Папки-передвижки

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids»

Ксения Смирнова
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids»

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется законами Российской Федерации «Об образовании» № 273 от 29.12.2012года, «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ФГОС дошкольного образования. В этих документах отражено содержание дошкольного образования, которое предполагает разностороннее, полноценное развитие ребенка, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества.

Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа „Фитнес кидс“ „Fitness kids“» размещена в разделах

Программа «Фитнес кидс» имеет физкультурно – спортивную направленность. Программа разработана на основе работ инструкторов по физической культуре Дмитриевой Н. Ю., Карабаевой Н. А., Паламарчука А. С.

Актуальность

Организм ребенка - это живая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся система. Доказано, что слабая двигательная активность детей, особенно в период активного роста, когда ускоренное развитие скелета и мышечной массы не подкрепляется соответствующей тренировкой систем кровообращения и дыхания, является одной из причин ухудшения здоровья. И как раз детский фитнес является уникальным способом развития таких физических качеств как гибкость, ловкость, выносливость, а так же гармонизации эмоционально-волевой сферы ребёнка посредством занятий, соединяющих в себе элементы хореографии, гимнастики, танцевальных уроков, включающих различные стили и направления, йоги и восточных единоборств.

Чем раньше ребенок ощутит радость от физических нагрузок, тем лучше. Ведь если с самого раннего младшего возраста регулярные занятия спортом дети воспримут, как само собой разумеющееся, то в дальнейшем ребенок сам будет испытывать потребность в занятиях, связанных с физическими нагрузками. Кроме того, фитнес – отличный способ выплеснуть неуемную детскую энергию.

Гимнастика с элементами Хатха-йоги доступна детям любой категории: ослабленным здоровьем, с низким уровнем развития физических качеств, с проблемами в эмоционально-волевой сфере, с низкими адаптивными возможностями.

Но занятия по различным видам йоги и фитнеса проводятся лишь в некоторых фитнес-центрах, отдельных клубах или секциях. Однако интерес к данному оздоровительному направлению возрастает все больше и назревает необходимость введению йоги в общеобразовательный процесс.

Новизна программы состоит в том, что в ней заложены четыре линии или четыре аспекта: физиологический, эмоциональный/поведенческий, ментальный и творческий, развивая которые мы можем говорить о воспитании гармоничной личности.

Физиологический аспект - гибкость, подвижность и прямая осанка-это основныетребования для сбалансированного развития тела;

Эмоциональный/поведенческий аспект – нормализация поведения гипер-активного ребенка, уравновешивание эмоциональной сферы. Детям-интровертам, «закрытым», замкнутым, имеющим трудности в контакте со сверстниками занятия помогут открыться миру, раскрыть свои творческие способности;

Ментальный аспект - сюда входит способность концентрироваться, запоминать, рассуждать, сознательный, подсознательный и бессознательный ум, а такжесистематическая стимуляция обоих полушарий головного мозга;

Творческий аспект- данный аспект подразумевает воображение, визуализацию,вокализацию и развитие личных качеств. Дети, практикующие асаны с юного возраста, способны комбинировать последовательность разных поз в виде танца. Дети, практикующие внутренние визуализации, рассказывают о том, что, когда им встречается новое слово, они представляют себе его образ, для того чтобы запомнить правильное написание и позже суметь распознать его при чтении.

Таким образом, программа предлагает родителям альтернативу детским спортивным секциям. Программа предполагает индивидуальный подход, что существенно помогает каждому ребёнку проявить свой потенциал.

Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста:

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Продолжается процесс окостенения скелета ребенка. Дошкольник более совершенно овладевает различными видами движений. Тело приобретает заметную устойчивость.

Дети к 6 годам уже могут совершать пешие прогулки, но на небольшие расстояния. Шестилетние дети значительно точнее выбирают движения, которые им надо выполнить. У них обычно отсутствуют лишние движения, которые наблюдаются у детей 3-5 лет. В период с 5 до 6 лет ребенок постепенно начинает адекватно оценивать результаты своего участия в играх соревновательного характера. Удовлетворение

полученным результатом к 6 годам начинает доставлять ребенку радость, способствует эмоциональному благополучию и поддерживает положительное отношение к себе («я хороший, ловкий» и т. д.). Уже начинают наблюдаться различия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков - более прерывистые, у девочек – мягкие, плавные).

К 6 годам совершенствуется развитие мелкой моторики пальцев рук. Некоторые дети могут продеть шнурок в ботинок и завязать бантиком. В старшем возрасте продолжают совершенствоваться культурно-гигиенические навыки: умеет одеться в соответствии с условиями погоды, выполняет основные правила личной гигиены, соблюдает правила приема пищи, проявляет навыки самостоятельности.

Полезные привычки способствуют усвоению основ здорового образа жизни.

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

Возрастной период от 5 до 7 лет называются периодом «первого вытяжения»; за один год ребенок может вырасти до 7 - 10 см. Средний рост в 5 лет составляет 106-107 см, а масса тела -17-18 кг. На протяжении шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц – 200г, а роста – 0,5см.

1. Опорно-двигательный аппарат. Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура) ребенка к 5-6 годам еще не завершено. Каждая из 206 костей продолжает меняться по размеру, форме, строению, причем у разных костей фазы развития не одинаковы.

Окостенение опорных костей носовой перегородки начинается с 3-4 лет и к 6 годам не окончено, что необходимо учитывать при проведении занятий по физической культуре. Позвоночный столб ребенка 5-7 лет чувствителен к деформирующим воздействиям. Скелетная мускулатура характеризируется слабым развитием сухожилий, фасций, связок.

При излишней массе тела, при неблагоприятных условиях осанка ребенка нарушается: может появиться вздутый или отвислый живот, плоскостопие, у мальчиков может образоваться грыжа.

У детей 5-7 лет наблюдается незавершенность стопы. В связи с этим необходимо предупреждать появление у детей плоскостопия, причиной которого могут стать обувь большого, чем нужно, размера, излишняя масса тела, перенесенные заболевания. В развитии мышц выделяют несколько этапов, среди которых - возраст 6 лет. К шести годам у ребенка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук. Основной проявления двигательной деятельности является развитие устойчивого равновесия. Оно зависит от степени взаимодействия проприоцептивных, вестибулярных и других рефлексов, а также от массы тела и площади опоры. При выполнении упражнений на равновесие девочки имеют некоторые преимущество перед мальчиками.

2. Органы дыхания. Жизненная емкость легких в среднем составляет 110-1200

кубических см, но она зависит и от многих факторов: длины тела, типа дыхания и др. Максимальная вентиляция легких к шести годам составляет примерно дц в кубе воздуха в минуту. Число дыханий в минуту в среднем – 25. При выполнении гимнастических упражнений она увеличивается в 2-7 раз, а при беге – еще больше. Потребность в двигательной активности у многих ребят настолько велика, что врачи и физиологи период от 5 до 7 лет называют «возрастом двигательной расточительности».

3. Сердечно-сосудистая система. Развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем. К пяти годам размеры сердца у ребенка увеличиваются в 4 раза. Интенсивно формируется и сердечная деятельность, но процесс продолжается на протяжении всего дошкольного возраста.

В первые годы жизни пульс ребенка неустойчив и не всегда ритмичен. Средняя его частота к 6-7 годам составляет 92-95 ударов в минуту. К 7-8 годам развитие нервного аппарата, регулирующего сердечную деятельность, в основном заканчивается, и работа сердца становится более ритмичной.

4. Высшая нервная деятельность. Развитие центральной нервной системы характеризуется ускоренным формированием морфофизиологических признаков. Так, поверхность мозга шестилетнего ребенка составляет уже более 90 процентов размера коры головного мозга взрослого человека. Бурно развиваются лобные доли мозга; последовательность событий, понимают сложные обобщения.

В этом возрасте совершенствуются основные процессы: возбуждение и особенно торможение, и несколько легче формируются все виды условного торможения.

У детей 5-6 лет динамические стереотипы, составляющие биологическую основу навыков и привычек, формируются достаточно быстро, но перестройка их затруднена, что свидетельствует о недостаточной подвижности нервных процессов.

Принципы построения программы :

Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.

Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.

Принцип повторения умений и навыков —один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима.

Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок.

Принцип успешности заключается в том, что на первом этапе формирования здоровья ребенок получает задания, которые он способен успешно выполнить.

Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использование активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, индивидуально, организация исследовательской деятельности и др.).

Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.

Принцип взаимодействия детского сада и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.

Принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.

Особенности организации образовательного процесса

Учебно-тренировочный процесс рассчитан на период обучения детей старшего дошкольного возраста в общеобразовательном учреждении- 2 учебных года. Занятия проводятся групповым способом (10-15 детей, 1-2 раза в неделю. Учебный план, рассчитанный на 2-летнее обучение, предусматривает теоретическую, физическую, техническую, психологическую и профессиональную подготовку.

Участники занятий.

Учебные группы комплектуются в соответствии с учетом возраста, состояния здоровья и подготовленности занимающихся.

Группа 1-го года обучения формируется из детей 5-6 лет старшей группы детского сада, имеющие допуск врача. Минимальная наполняемость групп -10 человек.

Режим занятий

Образовательный период осуществляется с 01 сентября по 29 мая. Количество полных недель на реализацию программы дополнительного образования в группах с 5 до 7 лет составляет 36 недель.

Количество тренировочных занятий в неделю 1-2, продолжительность занятия 25 минут. Продолжительность занятия для каждого ребенка варьируется в зависимости от его индивидуального психофизиологического и физического состояния.

Группа 2-го года обучения формируется из детей 6-7 лет подготовительной группы детского сада, имеющие допуск врача. Минимальная наполняемость групп -10 человек.

Количество тренировочных занятий в неделю 2, продолжительность занятия 30 минут. Продолжительность занятия для каждого ребенка варьируется в зависимости от его индивидуального психофизиологического и физического состояния.

Количество учебных часов в год : 36 часов.

2. Цель и задачи программы.

Цель: достижение общего оздоровительного эффекта, обеспечение эмоционального благополучия, формирование эмоциональной уравновешенности у детей дошкольного возраста.

Задачи:

Оздоровительные задачи

1. Развитие физических качеств у детей при помощи гимнастики Хатха-йоги и других направлений детского фитнеса.

2. Укрепление здоровья:

содействовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;

профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата и простудных заболеваний;

содействовать развитию функциональных органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма;

способствовать повышению защитных свойств организма и его устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, самомассажа, упражнений йоги;

содействовать формированию правильной осанки и гигиенических навыков;

способствовать оздоровлению психики ребенка.

3. Совершенствование психомоторных способностей дошкольников:

развивать двигательные качества;

развивать мелкую моторику.

4. Развитие творческих и созидательных способностей занимающихся.

Образовательные задачи

1. Ознакомление детей с терминами: физические качества; выносливость, равновесие, гибкость, сила;

2. Формирование физических двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;

3. Расширение кругозора, уточнение представлений о своём теле, уважительное отношение к физической культуре, создание положительной основы для формирования привычки к здоровому образу жизни.

Воспитательные задачи

1. Воспитание потребности в здоровом образе жизни;

2. Выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх;

3. Побуждать обучающихся к творческому самовыражению.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы :

Мониторинг двигательных умений и качеств детей в начале и в конце учебного года;

Организация открытого занятия с демонстрацией приобретенных умений и навыков.

5. Планируемые результаты

Личностные:

• Получать удовлетворение от активной деятельности.

• Принимать дружелюбно отношения игрового партнерства, уважать успехи сверстников, помогать им, принимать помощь от взрослого и сверстников.

• Чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности.

• Сформировать интерес к процессу движения под музыку;

Предметные:

• Технично выполнять движения.

• Формировать умение осмысленно использовать выразительность движений в соответствии с музыкально-игровым образом.

• Уметь точно координировать движения с основными средствами музыкальной выразительности;

• освоить большой объм разнообразных асан и дыхательных упражнений;

• Внимательно следовать рекомендациям педагога.

• Ритмично исполнять связки из танцевальных и базовых шагов аэробики.

Метапредметные:

• Принимать цель деятельности на занятии.

Проговаривать последовательность действий.

• Совместно с педагогом и сверстниками давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии.

• Анализировать и отличать новое от уже известного.

• Ориентироваться, переносить и выполнять умения, навыки в другой обстановке.

6. Условия реализации программы

1. Все участники образовательного процесса должны четко представлять:

1.1. Цель своей деятельности, которая заключается в полноценном физическом развитии ребенка;

1.2. В слаженном взаимодействии между собой;

1.3. Должны быть вооружены необходимыми знаниями для работы: необходимые для понимания важности и механизма влияния на физическое развитие ребенка, практические умения по оказанию ребенку помощи.

Материально-технические:

музыкально-спортивный зал;

музыкальный центр;

сборник (комплекс) музыки;

методический инструментарий;

коврики.

Учебно-методические:

систематизировано содержание по включению Хатха-йоги в образовательный процесс;

разработано перспективное планирование длядетей старшего дошкольного возраста; план взаимодействия с родителями и педагогическими работниками.

Направления работы сотрудников ДОУ по реализации программы.

Заведующий:

Общее руководство.

Распределение функциональных обязанностей между членами коллектива;

Решение финансовых вопросов, обеспечение материально – технических условий.

Старший воспитатель:

Определение места системы дополнительного физкультурно–оздоровительного образования дошкольников в общем образовательном пространстве детского сада, его связи с другими направлениями.

Участие в разработке проектов и перспективных планов;

Участие в организации предметно-развивающей среды.

Инструктор по физкультуре:

Разработка программы работы, календарно-тематического плана;

Работа с детьми согласно принятому плану;

Консультативное взаимодействие с родителями.

7. Методическое обеспечение программы

При планировании и проведении занятий в спортивно-оздоровительных группах и группах начал необходимо учитывать их возрастные особенности и строго нормировать физические нагрузки. В занятия следует включать упражнения преимущественно комплексного воздействия, в том числе упражнения для формирования мышечного корсета, обеспечивающего поддержание правильной осанки. Следует также уделять внимание знакомству с основами техники видов фитнес-аэробики.

В этом возрасте совершенствуются функциональные возможности центральной нервной системы. Дети быстро и легко запоминают показанные им движения. Однако для закрепления и совершенствования усвоенного необходимо многократное повторение.

Развитие скелета, суставно-связочного аппарата у детей еще не окончено, поэтому очень важно следить за правильной осанкой детей. Учитывая быструю утомляемость, необходимо избегать чрезмерных физических усилий при выполнении физических упражнений и менять виды деятельности каждые 5-10 минут.

Занятия проводятся под музыкальное сопровождение. Музыка создает положительный эмоциональный фон для повышения работоспособности и дисциплины занимающихся.

Упражнения и задания в большинстве случаев должны носить сюжетный характер. Большое значение уделяется игровому варианту выполнения упражнений.

Требования к педагогам, участвующим в реализации программы по «Детскому фитнесу».

Педагог должен знать:

теоретико-методические аспекты фитнес-занятий с детьми, в т. ч. осуществление контроля за физическим состоянием занимающихся;

методику обучения упражнений (грамотное составление танцевальных и акробатических комбинаций);

музыкальную грамоту (правильное использование музыкального сопровождения);

методику диагностики физического развития и двигательной подготовленности детей.

Педагог должен уметь:

владеть системой движений представленных в программе фитнес-направлений;

использовать в работе с детьми современное оборудование;

обеспечить необходимые педагогические условия для успешного развития детей;

подбирать упражнения и регулировать нагрузку в зависимости от функционального состояния и предшествующей работы занимающихся, чередовать напряжение и расслабление мышечной системы во время занятий, осуществлять грамотное планирование учебно-тренировочного процесса;

владеть приемами педагогического контроля и оказанием первой доврачебной медицинской помощи;

анализировать полученные результаты двигательной подготовленности;

проводить пропаганду знаний среди родителей по основам здорового образа жизни детей;

следить за новейшими достижениями и разработками в области физкультурной индустрии, читать журналы и сборники статей, смотреть телевизионные и видеопрограммы, посещать семинары и конференции;

проводить семинары, практикумы, консультации для воспитателей и родителей.

Типы физических занятий

Учебно-тренировочные занятия. Подразумевают формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, совершенствование умений и навыков, характерных для детских фитнес-занятий. Такой тип занятий составляет не менее 50%.

Комплексное занятие. Оно направлено на синтез различных видов деятельности. Решаются задачи физического, психического, умственного, нравственного развития.

Контрольное занятие. Поводится в конце каждого полугодия и направлено па количественную и качественную оценку двигательной подготовленности и физического развития занимающихся.

8. Список использованной литературы.

1. Анисимова, Т. Г., Ульянова, С. А. Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников [Текст] / Т. Г. Анисимова, С. А. Ульянова. Волгоград. - Издательство «Учитель», 2011.

2. Бабенкова Е. А. Как помочь детям стать здоровыми. Методическое пособие преподавателям физической культуры. Москва. - Издательство «Астрель», 2003

3. Белов В. И. Йога для всех. -М. : КСП, 1997.

4. А. Бокатов, С. Сергеев «Детская йога». – Москва. - Издательство «Ника-центр», 2009 г.

5. Вареник Е. Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7лет. М. : Издательство «ТЦ Сфера», 2006.

6. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Методическое пособие, М. : Издательство «ТЦ Сфера», 2007.

7. Голицына Н. С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. М. : Издательство «Скрипторий», 2006.

8. Желобкович Е. Ф. Физкультурные занятия в детском саду старшая группа / Е. Ф. Желобкович. – Москва. - Издательство «Скрипторий», 2010.

9. Игнатьева Т. П. Практическая Хатха-йога для детей. Гармонизирующие комплексы. Санкт-Петербург. - Издательский дом “Нева”, 2003г.

10. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Ослабленный ребенок: развитие и оздоровление. – М. : Институт ДО и СВ РАО, 2003.

11. Липень А. А. Детская оздоровительная йога. Пособие для инструкторов по йоге. Санкт-Петербург. - Издательство “Питер-пресс”, 2009

12. Орлова Л. Йога для всех. Полное иллюстрированное пособие. Минск. - Издательство “Харвест”,2007.

13. Орел В. И., Агаджанова С. Н. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях. Учебное пособие, СПб. : Издательство «Детство-пресс», 2006.

14. Подольская Е. И. Необычные физкультурные занятия в детском саду. М. : Издательство «Учитель», 2011.

15. Правдина Н. Б. Йога для детей. Практическое пособие для детей и родителей. Москва. – «Издательский дом Наталии Правдиной», 2009.

16. Панда К. Н. Простая йога для крепкого здоровья / Пер. с англ. – СПб. : Издательство «ДИЛЯ», 2010.

17. Сайкина Е. Г., Фирилева Ж. Е. Физкульт – привет минуткам и паузам! Методическое пособие. СПб. : Издательство «Детство-пресс», 2006.

18. Степаненкова Э. Методика физического воспитания. М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.

19. Сулим Е. В. Занятия по физкультуре в детском саду. Игровой стретчинг. М. : Издательство ТЦ «Сфера», 2010.

20. Утробина К. К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. Учебное пособие. М. : Издательство «Гном и Д.», 2008

21. Шифферс М. Е. Айенгар – йога для всех / Мария Шифферс. – М. : Издательство «Эксмо»», 2011.

22. Щетинин М. Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. М. : Издательство «Метафора», 2003.

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная-дополнительная общеразвивающая программа «Техно-детки» «ТЕХНО-ДЕТКИ» Дополнительная образовательная – дополнительная общеразвивающая программа по робототехнике для детей дошкольного возраста.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Белошвейка» Автор - составитель: Хачатурова Наира Сергеевна педагог дополнительного образования Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мир красок на ладошке» Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования "Детско-юношеский центр" станицы Ленинградской муниципального образования.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Теремок» .

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа нетрадиционного рисования «Кисточка» Раздел № 1. I Пояснительная записка В программе «Кисточка» представлены материалы по обучению дошкольников нетрадиционной технике рисования,.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развивающие занятия с психологом» Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ Муниципальное автономное учреждение Дополнительного образования Центр дополнительного образования.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «По дороге к азбуке» Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы» 1.1 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Развивайка» Муниципальное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая.

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа кружка) «Маленький горожанин» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Мир детства – это особый мир, со своим видением жизни, со своими фантазиями и переживаниями, с ожиданием чего-то нового.

Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids»
Опубликовано: 26 февраля 2019 в 09:42
+192Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 73.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД