образа;

- работать над ролью в предлагаемых обстоятельствах, сочинять биографию героя по отобранному материалу роли;

- анализировать актерскую работу свою, товарищей, всего коллектива;

- действовать на сцене естественно и оправданно, точно по роли.

Личностные результаты:

- позитивная самооценка своих творческих возможностей;

- продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении проблем;

- умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом своих учебных и жизненных ситуаций;

- выражать свою точку зрения, принимать участие в обсуждении проблем.

Метапредметные результаты:

- готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, общение,

классификация по жанрам театрального искусства;

-планировать свою деятельность под руководством педагога.

V. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение.

Просторный светлый, хорошо проветриваемый кабинет. Столы, стулья, шкаф для реквизита, гримерные столы со стульями, костюмерная, сцена. Для обеспечения учебного процесса по программе необходимо следующее оборудование: ширмы, аудио- и видеоаппаратура, театральный реквизит, костюмы.

Форма одежды воспитанников – спортивная, обувь мягкая, удобная.

VI. Формы аттестации

В течение года ведется мониторинг образовательной деятельности :

стартовая диагностика. Она осуществляется на вводном занятии, чтобы определить кругозор обучающихся, уровень их знаний и умений.

Текущая диагностика осуществляется в процессе каждой изученной темы.

Промежуточная диагностика осуществляется в конце каждой четверти.

Итоговая – в конце года.

Результаты ребят оцениваются по уровням усвоения теоретического и практического материала (высокий, средний, низкий уровень). Задания, предлагаемые в тестах, детям знакомы, соответствуют пройденному материалу. Контроль проводится в форме зачетов, тестов, анкетирования, творческих работ (театрализованные праздники, представления, спектакли).

VII. Методическое обеспечение

Программа рассчитана на 2 года, в течение которых темы занятий повторяются, но с каждым годом объем информации по темам увеличивается и усложняется. Это позволяет детям повторить пройденный материал и в то же время расширить свои знания. Программа направлена на углубление знаний и навыков по актерскому мастерству, развитие речевых навыков детей, расширение их лексического запаса.

Теоретические знания по разделам «Актерское мастерство», «Сценическое движение», «Сценическая речь» проводятся со всей группой. В период постановочных работ занятия ведутся по подгруппам (45 минут на подгруппу, а индивидуальные занятия по сценической речи и актерскому мастерству в процессе работы над ролью - по 30 минут с каждым исполнителем.

Первый и второй год обучения отдается постановочной деятельности, начинается работа над ролью. Упражнения на развитие наблюдательности, воображения, внимания, памяти, физических действий и умения работать в остром рисунке - «в маске» подводят учащихся к самостоятельному созданию сценического образа через перевоплощение.

Образовательная программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:

-Занятие-лекция, практическое занятие-репетиция (сводная репетиция, репетиция-прогон, генеральная репетиция, открытое занятие, итоговое занятие;

-Театрализованное представление, театрализованный праздник, спектакль, фестиваль театральных постановок;

Важнейшее требование к занятиям детского объединения «Актерского мастерства» является дифференцированный подход к учащимся с учетом их здоровья, умственных и творческий способностей.

Коллективная, групповая работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Индивидуальная - предусматривает работу с детьми, у которых при освоении учебного материала, выполнении практических работ возникают трудности. Самостоятельная работа осуществляется в форме чтения литературы, заучивания текстов, сбора материала для создания сценического образа.

Учебный процесс строится с учетом следующих педагогических прин-

ципов:

-принцип доступности - изучение материала ведется от простого к сложному

-наглядности-демонстрация иллюстраций, фотографий, рисунков, видеома-

териалов;

-преемственности - содержание 2 года обучения основывается на знаниях, умениях и навыках, полученных во время 1 года обучения.

Автор публикации:
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Актерское мастерство» (базовый уровень)
Опубликовано: 11 февраля 2020 в 20:53
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД