Папки-передвижки

Дополнительная образовательная программа «Здоровые ножки. Плоскостопие у детей дошкольного возраста»

Олеся Логвинова
Дополнительная образовательная программа «Здоровые ножки. Плоскостопие у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей.

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников - одна из актуальнейших проблем нашего времени. Плоскостопие – заболевание прогрессирующее поэтому, чем раньше начата пофилактика, тем лучшие результаты она приносит. Профилактика плоскостопия должна быть комплексной и направленной на укрепление всего организма.

Публикация «Дополнительная образовательная программа „Здоровые ножки, Плоскостопие у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Однако без специальных упражнений и стелек жить с плоскими стопами будет не просто. Лечение может быть пассивным (специальная обувь, корригирующие стельки, супинаторы).

А может быть активным, включающие тренировку мышц стопы и голени, корригирующую гимнастику, игровой массаж, подвижные игры, ходьбу по оздоровительным дорожкам. При работе по профилактике и коррекции плоскостопия большую роль играет нетрадиционное оборудование

Данная программа является наиболее актуальной, так как она составлена с учетом возрастных особенностей физического развития дошкольников, адаптирована для реализации в условиях дошкольного учреждения, обеспечивает сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей посредством реализации современных и адаптированных к условиям дошкольного учреждения оздоровительных технологий. Эти технологии носят сугубо профилактический характер и направлены на поддержание эмоционально-положительного тонуса воспитанников.

Вот почему очень важно, чтобы работники дошкольного учреждения и родители воспитанников хорошо знали приемы и способы профилактики и коррекции плоскостопия.

Цель: выявить уровень заболеваний плоскостопия у детей и осуществлять профилактическую и коррекционную работу.

Задачи:

Оздоровительные задачи :

- коррекция плоскостопия;

- выявление уровня заболеваний плоскостопием у детей дошкольного

возраста;

- использование специальных физических упражнений и массажа для

профилактики и коррекции плоскостопия.

- закрепление опорно-двигательного аппарата специальными

упражнениями;

- формирование правильной осанки и гигиенических навыков.

Образовательные задачи :

- формирование двигательных умений и навыков ребенка в

соответствии с его индивидуальными особенностями для

профилактики и коррекции плоскостопия;

- осознанное овладение движениями, развитие самоконтроля и

самоанализа при выполнении физических упражнений.

Воспитательные задачи:

- выработка привычки к соблюдению режима дня, потребности в

физических упражнениях и играх;

- воспитание физических качеств;

- приучать к самостоятельному созданию условий для выполнения

физических упражнений;

- воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками в

совместной двигательной деятельности.

Факторы, влияющие на развитие плоскостопия :

1 наследственность (если у кого-то из родных есть/было это заболевание, нужно быть особенно осторожным: ребенка следует регулярно показывать врачу-ортопеду,

2 ношение «неправильной» обуви (на плоской подошве совсем без каблука, слишком узкой или широкой,

3 чрезмерные нагрузки на ноги (например, при поднятии тяжестей или при повышенной массе тела,

4 чрезмерная гибкость (гипермобильность) суставов, рахит,

Плоская стопа встречается у детей довольно часто, поэтому для предупреждения развития плоскостопии важно своевременно выявить эту деформацию и принять профилактические меры.

Детская стопа по сравнению со взрослой коротка, широка, а в пяточной области сужена. Пальцы расходятся. Объём движений детской стопы больше, чем взрослой, вследствие большей эластичности мышечно-связочного аппарата. Поэтому детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам: прыжкам, соскокам с высоких снарядов, быстро утомляется и легко подвергается деформации.

Поэтому в основе профилактики плоскостопия лежит,

во-первых – укрепление мышц, сохраняющих свод;

во-вторых, ношение рациональной обуви, и,

в - третьих, ограничение нагрузки на нижние конечности.

В целях борьбы с этой весьма распространённой деформацией предупреждать её следует с раннего детства.

Данная программа описывает курс подготовки по профилактике плоскостопия детей дошкольного возраста 3-7 лет (II младшая, средняя, старшая и подготовительная группа) и разработана на основе содержания по профилактике плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ автор-составитель О. Н. Моргунова. В программе заложен годовой цикл занятий – по 32 занятия для каждой возрастной группы. Она рассчитана на два года обучения и рекомендуется для занятий детей с 3 до 7 лет, 32 занятия в год. Занятия проводятся во II младшей, средней, старшей и подготовительной группах 1 раз в неделю. Длительность занятий: младшие группы – 15-20 мин., старшие и подготовительные к школе группы 25 – 30 мин.

Содержание занятий

Каждое занятие состоит их трех частей: подготовительной, основной и заключительной.

Подготовительная часть – включает общеразвивающие и корректирующие упражнения, соответствующие нарушениям плоскостопия. Темп выполнения - медленный, умеренный и средний, дозировка - 6-8 повторений.

Основную часть - входят упражнения из положения, лежа на спине, на боку и на животе. В этих положениях легче следить за выпрямленным телом, мышцы не испытывают длительной статической нагрузки, как при держании тела в положении стоя и сидя. Дозировка упражнений зависит от самочувствия.

Заключительная часть строится из упражнений на расслабление (релаксация, выполняемых в исходных положениях лежа на спине, дыхательных и специальных упражнений конечно же, эмоциональная разгрузка – подвижные игры.

С целью профилактики плоскостопия во время оздоровительных занятий дети занимаются без обуви.

Следует отметить, что для эмоционального комфорта во время организации и проведения двигательной активности детей способствует музыкальное сопровождение физкультурно-оздоровительных занятий.

Младший возраст (II младшая, средняя).

Месяц № занятия Задачи Содержание Кол-во часов

Октябрь №1 1. Рассказать детям, что такое плоскостопие.

2. Заинтересовать детей занятиями, расположить к себе.

3. Упражнять в ходьбе и беге на пятках, переступая через кубики на полу -ходьба и бег на пятках, переступая через кубики «Наши ножки идут по дорожке»

-игровое упражнения для профилактике плоскостопия «Вот как мы умеем» ,

1

№2 1. Способствовать формированию навыков вход на скамейку и сход с нее по наклонной доске.

2. Упражнять в ходьбе по канату вдоль и поперек. -лазание «Через мостик»

- игровой самомассаж «Пальчики на ножках»

- упражнения для профилактике плоскостопия «Гибкий носик» 1

№3 1. Закреплять умение активного сгибания и разгибания стоп

2. Упражнять в захватывании мяча и других предметов стопами ног и бросании.

-игровой самомассаж «Обезьянки»

-упражнения для профилактике плоскостопия «Мы забавные ежата»

1

№4 1. Учить захватывать пальцами ног карандаши и перекладывать их на другое место.

2. Упражнять в сгибании и разгибании ног в коленях с зажатым между стопами мячом. -ЛФК: ходьба по дорожкам с отпечатками стоп, с изменением расстояния шага «По следам»

- упражнения для профилактике плоскостопия «Шишки в корзине»

1

№5 1. Упражнять в ходьбе на четвереньках, подталкивая перед собой головой набивной мяч;

2. Учить лазанию по гимнастической лестнице и ходьбе по ребристой доске.

3. Содействовать развитию внимания, ловкости и ориентировки в пространстве. -ходьба на четвереньках, подталкивая перед собой головой набивной мяч

- лазание по гимнастической лестнице и ходьбе по ребристой доске

- упражнение для профилактике плоскостопия «Лисички»

1

Ноябрь №6 1. Упражнять в ходьбе «гусиным шагом»

2. Учить массажу стопы.

3. Формировать умение ориентироваться в пространстве. -ходьба «гусиным шагом»

- игровой самомассаж «Бельчата»

- упражнения для профилактике плоскостопия «Волшебная сказка»

1

№7 1. Учить ползающим движениям стоп вперед и назад с помощью пальцев;

2. Упражнять в сведении и разведении пяток.

-приставной шаг: лицом, руки на поясе, боком, руки за спину

-упражнения для профилактике плоскоскостопия «Матрешки» 1

№8 1. Упражнять в разгибании и сгибании стоп (поочередно)

2. Закреплять умение ходить по канату.

- разгибание и сгибание стоп, ходьба по канату

- упражнения «Кто выше прыгнет?»

- упражнения для профилактике плоскостопия «Гимнасты» 1

№ 9 1. Закреплять прыжкам на месте и с небольшим продвижением вперед (на носках);

2. Упражнять в ходьбе по «Дорожкам здоровья».

-упражнения «Воробушки»

- упражнения для профилактике плоскостопия по «Дорожкам здоровья» 1

№10 1. Научить ходьбе «змейкой»

2. Изучить упражнения для профилактике по плоскостопию «Гармошка», «Елочка» - ходьба «змейкой»

- упражнения для профилактике плоскостопия «Гармошка», «Елочка» 1

Декабрь №11 1. Укреплять мышцы стопы и голени при ходьбе на пятках, носках, с высоким подниманием колен.

2. Отработка общеразвивающих упражнений:

«Матрешки», «Лисички»,

-ходьба на носках, пятках, с высоким подниманием колен

- упражнения для профилактике плоскостопия «Матрешки», «Лисички»

1

№12 1. Продолжать укреплять мышцы стопы и голени при ходьбе и беге (на носках и пятках).

2. Учить детей правильно и последовательно массировать стопы ног. -ходьба в колонне по одному, на носках, с различным положением рук. Бег на носках, змейкой

- для профилактике плоскостопия массаж стоп 1

№13 1. Учить ходить переменным шагом через шнуры.

2. Упражнять в прыжках из обруча в обруч.

- ходьба переменным шагом через шнуры, лежащие на полу

-прыжки из обруча в обруча

- упражнения для профилактике плоскостопия

«Медведь», «Медвежата»

1

№14 1. Упражнять в сохранении равновесия при ходьбе по доске.

2. Закреплять умение правильно координировать движения рук и ног -ходьба по доске, руки на поясе

-прыжки на двух ногах с продвижением вперед

- упражнения для профилактике плоскостопия

«Пингвины на льдине» 1

Январь №15 1. Упражнять в ходьбе и беге между двумя линиями; в прыжках на двух ногах с продвижением вперед

2. Закреплять навыки правильного и последовательного массирования стопы.

-ходьба и бег межу двумя линиями (расстояние 20 см)

-перепрыгивании через шнур

- для профилактики плоскостопия массаж стоп

1

№16 1. Упражнять в ходьбе, сохраняя равновесие и правильную осанку.

2. Воспитывать доброе отношение друг к другу. -упражнения «Маленькие», «Большие»,

по следам

- упражнения для профилактики плоскостопия

«Где спрятался мышонок?» 1

№17 1. Упражнять в ходьбе по шнуру.

2. Развивать ловкость, координацию движений - ходьба по шнуру

-упражнение для профилактики плоскостопия «Великаны и гномы» 1

№18 1. Добиваться правильного выполнения бега.

2. Воспитывать целеустремленность, взаимовыручку. -ритмическая гимнастика «Бег по кругу»,

-.упражнения для профилактике плоскостопия «По ровненькой дорожке» 1

№19 1. Учить детей ходить по шнуру, приставляя пятку одной ноги к носку другой.

2. Развитие умения сохранять равновесия по ограниченной плоскости.

- упражнения для профилактике плоскостопия «Удав»

- ходьба по шнуру выложенному по кругу на полу.

1

Февраль №20 1. Укреплять мышцы стоп

2. Развитие координации, прыгучести. -упражнения «У кого больше»

- упражнения для профилактике плоскостопия «Дорожка по следам»

1

№21 1. Познакомить детей с комплексом «Веселый зоосад»

2. Развитие произвольности движений пантомических умений - комплекс упражнений «Веселый зоосад»

- упражнения для профилактике плоскостопия «Угадай животного» 1

Март №22 1. Упражнять ходьбе по шнуру

2. Развивать ловкость, внимание

-ходьба по шнуру

-упражнения для профилактике плоскостопия «Кто тише»

1

№23 1. Сохранять равновесие при ходьбе по доске

2. Закреплять умения правильно координировать движения рук и ног. -ходьба по доске

- упражнения для профилактике плоскостопия «Кот и мыши» 1

№24 1. Научить детей лазать по наклонной лестнице

2. Отработать упражнения для профилактике плоскостопия «Кто тише»

3. Воспитывать доброе отношение друг к другу. - лазанье по наклонной лестнице

- упражнения для профилактике плоскостопия «Белочка» 1

№25 1. Учить сохранять устойчивое равновесие при ходьбе по гимнастической скамейке

2. Укреплять мышцы стоп - ходьба по скамейке

- упражнения для профилактике плоскостопия ходьба по коврикам

1

№26 1. Закрепить выполнение разученных упражнений «Бельчонок», «Кот и мыши», «Пингвины на льдине»

2. Содействовать развитию ловкости и быстроты движений.

-упражнения «Бельчонок», «Кот и мыши», «Пингвины на льду»

- упражнения для профилактике плоскостопия «С кочки на кочку»

1

Апрель №27 1. Упражнять прыжкам в длину с места

2. Развивать танцевально-игровое творчество.

3. Воспитывать творческую активность. - упражнения «Через ручеек»

- упражнения для профилактике плоскостопия «Буратино»

1

№28 1. Закреплять круговые вращения стопы влево-вправо;

2. Упражнять в собирании пальцами ног ткани, лежащей на полу.

-вращение стопами влево, вправо, собирание пальцами ног платочков на полу

- упражнения для профилактике плоскостопия «Пингвины»

1

№29 1. Добиться правильного выполнения упражнения «Три поросенка».

2. Отработка общеразвивающих упражнений :

«Матрешки», «Красивые сапожки, резвые ножки», -упражнения «Три поросенка»,

-упражнения для профилактике плоскостопия «Матрешки», «Красивые сапожки, резвые ножки»

1

Май №30 1. Совершенствовать ходьбу на носках с высоким подниманием бедра и ходьбы по канату прямо и боком.

2. Отработать общеразвивающие упражнения из положения сидя. -ходьба на носках с высоким подниманием бедра

по канату прямо и боком

-упражнения для профилактике плоскостопия «Веснянка»

1

№31 1. Совершенствование круговых движений стопами по максимальной окружности.

2. Отработка общеразвивающих упражнений : «Гармошка», «Елочка» - круговые движения стопами «Солнышко»

- упражнения для профилактике плоскостопия «Гармошка», «Елочка»

1

№32 Подведение итогов (диагностика) 1

Старший возраст (старшая, подготовительная группа)

Месяц № занятие Задачи Содержание Кол-во часов

Октябрь №1 1. Рассказать детям, что такое плоскостопие.

2. Заинтересовать детей занятиями, расположить к себе.

3. Учить детей правильно и последовательно массировать стопы ног.

4. Упражнять в умении выполнять задания в положении лежа на полу.

5. Воспитывать усидчивость. -массаж стопы ног «Дождик»

- упражнения для профилактике плоскостопия «Маленькие ежата» с резиновыми мячами

1

№2 1. Закреплять навыки правильного и последовательного массирования стопы и голени ног.

2. Учить детей выполнять новый комплекс упражнений в положении сидя на стуле.

3. Воспитывать дружеские взаимоотношения детей.

-массаж стопы и голени «Шишки»

- комплекс упражнений в положении сидя «Гномики»

-упражнения для профилактике плоскостопия «Кто больше соберет» (шишки, желуди)

1

№3 1. Внести на занятие веточку сосны для укрепления и хорошего кровообращения крови и капилляров на стопе ног.

2. Закреплять упражнения в и. п. сидя на стуле.

3. Разучить подвижную игру «Страус»

4. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

-упражнения сидя на стуле «Гномики»

- подвижная игра «Страус»

- упражнения для профилактике плоскостопия с фитболами

1

№4 1. Продолжать укреплять стопы ног хождением по гимнастической палке.

2. Закреплять правильное выполнение упражнений «по-турецки» из и. п. сидя. -хождение по гимнастической палке

- упражнение «по-турецки»

- упражнение для профилактике плоскостопия с гимнастической палкой

1

№5 1. Учить детей удерживать предмет носками ног (камушки, палочки) и выбрасывать его.

2. Закреплять ходьбу на пособиях выполняя различные упражнения.

3. Воспитывать усидчивость и товарищество. - игра «Достань из обруча предмет»

- ходьба по массажному коврику «Солнце»

1

Ноябрь №6 1. Закреплять навыки правильного и последовательного массирования стопы и голени ног;

2. Учить новым упражнениям в и. п. сидя.

3. Воспитывать дружеские отношения.

-массаж стопы и голени «Ежик», «Дождик»

- - упражнение для профилактике плоскостопия сидя «Лучший художник», «Помаши платочком» 1

№7

1. Продолжать закреплять навыки правильного массирования стопы и голени ног.

2. Продолжать учить новым упражнениям в и. п. сидя на стуле.

3. Воспитывать интерес к подвижным играм.

-массаж сидя на коврик

- упражнения сидя на стуле с мячиками

- игровое упражнение «Пройди не задень» 1

№8 1. Учить детей выполнять новый вид упражнения во время массажа и при выполнении упражнений в положении стоя.

2. Продолжать разучивать движения и слова в подвижной игре «Сапожник».

3. Воспитывать интерес к подвижным играм.

-массаж - дополнение (поколачивание кулачком на стопе ноги)

-упражнения в положения стоя

-ходьба по дорожке с шишками

-прыжки с «кочки на кочку»

-подвижная игра «сапожник»

2

№9 1. Продолжать закреплять новый вид упражнений во время массажа и при выполнении упражнений в положении стоя.

2. Закреплять слова в подвижной игре «сапожник». 3. Воспитывать интерес к своему здоровью. - упражнения в положении стоя

- самомассаж стоп

-подвижная игра «сапожник» 1

№10 1. Упражнять детей в ходьбе по бруску с наклонной поверхностью.

2. Предложить детям делать массаж с большим эффектом для стопы.

3. В основных движениях включить ходьбу по камешкам

4. В подвижной игре «Турпоход» укреплять мышцы и связки голеностопного сустава

-массаж стопы голени

- ходьба по бруску с наклонными поверхностями

- ходьба по массажному коврику с камешками

- подвижная игра «Турпоход» 1

Декабрь №11 1. Продолжать упражнять детей в ходьбе по бруску с

наклонной поверхностью.

2. Предложить детям делать массаж с большим эффектом для стопы.

3. В основных движениях для большого эффекта продолжать ходить по камешкам

4. В подвижной игре «Турпоход» продолжать укреплять мышцы и связки голеностопного сустава. -ходьба по бруску с наклонными поверхностям

- поднимание на носки с каждым шагом

- упражнение «По следам»

- подвижная игра «Турпоход» 1

№12 1. Для суставов, мышц и связок выполнять движения с бруском.

2. В подвижной игре «Страус» уметь собирать камешки стопами ног и приподнимая их. - общеразвивающие упражнения с бруском

- подвижная игра «Страус»

1

№13 1. Продолжать выполнять упражнения для суставов, мышц и связок стопы с бруском для большого эффекта оздоровления (профилактике).

2. Закреплять умение собирать носками ног камешки с пола в подвижной игре «Страус».

3. Воспитывать усидчивость и интерес к занятию.

-общеразвивающие упражнения с бруском

-ходьба по дорожкам со следами

-прыжки через гимнастические палки

- подвижная игра «Страус»

1

№14 1. Совершенствовать новый способ последовательност массажа стопы ног.

2. Побуждать детей выполнению упражнений на

гимнастических скамейках в подвижной игре «Сапожник».

3. Развивать у детей умение организовать самостоятельно игру. - упражнение «Трамвай»

- массаж стоп

-ходьба по сосновым веточкам

- прыжки с кочки на кочку

- бег по ребристой дорожке

- подвижная игра «Сапожник» 1

№15 1 Продолжать совершенствовать новый способ массажа стопы ног.

2. Закреплять упражнения на гимнастических скамейках.

3. Самостоятельно дать детям организовать подвижную игру «Сапожник». - массаж стоп

-упражнения на гимнастических скамейках

-подвижная игра «Сапожник» 1

Январь №16 1. Продолжать развивать у детей умение выполнять

упражнения с пособиями сидя на стуле. 2. Закреплять новый вид массажа для стопы и голени ног.

3. В подвижной игре «Гибкий носок» выполнять действия по сигналу педагога.

- массаж стоп

- упражнения с палочками сидя на коврике

- подвижная игра: «Гибкий носок» 1

№17 1. Продолжать развивать у детей умение выполнять упражнения с пособиями сидя на стуле.

2. Закреплять новый вид массажа для стопы и голени ног.

3. В подвижной игре «Гибкий носок» выполнять действия по сигналу педагога -- массаж стоп

- упражнения с палочками сидя на коврике

- ходьба по массажным следочкам

- подвижная игра: «Гибкий носок»

1

Февраль

№18 1. Продолжать развивать у детей умение выполнять

упражнения в процессе ходьбы.

2. Упражнять детей в лазании перекрестной координации при спуске и подъеме на гимнастической стенке.

3. В подвижной игре «День – ночь» закреплять умения быстро реагировать на сигнал.

- лазание на гимнастической стенке (не пропуская реек)

- ходьба босиком по песку

- подвижная игра: «День и ночь»

1

№19 1. Продолжать развивать у детей умение выполнять упражнения в процессе ходьбы.

2Упражнять детей в лазании перекрестной координации при спуске и подъеме на гимнастической стенке.

3. В подвижной игре «День – ночь» закреплять умения быстро реагировать на сигнал. -массаж стоп

-ходьба босиком по полу

- подвижные игры: «День и ночь», «медведь и пчелы»

1

№20 1. Развивать «мелкую моторику» пальцев ног, оказывающие влияния на развитие соответствующих отделов головного мозга.

2. Совершенствовать двигательные умения и навыки на степах.

3. Закрепить умения легко ходить, бегать и прыгать с различными предметами.

4. Воспитывать интерес к занятию. - массаж (сидя на степах)

- гимнастика для пальцев ног

- упражнение «Ходьба по кочкам»

- подвижная игра: «Кто быстрее на степ» 1

№21 1. Развивать у детей быстроту, ловкость, внимание и выносливость.

2. Формировать активное участие в соревнованиях. 3. Приобщать детей к здоровому образу жизни. 4. Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу. -эстафеты: «Лучший художник», «Лучший канатаходец», «Кто самый быстрый гусь?»

-ходьба по массажному коврику «Гусеница»

1

Март №22 1. Упражнять детей в умении прыгать в длину с места и приземляться на две ноги, полусогнутые в коленях.

2. Закрепить умение ползать в быстром темпе по доске на ступнях и ладонях.

3. Воспитывать у детей усидчивость. - упражнение «Аист», «Ласточка», «Зайцы»

- массаж

- прыжки в длину с места

--ползание по доске на ступнях и ладонях

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас" Пояснительная записка. Развитие естественно – научных представлений дошкольников.

Дополнительная образовательная программа по обучению детей правилам дорожного движения «Веселый Светофор»Дополнительная образовательная программа по обучению детей правилам дорожного движения «Веселый Светофор» Дополнительная образовательная программа по обучению детей правилам дорожного движения «Веселый Светофор» (подготовительная группа) Содержание:.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» . Часть 14-средства реализации программы 2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы дошкольного образования.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет. Методика диагностики 1. Представления о природе. Задание №1. Цель. Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребёнок представления.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет. Методика диагностики (продолжение) 2. Отношение к природе. Задание №1. Цель. Выявить характер отношения ребенка к природе. Методика. Наблюдение за отношением детей к живым.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет — организационный раздел III. Организационный раздел 3.1. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания Для обеспечения выполнения.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет (требования к уровню образования детей) 2.6. Иные характеристики содержания Программы Требования к уровню образования воспитанников Высокий уровень Ребёнок знает представителей.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (заключительная часть — способы направления инициативы детей) 2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является научение,.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (заключительная часть — взаимодействие с родителями) 2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Секция «Школа мяча» для детей старшего дошкольного возраста как дополнительная образовательная деятельностьСекция «Школа мяча» для детей старшего дошкольного возраста как дополнительная образовательная деятельность До сих пор люди не могут точно сказать: где и когда появился первый в мире мяч. Археологи и в наше время находят на раскопках древних городов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная образовательная программа «Здоровые ножки. Плоскостопие у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 28 октября 2021 в 12:12
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная образовательная программа «Здоровые ножки. Плоскостопие у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Логвинова (УИ 192840) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД