Елена Нарышкина
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по хореографии «Каблучок»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления (хореография)
«Каблучок»
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Нарышкина Е. В. ,
МБДОУ «Детский сад № 3»
г. Шатура, 2016.
Пояснительная записка
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по хореографии „Каблучок“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Программы: ритмика, хорегография, танцы
- Работа музыкального руководителя
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и ориентирована на работу с детьми дошкольного возраста, независимо от наличия у них специальных физических данных. Программа призвана воспитывать хореографическую культуру и прививать начальные навыки в искусстве танца.
Программа предполагает освоение азов ритмики, азбуки классического танца, изучение танцевальных элементов, исполнение детских бальных и народных танцев. Воспитание способности к танцевально-музыкальной импровизации.
Реализация программы начинается с октября месяца, так как в сентябре проводится мониторинг.
Хореография – это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно привлекателен и интересен этот мир детям. Танец обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Соединение движения, музыки и игры, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, делают его движения естественными и красивыми. На занятиях хореографией дети развивают слуховую, зрительную, мышечную память, учатся благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца: классического, народного, бального, современного и др. Хореография воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, она развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству.
Необходимо продолжать развивать у дошкольников творческие способности, заложенные природой. Музыкально-ритмическое творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности.
Направленность программы – художественно-эстетическая (хореография).
Актуальность программы состоит в том, что обучение танцу строится с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребенка; танец рассматривается как способ развития основных познавательных процессов личности ребенка и его эмоционально-волевой сферы.
Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированны такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение и даются детям в игровой форме и адаптированы для дошкольников. Ее отличительными особенностями являются: активное использование игровой деятельности и значительная часть практических занятий.
Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет
Возрастные особенности детей 6-7 лет позволяют осваивать сложные по координации движения, понимать сложные перестроения, чувствовать партнера и взаимодействовать друг с другом, при этом контролировать качество исполнение движения. Психологические особенности позволяют самостоятельно придумывать новые образы, интерпретировать знакомые образы, передавать их взаимодействие. Дети подготовительной группы способны к самостоятельному сочинению небольших танцевальных композиций с перестроением и комбинацией танцевальных движений.
Задачей педагога на данном этапе остается формирование способов отношений между партнерами, восприятия и передачи музыкальных образов с оттенками их настроения и характера, образно-пластического взаимодействия между несколькими партнерами. На данном этапе педагог создает детям как можно больше условий для самостоятельного творчества.
Определение сложности и доступности музыкально-ритмических композиций для детей, безусловно, относительно. Необходимо соотносить все характеристики с индивидуальными возможностями конкретного ребёнка. Но важно также ориентироваться на средние показатели уровня развития детей в группе.
Технологические аспекты проектирования дополнительной обшеобразовательной общеразвивающей программы.
Уровень Показатели
Специфика реализации
Общекультурный (ознакомительный) Групповая или микрогрупповая
программа Групповая
Количество
обучающихся 16 человек
Возраст
обучающихся 6-7лет
Срок обучения 1 год
Режим занятий 1 раз в 2 недели (среда) 30 мин.
Min объем
программы 16 занятий в год - 8ч.
Особенности
состава
обучающихся Постоянный
Форма обучения очная
Особенности
организации
образовательного
процесса Традиционная с применением ИКТ
Режим занятий
Название кружка Кол-во занятий в месяц Кол-во занятий в год Продолжительность занятия Кол-во часов в год
Каблучок 2 16 30 мин. 8 ч.
Цель программы : способствовать развитию творческой личности ребенка средствами хореографического искусства.
Задачи:
Личностные: формирование умения слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями;
Метапредметные: развитие мотивации к танцевальному (музыкально-ритмическому) виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, активности;
Образовательные: развитие познавательного интереса к хореографическому искусству, приобретение новых знаний, умений, навыков;
Формы подведения итогов реализации программы
- проведение открытых занятий;
- проведение отчетного концерта в конце года:
- отчет руководителя кружка на педсовете;
Материально-техническое обеспечение программы
-Наглядные материалы (иллюстрации, атрибуты для танцев).
-Аудио и видео диски, кассеты («Танцевальная ритмика» Т. И. Суворовой, видео интернет-рессурсов с танцевальными композициями, фонограмм).
-ИКТ (магнитофон, ноутбук, проектор, интерактивная доска).
- костюмы для танцев.
Учебный план
№ п/п Название раздела, темы Количество часов Форма аттестации/контроля
Всего Теория Практика
1 «Будем с танцами дружить!» 30 мин 10 мин 20 мин
2 «Азбука танца» 30 мин --- 30 мин
3 «В коробке с карандашами» 30 мин 5 мин 25 мин
4 «Здравствуй, сказка» 30 мин --- 30 мин
5 «Зимняя сказка» 60 мин 10 мин 50 мин
6 «На птичьем дворе» 60 мин 5 мин 55 мин
7 «Веселые пары» 60 мин 20 мин 40 мин
8 «Приглашение к танцу» 60 мин 15 мин 45 мин
9 «Во саду ли, в огороде» 60 мин 10 мин 50 мин
10 «Я танцевать хочу!» 30 мин 10 мин 20 мин
11 «Улыбку подари!» 30 мин --- 30 мин
Содержание программы
Дата Название темы Программное содержание
12.10.2016.
26.10.2016.
09.11.2016.
23.11.2016.
14.12.2016.
28.12. 2016.
11.01.2017.
25.01.2017.
08.02.2017.
22.02.2017.
08.03.2017.
22.03.2017.
12.04.2017.
26.04.2017.
10.05.2017.
24.05.2017.
«Будем с танцами дружить!»
"Азбука танца"
«В коробке с карандашами"
«Здравствуй, сказка!»
«Зимняя сказка»
"Зимняя сказка"
"На птичьем дворе"
«На птичьем дворе»
«Веселые пары»
«Веселые пары»
«Приглашение к танцу»
«Приглашение к танцу»
"Во саду ли, в огороде"
«Во саду ли, в огорода»
«Я танцевать хочу!»
«Улыбку подари!»
Формировать интерес к занятиям и общую культуру личности.
Обучить детей танцевальному шагу с носка.
Учить детей основным танцевальным позициям ног и рук, первоначальным навыкам координации движений, правильной осанке при исполнении движений.
Развивать чувство ритма и координацию движений. Формировать пластику, культуру движения, их выразительность. Учить детей слушать музыку, понимать ее настроение, характер и передавать их танцевальными движениями.
Научить перестраиваться из одного рисунка в другой. Развивать первоначальные навыки координации движений. Научить передавать заданный образ.
Продолжать развивать исполнительское умение в танцах, чувство ритма, умение передавать характер музыки через движение, ее эмоционально-образное содержание.
Выступление с разученными композициями перед детьми младшей группы.
Учить детей передавать в движениях предложенные образы. Развивать умение двигаться ритмично, в соответствии с характером, темпом музыки.
Воспитывать дружеские взаимоотношения. Развивать ориентировку в пространстве. Учить детей двигаться синхронно.
Обучить детей основным ходам и движениям парного танца. Учить танцевать в паре, следить за осанкой, поворотом головы на партнера, «играть» в ладоши ритмично.
Закрепить знания об основных видах парных танцев. Продолжать учить двигаться синхронно.
Познакомить с танцем «вальс». Работать над элегантностью исполнения, следить за осанкой и поворотом головы.
Продолжать учить перестраиваться из одного рисунка в другой.
Формировать правильное исполнение танцевальных шагов и умение ориентироваться в пространстве.
Познакомить детей с особенностями русского танца. Развивать координацию, фантазию и воображение.
Учить правильной осанке при исполнении движений. Научить детей передавать в движениях начало и окончание музыкальных фраз.
Учить детей строить рисунки танца и перестраиваться с одного темпа музыки на другой.
Способствовать развитию выразительности движений, чувства ритма и способности к импровизации.
Выступление на концерте «Весенняя капель»
Методическое обеспечение и условия реализации программы
Дата Название темы Форма
проведения Методы и приемы
организации Материал
12.10.2016.
26.10.2016.
09.11.2016.
23.11.2016.
14.12.2016.
28.12.2016.
11.01.2017.
25.01.2017.
08.02.2017.
22.02.2017.
08.03.2017.
22.03.2017.
12.04.2017.
26.04.2017.
10.05.2017.
24.05.2017.
«Будем с танцами дружить»
«Азбука танца»
«В коробке с карандашами»
«Здравствуй, сказка!»
«Зимняя сказка»
«Зимняя сказка»
«На птичьем дворе»
«На птичьем дворе»
«Веселые пары»
«Веселые пары»
«Приглашение к танцу»
«Приглашение к танцу»
«Во саду ли, в огороде»
«Во саду ли, в огороде»
«Я танцевать хочу»
«Улыбку подари!»
Занятие
Занятие-игра
Занятие
Занятие
Занятие
Итоговое занятие
Занятие-игра
Занятие
Занятие
Занятие
Занятие
Занятие-игра
Занятие
Занятие-игра
Занятие
Концерт
Теория:
1. Знакомство с детьми.
2. Рассказ руководителя об основных правилах поведения в музыкальном зале, правила техники безопасности.
3. Дать детям представление о том, что такое танец и какие виды танцев бывают.
Практика:
1. Приветствие
2. Показ руководителем правильной постановки корпуса, положении рук на талии, позиции ног, танцевальный шаг с носка.
3. Показ элементов танца «Топ по паркету»
4. Разучивание движений детьми.
5. Игра «Давайте потанцуем»
Практика:
1. Маршировка (шаг с носка, шаг на полупальцах, шаг с высоким подниманием колен).
2. Перестроения – круг, из большого в маленький круг и обратно, в колонны по 2,4.
3. Совершенствование и закрепление движений танца «Топ по паркету»
5. Партнерская гимнастика «Бабочка», «Карандаши», «Солнышко»
6. Игра «Музыкальные ворота»
Теория:
Учить детей строить рисунки танца и перестраиваться с одного темпа музыки на другой.
Практика:
1. Маршировка (шаг с носка, шаг на полупальцах, шаг с высоким подниманием колен).
2. Знакомство с разминкой «Я рисую солнце»
3. Танцевальная композиция «В коробке с карандашами» (показ, разучивание)
4. Партнерская гимнастика «Карандаши»
5. Игра «Скорый поезд»
Практика:
1. Маршировка (шаг с носка, перестроения – круг, из большого в маленький и обратно, колонна, круг)
2. Разминка «Сказочные герои»
3. Хлопки в ладоши –простые и ритмические
4. Танцевальная композиция «Коротышки»
5. Партнерская гимнастика: «Буратино», «Солнышко», «Бабочка», «Складочка»
6. Игра «Сказочный лес»
Теория:
Учить детей правильному исполнению танцевального шага и умению ориентироваться в пространстве.
Практика:
1. Маршировка (шаг с носка, шаг на полупальцах, шаг с высоким подниманием колен, приставные шаги с приседанием, галоп, подскоки)
2. Перестроения – круг, две колонны, два круга, «шторки», круг, колонна, полукруг.
3. Разминка «Зимние забавы» (показ, разучивание)
4. Танцевальная композиция «Зима-красавица!» (показ, разучивание)
5. Партнерская гимнастика «Дощечка», «Складочка»
6. Игра «Круг дружбы»
Выступление с разученными композициями перед детьми младшей группы.
Практика:
1. Маршировка (шаг с носка, шаг на полупальцах, шаг с высоким подниманием колен, приставные шаги с приседанием)
2. Перестроения – круг, диагональ, змейка.
3. Разминка «Ку-ка-ре-ку»
4. Танцевальная композиция «Танец утят» (показ, разучивание)
5. Партнерская гимнастика «Солнышко», «Рыбка», «Русалочка»
6. Игра «Цыплята и ворона»
Теория:
Учить правильной осанке при исполнении движений.
Практика:
1. Маршировка (шаг с носка, шаг на полупальцах, шаг с высоким подниманием колен, приставные шаги с приседанием)
2. Перестроения – круг, диагональ, змейка.
3. Разминка «Ку-ка-ре-ку»
4. Танец – игра «Ку-чи-чи» (показ, разучивание)
5. Партнерская гимнастика «Солнышко», «Рыбка»
Теория:
Обучить детей основным ходам и движениям парного танца.
Практика: Познакомить детей с композицией «Дружные пары».
1. Маршировка (шаг с носка, на полупальцах, с ударом, галоп, подскоки)
2. Перестроения – круг, колонна, два круга, «шторки», круг.
3. Знакомство с танцевальной композицией «Дружные пары» (показ, разучивание танцевальных движений)
4. Партнерская гимнастика (упражнения на растяжку ног, укрепления мышц спины)
5. Игра «Заплетися, мой плетень»
Теория:
Закрепить знания об основных видах парных танцев.
Практика: Продолжать разучивание композиции «Дружные пары» (отрабатывать движения в паре, работать над синхронностью движений).
1. Маршировка (шаг с носка, на полупальцах, с ударом, галоп, подскоки)
2. Перестроения – круг, колонна, два круга, «шторки», круг.
3. Разминка «Парная пляска»
4. Танцевальная композиция «Дружные пары» (совершенствование и закрепление танцевальных движений)
5. Партнерская гимнастика (упражнения на растяжку ног, укрепления мышц спины)
6. Игра «Танец ткачей»
Теория: Знакомство детей с бальным танцем. Рассказать о вальсе и его особенностях.
Практика:
1. Маршировка (шаг с носка, шаг на полупальцах, приставной шаг вперед, галоп, подскоки, бег с высоким подниманием колен)
2. Перестроения – круг, змейка, квадрат.
3. Разминка «Раз, два, три, четыре»
4. «Вальс «Дружба» (показ, разучивание)
5. Партнерская гимнастика (упражнения на растяжку ног, укрепления мышц спины и живота)
6. Игра «Давайте потанцуем»
Теория: Закрепить знания о вальсе и его особенностях. Практика:
1. Маршировка (шаг с носка, шаг на полупальцах, приставной шаг вперед, галоп, подскоки, бег с высоким подниманием колен)
2. Перестроения – круг, змейка, квадрат.
3. Разминка «Раз, два, три, четыре»
4. «Вальс «Дружба» (совершенствование и закрепление танцевальных движений)
5. Партнерская гимнастика «Солнышко», «Рыбка»
6. Игра «Музыкальные змейки»
Теория: Познакомить детей с особенностями русского танца. Практика:
1. Маршировка (шаг с носка, на полупальцах, с ударом, галоп, подскоки)
2. Перестроения – круг, колонна, два круга, «шторки», круг.
3. Разминка «Ах, вы сени»
4. Танцевальная композиция «Порушка-Пораня»
5. Партнерская гимнастика (упражнения на растяжку ног, укрепления мышц спины)
6. Игра «Веселый оркестр»
Теория: Продолжать знакомить детей с особенностями русского танца. Практика:
1. Маршировка (шаг с носка, шаг на полупальцах, приставной шаг вперед, пружинящий шаг, шаг марша, галоп, подскоки, бег с высоким поднимание колен)
2. Перестроения – две шеренги, «шторки», круг, четыре колонны, змейка, квадрат.
3. Разминка «Зарядка»
4. Танцевальная композиция «Порушка-Пораня» (совершенствование и закрепление танцевальных движений)
5. Партнерская гимнастика «Солнышко», «Рыбка»
Теория: Знакомство с особенностями эстрадного танца.
Практика:
1. Маршировка (шаг с носка, шаг на полупальцах, приставной шаг вперед, пружинящий шаг, шаг марша, галоп, подскоки, бег с высоким подниманием колен)
2. Перестроения – врассыпную, шеренга, круг, в пары круг в круге, врассыпную.
3. Разминка «Раз, два, три, четыре»
4. Танец «Горошинки» (показ, разучивание танцевальных движений)
5. Партнерская гимнастика (упражнения на растяжку ног, укрепления мышц и живота)
6. Игра «Ромашки»
Выступление на концерте «Веселая капель» Фонограмма танца «Топ по паркету», диск «Танцевальная ритмика» вып. 4 Т. И. Суворовой
Диск «Танцевальная ритмика» вып. 2 Т. И. Суворовой,
фонограмма танца «Топ по паркету»
Фонограмма песни Г. Гладкова «В коробке с карандашами», диск «Танцевальная ритмика» вып. 4 Т. И. Суворова
Фонограмма песни Г. Гладкова «В коробке с карандашами», диск «Танцевальная ритмика»вып. 4 Т. И. Суворова, фонограмма песни «Коротышки»
Диск
«Танцевальная ритмика»вып. 2 Т. И. Суворова,
фонограмма песни «Зима-красавица!»
диск «Танцевальная ритмика»вып. 2 Т. И. Суворова,
фонограмма песни «Зима-красавица!»
диск «Танцевальная ритмика»вып. 4 Т. И. Суворова,
фонограмма «Танца утят»
диск «Танцевальная ритмика»вып. 4 Т. И. Суворова,
фонограмма танца «Ку-чи-чи»
Фонограммы танцевальной композиции «Дружные пары», диск Т. И. Суворовой «Танцевальная мозаика» вып. 4
Фонограмма танцевальной композиции «Дружные пары», диск Т. И. Суворовой «Танцевальная мозаика» вып. 4
Фонограмма вальса «Дружбы», диск «Танцевальная ритмика» вып. 2 Т. И. Суворовой
Фонограмма вальса «Дружбы», диск «Танцевальная ритмика» вып. 2 Т. И. Суворовой
Фонограммы песен «Ах, вы сени» и «Порушка-Пораня», диск Т. И. Суворовой «Танцевальная мозаика» вып. 4
Диск «Танцевальная ритмика» вып. 4 Т. И. Суворовой, фонограмма танца «Порушка-Пораня»
Диск «Танцевальная ритмика» вып. 4 Т. И. Суворовой, фонограмма танца «Горошинки»
Диск «Танцевальная ритмика» вып. 4 Т. И. Суворовой, фонограмма танца «Горошинки»
Список используемой литературы
1. Слуцкая С. Л. «Танцевальная мозаика» ЛИНКА-ПРЕСС. Москва,2006
2. Суворова Т. И. «Танцевальная ритмика для детей» вып. 2,4.
3. Буренина А. И. «Ритмическая мозаика» Санкт-Петербург,2000
Результаты освоения программы
Цель диагностики: выявление уровня освоения программы ребенком.
Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий. При определении уровня развития ребенка, за основу взяты следующие программные задачи :
-Чувство музыкального ритма:
Способность воспринимать и передавать разные ритмические рисунки, основными средствами выразительности изменять движения в соответствии с музыкальными фразами, темпом и ритмом.
- Эмоциональная отзывчивость:
Выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в позе, жестах разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и содержания композиции.
- Танцевальное творчество:
Способность правильно и выразительно исполнять танцевальные движения, комбинации, умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а так же придумывать собственные оригинальные «па».
Диагностическая карта по кружковой работе «Каблучок»
Чувство музыкального ритма
Начало года Конец года
1. Хлопки под музыку
3 балла – самостоятельно выполняет хлопки под музыку.
2 балла – выполняет хлопки под музыку с небольшими неточностями.
1 балл – хлопает под музыку с помощью педагога.
0 баллов – не может хлопать под музыку. 1. Выделить хлопками сильные доли в музыке.
3 балла – самостоятельно выделяет сильные доли в музыке.
2 балла – выделяет сильные доли в музыке с небольшими неточностями.
1 балл – выделяет сильные доли в музыке с помощью педагога.
0 баллов – не может выделить сильные доли в музыке.
2. Смена движений со сменой частей музыки.
3 балла – самостоятельно меняет движение со сменой частей музыки.
2 балла – меняет движение со сменой частей музыки с небольшими неточностями.
1 балл – меняет движение со сменой частей музыки с помощью педагога.
0 баллов – не слышит части музыки. 2. Прохлопать ритмический рисунок под музыку.
3 балла – самостоятельно выполняет хлопки под музыку.
2 балла – выполняет хлопки под музыку с небольшими неточностями.
1 балл – хлопает под музыку с помощью педагога.
0 баллов – не может прохлопать ритмический рисунок под музыку.
3. При помощи движений выделить смену частей музыки.
3 балла – самостоятельно меняет движение со сменой частей музыки.
2 балла – меняет движение со сменой частей музыки с небольшими неточностями.
1 балл – меняет движение со сменой частей музыки при помощи педагога.
Танцевальное творчество
Начало года Конец года
1. Повторить за педагогом танцевальные движения.
3 балла – правильно и выразительно выполняет танцевальные движения.
2 балла – выразительно исполняет танцевальные движения, допуская небольшие неточности.
1 балл – исполняет танцевальные движения, допуская значительные неточности.
0 баллов – не может выполнять танцевальные движения. 1. Исполнить танцевальную комбинацию.
3 балла – правильно и выразительно исполняет танцевальную комбинацию.
2 балла – выразительно исполняет танцевальную комбинацию, допуская небольшие неточности.
1 балл – исполняет танцевальную комбинацию при помощи педагога.
0 баллов – не может выполнить танцевальную комбинацию.
2. Выбрать движения согласно музыкальному материалу.
3 балла – правильно выбирает движения.
2 балла – выбирает движения, допуская небольшие неточности.
1 балл – выбирает движения при помощи педагога.
0 баллов – не может выбрать движения.
3. Придумать танцевальную комбинацию на заданную музыку.
3 балла – легко придумывает комбинацию, не путает стили музыки.
2 балла – придумывает комбинацию, но иногда требуется подсказка педагога.
1 балл – затрудняется в придумывании танцевальной комбинации.
0 баллов – не может придумать танцевальную комбинацию.
Эмоциональная отзывчивость
Начало года Конец года
1. Упражнение «О чем рассказывает музыка»
3 балла – выразительно передает заданные образы.
2 балла – не очень выразительно передает заданные образы.
1 балл – передает заданный образ с помощью педагога.
0 баллов – не может передать заданный образ. 1. Упражнение «Листок»
3 балла – выразительно передает заданные образы.
2 балла – не очень выразительно передает заданные образы.
1 балл – передает заданный образ с помощью педагога.
0 баллов – не может передать заданный образ.
2. Упражнение «Птичий двор»
3 балла – выразительно передает заданные образы.
2 балла – не очень выразительно передает заданные образы.
1 балл – передает заданный образ с помощью педагога.
0 баллов – не может передать заданный образ. 2. Упражнение «В гостях у сказки»
3 балла – выразительно передает заданные образы.
2 балла – не очень выразительно передает заданные образы.
1 балл- передает заданный образ с помощью педагога.
0 баллов – не может передавать заданный образ.