Гузель Салмина
Дополнительная общеразвивающая программа «Проворные пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 52 г. Пензы «Полянка»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Проворные пальчики» Направленность: художественно – эстетическое развитие
Возраст детей: 3-4 лет
Срок реализации: 1 год
Салмина Г. М.
педагог, реализующий дополнительную общеразвивающую программу
г. Пенза 2016 г.
Пояснительная записка
В последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа „Проворные пальчики“» размещена в разделах
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими свойствами сознания как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память.
Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных движений кисти и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество бытовых и учебных действий.
Занятия и игры, направленные на развитие моторики кисти и пальцев рук, сейчас особенно актуальны. У большинства детей отмечается слабое развитие моторики рук.
Программа направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста
В программе представлены различные разделы. Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий.
Работа включает в себя следующие разделы:
В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети знакомятся с различными пальчиковыми играми. Проводятся комплексы пальчиковой гимнастики с предметами, направленные на закрепление умения правильно держать карандаш, линейку, кисточку, ножницы, на закрепление правильного расположения руки во время письма, задания на удержание позы кистей рук. Дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук, тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
В разделе «Рисуночные задания» задания помогут улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учится правильно держать ручку и карандаш, что очень важно в процессе деятельности. Выполнение детьми рисуночных заданий тренирует произвольное внимание, развивает память, логическое мышление.
В разделе «Работа с сыпучими материалами» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение.
В разделе «Работа с бумагой» представлены такие виды художественного труда, как аппликация, конструирование из бумаги. Дети знакомятся с различными видами и свойствами бумаги, развивают мелкую моторику, воображение.
Раздел «Работа со шнурками» направлен на развитие мелкой моторики рук, совершенствование знаний, умений, навыков детей, развитие цветовых ощущений, развитие личностных качеств - усидчивости, терпения, старательности, аккуратности, трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца.
В разделе «Рисование» дети знакомятся с различными техниками рисования, с особенностями изобразительных материалов. Занятия рисованием развивают эстетическое восприятие, творческие способности.
В разделе «Моделирование» подобраны задания для формирования тонких движений рук, развития мускульной и тактильной памяти, совершенствования двигательных навыков. Занятие моделированием развивает внимание, память, пространственное мышление.
В основу содержания программы положены ведущие дидактические принципы, актуальные для современного образования.
Данные принципы удачно реализуются и способствуют эффективности образовательного процесса только во взаимосвязи.
При организации занятий используются методические приемы:
словесный метод (рассказы, объяснения, беседы, наглядные (методы иллюстраций и демонстраций, практические методы (воспроизводящие и тренировочные упражнения, рисование, импровизационный метод, игровой метод (различные дидактические игры).
Программа рассчитана на детей 3- 4 лет, реализуется в течение года. Предусматривает 2 занятия в неделю, в течение года 72а. ч.
Занятия проходят в разнообразных формах:
- игровая;
- сюжетно - тематическая;
- групповая;
- индивидуальная
Цель программы:
Создать условия для развития и укрепления мелкой моторики рук у детей в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование и т. д.)
Задачи
Развивающие:
Развивать познавательные психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память.
Развивать осязательное восприятие (тактильной, кожной, чувствительности пальцев рук).
Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук.
Обучающие:
Формировать произвольные координированные движения пальцев рук, глаз, гибкости рук.
Обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином, крупами, бросовым материалом.
Закладывать основы становления эстетически развитой личности.
Формировать правильную осанку.
Воспитывающие:
Воспитывать культуру поведения и общения.
Воспитывать умение работать в коллективе.
Воспитывать чувство ответственности и трудолюбия.
Воспитывать усидчивость, целенаправленность.
Ожидаемые результаты.
• Значительное повышение уровня развития мелкой моторики и расширение возможностей выполнения детьми различных действий руками.
• Знание детьми основных цветов.
• Знание детьми названий инструментов и материалов, используемых в работе.
• Умение детей работать с мелкими деталями: застегивать и растегивать пуговицы, перебирать крупу и т. д. ; отщипывать и размазывать кусочки пластилина, изображать простые предметы.
Содержание учебного плана
№ недели № занятия Содержание занятия Программные задачи Материалы
1
сентябрь 1-2 1. Вводное занятие. Знакомство. Правила. 2. Дид. игра «Кто это?»
3. Работа с песком «Мы печем…» Выявить уровень развития мелкой моторики у детей.
Воспитывать усидчивость. Игрушки
Песок спец.
Формочки
2 3-4 1. Пальчиковая гимнастика 2. Дидактическая игра «Что растет на огороде?» 3. Упражнение «Дует ветер» 1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Развивать осязательное восприятие (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);
3. Воспитывать усидчивость, целенаправленность.
Овощи
Чудесный мешочек
картотека
3 5-6 1Игровой самомассаж. 2. Работа с сыпучими материалами. (мелкие игрушки)
3. Рисуночное задание «Это кто?» Разглаживание трафаретов животных из бумаги, смятой в комочки 1. Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
2. Совершенствовать движения рук;
3. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.
Мелкие игрушки
Комочки из бумаги
4 7-8 1. Рисование пальчиками. 2. Самомассаж мячиками (ежиками). 3. Пальчиковая гимнастика «Замок» 4. Работа с песком. Игры с насыпанием песка. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Совершенствовать движения рук. Познакомить с методом рисования пальчиками (простейшие
изображения).Воспитывать усидчивость. Мячики-ежики
Гуашь вода песок тарелочки
№ недели № занятия Содержание занятия Программные задачи Материалы
5
октябрь 9-10 1. Пальчиковая гимнастика «Квасим капусту».
2.«Морковка» - раскрась по образцу.
3. Упражнение «Помоги Золушке» -рассортируй фасоль (белую отдельно, красную отдельно) .
1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Развивать координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначением.
3. Воспитывать и развивать художественный вкус.
Фасоль (крас-бел)
Раскраска карандаш
6 11-12 1. Пальчиковая игра «Гномики- прачки».
2. Упражнение «Не дошитое платье»- «пришить к платью рукава,воротник,карман, пуговицы». Дополнить картонный трафарет нужной деталью.
3. Упражнение «Похлопаем» - хлопать в ладоши тихо и громко по сигналу.
4. Самомассаж гранеными карандашами 1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Развивать координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначением.
3. Воспитывать и развивать художественный вкус Карандаши
Трафареты детали для платья
7 13-14 1. Упражнение «Что у кого?» - разглаживание трафаретов транспорта из бумаги, смятой в комочки.
2.«Проехала машина» - рисуем на манке, рассыпанной тонким слоем на подносе, следы от машины.
3. Упражнение «Топай-хлопай».
1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Развивать координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначением.
3. Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим.
Комочки из бумаги
Крупа-манка
поднос
8 15-16 1. Упражнение «Коготки и лапки».
2. «Зеленый лужок» - рисуем травку для коровки.
3. Дидактическая игра «Животные и их детеныши».
4. Самомассаж гранеными карандашами.
1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
2. Упражнять детей в умении правильно держать карандаш.
3. Воспитывать аккуратность, терпеливость, усидчивость. Картинки «коготки и лапки»
Карандаши
Животные и детеныши игрушки
№ недели № занятия Содержание занятия Программные задачи Материалы
9
ноябрь 17-18 1. Упражнение «Что спряталось в комочке» разглаживание трафаретов игрушек из бумаги, смятой в комочки.
2. Упражнение «Собери матрешку» - 2 матрешки перепутаны. Нужно правильно собрать.
3.«Рисуем мячи» на манке большие и маленькие предметы (мяч, шар, кирпич, кубик). №10
1. Совершенствовать мелкую моторику рук.
2. Обучать детей ритмично наносить точки и рисовать круги, проводить прямые
горизонтальные линии. 3. Воспитывать усидчивость, терпеливость. Бумажные комочки мячики большие маленькие крупа-манка
10 19-20 1. Пальчиковая гимнастика «Утята».
2. «Птичьи следы на песке» - рисуем на манке пальчиками.
3. Упражнение «Накорми птичек» - отрывать кусочки бумаги, скомкать бумагу в маленькие крошки.
4. Упражнение «Погуляем» - двумя пальцами руки ходить по столу сначала медленно, затем быстро
1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Стимулировать тактильные ощущения.
3. Воспитывать любовь к животным, фантазию.
Картинки для пальч. гимнаст.
Крупа-манка поднос бумажные комочки
11 21-22 1. Игра с резиновыми ребристыми мячиками (ежиками) .
2. Пальчиковая гимнастика «Посуда».
3. Упражнение «Конфеты к чаю» - из бумаги сминаем комочки и складываем в вазочку.
5. Самомассаж гранеными карандашами. 1. Совершенствовать мелкую моторику рук.
2. Учить детей из бумаги сминать комочки и складывать в вазочку.
3. Воспитывать усидчивость.
Мячики-ежики посуда карандаши граненые
12 23 1. Пальчиковая гимнастика «Лодочка», «Пароход».
2. Фигурки из счетных палочек «Лодка», «Пароход», «Машина», «Парусник», «Самолет».
3. Упражнение «Машина на погрузке» - рассортировать красную и белую фасоль по разным грузовикам.
4. Самомассаж гранеными карандашами. 1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику.
2. Закреплять у детей умение рассортировать фасоль
3. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, желание заботиться о них. Счетные палочки
Фасоль (красн-белый) карандаш граненый
Картинки лодка самолет
12 24 1. Упражнение «Животные хотят пить» - наливаем воду из стакана в тарелочку, ложкой. №12
2. Пальчиковая гимнастика «На лужок».
3. Упражнение «Нарви молодой травки» - мелко нарвать зеленую бумагу.
4. Самомассаж мячиками (ежиками). 1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
2. Стимулировать тактильные ощущения.
3. Учить отрывать от большого листа бумаги небольшой кусочек и сминать его в комочек.
Игрушки животные мячики-ежики бумага зеленая
№недели №занятия Содержание занятия Программные занятия Материалы
13
декабрь 25-26 1. Пальчиковая гимнастика «Я по веточке шагаю».
2. Игра «Веселые ладошки» - завязываем узелки.
3. Игра с прищепками «Наряжаем елочку».
4. Упражнение «Похлопаем» №4 1. Совершенствовать мелкую моторику рук.
2. Упражнять в завязывание узелка. 3. Стимулировать тактильные ощущения. 4. Воспитывать усидчивость, терпение.
Шнурки Шаблоны елочки прищепки картинки на тему «Зима»
14 27-28 1.»Лыжник» - рисуем на манке пальчиками.
2. Пальчиковая гимнастика «Погреемся», «Зимняя прогулка»
3. Самомассаж мячиками (ежиками).
4. Дорисуй вишенок №15 1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук.
2. Упражять в умении проводить прямые и горизонтальные линии. 3. Упражнять в умении рисовать на манке пальчиками. 4. Воспитывать интерес к занятиям.
Манка поднос мячики-ежики раскраски карандаш
15 29-30 1. Пальчиковая гимнастика «Елочка».
2. Игра «Чудесный мешочек» - определить на ощупь предметы.
3. «В лесу родилась ёлочка» - обводка трафарета елки, штриховка.
4. Самомассаж пальчиков карандашами. 1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Познакомить с различными предметами с помощью ощупа.
3. Воспитывать любознательность, интерес к природе.
Предметы мешочек
Трафарет елочка карандаши
16 31-32 1. Пальчиковая гимнастика «Елочка».
2. Игра «Чудесный мешочек» - определить на ощупь предметы.
3. «В лесу родилась ёлочка» - обводка трафарета елки, штриховка. №9
4. Самомассаж пальчиков карандашами. 1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Закреплять умение проводить прямые горизонтальные линии.
3. Стимулировать тактильные ощущения Предметы трафареты елочка карандаши
№ недели №занятия Содержание занятия Программные задачи Материалы
17
январь 33-34 1. Пальчиковая гимнастика «Снежный ком».
2. «Упражнение «Помоги ежику» №7
3. Самомассаж гранеными карандашами.
4. Упражнение «Погуляем» - ходим двумя пальцами по столу в разном темпе. 1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Закреплять умение обводить изображение по трафарету, проводить прямые
горизонтальные линии.
3. Упражнять в умении прикреплять прищепки к картону.
4. Воспитывать аккуратность, усидчивость. Картина «Снежный ком»,«Сосульки» прищепки карандаши
Шаблон сосульки
18 35-36 1. Пальчиковая гимнастика «Постираем белье».
2. «Укрась платье», горизонтальные линии №1
3. Самомассаж мячиками (ежиками). 1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Продолжать учить наносить точки и рисовать круги, проводить линии. 3. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.
Картинки одежда раскраска платье мячики-ежики карандаши
19 37-38 1. Пальчиковая гимнастика «Апельсин».
2. «Разноцветный заборчик» - игра с прищепками.
3. Самомассаж бусинками – катать по очереди каждым пальчиком. 1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Стимулирование тактильных ощущений.
3. Воспитывать желание помогать маме.
Прищепки картон бусинки фрукты
20 39-40 1. Пальчиковая гимнастика «Постираем белье».
2. «Укрась платье Маруси» - раскрашивание платья карандашами, вырисовывание узора.
3. Самомассаж пальчиков карандашами 1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Раскрашивать платье Маруси узорами. 3. Воспитывать любовь к природе.
Картинки одежда раскраска платье карандаши
№недели №занятия Содержание занятия Программные задачи Материалы
21
февраль 41-42 1. Упражнение «Транспорт» - выложить рисунок счетными палочками.
2. Упражнение «Найди пару» - №2
3. Игры с пуговицами – выбрать пуговицы с 4 отверстиями – в одну, пуговицы на ножке – в другую коробочку. 1. Совершенствовать мелкую моторику рук.
2. Упражнять в умении создавать изображение с помощью счетных палочек.
3. Воспитывать интерес к разным профессиям, любознательность.
Счетные палочки изображение машин
Железная дорога – трафарет карандаши
пуговицы
22 43-44 1. Пальчиковая гимнастика «Месим тесто», «Строим дом».
2. Упражнение «Собери красивый букет» - шнуровка.
3. «Мы строители» - строим из строительного материала гараж.
4. Самомассаж гранеными карандашами 1. Совершенствовать мелкую моторику рук.
2. Учить детей завязывать узелки и бантики.
3. Стимулировать тактильные ощущения.
Шнурки разноцветные карандаши конструкторы
23 45-46 1. Пальчиковая гимнастика «Бойцы-молодцы».
2. Фигурки из счетных палочек «Танк», «Звезды», «Флажок». №6
3. Самомассаж бусинками - катать по очереди каждым пальцем.
4. Завязывание узлов на толстой веревке, шнуре. 1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
2. Учить детей нанизывать бусины на ленту.
3. Воспитывать бережное отношение к родителям, желание их порадовать.
Счетные палочки бусинки лента
шнурки
24
47-48 1. Пальчиковая гимнастика «Снеговик».
2. Упражнение «Остатки запасов» - помоги мышке-норушке рассортировать красную и белую фасоль.
3. Самомассаж гранеными карандашами.
4. Упражнение «Солнечный денек» - с помощью прищепок делаем солнышко.
5. «Шарф Веселому снеговику» - рисуем №5
1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
2. Стимулировать тактильные ощущения.
3. Развивать чувство формы. 4. Упражнять в рассортировании фасоли 5. Воспитывать внимательность.
Фасоль белая- красная тарелочки карандаши прищепки круги шаблоны разного размера
№ недели №занятия Содержание занятия
Программные задачи Материалы
25
март 49-50 1. «Следы от капели» - на манке пальчиками ставим точки.
2. Упражнение «Солнце светит ярко – ярко» - выложить из палочек солнечные лучи вокруг желтого круга. №11
3. Упражнение «Бусы для мамы»- нанизывание макарон на ленту.
4. Упражнение «Погуляем» - двумя пальцами ходить по столу в разном темпе. 1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
2. Учить детей нанизывать бусины (крупные макароны) на ленту.
3. Воспитывать бережное отношение к родителям, желание их порадовать Манка счетные палочки бусы макароны лента
26 51-52 1. Игра «Что лишнее?» - «Чудесный мешочек».
2. Пальчиковая игра «Мебель», «Стул».
3. «Домик для мишутки» - рисуем на манке.
4. Упражнение «Похлопаем» - хлопаем в ладоши тихо, громко и в разном темпе.
5. Самомассаж гранеными карандашами. 1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
2. Стимулировать тактильные ощущения.
3. Развивать чувство формы.
4. Воспитывать терпение. Мешочек предметы среднего размера манка поднос карандаши
27 53-54 1. Упражнение «Животные хотят пить» - «мама» наливаем воду из стакана в тарелочку, ложкой, «детенышам» капаем пипеткой.
2. Нарисуй на воде, под водой №8.
3. Пальчиковая гимнастика «Хозяюшка».
4. Самомассаж гранеными карандашами.
1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Закреплять умение обводить изображение по трафарету, учить детей рисовать волнистые линии.
3. Упражнять в наливании воды из одного предмета в другой
4. Воспитывать любовь к животным, желание заботиться о них. Животные трафареты животных вода пипетка ложка стакан тарелка карандаши
28 55-56 1. Пальчиковая игра «Это звери».
2. Упражнение «Что спряталось в комочке» разглаживание трафаретов электроприборов из бумаги, смятой в комочки.
3. Раскрась рисунок не выходя за контур №13
4. Самомассаж мячиками (ежиками). 1. Развивать мелкую моторику рук
2. Стимулирование тактильных ощущений. 3. Воспитывать любовь к животным
Животные бумажные комочки
раскраски электроприборы
карандаши
мячики - ежики
№ недели № занятия Содержание занятия Апрель Программные задачи Материалы
29
апрель
57-58 1. Пальчиковая гимнастика «Весенний дождик», «Встреча птиц».
2. Упражнение «Веселые ладошки» - завязывание узелков, бантиков.
3. Игры с пуговицами – рассортировать пуговицы по цвету в разные коробочки (желтый, красный, синий, зеленый).
Расстегивание и застегивание пуговиц. 1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Стимулирование тактильных ощущений.
3. Воспитывать желание помогать маме.
4. Упражнять в умении расстегивать и застегивать пуговицы. Шнурки разноцветные пуговицы разных размеров
30 59-60 1. Упражнение «Веселая пипетка» - работа с водой и пипеткой.
2. Упражнение «Соберем кораблик» - разрезная картинка.
3. Пальчиковая игра «Одуванчик».
4. Игра «Оденем Петю» 1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Продолжать учить аккуратно переливать воду, работать пипеткой.
3. Воспитывать любовь к природе, чувство прекрасного.
Вода стакан пипетка кукла одежда для куклы
Разрезная картина
31 61-62 1. Игра «Узнай фигуру» - «Чудесный мешочек» (геометр. фигуры) .№14
2. Упражнение «Веселые ладошки» - учимся завязывать узелки, бантики.
3. Пальчиковая гимнастика «Улитка».
4. Самомассаж камушками – катать по очереди каждым пальцем.
1. Совершенствовать мелкую моторику рук.
2. Учить детей завязывать узелки и бантики.
3. Стимулировать тактильные ощущения.
4. Воспитывать любознательность.
Геометр. фигуры шнурки ленты камушки
32 63-64 1. «Чудесный мешочек» - найди предмет на ощупь.
2. Дидактическая игра «Собери букет».
3. Пальчиковая игра «Букет цветов».
4. Самомассаж мячиками (ежиками). 1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
2. Учить составлять букеты.
3. Воспитывать бережное отношение к родителям, желание их порадовать Мешочек предметы ленты застежки для пуговиц пуговицы мячики - ежики
33
Май 65-66 1. Пальчиковая гимнастика «Пчела», «Паучок», «Червячки».
2. Упражнение «Накорми мишку» - переложи фасоль из одной емкости в другую.
3. Заштрихуй тучку по образцу. №16
4. Самомассаж гранеными карандашами. 1. Развивать мелкую моторику, цветовосприятие. 2. Тренировать навык ритмично наносить штрихи. 3. Воспитывать аккуратность. Фасоль
раскраска
карандаш
34 67-68 1. Упражнение «Посадка фасоли» - в песке сделать ямки и посадить семена.
2. Упражнение «Узелки» - завязывание узлов на толстой веревке, шнуре.
3. Самомассаж пальчиков.
4. «Вот такие ножки у сороконожки» аппликация из пуговиц. 1. Совершенствовать мелкую моторику рук.
2. Учить детей завязывать узелки и бантики.
3. Стимулировать тактильные ощущения 4. Создать аппликацию из пуговиц. 5. Воспитывать трудолюбие Шнурки пуговицы
35
69-70 1. Пальчиковая гимнастика «Лето».
2. Упражнение «Цветная водичка». Смешивание красок.
3. Самомассаж мячиками (ежиками).
4. Рисование методом тычка «Бабочка» 1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Развивать чувство композиции и ритма.
3. Воспитывать любовь к природе, чувство прекрасного. Вода гуашь ватные палочки раскраска бабочка
36 71-72 1. Пальчиковая гимнастика «Лето».
2. Рисование ладошкой «Красивые одуванчики»3. Самомассаж мячиками (ежиками).
1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
2. Продолжать учить изображать предметы с помощью ладони и палцев.
3. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца Гуашь тарелки мячики – ежики
Учебно – методическое и материально-техническое обеспечение.
Дидактические материалы:
- иллюстрации, репродукции.
Учебно-методическое сопровождение:
- карточки с изображением выкладываемых предметов;
- карточки с изображением образцов;
- картотека пальчиковых игр.
Материально-техническое обеспечение:
- массажные мячики;
- коробочки с крупой;
- шнуровки, пазлы, мозаики;
- комплекты для изобразительного творчества (пластилин, краски, фломастеры, цветные карандаши, коврики для лепки, салфетки для рук, гуашь, ватные палочки)
-бросовый и природный материал;
-конструкторы различной формы.
Список литературы
1. Безруких М. М. Тренируем пальчики. - М. : ООО «Дрофа», 2000.
2. Белая А. Е. Пальчиковые игры. - М. : «Астрель», 2001.
3. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М. : «Просвещение», 2001.
4. Климанова Л. Ф. Уроки веселого карандаша. - Тула: «Родничок», 2001.
5. Нагибина Н. И. Природные дары для поделок и игры. - Ярославль: «Академия развития», 2008.
6. Узорова О. В. Пальчиковая гимнастика. - М. : «Астрель», 2006.
Электронные ресурсы.
http://podelkino.com/tag/podelki-iz-nitok/
http://lensut.narod.ru/brosovyi.htm
http://stranamasterov.ru/
ПРИЛОЖЕНИЕ
«Улитка»
Улитка, улитка, (вращают кулачками)
Покажи рога (выставляют два пальца)
Дам тебе улитка (протягивать руки вперёд)
Кусочек пирога (ладони сложить лодочкой)
Пышки, ватрушки (соединить пальцы в кружок)
Сдобные лепёшки (имитация лепки пирожков)
Улитка, улитка (вращение кулачками)
Высуни рожки (выставляют средний и указательный пальцы)
«Месим тесто»
Тесто ручками помнем (сжимаем и разжимаем пальчики)
Сладкий тортик испечем как будто мнем тесто
Серединку смажем джемом
круговые движения ладошками по плоскости стола
А верхушку сладким кремом
И кокосовую крошкой
Мы присыплем торт немножко
сыплем "крошку" пальчиками обеих рук
А потом заварим чай
В гости друг-друга приглашай.
«Гномики-прачки»
Жили-были в домике Сжимают и разжимают кулачки.
Маленькие гномики: Токи, Пики, Лики, Чики, Мики. Загибают пальчики, начиная с больших.
Раз, два, три, четыре, пять, Разгибают пальчики, начиная с больших.
Стали гномики стирать: Трут кулачки друг о друга
Токи — рубашки, Загибают пальчики, начиная с больших.
Пики — платочки,
Лики — штанишки,
Чики — носочки.
Мики умница был,
Всем водичку носил.
«Апельсин»
Мы делили апельсин; (на каждое слово сжимают пальцы в кулачок)
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа, (загибание пальчиков, начиная с большего)
Эта долька – для стрижа,
Эта долька – для утят,
Эта долька – для котят,
Эта долька – для бобра,
А для волка – кожура. (бросательное движение рукой)
Он сердит на нас беда! (сжимают кулаки и прижимают их к груди)