Наталья Клобертанц
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Волшебные кисточки»
▼ Скачать + Заказать документы
Согласовано: Утверждаю:
Совет педагогов Заведующий МБДОУ
протокол №___ «Есаульский детский сад»
от «___»___ 2021г. ___ А. Н. Слепцова
приказ № ___ от «__»___ 2021г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ВОЛШЕБНЫЕ КИСТОЧКИ»
Содержание.
Пояснительная записка.
1.2. Цель и задачи Программы.
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы.
1.4 Возрастные особенности детей, участвующих в реализации Программы.
Публикация «Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности „Волшебные кисточки“» размещена в разделах
1.5 Планируемые результаты освоения Программы.
II. Содержательный раздел Программы
2.1. Особенности образовательной деятельности.
2.2. Способы и направления поддержки детской инициативы.
2.3. Особенности взаимодействия педколлектива с родителями.
III. Организационный раздел Программы
3.1 Материально-техническое обеспечение Программы.
3.2 Методическое обеспечение Программы.
3.3 Режим и формы деятельности.
3.4 Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды.
IV. Презентация Программы.
Пояснительная записка.
1.1. Актуальность парциальной образовательной программы
В современных условиях творческое развитие подрастающего поколения является одной из приоритетных задач государства.
Для выстраивания жизненной стратегии и успешной её реализации ребенку необходимо с раннего детства развивать творческие способности, которые помогут ему решать различные жизненные ситуации. Для этого необходимо развитие творческих способностей.
Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Волшебные кисточки» (далее по тексту ДОП ХЭН) для старших дошкольников реализуется в рамках художественно-эстетического развития.
Программа обеспечивает учёт приоритетного художественно-эстетического направления организации, потребности интересов детей и сложившихся традиций дошкольной образовательной.
1.2. Цель и задачи программы.
Главной целью ДОП ХЭН является
формирование у детей интереса к эстетической стороне окружающего мира, удовлетворение потребности ребенка в самовыражении.
Основные задачи:
1. Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, и чувства гармонии.
2. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
3. Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности.
4. Обогащение индивидуального художественно-эстетического опыта.
5. Формирование творческого начала личности ребенка, развитие его
индивидуальности;
6. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.
7. Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я — концепции-творца»
1.3. Принципы и подходы к формированию ДОП ХЭН.
Общепедагогические принципы, обусловленные единством учебно-воспитательного пространства ОУ:
принцип культуросообразности : построение и/или корректировка универсального эстетического содержания
программы с учётом региональных культурных традиций;
принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;
принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;
принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;
принцип развивающего характера художественного образования;
принцип природосообразности : постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей -возрастных особенностей и индивидуальных способностей;
принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.
Специфические принципы, обусловленные особенностями
художественно-эстетической деятельности :
принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;
принцип культурного обогащения (амплификации) содержания
изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями
познавательного развития детей разных возраст
принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;
принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений;
принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).
В ДОП ХЭН «сформулированы педагогические условия, необходимые для эффективного художественного развития детей дошкольного возраста, а именно:
1) формирование эстетического отношения и художественных способностей в активной творческой деятельности детей;
2) создание развивающей среды для занятий по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду и самостоятельного детского творчества;
3) ознакомление детей с основами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства в среде музея и дошкольного образовательного учреждения.
Эстетическое отношение ребёнка к окружающему миру являет собой целую систему его индивидуальных, избирательных связей с эстетическими качествами предметов и явлений действительности. В эстетическое отношение ребёнка входит его эмоциональный отклик на прекрасное (красивое, привлекательное, добрые чувства, его творческая деятельность, посильное стремление к преобразованию окружающего по законам красоты, а также к оценке красивых, гармоничных сочетаний красок, звуков, рифм и т. д. Эстетический компонент оказывает существенное влияние на установление ведущих звеньев структуры личности в целом.
Для более чёткой ориентировки важно построить модель эстетического отношения детей к окружающему миру, которая в лаконичной (схематичной) форме отразит комплекс взаимосвязанных компонентов художественного развития ребёнка. Такая модель поможет распознавать и формировать процесс художественно-творческого развития детей с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.
1.4. Возрастные особенности детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы.
Возрастные особенности старшей группы.
У детей шестого года жизни изобразительная деятельность становится осознанной. Замысел начинает опережать изображение. Движения рук становятся более уверенными.
Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения.
Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображаемого человека.
Продолжает совершенствоваться восприятия цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников сложности, если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
Возрастные особенности детей подготовительной группы.
У детей подготовительной к школе группе формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
Образцы из окружающей жизни и литературных произведений, предаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее.
Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образа : принцесс, балерин, моделей и. т. п. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мам и дочка, комната и т. п.
Изображения человека становится более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.
1.5. Планируемые результаты освоения ДОП ХЭН.
При успешном освоении ДОП ХЭН ребенок:
Старшей группы:
Различает произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство, скульптура).
Выделяет выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).
Знает особенности изобразительных материалов.
Создает изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения.
Использует разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.
Использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.
Выполняет узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства.
Подготовительной группы:
Различает виды изобразительного искусства : живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство.
Называет основные выразительные средства произведений искусства.
Создает индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные,
предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений.
Использует разные материалы и способы создания изображения.