Получи документы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по оригами «Журавлик» для детей 5–7 лет

Елена Смольникова
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по оригами «Журавлик» для детей 5–7 лет

СВЕДЕНИЯ О ПРОГРАММЕ:

Программа реализуется с 2019 года

Автор-составитель:

Смольникова Е. В.

По программе работают педагоги:

1. Смольникова Е. В.

Содержание:

1. Актуальность и педагогическая целесообразность

2. Цели и задачи программы

3. Отличительные особенности программы и новизна

4. Содержание и технология программы

5. Срок реализации программы и категория обучающихся

6. Формы и режим занятий

7. Прогнозируемые результаты программы

8. Механизм выявления образовательных результатов программы

9. Формы подведения итогов реализации программы

Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по оригами „Журавлик“ для детей 5–7 лет» размещена в разделах

10. Учебно-тематический план

11. Календарно-тематический план

12. Содержание учебно-тематического плана

13. Организационно-методические условия реализации программы

a. Методическое обеспечение программы

b. Методические особенности реализации программы

c. Материально-техническое обеспечение программы

14. Список литературы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время данная программа является средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи.

Цель программы: Развивать художественно-творческие способности детей, проявляющих интерес к искусству оригами.

Задачи программы:

Задачи в обучении:

• Знакомить с техникой складывания базовых форм в оригами, свойствами и возможностями бумаги;

• Учить безопасным приёмам работы ножницами, клеем;

Задачи в развитии:

• Развивать внимание, память, мышление, воображение, фантазию, мелкую моторику рук, смелость в воплощении собственных замыслов, инициативу и творчество;

Задачи в воспитании:

• Воспитывать эстетический вкус, культуру зрительного восприятия прекрасного, умения радоваться совместному творчеству, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу (бумаге).

Отличительные особенности выражены в постановке образовательных задач, в построении учебно-тематического плана, в содержании занятий, в использованной мной литературе, в изложенных основных идеях, на которых базируется программа. В структуру программы входят четыре образовательных блока (теория, практика, выставки, заключительная часть).

Новизна данной программы заключается в том, что этот вид японского искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приемы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохраненные в памяти знания и умения.

Содержание и технология программы:

Содержание программы ориентировано на знакомство детей с особенностями, свойствами и возможностями бумаги, с техникой складывания базовых форм-заготовок. Используемые материалы: бумага белая, цветная односторонняя, цветная двухсторонняя, картон; для аппликации ножницы, клей, бумага; для дорисовки фломастеры, карандаши, краски.

Срок реализации программы и категория обучающихся:

Программа включает 9 месяцев обучения, 69 часов, в группе от 12 до 20 человек, возраст 5 – 7 лет.

Формы и режим занятий

Форма обучения групповая и определяется поставленными задачами.

Режим занятий:

- Занятия проводятся два раза в неделю, по 1 (одному) учебному часу (время занятий включает 30 минут учебного времени и обязательный 10-ти минутный перерыв).

Прогнозируемые (ожидаемые) результаты программы:

Программные требования к знаниям (результаты теоретической подготовки):

-Что обозначает термин «оригами».

-Историю возникновения японского искусства оригами.

-Свойства бумаги.

-Технику складывания основных базовых форм (треугольник, книжка, дверка, шляпа, воздушный змей)

Программные требования к умениям и навыкам (результаты практической подготовки):

-Складывать, сгибать, прогладить, надавить, вогнуть, раскрыть, потянуть, вытянуть, развернуть заготовку.

-Пользоваться пооперационными картами и схемами при изготовлении поделок.

- Соединять несколько деталей.

-Разрезать и надрезать фигурку в определённых местах.

-Самостоятельно или с помощью преподавателя планировать последовательность выполнения действий при работе по образцу.

-Контролировать свои действия в процессе выполнения работы, и после её завершения.

-Словесно характеризовать процедуру изготовления поделки.

Механизм выявления образовательных результатов программы:

Формы и режим контроля:

– входной контроль (сентябрь, диагностика);

– текущий контроль (в течение учебного года, наблюдения);

– промежуточный контроль (февраль, мониторинг умений);

– итоговый контроль (май, диагностика).

Критерии оценки и способы фиксации учебных результатов программы: с помощью разработанной диагностической карты и диаграммы «Оценка результатов освоения программы по Оригами» в начале и в конце учебного года определяются и фиксируются навыки каждого ребёнка и группы в целом;

Методы выявления результатов воспитания: диагностика, мониторинг, наблюдения;

Методы выявления результатов развития: диагностика, мониторинг, наблюдения;

Формы подведения итогов реализации программы: проведение открытых занятий, мастер-классов, организация выставки.

Содержание учебно-тематического плана

(69 часов)

1. Вводное занятие (1 час)

Что такое оригами. История возникновения оригами.

2. Обработка бумаги (4 часа)

2.1 Кое-что из прошлого.

История возникновения бумаги на японских островах.

2.2 Бумага – что это такое?

Происхождение слова «бумага». Обработка бумаги. Использование бумаги.

2.3 Техника складывания бумаги.

Базовые понятия в оригами: сгибание, складывание, кирикоми-оригами.

2.4 Аппликация.

Использование метода аппликации, частичной или полной дорисовки деталей

3. Базовые формы (30 часов)

3.1 «Квадрат»

Знакомство с геометрической фигурой «квадрат».

Способы приготовления квадратов.

Использование квадрата в изготовлении моделей.

3.2 «Книжка»

Знакомство с изготовлением базовой формы-заготовки.

Использование «книжки» в изготовлении различных моделей.

Отработка техники складывания базовой формы «Книжка»:

-Изготовление модели «Флажок»;

-Изготовление модели «Домик».

3.3 «Треугольник»

Знакомство с изготовлением базовой формы-заготовки.

Использование «Треугольника» в изготовлении различных моделей.

Отработка техники складывания базовой формы «Треугольник»:

-Изготовление модели «Рыбка»;

-Изготовление модели «Лягушка»;

-Изготовление модели «Лиса»;

-Изготовление модели «Парусник»;

-Изготовление модели «Тюльпан»;

-Изготовление модели «Стакан».

3.4 «Дверь»

Знакомство с техникой складывания базовой формы-заготовки.

Использование заготовки «Дверь» в изготовлении различных моделей.

Отработка техники складывания базовой формы «Дверь»:

-Изготовление модели «Мухомор»

3.5 «Воздушный змей»

Знакомство с техникой складывания базовой формы-заготовки.

Использование заготовки «Воздушный змей» в изготовлении различных моделей.

Отработка техники складывания базовой формы «Воздушный змей»:

-Изготовление модели «Сова»;

-Изготовление модели «Ворона»;

-Изготовление модели «Зайчик»;

-Изготовление модели «Курица»;

-Изготовление модели «Петух»;

-Изготовление модели «Гусь»;

-Изготовление модели «Голубь»;

-Изготовление модели «Лебедь».

3.6 «Двойной треугольник»

Знакомство с техникой складывания базовой формы-заготовки.

Отработка техники складывания базовой формы «Двойной треугольник»:

-Изготовление модели «Ёлочка»;

-Изготовление модели «Бабочка»;

-Изготовление модели «Ракета»;

-Изготовление модели «Летучая мышь»;

-Изготовление модели «Тюльпаны».

3.7 Кирикоми-оригами

Знакомство со складыванием и частичным прорезанием или надрезанием фигурок.

-Изготовление модели «Медведь»;

-Изготовление модели «Тигр»;

-Изготовление модели «Поросёнок»;

-Изготовление модели «Зубр».

4. Изготовление работ разнообразных базовых форм (9 часов)

4.1 Изготовление моделей

-Изготовление модели «Снеговик».

-Изготовление модели «Лисёнок».

-Изготовление модели «Волчонок»;

-Изготовление модели «Котёнок»;

-Изготовление модели «Щенок».

4.2 Оформление моделей

5. Коллективная работа (21 час)

5.1 Изготовление ёлочных украшений

-Изготовление модели «Звёздочка».

-Изготовление модели «Снежинка».

-Изготовление модели «Сосулька»

5.2 Изготовление пальчикового театра

-Изготовление фигурки «Собачка»;

-Изготовление фигурки «Зайчик»;

-Изготовление фигурки «Мышка»;

-Изготовление фигурки «Поросёнок».

5.3 Изготовление настольного театра

-Изготовление фигурки «Дедушка»;

-Изготовление фигурки «Бабушка»;

-Изготовление фигурки «Медведь»;

-Изготовление фигурки «Девочка»;

-Изготовление фигурки «Колобок»;

-Изготовление фигурки «Мышка-норушка»;

-Изготовление фигурки «Лягушка».

5.4 Изготовление «Панно»

-Изготовление панно «Лилии»;

-Изготовление панно «Пароходы»;

-Изготовление панно «Зимующие птицы».

6. Выставка (3 часа)

6.1 Отбор лучших моделей

6.2 Оформление моделей выставки

6.3 Посещение выставки

7. Заключительное занятие (1 час)

Организационно-методические условия реализации программы

- Методические особенности реализации программы:

Оригами - японское искусство складывания бумаги. Оно привлекло внимание многих жителей России, в том числе и педагогов, так как является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи.

Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приемы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохраненные в памяти знания и умения.

Таким образом, занятия оригами:

- дисциплинируют;

- воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу (бумаге);

- способствуют формированию добрых чувств к близким и дают возможность выразить эти чувства, ведь оригами позволяет сделать подарок своими руками;

- влияют на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.

Данная образовательная программа имеет ярко выраженную художественную направленность, которая позволяет детям испытать свои возможности и проявить способности:

- конструктивные - при создании фигурки из одного листа бумаги путем его неоднократного складывания, при изготовлении фигурки из нескольких деталей, сложенных в технике оригами и соединенных с помощью клея;

- изобразительные - за счет частичной или полной дорисовки деталей, использования метода аппликации, применения цветовых сочетаний, чередования цвета;

- творческие - оригинальное применение известных моделей; изобретение вариаций на классические модели; изобретение своих фигурок;

- оформительские - оформление открыток, помещений к празднику;

- театральные - обыгрывание сложенных моделей, инсценирование с их помощью сюжетов произведений детской литературы.

Программа обучения посвящена работе с детьми 5-7 летнего возраста. В неё вошли конструкции, при складывании которых применяются доступные малышам способы работы с бумагой. Материал изложен с учётом постепенного усложнения: начиная с очень простых приёмов складывания, дети овладевают достаточно сложными навыками и умениями работы с бумагой.

Подбор фигурок ориентирован на жизненный опыт детей, их знания о явлениях и предметах окружающего мира.

До занятия необходимо приготовить бумажные квадраты нужного размера и цвета, убедиться в том, что место работы удобно для ребёнка и хорошо освещено.

Демонстрировать складывание фигурки можно только при условии внимательного отношения со стороны ребёнка и отсутствия отвлекающих факторов – в состоянии эмоционального комфорта.

При малейшем проявлении потери интереса к процессу складывания занятие следует прервать и выполнить простейшие физические упражнения или пальчиковую гимнастику с использованием потешек, не следует забывать и о гимнастике глаз.

Начиная с первого занятия, действия ребёнка следует контролировать и при обнаружении неправильного, неаккуратного складывания, обратить его внимание на это, попросить исправить ошибку или допущенную неточность.

Старших дошкольников постепенно можно приучать к складыванию по чертежам, но при этом обязательно надо учитывать готовность каждого ребёнка к такой деятельности и начинать с освоения простейших обозначений.

Занятия оригами приносят…

Воздействие занятий оригами на формирование ценных качеств человеческой личности огромно. Педагоги и психологи уверены, что оригами необходимо для полноценного развития ребёнка. А если родители занимаются вместе с детьми, то вся семья переживает множество приятных минут и в процессе совместной деятельности достигается полный эмоциональный контакт.

За небольшой промежуток времени дети могут увидеть результат своего труда. С готовой моделью они могут играть сами, подарить её или совместно разыгрывать сценки.

Благодаря занятию оригами у детей развиваются такие качества как аккуратность, усидчивость, внимательность, чувство прекрасного, хороший вкус. Способствует освоению геометрических понятий и построений. У детей развивается абстрактное и образное мышление.

Особое внимание надо обратить на то, что занятие оригами в первую очередь направлено на работу тонкой моторики. А работа пальцев рук способствует развитию интеллекта и речи ребёнка.

Возможностей у этого вида искусства огромны.

- Материально-техническое обеспечение программы:

Включает рекомендуемый лекционный и дидактический материалы, сценарии открытых мероприятий и т. д.

Виды методического материала, используемые педагогом: методические пособия, описание, рекомендации, разработки, инструкции, памятки, сборники, статьи, рефераты, доклады, презентации.

Виды дидактического материала:

• естественный или натуральный (образцы, детали заготовок и т. д.);

• объёмный (готовые модели оригами, образцы изделий и т. д.);

• схематический или символический (готовые стенды, планшеты, таблицы, схемы, рисунки, чертежи, шаблоны и т. д.);

• картинный и картинно-динамический (иллюстрации, слайды, транспаранты, фотоматериалы и т. д.);

• звуковой (видеофильмы, мультимедийные презентации и т. д.);

• смешанный (видеосеминары, видеоконференции и т. д., дидактические пособия (карточки, раздаточный материал, тесты, упражнения и т. д., тематические подборки (песен, стихов, сценариев, игр).

Литература

1. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации».

3. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.» Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 №996-р.

4. Концепция развития дополнительного образования. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 №1726-р.

5. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

7. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования обучающихся».

8. Г. И. Долженко «100 оригами», Академия развития, Ярославль, Академия Холдинг, 2002

9. Н. Острун, А. Лев «Оригами. Динамические модели», 2-е издание, Москва, Айрис Пресс, 2006

10. Стив Бидл, Мегуми Бидл «Искусство оригами. Фигурки из бумаги для гармонии и счастья», Москва, Мой мир, 2005

11. В. В. Выгонов «Оригами», Москва, Изд. Дом МСП, 2004

12. В. В. Выгонов «Трёхмерное оригами», Изд. Дом МСП, 2004

13. Т. Сержантова «336 моделей оригами», Москва, Айрис Пресс, 2003

14. С. В. Соколова «Оригами для дошкольников», Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2005

15. Дошкольное воспитание, №3, 2008, стр. 72-75

16. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, №4, 2007, стр. 42-52

17. Воспитатель, №2, 2008, стр. 106-108

Интернет-сайты:

1. http://www.maam.ru/

2. http://stranaorigami.ru/

3. http://yourorigami.info/

4. http://www.origama.ru/

5. http://planetaorigami.ru/

6. http://paper-life.ru/

7. http://origamiart.ru/

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Удивительный мир Оригами» Содержание I. Целевой раздел Стр3 1.1. Пояснительная записка стр3-6 1.2. Цель и задачи Стр6 1.3. Ожидаемые результаты Стр6-7 II. Содержательный.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Игротека для малышей» 3–4 лет Содержание программы. I Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цели и задачи реализации Дополнительной образовательной программы «Игротека.

Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята»Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята» Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Актуальность 1.2. Цель и задачи рабочей программы 1.3. Принципы организации кружковой работы 1.4.

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь»Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Содержание программы I. Целевой раздел …. 3 1.1.

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» в подготовительных группах.

Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по оригами «Журавлик» для детей 5–7 лет
Опубликовано: 1 ноября 2020 в 17:05
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД