Лучший педагог года

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Кляксочка»

Наталья Иванова
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Кляксочка»

Возраст обучающихся: 4-5 лет

Срок реализации: 1год

Составил: Иванова Наталья Сергеевна,

воспитатель МАДОУ Д/С № 5

ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности „Кляксочка“» размещена в разделах

В соответствии с базисными требованиями к содержанию дошкольного образования, учитывая возрастные особенности детей, требования СанПиН, а также «Конвенции о правах ребёнка», утверждающей право каждого ребенка на выбор интересного занятия для самовыражения, была создана программа дополнительного образования «Кляксочка» по нетрадиционным техникам рисования. Разработанная программа составлена в соответствии с условиями модернизации современной системы дошкольного образования, а также с учётом психологических аспектов развития ребёнка дошкольного возраста, ориентирована на ФГОС ДО.

Программа имеет художественную направленность.

Новизна программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно - творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной).

Главное на занятиях кружка «Кляксочка» – желание побывать в сказочном мире фантазии, творчества.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно- эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих.

Все занятия в разработанной программе направлены на развитие у дошкольников художественно-творческих способностей через обучения нетрадиционными техниками рисования.

Во-первых, эти техники не получили достаточно широкого распространения, педагогический опыт применения данных нетрадиционных техник пока не систематизирован и не обобщён.

Во-вторых, в способах изображения нет жёсткой заданности, зато есть творческая свобода и результат обычно очень эффектный.

Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов.

Цель программы - развитие художественно – творческих способностей детей через обучение нетрадиционным техникам рисования.

Задачи:

Обучающие:

1. Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.

2. Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов.

3. Создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами.

Развивающие:

1. Развивать художественно –творческие способности детей.

2. Развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через занятия по освоению нетрадиционных техник рисования;

3. Развивать цветовосприятие и зрительно – двигательную координацию, чувство композиции и колорита.

Воспитательные:

1. Воспитывать у детей способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту.

2. Воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.

Сроки реализации программы : Программа рассчитана на 1 год обучения (32 недели, продолжительность с октября по май) для детей 4-5 лет, в том числе воспитанников с ОВЗ.

Форма и режим занятий: групповая; занятия проводятся в кружке с группой воспитанников в количестве 8-10 человек, 1 раз в неделю; время проведения занятий - 20 минут с проведением в середине занятия физкультурной минутки.

Ожидаемые результаты:

К завершению программы у детей :

1. Значительно повысится уровень развития творческих способностей.

2. Расширится и обогатится художественный опыт.

3. Сформируются предпосылки учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

4. Сформируется творческая активность:

- способность к свободному экспериментированию (поисковым действием) с художественными и нетрадиционными материалами.

- способность к активному усвоению художественного опыта.

- оригинальность и вариантность в решении творческой задачи и продукта (результата) детского творчества.

Формой подведения итогов реализации данной программы являются : детские выставки в детском саду и за его пределами, участие детей в международных, всероссийских, региональных, городских конкурсах рисунков, показ открытых занятий для педагогов города, создание журнала образцов - нетрадиционных техник рисования «Путешествие Кляксочки».

Мониторинг позволяет отслеживать результаты деятельности воспитанников, их уровень развития в соответствии с программой. Результативность программы «Кляксочка» определяется диагностическими исследованиями, которые проводятся в два этапа. Начальная и итоговая диагностики проводятся в форме творческого задания. Основным критерием в оценке рисунков, является новое, оригинальное, придуманное, изобретённое и художественно оформленное.

Оценка результатов заключается в анализе детских работ педагогом вместе с детьми в процессе обучения. В процессе анализа работ особое внимание уделяется положительной динамике. Критика работ не допускается. Приветствуется составление рассказа ребёнком о выполненной работе. По желанию дети забирают работы домой.

Рисунки, выполненные детьми, служат отчётным материалом работы, они могут быть выставлены на выставке в конце занятия, отчётного периода, по итогам учебного года.

Учебный план (по техникам рисования)

п/п Название раздела, темы Количество часов

всего теория практика

1. Рисование ладошкой 5 0,25 0,75

2. Рисование пальчиками 4 0,2 0,8

3. Рисование ватными палочками 4 0,2 0,8

4. Рисование поролоном 2 0,2 0,8

5. Рисование солью 1 0,25 0,75

6. Рисование «тычком» 9 0,2 0,8

7. Рисование свечой 1 0,25 0,75

8. Рисование манной крупой 1 0,25 0,75

9. Рисование пластиковой вилкой 1 0,25 0,75

10. Рисование штампом 1 0,2 0,8

11. Рисование капустным листом 1 0,25 0,75

12. Рисование ступней 1 0,25 0,75

13 Все виды нетрадиционного рисования 1 0,25 0,75

Всего 32 часа

Учебный план (тематический)

п/п Название раздела, темы Количество часов

всего теория практика

1. «Осенние мотивы» 8

1.1 «Собираем урожай моркови»

(печатание ладошкой) 1 0,25 0,75

1.2 «Яблоневый сад»

(оттиск половинкой яблока) 1 0,2 0,8

1.3 «Дары Осени- ягоды»

(пальчиковая живопись) 1 0,2 0,8

1.4 «Космея»

(рисование ватными палочками) 1 0,2 0,8

1.5 «Подсолнух»

(рисование ватными палочками, пальчиками) 1 0,2 0,8

1.6 «Мухоморы»

(пальчиковая живопись) 1 0,2 0,8

1.7 «Рябинка на нашем участке» (пальчиковая живопись) 1 0,2 0,8

1.8 «Осеннее волшебное дерево»

(коллективная работа) - печатание ладошками 1 0,25 0,75

2. «Зимние кружева» 12

2.1 «Деревья в инее»

(метод «тычка)» 1 0,2 0,8

2.2 «Елочка- зеленая иголочка»

(метод «тычка») 1 0,2 0,8

2.3 «Зимние забавы»

(пальчиковая живопись на стекле -

коллективная работа) 1 0,2 0,8

2.4 «Подарок Дедушки Мороза»

(печатание ладошкой - коллективная работа) 1 0,25 0,75

2.5 «Снежинки»

(рисование солью) 1 0,25 0,75

2.6 «На рябину

посмотри, прилетели снегири»

(метод тычка) 1 0,2 0,8

2.7 «Я слепил снеговика»

(метод тычка) 1 0,2 0,8

2.8 «Зимняя сказка»

(оттиск капустным листом) 1 0,25 0,75

2.9 «Птичка синичка на кормушке»

(печатание ладошкой» 1 0,25 0,75

2.10 «Еловый лес»

(печать по трафарету поролоном) 1 0,2 0,8

2.11 «Берёзка в снегу»

(рисование манной крупой) 1 0,25 0,75

2.12 «Пушистый зайчонок»

(печать по трафарету поролоном) 1 0,2 0,8

3. «К нам весна шагает» 12

3.1 «Кораблики плывут»

(рисование отпечатком ступни) 1 0,25 0,75

3.2 «Мимоза»

(метод «тычка») 1 0,2 0,8

3.3 «Тюльпаны» - (рисование пластиковой вилкой) 1 0,25 0,75

3.4 «Корзина первоцветов»

(рисование ватными палочками,

пальчиковая живопись) 1 0,2 0,8

3.5 «Чьи детки?»

(метод «тычка») 1 0,2 0,8

3.6 «Цыплята на лужайке»

(метод «тычка», рисование ватными палочками) 1 0,2 0,8

3.7 «Три медведя»

(метод тычка) 1 0,2 0,8

3.8 «Лошадка»

(рисование ладошкой) 1 0,25 0,75

3.9 «Волшебный дождик»

(рисование свечой) 1 0,25 0,75

3.10 «Одуванчики в траве» (метод «тычка») 1 0,2 0,8

3.11 «Божьи коровки»

(рисование пальчиками, ватными палочками) 1 0,2 0,8

3.12 «Весна в родном краю»

(все изученные виды нетрадиционного рисования) 1 0,25 0,75

Всего 32 часа

Содержание программы :

Раздел №1 «Осенние мотивы» (8 часов).

Темы: «Собираем урожай моркови» (печатание ладошкой»; «Яблоневый сад» (оттиск половинкой яблока); «Дары Осени- ягоды» (пальчиковая живопись); «Космея» (рисование ватными палочками); «Подсолнух» (рисование ватными палочками, пальчиками); «Мухоморы» (пальчиковая живопись); «Рябинка на нашем участке» (пальчиковая живопись); «Осеннее волшебное дерево» (коллективная работа) - печатание ладошками.

Практика:

1. Дидактические игры: «Назови ягоды и фрукты на картинке»; «Когда это бывает?»; «Какого цвета Осень?»; «Угадай цветы по силуэтам»; «Отгадай растение»; «У кого такой листочек?».

2. Художественное слово : И. Пивоварова «Падают с ветки»; Б. Заходер «Ёжик»; В. Степанов «Что такое лес?».

3. Пальчиковые игры: «Мы играли, наши пальчики устали»; «Этот пальчик хочет спать».

4. Физминутки: «Наши нежные цветы распускают лепестки»; «Деревья в лесу росли»;

«Мы - деревья»; «Во дворе растет подсолнух».

5. Дыхательная гимнастика «Листопад»; «Ветерок».

6. Просмотр слайдов «Подсолнухи».

Раздел №2 «Зимние кружева» (12 часов).

Темы: «Деревья в инее» (метод «тычка)»; «Елочка- зеленая иголочка»

(метод «тычка»); «Зимние забавы» (пальчиковая живопись на стекле) -

коллективная работа; «Подарок Дедушки Мороза» (печатание ладошкой- коллективная работа); «Снежинки» (рисование солью); «На рябину посмотри, прилетели снегири» (метод тычка); «Я слепил снеговика» (метод тычка); «Зимняя сказка» (оттиск капустным листом); «Птичка синичка на кормушке» (печатание ладошкой); «Еловый лес» (печать по трафарету поролоном); «Берёзка в снегу» (рисование манной крупой); «Пушистый зайчонок» (печать по трафарету поролоном).

Практика:

1. Дидактические игры: «Загадки волшебного сундучка»; «Волшебные превращения»; «Зимние загадки»; «Какая бывает ёлочка?».

2. Художественное слово : О. Высотская «Елочка»; Е. Трутнева «Вырастала ёлка в лесе на горе»; А. С. Пушкин «Зимнее утро»; С. Есенина «Белый снег, пушистый».

3. Беседы: «Любимые зимние развлечения»; «Что такое пейзаж?».

4. Рассматривание картин русских художников; картины Ивана Вельца «Иней».

5. Пальчиковые игры: «Замок»; «Строим дом»; «Сидит зайка косой под высокой сосной». 6. Физминутки: «Едет белка на тележке»; «На дворе мороз и ветер»; «В зимнем лесу»; расскажи стихи руками М. Ивенсен «Ёлочка»; «Зайка, заинька сидит»; «Снег, снег кружится»; «Здравствуй, зимушка-зима»; динамическая пауза- под музыку Свиридова «Метель. Вальс».

7. Дыхательная гимнастика: «Чем пахнут у ёлочки иголочки»; «Снежинки».

Раздел №3 «К нам весна шагает» (12 часов).

Темы: «Кораблики плывут» (рисование отпечатком ступни); «Мимоза (метод

«тычка»); «Тюльпаны» - (рисование пластиковой вилкой); «Корзина первоцветов» (рисование ватными палочками, пальчиковая живопись); «Чьи детки?» (метод «тычка»); «Цыплята на лужайке» (метод «тычка», рисование ватными палочками); «Три медведя» (метод тычка); «Лошадка» (рисование ладошкой); «Волшебный дождик» (рисование свечой); «Одуванчики в траве» (метод «тычка»); «Божьи коровки» (рисование пальчиками, ватными палочками); «Весна в родном краю» (все изученные виды нетрадиционного рисования).

Практика:

1. Дидактические игры: «Назови первоцветы»; «Назови признаки весны»; «На что это похоже?» ТРИЗ; «Нарисуй теплую картинку»; «Подбери краски, которые использовал художник в своей картине».

2. Художественное слово : С. Маршак «Кораблик»; В. Викторова «Цветок»; разучивание весенних примет; потешки «Дождик, дождик, пуще».

3. Пальчиковые игры: «Мы, ребята, мастера»; «Солнышко, солнышко погуляй у речки».

4. Физминутки: «Цветы»; «Дождик»; «К речке быстрой мы спустились».

5. Дыхательная гимнастика: «Бабочка»; «Ветерок».

Методическое обеспечение:

методы и приемы:

одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);

метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);

словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);

практический (самостоятельное выполнение детьми рисунков в нетрадиционной технике, использование различных инструментов и материалов для изображения);

эвристический (развитие находчивости и активности);

частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);

метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);

сотворчество;

мотивационный (убеждение, поощрение);

жест руки.

Материально-техническое обеспечение:

• Папки с репродукциями картин;

• альбом нетрадиционных техник рисования;

• образцы работ, выполненные нетрадиционнымими техниками рисования

• альбом для рисования;

• бумага для рисования акварелью;

• бумага для рисования гуашью;

• цветные карандаши;

• простые карандаши;

• акварель художественная;

• гуашь художественная;

• цветная бумага;

• цветной картон;

• манная крупа;

• соль крупного помола;

• пекинская капуста;

• пластиковые вилки;

• клей – карандаш;

• восковые мелки, свеча;

• ватные палочки;

• поролоновые штампы;

• точилка для карандашей;

• кисти “Белка”, “Щетина”, “Пони” №№ 1- 12 плоские и круглые;

• палитра;

• емкости для воды;

• пластиковые дощечки разного формата;

• мольберты;

• рабочие столы;

• магнитная доска;

• муляжи и макеты для постановки натюрмортов;

• ИКТ (компьютер, мультимедийная доска).

Список литературы:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;

2. Закон «Об образовании в Республике Башкортостан» от 1 июля 2013 года № 696-з;

3. Конституция Республики Башкортостан (24.12.1993);

4. Конституция Российской Федерации (12.12.1993);

5. Конвенция о правах ребенка (утверждена Генеральной ассамблеей ООН 20.11.1989г.);

6. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";

7. СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей";

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

9. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

10. Грошенкова В. А., Шилова Т. С. Интегрированные занятия по развитию речи и изодеятельности. Методические рекомендации. – М. : ТЦ Сфера, 2012 – 64 с. (Модули программы ДОУ).

11. Художественно-эстетическое воспитание дошкольников/ Под редакцией И. В. Микляевой. – М. : ТЦ Сфера,2013-192с. (Конструктор образовательной программы).

12. Т. А. Копцева «Художественно–экологическая программа по изобразительному искусству «Природа и художник»

https://ds85.centerstart.ru/sites/ds85.centerstart.ru/files/priroda_i_hudozhnik_t_kopceva.pdf

13. Лебедева Е. Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс] : https://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml

14. И. А. Лыкова, программа «Цветные ладошки» (авт. https://edu.mari.ru/mouo-yurino/sh4/Lists/List16/Attachments/64/рабочая_программа_Цветные_ладошки. pdf

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по хореографии «Каблучок» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления (хореография) «Каблучок» Возраст.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления «Мультстудия» I. Пояснительная запискаАктуальность: Формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Компьюша» СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Пояснительная записка 1.1. Программа «Компьюша» (далее – программа) составлена в соответствии с основной образовательной.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный завиток» ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ города Москвы «Школа №773 «Центр Образования.

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Любовь к прекрасному» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности,.

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебное тесто» Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебное тесто» муниципального бюджетного дошкольного образовательного.

Непростое рисование простым карандашом Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ 1. Пояснительная записка 2. Задачи 3. Формируемые предметные знания, учебные уменияи универсальные учебные действия.

Программа дополнительного образования художественной направленности «Кляксочка» (для детей 4–5 лет) 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка. Изобразительная деятельность имеет большое значение для развития личности и познавательной.

Театр, в Котором играют дети Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ 1. Пояснительная записка 2. Задачи 3. Формируемые предметные знания, учебные умения и универсальные учебные действия.

Волшебный пластилин. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности ВОЛШЕБНЫЙ ПЛАСТИЛИН Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности базового уровня освоения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Кляксочка»
Опубликовано: 26 марта 2017 в 12:09
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД