Лучший педагог года

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Основы вокала»

Анна Соловей
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Основы вокала»

Муниципальное учреждение

«Управление образования Администрации города Лабытнанги»

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования

«ЦЕНТР ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Принята на заседании

Педагогического совета

Протокол №

от «» декабря 2021 г.

Утверждаю:

Директор МАОУ ДО ЦТТ

___/Л. А. Лютикова/

«» 2021 г.

Дополнительная общеобразовательная программа

художественной направленности

«Основы вокала»

Возраст обучающихся: 7 – 17 лет

Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности „Основы вокала“» размещена в разделах

Срок реализации: 1 год

2023/2024 уч. г.

Автор-составитель:

Анна Сергеевна Соловей – педагог

дополнительного образования

г. Лабытнанги

2023 г.

РАЗДЕЛ № 1 «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ» :

1.1. Пояснительная записка.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы вокала» художественной направленности разработана с учетом:

Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (в действующей редакции);

Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-Р);

Приказа Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2022 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21».

В программе учитывается следующее:

современные теории и технологии в области методики обучения и воспитания;

возрастные психолого-физиологические особенности детей;

потребности детей и социальный заказ общества.

Актуальность программы обусловлена необходимостью решения важнейшей задачи российского образования по развитию творческого потенциала учащихся. Определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы художественно-эстетического развития, а также популяризацией в последнее время вокального творчества, в повышении роли эстетического воспитания детей и подростков.

Новизна программы «Основы вокала» в том, что она предназначена для разновозрастного контингента учащихся, разработана для детей и подростков, которые стремятся научиться красиво и грамотно петь, овладеть основными знаниями и вокальными умениями, имея разные стартовые способности.

Обучение по данной программе способствует художественно-эстетическому развитию обучающихся, приобщению их к музыкальной культуре, раскрытию в детях разносторонних способностей. Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе обучения дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства.

Отличительная особенность программы заключается в том, что программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учет психофизиологических особенностей учащихся - учитываются индивидуальные особенности и физиологические возможности голоса каждого участника образовательного процесса, его возрастные и индивидуальные характеристики. Использование традиционных и современных приёмов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия. Репертуар подбирается педагогом с учетом возрастных, психологических особенностей детей, их вокальных данных.

Так же отличительной особенностью является возможность использования электронного обучения с применением дистанционных технологий, в том числе в условиях режима «повышенной готовности» других форс - мажорных обстоятельств.

Программа имеет художественную направленность.

Это позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении. Одной из важнейших задач данного предмета является не только обучение детей профессиональным творческим навыкам, но и развитие их творческих способностей, возможностей воспринимать музыку во всём богатстве её форм и жанров.

Пение также развивает нравственные качества детей, учит их культуре, расширяет кругозор и является незаменимым средством целостного формирования ребенка как личности, помогает духовному развитию обучающихся.

Адресат программы :

Программа «Основы вокала» ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей детей и подростков разных возрастных категорий. Программа рассчитана на детей, имеющих различные интеллектуальные, художественные, творческие способности. Набор в объединение осуществляется без специальной подготовки, от обучающихся не требуется специальных знаний, умений и навыков.

Формы обучения - очная (с возможностью электронного обучения с применением дистанционных технологий).

Форма организации деятельности - групповая.

При применении в обучении электронного образования с применением дистанционных образовательных технологий, учитывая специфику программы, целесообразно использовать смешанный тип занятий, включающий элементы и online и offline занятий.

Уровень программы, объем и сроки реализации программы.

Программа рассчитана на то, что детский голосовой аппарат находится в постоянном росте и развитии; учитываются психофизиологические особенности детей разных возрастных групп, с изменением тембра и диапазона голоса.

Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 академическому часу, либо 1 раз в неделю по 2 академических часа, с переменой 15 минут

Режим занятий во время дистанционного обучения: еженедельное количество и продолжительность он-лайн занятий / консультаций по группам регулируется требованиями СанПиН, а именно рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране ВДТ, на занятии не должна превышать:

- для учащихся 7-11 лет– 15 мин. ;

- для учащихся в 11-14 лет – 20 мин. ;

- для учащихся в 15-17 лет – первое занятие -25 мин, второе после перерыва – 20 мин.

Сроки реализации программы :

Программа реализуется на ознакомительном уровне и рассчитана на 1 год обучения. Общий объем программы составляет - 72 часа.

Распределение учебного материала в программе довольно условно, так как последовательность освоения вокальных навыков определяет педагог в зависимости от музыкальных способностей и индивидуальных особенностей детей.

Количественный состав групп: 8 -12 человек.

В случае успешного обучения по данной программе и изъявления желания развиваться и обучаться в данном направлении, учащийся может продолжить свое обучение по (или параллельно обучаться) программам

углубленного уровня.

1.2 Цели и задачи программы.

Цели программы : развитие вокальных способностей учащихся, формирование интереса к певческой культуре, а также выявление, развитие и поддержка наиболее талантливых учащихся.

Задачи программы :

предметные:

- сформировать вокально-хоровые навыки, навыки певческой установки;

- научить использовать при пении мягкую атаку;

- сформировать вокальную артикуляцию, музыкальную память; расширить диапазон голоса; развить умение держаться на сцене

метапредметные:

-развитие устойчивого интереса к вокально - исполнительской культуре;

- воспитание стремления к самостоятельной организации работы на занятиях и вне занятий;

личностные:

- развитие учащегося как духовно- нравственной личности.

- развитие умения самостоятельно анализировать и корректировать собственную деятельность.

В случае реализации программы (части программы) в электронном виде с применением дистанционных технологий, для учащихся ставятся следующие задачи:

- формирование навыка владения техническими средствами обучения и программами самостоятельно или с помощью родителей;

- развитие умения работать дистанционно в команде и индивидуально, выполнять задания самостоятельно бесконтактно;

- развитие умения самостоятельно анализировать и корректировать собственную деятельность.

1.3 Содержание программы

№ п/п Наименование

тем Количество часов Формы аттестации (контроля)

всего теория практика

1. Вводное занятие 1 0,5 0,5 Стартовая/начальная диагностика

2. Вокально-хоровая работа 36 Текущий контроль, промежуточное диагностирование

Народная песня 2 10

Классическое и академическое пение 2 10

Современная песня 2 10

3. Учебно- тренировочный материал 30 Текущий контроль, промежуточное диагностирование

Работа над музыкально-выразительными средствами 2 10

Пение с импровизацией 1 8

Сценическое мастерство 1 8

4. Массовая деятельность 4 4 Практикум Наблюдение

5. Итоговое занятие 1 0,5 0,5 Итоговая диагностика

Итого: 72 11 61

Содержание учебно-тематического плана

1. Вводное занятие

Теория: Раскрытие особенностей работы вокального объединения «Основы вокала» Правила ТБ на занятиях.

Практика: Стартовая диагностика

2. Вокально-хоровая работа

Теория: Упражнения на владение голосовым аппаратом при пении различных упражнений и песен. Музыкальная теория. Объяснение понятия

«выразительные средства музыки». Понятие «настроение» и «характер» музыки. Профилактика и гигиена голоса. Слушание многоголосных хоровых произведений

Практика: Музыкально-ритмические этюды, мысленное рисование наглядных образов, соответствующих произведениям.

Пение произведений:

Народная песня – раскрытие исторического значения, содержания, анализ её текста, разъяснение непонятных (забытых слов). Раскрытие особенностей голосоведения исполняемой песни. Выразительность исполнения, сопереживание смыслу песни.

Классика – беседа об исторической эпохе, в которой жил и творил композитор – классик, анализ произведения. Понятие «настроение» и «характер» музыки. Понятие «логические ударения» в музыкальных фразах. Ровное звучание унисона. Формирование индивидуальной манеры исполнения вокальных произведений. Приемы дыхания в произведениях разного характера.

Современная песня – сообщение об авторах музыки и слов, раскрытие содержания музыки и текста, актуальности песни, особенностей художественного образа, музыкально-выразительных и исполнительских средств, замысел произведения. Средства музыкальной выразительности (твердая атака). Особенности импровизации. Формирование навыков исполнения бэк – вокала певческое вибрато. Приемы дыхания в произведениях разного характера. Формирование навыков исполнения на три голоса (ансамблевая работа). Аккомпанемент, фонограмма. Разучивание и совершенствование учебного материала разного характера. Пение по фразам. Работа над чистотой интонирования по интервалам. Исполнение без сопровождения. Исполнение группой, по ролям. Знание структуры песни. Цепное дыхание. Совершенствование правильного дыхания.

Понятие «легато», «нон легато», «стаккато». Приемы звукообразования (мягкая атака). Типы дыхания. Пение по интервалам. Взаимосвязанная работа над технической стороной и художественным образом.

Правила охраны голоса в предмутационный и мутационный период.

3. Учебно-тренировочный материал

Теория: Постановка голоса, дыхание, многоголосие, техника, диапазон

Практика: Постановка корпуса. Певческая установка стоя и сидя. Ритмические вокальные упражнения. Упражнения для расширения диапазона. Дыхательные упражнения для формирования певческого дыхания. Совершенствование музыкальной грамоты. Работа над музыкально-выразительными средствами: мелодия, гармония, лад, темп, ритм, размер, динамика.

Связь музыкальной грамоты с пением учебно – тренировочного материала Постановка голоса.

Снятие психологических зажимов. Формирование умения контактировать с публикой.

Сценическое мастерство (сценическая речь, сценическое движение, актерское мастерство)

Пение учебно-тренировочного материала:

Раскрытие учебной цели, назначение каждого упражнения для развития музыкального слуха, голоса, дыхания, звукообразования, диапазона, выразительности исполнения.

Вокальные упражнения для правильного формирования звука. Совершенствование знаний о звукообразовании, артикуляции, унисоне, строе, мелодии. Дикционные упражнения.

Пение с импровизаций:

Раскрытие содержания предлагаемых учащимся заданий и путей их выполнения. Показ возможных вариантов, обучение импровизациям в процессе пения или игры на элементарных музыкальных инструментах. Пение импровизация на стихотворные тексты, вопросы-ответы. Инсценирование песен. Музыкально-ритмические упражнения. Пение импровизаций – вариаций, на заданную тему в различном характере, с различным ритмическим рисунком.

Коллективное исполнение песен. Метод сценической импровизации.

Ансамблевая импровизация. Пластические, мимические этюды.

Развитие ассоциативного мышления. Импровизация в заданной тональности

4. Массовая деятельность

Практика: Культура сцены. Выход, воздействие на зрителя, умение контактировать с залом, самодисциплина, ощущение сцены. Передача образа исполняемого музыкального произведения.

5. Итоговое занятие

Теория: Подведение итогов обучения. Выступление на отчетном мероприятии

Практика: Рефлексия

1.4 Планируемые результаты

В результате занятий по программе «Основы вокала» должны быть достигнуты определенные результаты:

предметные

- выработано умение разбираться в основных тенденциях современного эстрадного вокала;

-выработано умение пользоваться более сложными вокально- техническими приёмами эстрадного вокала;

-развита потребность профессионально овладеть современными вокальностями;

-развито умение самостоятельно в работать над произведением;

-сформирован навык владения техническими средствами обучения и программами.

метапредметные

- сформирование стремление в самореализации на сцене и обществе;

-развито устойчивого интереса к мировой вокально- исполнительской культуре;

-сформированы навыки самостоятельной организации работы на занятиях и вне занятий;

личностны

сформирована творческая и общественная активность учащегося как личности;

- гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме,

- сформированы нравственные гуманистические нормы жизни и поведения;

- сформирован навык умения самостоятельно анализировать и корректировать собственную деятельность.

При реализации программы (или частей программы) в электронном виде с применением дистанционный технологий учащиеся овладеют:

- овладение техническими средствами обучения и программами.

- развитие навыка самостоятельного поиска информации в предоставленном перечне информационных онлай-платформ, контентах, сайтах, блогах и т. д.

- овладение умением работать дистанционно в команде и индивидуально, выполнять задания самостоятельно бесконтактно;

- развитие умения самостоятельно анализировать и корректировать собственную деятельность.

Способы проверки планируемых результатов:

В целях выявления уровня развития способностей и личных качеств учащегося в соответствии с ожидаемыми результатами дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Основы вокала» проводится стартовая диагностика, текущий контроль и итоговая (промежуточная) аттестация в виде отчетных мероприятий (участие в концертах).

Формы подведения итогов реализации программы

Формами отслеживания результата творческой деятельности являются обсуждение, анализ участия детей в конкурсах, концертах, фестивалях и смотрах различного уровня, самооценка обучаемых, опрос родителей, контрольные задания, а также анализ открытых занятий. Особое внимание уделяется проведению педагогом открытых занятий, концертов и праздников для родителей.

Родители принимают активное участие в творческой жизни коллектива, помогают в приобретении костюмов для выступлений.

Педагогом систематически проводится опрос родителей об их удовлетворенности образовательным процессом. Это, в свою очередь помогает педагогу находить новые формы проведения занятий и отслеживать результат деятельности каждого ребенка с учетом его возрастных особенностей.

РАЗДЕЛ № 2. «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ»

2.1 Календарный учебный график

2023/2024 учебный год

количество учебных недель: 35 недель 4 дня

I полугодие - 15 недель, 1 день (15.09.2023 г. - 29.12.2023 г.)

II полугодие - 20 недель 3 дня (09.01.2024 г. – 31.05.2024 г.)

продолжительность каникул:

102 дня: – 10 дней зимние (30.12.2023 г. – 08.01.2024 г.);

92 дня – летние (01.06.2023 – 31.08.2023 г.)

даты начала и окончания учебных периодов/этапов

I полугодие - 15.09.2023 г. - 29.12.2023 г.

II полугодие - 09.01.2024 г. – 31.05.2024 г.

2.2 Условия реализации программы :

Материально-техническое обеспечение

Характеристика помещения для занятий по программе :

Обязательным оборудованием для реализации программы являются :

– учебный кабинет для занятий, оснащенный компьютером или ноутбуком с доступом к сети Интернет, музыкальным центром с USB-портом либо аудиоколонками, подключенными к компьютеру, учебными столами, стульями, телевизором/проектором для просмотра видеоматериалов, презентаций;

- фонотека;

- музыкальный инструмент (синтезатор/пианино);

- актовый зал со сценой для проведения мероприятий и музыкальной аппаратурой (микшерный пульт, колонки, микрофоны);

- танцевальный зал для репетиций перед зеркалом;

Оборудование, непосредственно задействованное в процессе:

– столы, стулья для обучающихся;

- стол и стул для учителя;

– музыкальный центр или аудиоаппаратура;

- проектор/телевизор;

- ноутбук/компьютер;

- синтезатор/пианино.

На период режима «повышенной готовности», или любых других форс- мажорных обстоятельств, при электронном обучении с применением дистанционных технологий необходимы:

- Наличие либо компьютера (с колонками, веб-камерой, либо планшета, смартфона с возможностью выхода в Интернет;

- Установленной бесплатной программы для занятий и участия в online видеоконференций, вебинаров и т. д. (WhatsApp, Viber, Skyp и пр.)

2.3. Формы аттестации

Для выявления индивидуальных особенностей слуха и голоса проводится первичная диагностика вокальных возможностей в форме прослушивания: дикция;

дыхание;

звуковедение;

интонирование;

определение рабочего диапазона и примерного (природного) тона голоса.

Для мониторинга результативности образовательного процесса применяется метод наблюдения за учащимися в процессе занятий.

Диагностика проводится 3 раза в год: стартовая, промежуточная, итоговая

Текущий контроль – проводится на всех этапах изучения и развития знаний, умений, их закрепления. Для эффективного применения текущего контроля применяются следующие разнообразные формы проверки:

-беседа по пройденному материалу;

- самостоятельная работа;

- выполнение практического или теоретического задания.

Тематический контроль – проводится по итогам изучения отдельных тем и разделов учебного курса, когда знания в основном сформированы, систематизированы.

-анализ проделанной работы;

-участие в массовых мероприятиях.

Итоговый контроль – подведение итогов обучения за год.

- персональный показ (исполнение изученного музыкального произведения на итоговом занятии, открытом уроке);

- участие в итоговом отчетном концерте.

Диагностика вокальных и музыкально-ритмических способностей учащихся - проходит в начале учебного года, середине и в конце учебного года.

2.4. Оценочные материалы

Диагностические задания для определения эффективности и результативности обучения детей.

Критерий «Вокальные навыки» :

Первичная диагностика – Спеть любую песню (куплет и припев, повторить за педагогом попевку, повторить за педагогом ритмический рисунок

Диагностика в конце 1 полугодия учебного года – спеть упражнения, выученные к концу 1 полугодия

Диагностика на конец года – спеть любую песню, выученную в течение учебного года.

Параметры диагностики критерия «Вокальные навыки» :

Баллы Музыкальный слух, частота интонирвния Качество звукообразо вания, тембр Диапазон Дикция Дыхание

3 Нечистое интонирование по всему диапазону, неверное воспроизведение ритмического рисунка произведения неумение пользоваться видами атак, красота тембральной окраски голоса не выражена диапазон учащегося ограничен пределами примарной зоны нечеткое воспроизве дение текста, пестрота звуков дыхание неровное, неумение использовать смешанное дыхание в младшем возрасте и костно абдоминальное – в старшем возрасте

4 неустойчивое интонирование на примарных звуках, но правильное, без ошибок воспроизведение ритмического рисунка музыкального произведения неустойчивое умение пользоваться видами атак, красота тембральной окраски голоса проявляется эпизодичеси диапазон учащегося ограничен для исполнения широких песен недостаточно четкое воспроизве дение текста неустойчивое управление дыханием при пении, дыхание шумное, вдох перегруженный, выдох ускоренный

5 чистое интонирование по всему диапазону, правильное, без ошибок воспроизведение ритмического рисунка музыкального произведения согласно возрастными физиологическим особенностям учеников умение пользоваться видами атак, красота тембральной окраски голоса ярко выражена учащийся обладает широким диапазоном в соответствии со своими возрастными особенностями чёткая, ясная дикция, правильная артикуляция. Активные, твёрдые согласные, гласные округлые, но не расплывчатые умение брать спокойное, тихое дыхание

2.5. Методическое обеспечение

Учебно-методические материалы: литература, иллюстрации, видеозаписи с выступлений вокальных исполнителей и коллективов, видеозаписи с выступлений обучающихся.

Информационно-методическое обеспечение:

Сборники авторских и эстрадных песен;

Подборка песенного репертуара из периодических изданий;

Электронные носители;

Организация образовательного процесса в условиях электронного обучения с использованием дистанционных технологий выстраивается в соответствии с учебным планом, сформированных в группы учащихся, являющихся основным составом объединения, а также индивидуально для учащихся, не имеющих технической и иной возможности для освоения программы в электронной форме.

2.6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для педагога:

1. Гонтаренко Н. Сольное пение: секреты вокального мастерства. - М. :Изд. «Феникс», 2006

2. Мир вокального искусства. Сост. Г. а. Суязова. – Волгоград: Учитель, 2009

3. Учите детей петь. Сост. Т. Орлова, С. Бекина, - М: Просвещение, 1988

4. Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковых, 1999

5. Иванников В. Ф. Методика поточного пения. -М. : 2005

6. Кристин Линклэйтер Освобождение голоса

7. Охомуш Т. В. Чистый голос (Методика обучения эстрадному

вокалу). – Иваново: 2002

8. Пекерская Е. М. Вокальный букварь. - М. : Изд. «Музыка», 2001

9. Рамзина И., А. Васильев «Вокальная механика ч. 1 Дыхание и поддержка вокального дыхания» (электронный учебник)

10. Рамзина И., А. Васильев «Вокальная механика ч. 2 Органы вокального тракта и управление ими» (электронный учебник)

11. Егорычева М. Упражнения для развития вокальной техники

12. Бархатова И. Б. Постановка голоса эстрадного вокалиста : методические рекомендации для руководителей и педагогов студии эстрадного вокала. - Тюмень, 2008

Для учащихся:

1. Гусин, Вайнкоп Хоровой словарь. — М., 1993.

2. Володин Н. Энциклопедия для детей. — М., 1998

3. Д. Хоуп Когда можно аплодировать, - АСТ, Астрель, ВКТ, 2010

4. Григорий Абрамян Кто взял фальшивую ноту, - М: Детская литература, 1971

5. Грив Б. Т. Когда тебе грустно… Как поднять настроение. – М. : ООО «Издательство «Добрая книга», 2003

Для родителей (законных представителей) учащихся:

1. Юрченко О. Не хочу и не буду! Как бороться с детской ленью? -СПб. : Речь. - М. : Сфера, 2011.

2. Ю. Б. Гиппенрейтер Общаться с ребенком. Как? : ЧеРо, Сфера; Москва; 2003

3. Ледлофф Ж. Л Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности — Мю: Генезис, 2003

4. Н. Л. Меньшикова Зелёная аптека детям, - Челябинск: Лилия, 1993

Интернет-ресурсы для организации on-line обучения

1. Платформа Zoom

2. Сервисы Google

3. YouTube–видеохостинг для загрузки видео

4. GoogleHangoutsMeet

5. Skype система для организации занятия в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Скайп

6. В-контакте (организация обучения в группе «В контакте») https://vk.com/@edu-for-distant

7. WhatsApp - система обмена текстовыми, audio и videoфайлами, организация он-лайн конференций с группой

Используемые Интернет – ресурсы

Для педагога:

1. https://vocalmechanika.ru

2.

3. https://s-f-k.forum2x2.ru

4. https://numi.ru/index.php

5. https://vk.com/vocalmechanika

Для родителей:

1. WhatsApp - система обмена текстовыми, audio и videoфайлами, организация он-лайн конференций с группой.

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Удивительный мир Оригами» Содержание I. Целевой раздел Стр3 1.1. Пояснительная записка стр3-6 1.2. Цель и задачи Стр6 1.3. Ожидаемые результаты Стр6-7 II. Содержательный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Основы вокала»
Опубликовано: 2 марта 2024 в 09:39
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД