Папки-передвижки

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас»

Марина Афонькина
Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас»

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас"

Пояснительная записка.

Развитие естественно – научных представлений дошкольников- это построение в сознании ребенка целостной картины мира, понимание им Вселенной как системы высшего порядка. Это принятие ребенком идеи, что Земля – наш общий дом, каждый человек на Земле зависит от других людей, в то же время от каждого отдельного человека зависит состояние человечества, планеты в целом.

Публикация «Дополнительная образовательная программа „Мир вокруг нас“» размещена в разделах

По прогнозам ученых, третье тысячелетие ознаменовано информационной революцией, когда знающие и образованные люди станут цениться как истинное национальное богатство. На первый план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности.

Основная функция умственного воспитания детей первых лет жизни- формирование познавательной деятельности, т. е. такой деятельности, в ходе которой ребенок учится познавать окружающий мир.

Цель программы:

. Формирование у детей основ планетарного мышления, воспитание разумного отношения к миру и к себе как к жителю планеты Земля

.Развитие познавательного интереса, мыслительных действий, творческого воображения.

Задачи программы:

.Формирование у детей дошкольного возраста научной картины мира;

.Формирование познавательной сферы личности ребенка;

.Развитие эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру;

. Развитие сознания и расширение кругозора;

. Воспроизведение внешнего вида и свойства объекта по памяти;

. Угадывание предмета по словесному описанию свойств и признаков (загадки);

.Нахождение в двух и более объектах общих и различных признаков;

.Владение простейшими формами метода моделирования.

Условия реализации образовательной программы.

Программа «Мир вокруг вас» предназначена для образования детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет). Программа рассчитана на2015- 2017 год. Работу с детьми рекомендуется проводить в свободное от занятий время в форме игры один раз в неделю по 30 мин.

Перспективное планирование работы с детьми 5-7 лет по развитию естественно -научных представлений

Тема, цель,

итоговое мероприятие по тем Формы организации совместнойвзросло – детской (партнерской) деятельности Предполагаемая самостоятельнаядеятельность детей Материал и оборудование

1. Этот загадочный космос.

Цель:развивать познавательный интерес в процессе в процессе знакомства детей с космосом, Вселенной. Развивать творческое воображение, фантазию.

Итоговое мероприятие:Развлечение «Веселые космонавты»

Сюжетные игры: «Космос» ,»Путешествие к другим планетам», «Наши друзья инопланетяне»

Дидактические игры: «Расположи планеты правильно» ,»Какие предметы космонавт возьмет в полет» «Путешествие в космос»

Беседы на тему «Земля- планета на которой мы живем», «Наши космонавты», беседы о солнце о планетах.»Космос. Вселенная», «Земля- космическое чдо»

Ситуативные разговоры и речевые ситуации по теме.

Отгадывание загадок о звездах, ночном небе, солнце,спутниках,кометах.

Наблюдения за звездным небом, луной

Экспериментирование. Демонстрация движения Луны вокруг Земли. Демонстрация силы притяжения луны к земле. Демонстрация падения метеоритов и образование кратеров

Конструирование из настольного строителя

«Космическая ракета» «Летающая тарелка» «Робот инопланетянин»

Совместная деятельность взрослых и детей. Изготовление поделок из бросового материала на космическую тему.

Подвижные игры «Где мы побывали, что мы повидали», «Луна- спутник Земли» ,»Сделай так и не делай так» и другие.

Чтение и рассказывание стихотворений о Космосе, о. планетах, о созвездиях. Чтение сказок «Зачем Меркурию лен», «Как появилась Луна», «День и ночь»»Луна или месяц «и другие.

Песни по темРазвлечение «Веселые космонавты»

Художественное творчество. Коллективная работа «Созвездия вселенной», «Звездная фантазия» (рисование, аппликация), «Планеты солнечной системы» «Этот загадочный мир» Разыгрывание небольших сюжетов с атрибутами к играм «Космос» «Наши друзья инопланетяне» и др

Рассматривание иллю. страций, картинок,книг.

.Конструирование из строителя «Робот –инопланетянен» «Космический корабль»и др.

Рисование и аппликация на космическую тематику.

Ролевые атрибуты к сюжетно-ролевым играм на тему «Космос».

Модели «Планеты солнечной системы»

картинки с изображением планет,созвездий. Художественная и научно –познавательная литература. Альбомы о космосе и космонавтах.

Настольный строитель.

Изобразительные, природные материалы для создания творческих работ.

ТСО (магнитофон компьютер и другое).

Картины, атласы, глобус,географические карты

2»ЗЕМЛЯ – ПЛАНЕТА НА КОТОРОЙ МЫ ЖИВЕМ

Цель: сформировать у детей представления о том, что планета Земля- это огромный шар,большая часть которого покрыта водой, кроме того есть материки,где живут люди (суша)

Итоговое мероприятие:Праздник «В гостях у Нептуна»

Сюжетные игры: ««Путешествие вокруг земли» ,»Морские приключения», «В гости к Нептуну»

Дидактические игры: «Ходят капельки по кругу» ,»Вода – не вода», «Какая вода» и др.

Беседы о Земле, о ее происхождении,о названии и происхождении материков,о расположении их на карте. Беседы «Океан», «Живые организиы Мирового океана»

Ситуативный разговор и речевая ситуация по теме.

Загадывание и отгадывание загадок о воде, земле, о морских обитателях.

Составление описательных рассказов о морских обитателях.

Наблюдения за дождем,за тучами, за мокрой землей.

Решение проблемных ситуаций: «А ты как бы поступил?», «Дай совет», и другие.

Эксперименты «Есть ли форма у воды?» «Вода жидкая», «У воды нет формы», «Вода прозрачная», «Пар-это тоже вода».

Моделирование кораблей и пароходов,модель Земли.

Совместные действия во время экспериментов, Совместное с родителями изготовление макета Земли в качестве закрепления материала.

Подвижные игры «Собери волшебный цветок», «Море волнуется раз», «Морские коньки и медузки»

Соревнования

Чтение рассказов, сказок, стихов о воде и ее обитателях

Рассматривание фотоиллюстраций с картин И. К. Айвазовского «Девятый вал», «Черное море».

Рассматривание и изучение картинок «Обитатели океана, «Рыбы морские и пресноводные»

Просмотр документальных фильмов «Морские обитатели»,

«Богатства дна морского»

Слушание музыкальных произведений и исполнение песен о море,воде, земле.

Лепка «Рыбка» «Осьмиожки» и другое.

Аппликация «Аквариум» «Пароход» Конструирование из бумаги «Лодочка»

Рисование «Осьминожки» (техника «ладонь», «Рыбка» «Пароход»

Изготовление поделок из природного материала Разыгрывание небольших сюжетов с атрибутами к играм «Морские приключения», «В гости к Нептуну»

Экспериментирование с водой: наливание в сосуды, переливание из сосуда в сосуд, опускание в воду разных предметов и другое

Рассматривание фотоиллюстраций к картинам Айвазовского «Девятый вал», Черное море». Рассматривание картинок «Обитатели океана», «Рыбы морские и пресноводные»

Наблюдения за осадками, тучами.

Рассматривание иллюстраций в книгах.

Лепка и рисование в изоцентре.

Изготовление поделок из природного материала

Подпевание песен.

Ролевые атрибуты к играм: «Путешествие вокруг Земли» «В гости к Нептуну».

Материалы для экспериментирования с водой (таз, прозрачные сосуды разной формы и величины, игрушки и предметы).

Лейки, материалы для ухода за растениями.

Видеотека, библиотека.

Изобразительные и природные материалы.

«Земля и ее обитатели»

Цель : развивать любознательность через обогащение представлений об Африке и. ее обитателях,о географии и великих открытиях.

Итоговое мероприятие: «Путешествие в Африку»

Сюжетные игры: «Путешествие в Африку», «Путешественники»

Дидактические игры: «Знатоки глобуса», «Найди обитателей материка» ,

Беседы «Африка- самый жаркий континент», «Животный мир Африки», беседа о путешественниках Колумбе Амундсене, Скотте

Ситуативный разговор и речевая ситуация по теме.

Составление и отгадывание загадок о животных разных континентов.

Составление описательных рассказов о животных.

Просмотр слайдов и документальных фильмов о Африке и ее животном и растительном мире.

Наблюдения за солнцем.

Эксперименты «Как солнце высушивает предмет» «Почему вода стала теплая» и другие.

Моделирование «Кто в пустыне живет?», «Что в пустыне растет» «Антарктида» и другие.

Рассматривание картин, картинок, иллюстраций, плакатов о животном и растительном мире материков

Совместное с родителями изготовление поделок на тему : «Животные Африки»

Подвижные игры «Капитаны», «Составь число»

Чтение сказок, рассказов, стихотворений о природе и животном мире Африки.

Слушание и обсуждение аудио диалогов о животных (В. Зотов «Лесная мозаика»).

Развлечение «Путешествие в Африку»

Художественное творчество: тематическая выставка лепных работ животных разных стран и материков.

Сбор гербария растений, произрастающих на территории г. Новошахтинска. Разыгрывание знакомых сюжетов: «Путешественники» идр.

Несложные дидактические игры.

Рассматривание картин, картинок, иллюстраций, плакатов, открыток, календарей, коллекций, фотоальбомов, книг и другое.

Элементарное экспериментирование с предложенными материалами в уголке экспериментальной деятельности по теме.

Моделированиепо теме.

Рассматривание книг.

Лепка, аппликация, рисование по теме Атрибуты ксюжетным играм: «Путешествие в Африку»

«Путешественники» и другие.

Дидактические игры

Наглядно – иллюстративный материал: картины, картинки, иллюстрации, плакаты, открытки, календари, коллекции, фотоальбомы, книги и другое.

Материалы для экспериментирования, конструирования, моделирования, изобразительной и совместной деятельности.

4».Между небом и землей»»

Цель: пробуждение интереса к познанию окружающего мира, развитие умений устанавливать причинно- следственные связи.

Дидакт. игры «День – ночь», «Найди лишнее словечко» ,»Солнечная система» и др.

Беседы на тему: «Космос и космические явления» «Солнце и его семья», «Луна или месяц»

Ситуативный разговор и речевые ситуации по теме

Сочинение сказочных историй.

Отгадывание загадок по теме

Наблюдения за сменой дня и ночи.

Экспериментирование «Демонстрация смены дня и ночи

Рассматривание открыток, иллюстраций; книг, альбомов, фотоальбомов; схем; картин.

Просмотр презентаций на тему»Космос. Звезды. Вселенная.»

Моделирование из различных круп изображения солнца и вращающихся вокруг него планет.

Задания подбор открыток и картинок по теме «Космос»

Подвижные игры «Совушка –СОВА»

Чтение В. Танасийчука «Удивительная прогулка» Левитана «Сказочные приключения маленького астронома» и др.

Разучивание стихотворений о солнце,о звездах и тд.

Исполнение песен о солнце

Художественное творчество. Рисование звездного неба.

«В солнечном царстве, космическом государстве» Иллюстративно-выставочный материал; художественно-литературные произведения; ТСО: фонд видео слайдов; фильмов или аудио записи; стилизованные карты, схемы, проекты

5.«Звездные сказки»

Цель:развивать познавательный интерес детей в процессе знакомства со сказкой. Расширять словарный запас ;развивать воображение, фантазию.

Итоговое мероприятие:

Костюмированный праздник «В гостях у Зодиака»

Сюжетные игры: «Космическое путешествие» «Путешествие к другим планетам», «Наши друзья инопланетяне» и др.

Дидактические игры:

«Подбери словечко», «Найди лишнее слово», «Солнечная система», игры на распознание созвездий в соответствии со знаком зодиака и другие.

Беседы о созвездиях, галактиках. о том, что находится в глубинах космоса и другие.

Отгадывание загадок о созвездиях о планетах.

Составление рассказов-фантазий

Наблюдения за звездами, небом созвездиями.

Рассматривание

иллюстраций, книг, альбомов, фотоальбомов, открыток по теме. ;

Просмотр видео материалов и слайдов о созвездиях и галактиках.

Совместные действия со взрослыми по наблюдению созвездий

Задания: Совместное с родителями изготовление костюмов к празднику"В гостях у Зодиака"

Подвижные игры по желанию детей и «Звездочка лети», «Летающие кометы». Маленькие планеты»

Чтение геосказок «Зачем Меркурию лен, «Как появилась Луна», «День и ночь» и др.

Художественное творчество;Рисование, аппликация, лепка на космическую тему. Рисование лепка аппликация на тему. Рассматриваниеиллюстраций, книг, альбомов, фотоальбомов, открыток с изображением созвездий. Фотографии, иллюстрации, картинки, альбомы домов, деревьев, транспорта, деятельности людей; конструктор, модели для обыгрывания построек; пополнение демонстрационного и раздаточного материала по теме;

Материал и оборудование для экспериментирования;

Схемы, карты; художественная литература, атрибуты к сюжетноролевым играм, дидактические игры; макеты

крупа, бумага, фольга, песок, вода, пластик. фонарик

Формы проведения занятий

.Тематические беседы; Тематические наблюдения;

. Показ видеоматериалов, иллюстраций;

.Экскурсии;

.Дидактические, сюжетно – ролевые игры;

.Драматизация;

.Тематические праздники, развлечения;

.Изодеятельность;

.Конкурсы семейного творчества;

.Конкурсы и выставки детского творчества.

Содержание программы «Мир вокруг вас»

1. Этот загадочный космос (27 часов). Тема знакомит детей со звездным небом, Солнцем и планетами солнечной системы, со спутником земли и причинами солнечного и лунного затмения. В конце каждого задания предлагается закрепить появившиеся у детей представления памяти или воображения изображением изученного материала гуашью, пастелью фломастером на бумаге. Итог: творческая тематическая выставка.

2. Земля – планета,на которой мы живем (20 часов).В данном разделе программы рассматривается форма Земли, ее вращение вокруг своей оси, физические характеристики планеты Земля, ее изображение на глобусе и карте. В качестве закрепления материала дети могут получить домашнее задание изготовить вместе с родителями макет Земли.

3. Земля и ее обитатели(21 час) В рамках изучения темы дети знакомятся с разными материками, океанами, растительным и животным миром, который зависит от климатических условий. В качестве закрепления материала детям предлагается участие в тематическом утреннике, тематической выставке лепных работ животных разных стран и материков, в сборе гербария растений, произрастающих в нашей области.

4. «Между небом и землей(18 часов). В данном разделе программы рассматривается Солнце и его физические характеристики, его сравнение с другими объектами, наблюдаемые на небесной сфере и знакомство с солнечной системой. Длязакрепление пройденного материала детям предлагается разгадать тематические загадки, смоделировать из различных круп изображение солнца и вращающихся вокруг него планет (это может быть и совместная работа с родителями)

5. Звездные сказки (22 часа). Тема позволяет детям в интересной для них форме усвоить такие понятия как»созвездия», «Зодиак», узнать, что находится в глубинах космоса, и о том,что Галактика- это звездная семья. Практическим заданием могут служить простейшие наблюдения созвездий, дидактические игры на распознание созвездий в соответствии со знаком Зодиака, ролевая игра «Космический полет» ,костюмированный праздник «В гостях у Зодиака»

Ожидаемые результаты.

-у детей сформировались, систематизировались и обобщились знания по астрономии и географии,они овладели элементарными представлениями о науках «Астрономия и «География», в результате этого происходит формирование представлений об окружающем мире, который является источником познания и умственного развития детей;

-дети владеют основами элементарной культуры общения (обладают навыками практического экспериментирования,предметных способов решения практических задач, поиска новых способов и средств решения практических задач);

- происходит развитие коммуникативных навыков, развивается диалогическая речь, активизируется и обогащается словарный запас;

- проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, игре, общении, познавательно- исследовательской деятельности и др;

- обладают развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;

- владеют разными формами и видами игры, умеют подчиняться разным правилам и социальным нормам;

- проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам;

-интересуются причинно- следственными связями, пытаются самостоятельно придумывать объяснения тем или иным явлениям природы;

- способны к принятию тех или иных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;

-при выполнении детьми продуктивной деятельности между детьми возникает доброжелательность, взаимопомощь и благоприятный эмоциональный климат.

Критерии оценки качества знаний:

-овладение детьми способами познавтельной деятельности:

а)сенсорным;

б) интеллектуальным анализом,сравнением, умением устанавливатьсвязи,обобщать, систематизировать и пользоваться речевыми умениями.

- владения средствами познавательной деятельности: умение детей использовать в своей деятельности объекты действительности, иллюстрации, модели;

Формы оценки качества знаний:

- выставки детских работ;

- итоговые занятия;

- концерты;

- праздники;

Мониторинг определения знаний детей по теме «Мир вокруг нас» проводился в начале учебного года и в конце. Вопросы детям задаются индивидуально в непринужденной обстановке в утреннее и вечернее время, после небольшой предварительной беседы

Критерии мониторинга определения уровня освоения детьми программы «Мир вокруг нас»

-Как называется планета, на которой мы живем.

-Как называется ближайшая к нам звезда.

-Назови планеты солнечной системы.

-Как называется спутник Земли.

-Какие созвездия ты знаешь.

-Каких космонавтов ты знаешь.

-Зачем люди осваивают космос.

-Что ты знаешь о нашей планете.

-Что такое глобус.

-Какие материки ты знаешь. Сколько их.

-Назови свойства воды.

-Какие океаны ты знаешь.

-Назови имена первооткрывателей.

Высокий уровень. На все поставленные вопросы отвечает полностью, развернуто, без помощи педагога

Средний уровень. Имеет определённые знания по теме, но ответы дает без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.

Низкий уровень. Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.

Материальное обеспечение программы: модель солнечной системы, глобус, фонарик, мяч, физическая карта мира, термос, зеркало, атлас животного мира, ТСО, костюм звездочета, настольная лампа, приборы для экспериментов (стаканы, ложечки,сосуды и т д. ,гуашь, пластилин, веревки, ведерки и т. д.

Методическое обеспечение программы: разрезные картинки на космическую тему, изображение различных видов галактик,иллюстративный материал по теме, альбом «Наши космонавты, картины,изображающие различные народы, рисунок- схема «Круговорот воды в природе», картинки с изображением различных времен суток.

Литература

Баукова Н. Н. Мир вокруг: Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста (5 -7лет) Ростов – на Дону Издательство ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2013.

Левин, Б. Астрономия в картинках- М. ; Детская литература, 1967.

Левитан, Е. П. Малышам о звездах и планетах. - Петрозаводск: Кругозор, 1995.

Скоролупова, О. А. ПОКОРЕНИЕ КОСМОСА – М. : Издательство»Скрипторий 2000»,2003

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа «Домовёнок» Дополнительная образовательная программа "Домовёнок" Направленность программы «Домовенок» по содержанию является художественно-эстетической,.

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Цветик-семицветик» Календарно - тематический план занятий дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Цветик-семицветик».

Дополнительная образовательная программа кружка творческой деятельности «Мастерская Гномика» Пояснительная записка программы Данная программа относится к художественно-эстетической направленности. «Истоки творческих способностей.

Дополнительная образовательная программа кружка «Знайка» Содержание дополнительной образовательной программы: 1. Пояснительная записка 2. Учебно-тематический план 3. Содержание программы 4. Материальное.

Дополнительная образовательная программа кружка «Знайка» часть 2 К концу года дети должны знать и уметь: Проявлять интерес к русским народным загадкам, пословицам, фразеологическим оборотам, метафорам.

Дополнительная образовательная программа по экологии Пояснительная записка. Дошкольное детство, по мнению педагогов и психологов, является таким возрастным периодом, когда активно формируются.

Дополнительная образовательная программа по экологическому воспитанию «Юный эколог» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Еще лет двадцать назад об экологии и экологическом образовании дошкольников речь не шла. В настоящее же время оно.

Дополнительная образовательная программа «Росинка» Дополнительная образовательная программа "Росинка" Направленность программы «Росинка» по содержанию является художественно-эстетической.

Дополнительная образовательная программа по работе с тканью «Волшебная мастерская» Дополнительная образовательная программа «Волшебная мастерская» Для детей 5-6 лет (срок реализации -1 год) Составила : Силина.

Рабочая учебная программа (Дополнительная образовательная деятельность) «Фантазия»Рабочая учебная программа (Дополнительная образовательная деятельность) «Фантазия» Пояснительная записка Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Уже в самой сути ребёнка заложено стремление узнавать и создавать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас»
Опубликовано: 21 января 2016 в 23:01
+134Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 95.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД