Папки-передвижки

Дополнительная образовательная программа по пластилинографии для детей 5–6 лет

Людмила Болдырева
Дополнительная образовательная программа по пластилинографии для детей 5–6 лет

Дополнительная образовательная программа

Нетрадиционные техники рисование (пластилинография) художественно – эстетической направленности «Радуга красок» возраст обучающихся 5 - 6 лет срок реализации: 9 месяцев

Пояснительная записка

Формированию творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. В настоящий момент педагогу необходимо так организовать образовательный процесс, чтобы он наиболее полно отвечал возрастным и индивидуальным особенностям определённой группы детей, способствовал развитию интеллектуальных и творческих способностей дошкольника.

Публикация «Дополнительная образовательная программа по пластилинографии для детей 5–6 лет» размещена в разделах

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей.

Актуальность программы состоит в том, что развитие мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. «Пластилинография» помогает подготовить руку ребенка к письму. Чем чаще ребенок моделирует из различных материалов (пластилин, тесто, глина, тем активнее у него развиваются общие и изобразительные задатки.

Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений.

Программа направлена на развитие личности, ее творческого потенциала, художественных способностей, нравственно- эстетического развития детей. Стимулирует формы самовыражения личности. Обеспечивает эмоциональное развитие ребенка.

Педагогическая целесообразная программы «Пластилинография» объясняется тем, что в ней основной материал — пластилин, а основным инструментом является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям разного дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи и т. д.).

Программа разработана с учетом художественно-образовательных технологий, которые отражают:

1. Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.

2. Принцип гуманистичности - индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.

3. Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку.

4. Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.

5. Принцип системности - решение поставленных задач в системе кружковой работы.

Цель: Развитие ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.

Задачи программы:

- развивать художественный вкус, чувство композиции; творческие способности;

- способствовать развитию мелкой моторики и координации движений рук;

- формировать и развивать навыки ручного труда;

- воспитывать усидчивость, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца;

- воспитывать любовь к близким, понимание красоты окружающего мира;

Сроки реализации: образовательной программы "Пластилинография"- 1 год.

Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.

Этап № 1. Подготовительный

Задачи перед ребёнком:

- Освоить прием надавливания.

- Освоить прием вдавливания.

- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.

- Освоить правильную постановку пальца.

-Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.

-Научиться работать на ограниченном пространстве

Этап № 2. Основной

Задачи перед ребёнком:

- Научиться не выходить за контур рисунка

- Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.

- Использовать несколько цветов пластилина

- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)

- Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.

- Научиться доводить дело до конца

- Научиться аккуратно, выполнять свои работы

- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми

-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий

- Научиться действовать по образцу воспитателя

- Научиться действовать по словесному указанию воспитателя

Этап № 3. Итоговый

Задачи перед ребёнком:

- Самостоятельно решать творческие задачи.

- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.

- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности

Структура: 1. Вводная часть: организационный момент, интеграция (чтение художественной литературы, пальчиковая гимнастика).

2. Основная часть: объяснение и практическая деятельность.

3. Заключительная часть: пальчиковая игра и подведение итогов – похвала детей за труд и красоту созданной композиции.

Форма организации: По количеству детей участвующих в занятии – подгрупповая, индивидуальная.

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.

Режим реализации данной дополнительной образовательной программы в старшей группе каждый четверг 16.00- 16.30

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

Пластилинография способствует освоению образовательной программы. К концу года дети:

Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.

У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.

Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они также умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

Способы проверки результатов освоения программы "Пластилинография" проходят в виде смотров-выставок в каждой группе, где в процессе просмотра работ, дети вместе с родителями обсуждают работы, интересуются оригинальностью замысла и воплощением его в работе.

Форма подведения итогов – выставка.

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы

детей подготовительной группы кружка «Радуга красок» Нетрадиционные техники рисование (пластилинография)

Содержание программы дополнительного образования детей подготовительной группы кружка «Радуга красок»

Нетрадиционные техники рисование (пластилинография)

Месяц Тема Программное содержание

Сентябрь «Облака» Познакомить с понятиями пластилиновая живопись, пейзаж, перспектива, линия горизонта. Способы скручивания, оттенки Развивать мелкую моторику рук.

«Желтые листья летят» С помощью цвета в пластилиновой живописи передать свое настроение к предметам природы, использовать в работе 2 цвета Развивать мелкую моторику рук.

«Сказочное дерево» Уточнить представление об основных частях дерева, познакомить с книжной графикой на примере Васнецова. Используя приемы рисования пластилином, изобразить дерево «васнецовским» приемом, познакомить с техникой коллажа. Развивать мелкую моторику пальцев.

«Любимая птичка» Познакомить с видом искусства – анималистикой, выполняя работу выбрать разные позы, соблюдая пропорции. Формировать умение пользоваться стейкой-ножом. Развивать мелкую моторику пальцев.

Октябрь «Что такое натюрморт» Познакомить с жанром живописи натюрморт, делать набросок карандашом, выкладывать пластилином

«Корзина с грибами» Продолжать знакомство с разными приемами и способами в пластилиновой живописи. Повторить прием смешивания путем накладывании одного цвета на другой. Развивать мелкую моторику пальцев.

«Осенний лес» Прививать навыки изображения деревьев и кустарников в наклонённом виде, проявлять творчество. Развивать мелкую моторику пальцев.

«Ветка рябины» Познакомить с барельефом, горельефом. Для средств выразительности использовать заглаживание, налепы, добиваясь сходства с натурой. Развивать мелкую моторику пальцев.

Ноябрь «Горы и лес зимой» Учить передавать в рисунке выразительные образы природы, ее красоту. Развивать мелкую моторику пальцев.

«Лыжник» Прививать навыки лепки спортивной одежды способом барельефа, закрепит умение смешивать цвета. Развивать мелкую моторику пальцев.

«Ледяное царство в голубой сказке» Закрепить смешивание тонов (сине-голубой) на белом фоне. Развивать мелкую моторику пальцев.

«Сказочная избушка» Закрепить умение изображать сюжет пересоздании коллективной работы, воспитывать дружеские отношения. Развивать мелкую моторику пальцев.

Декабрь

Снег Расширять знаний детей об истории новогоднего праздника. Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей (новогодний праздник, художественное слово, иллюстрации). Учить передавать снегопад с помощью пластилина. Самостоятельный выбор цвета фона картины. Закрепление умения рисовать пластилином. Развитие мелкой моторики.

«Елочка» Создание образа ёлочки, ритмического рисунка веточек, направленных книзу в конусе. Обучение навыку нанесения ритмического мазка сверху вниз. Внесение дополнений в рисунок по предложению воспитателя: разноцветные огоньки, флажки.

«Елочка» Создание образа ёлочки, ритмического рисунка веточек, направленных книзу в конусе. Обучение навыку нанесения ритмического мазка сверху вниз. Внесение дополнений в рисунок по предложению воспитателя: разноцветные огоньки, флажки.

«С праздником» .Познакомить с видом графики – открытка. Учить самостоятельно придумывать и воплощать сюжет, использовать различные техники. Развивать мелкую моторику пальцев.

Январь «Улицы нашего города» Познакомить с видом искусства – архитектурой. Учить придумывать общий сюжет, распределять работу. Развивать мелкую моторику пальцев.

Снеговик в сугробах Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании. Развивать мелкую моторику рук. Украшать работу, используя разнообразный бросовый материал.

Деревья и кустарники зимой Обобщить с детьми признаки зимы. Рассмотреть деревья после снегопада и посредством пластилинографии изобразить их на картине. Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передать ее красоту в своем творчестве. Формировать эмоциональное восприятие окружающего мира, реалистическое представление о природе и снегопаде как природном явлении.

«В стране радуги» Прививать навыки рисования радуги в нужной цветовой последовательности, приемом растягивания и заглаживания. Развивать мелкую моторику пальцев.

Февраль «Хлебная лакомка» .Повторить понятие натюрморт, особенности его выполнения. Развивать мелкую моторику пальцев.

«Рассвет» Прививать навыки передачи выразительного образа природы и ее состояние, расширять знания о цветоведении в живописи.

Развивать мелкую моторику рук.

«Водный пейзаж» Познакомить с понятием водный пейзаж. Развивать мелкую моторику пальцев.

«Украшение головного убора» Познакомить детей с русским народным костюмом и головным убором, элементами узора, в цветовой гаммой. Развивать мелкую моторику пальцев.

Март «Подарим маме цветы» Использовать различные способы рисования пластилином. Развивать мелкую моторику пальцев.

«Здравствуй весна – красна» Прививать навыки выражения задуманного посредством живописи. Развивать мелкую моторику пальцев

«Пасхальное яичко» Прививать традиции празднования, учить украшать яичко различными способами. Развивать мелкую моторику пальцев.

«Заинька» Прививать навыки создания сказочного образа. Используя разные техники рисования пластилином. Развивать мелкую моторику пальцев.

Апрель «Космический корабль» Прививать навыки изображения космического корабля, развивать творчество и фантазию. Развивать мелкую моторику пальцев.

«Русское поле» Прививать навыки создания театральных декораций – сельский пейзаж. Рисовать поля различными техниками. Развивать мелкую моторику пальцев.

«Транспорт» Познакомить с разными способами изображения автомобилей. Развивать мелкую моторику пальцев.

«Весна» Прививать навыки выражения задуманного посредством живописи. Развивать мелкую моторику пальцев

Май Цветущий луг Продолжать развивать познавательный интерес к природе, живым цветам. Воспитание интереса к природным явлениям. Закрепление техники рисования пластилином. Рисование прямых вертикальных мазков, создание композиции «лужок». Развитие чувства ритма и цвета. Поддержание интереса к созданию коллективной работы. Продолжать развивать глазомер и цветовосприятие. Развитие чувства прекрасного.

Весенние цветы Формировать у детей интерес к пробуждающейся весенней природе, дать представление о первоцветах. Закреплять умение и навыки детей в работе с пластилином. Продолжать развивать мелкую моторику рук.

Бабочки Расширить представления детей о бабочках. Закреплять умение и навыки детей в работе с пластилином. Создание выразительных, эмоциональных образов. Продолжать развивать мелкую моторику рук.

Насекомые Обобщить представление о насекомых. Закрепление умения рисовать округлые формы, преобразовывать их по желанию в овальные. Рисование прямых вертикальных линий. Проявление творчества, самостоятельности. Развивать умение работать в коллективе дружно и аккуратно, творческое и образное мышление детей. Поощрять инициативу детей и желание дополнить композицию

Список использованной литературы:

1. «Пластилиновая живопись» Т. Н. Яковлева «ООО ТЦ Сфера» 2010г

2. «Кронтик в музее. Как там внутри». Н. А. Чуракова ООО «Академкнига/Учебник» 2009г

3. «Занятие по изобразительной деятельности. Коллективное творчество» А. А. Грибовская «ООО ТЦ Сфера» 2009г

4. «Лепка из пластилина» С. Ю. Ращупкина «Рипол-классик» 2011г

5. «Пластилиновая живопись» Т. Н. Яковлева «Сфера» 2010г

6. «Новогодние поделки» Е. Барышева «Эксмо»2013г

7. Г. Н. Давыдова "Пластилинография" Издательство "Скрипторий, 2003"

8. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников - Издательство" АСТ ",2002

9. Народное искусство в воспитании детей. Под редакцией Комаровой Т. С

издательство " Российское педагогическое агентство", 2003

9. Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб. Детство-пресс, 2007

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа по ручному труду для детей дошкольного возраста в подготовительной группе Сентябрь 1-2. Тема: «Пчелка Майя на ромашке» (из киндера) Цель: вызвать интерес к окружающему миру. Учить использовать знания и представления.

Дополнительная образовательная программа по ручному труду для детей дошкольного возраста (средняя группа) Пояснительная записка Формирование творческой, целостной личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном.

«Пчелка». Дополнительная образовательная программа по ручному труду для детей дошкольного возраста (старшая группа) старшая группа Руководитель: Дикова Лариса Анатольевна Сентябрь 1-2. Тема: «Что нам осень принесла? (фрукты)». Цель: продолжать совершенствовать.

«В мире мягкой фантазии» Дополнительная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа «В мире мягкой фантазии» разработана с учетом требований к содержанию и оформлению.

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по вышивке «Вышивка крестиком» для несовершеннолетних 6–10 лет Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по вышивке «Вышивка крестиком» Разработчик: воспитатель приемного.

Дополнительная образовательная программа для детей 5–7 лет «Край родной, навек любимый» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр имени.

Дополнительная образовательная программа для детей 6–7 лет «Природа и здоровье» Дополнительная общеразвивающая программа «Природа и здоровье» Выполнила: Гончарова О. А. Новокузнецк Содержание Пояснительная.

Дополнительная образовательная программа кружка «Инфознайка» для детей 4–5 летДополнительная образовательная программа кружка «Инфознайка» для детей 4–5 лет Пояснительная записка Сегодня изменились требования к образованному человеку – ему нужно не только знать много, но и уметь быстро применить.

Дополнительная общеобразовательная программа для детей 6 до 7 лет кружка «Волшебный пластилин» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Сказка» Дополнительная общеобразовательная программа для.

Дополнительная общеразвивающая программа «Логика и математика» для детей 5–7 лет Актуальность темы Одна из важнейших задач воспитания ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная образовательная программа по пластилинографии для детей 5–6 лет
Опубликовано: 6 апреля 2017 в 19:53
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД