Олеся Пашина
Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебная бумага» для детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Волшебная бумага. Дополнительная общеразвивающая программа для детей 3-4 лет – Ленинск-Кузнецкий: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16» - 2016г. – 16с.
Составитель: Пашина О. А., воспитатель МБДОУ №16
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа „Волшебная бумага“ для детей 3–4 лет» размещена в разделах
- Бумагопластика. Программы по конструированию из бумаги
- Младшая группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
Рабочая программа «Волшебная бумага» для детей 3-4 лет составлена на основе программ : Малышевой А. Н., Ермолаевой Н. В. «Аппликация в детском саду», Богатеевой З. А. «Занятия аппликацией в детском саду», Лыковой И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. «Цветные ладошки».
Целью данной программы является : формирование творческих способностей, фантазии, воображения в различных видах изобразительной деятельности.
Занятия проходят один раз в неделю во второй половине дня, длительность 15минут.
Данная программа адресована воспитателям дошкольных учреждений и рассчитана на обучение детей дошкольного возраста 3-4 лет.
Мониторинг осуществляется 2 раза в год: в сентябре фиксируются исходные данные, в мае - итоговый.
Содержание
1. Пояснительная записка… 3
2. Учебно-тематический план… 7
3. Содержание программы…. 8
4. Условия реализации… 9
5. Список литературы… 12
Приложение № 1
Ожидаемые результаты и способы их проверки… 13
Приложение № 2
Перечень основных средств обучения… 16
1. Пояснительная запиcка
Период от 3-до 7 лет принято называть периодом дошкольного детства. Он связан с изменением условий развития ребенка, его взаимоотношений со взрослыми. Изменяются отношения и со сверстниками. Дети впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Для детей дошкольного возраста характерна потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых. В этом же возрасте ребенок овладевает и техникой рисования, лепки, конструирования, аппликации.
Аппликация – одно из самых увлекательных занятий для ребенка. Оно способствует развитию мелкой моторики малыша, развивает координацию рук, развивает память, творческие и умственные способности, интеллект.
В творческом процессе малыш учится аккуратно пользоваться клеем, правильно держать кисточку, создавать на бумаге разной формы предметные и декоративные композиции из геометрических фигур и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету. Вызывать радость от полученного изображения. Формировать навыки аккуратной работы.
Программа дополнительного образования «Волшебная бумага» разработана для детей 3-4 лет. Она имеет художественную направленность, она включает в себя такой вид деятельности как аппликация.
Специфика аппликации дает детям возможность активнее усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую.
Актуальность программы состоит в том, что занятия по аппликации являются первым шагом для приобщения детей к художественной деятельности и творчеству, стимулируют эстетическое воспитание и развитие детей младшего дошкольного возраста.
Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям младшего дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.
Разработка рабочей программы обусловлена нормативно-правовой базой:
• Федеральным законом «Об образовании в РФ»;
• постановлением главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организаций»;
• приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
• Конвенцией ООН о правах ребёнка.
Данная программа составлена на основе программ : Малышевой А. Н., Ермолаевой Н. В. «Аппликация в детском саду», Богатеевой З. А. «Занятия аппликацией в детском саду», Лыковой И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. «Цветные ладошки».
Целью программы : формирование творческих способностей, фантазии, воображения в различных видах изобразительной деятельности.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:
1. Учить пользоваться бумагой, клеем, ножницами; учить составлять задуманный рисунок и оформлять его;
2. Развивать чувство формы, цвета, пропорций;
3. Формировать навыки аккуратной работы. Формировать интерес к аппликации.
Принципы, лежащие в основе программы :
• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К. Д. Ушинский);
• «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Занятия проходят один раз в неделю во второй половине дня, длительность 15минут. (всего 32 занятия с мониторингом)
Мониторинг осуществляется 2 раза в год: в сентябре фиксируются исходные данные, в мае - итоговый.
Ожидаемые результаты и способ проверки.
К концу года дети должны уметь: подбирать цвета, соответствующие предмету; вырезать из бумаги; наклеивать предметы на бумагу; составлять аппликацию; уметь украшать изделия, используя фломастеры. Ребенок должен владеет приёмами работы различными инструментами, знает правила техники безопасности при обращении с ними.
Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится два раза в год, в начале и в конце учебного года в форме педагогической диагностики с использованием диагностического материала.
Критерии педагогической диагностики:
2 БАЛЛА – проявляющая характеристика является устойчиво сформированной, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности от предыдущей деятельности.
• Умеет правильно держать ножницы и пользоваться ими.
• Самостоятельно режет по прямой, по диагонали.
• Вырезает круг из квадрата, овал из прямоугольника, плавно срезает и закругляет углы.
• Аккуратно наклеивает изображения предметов, состоящих из нескольких частей.
• Подбирает цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию.
• Составляет узоры из растительных форм и геометрических фигур.
1 БАЛЛ – характеристика предполагает периодическое появление, зависящее от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т. д.
• Ребенок недостаточно хорошо владеет ножницами, навыками вырезания, разрезания по прямой.
• Допускает ошибки при наклеивании изображения предметов из частей, составлении узора из растительных форм, геометрических фигур.
• Требуется незначительная помощь со стороны педагога.
0 БАЛЛОВ – данная характеристика не сформирована, а ее появление носит случайный характер.
• Ребенок слабо владеет различными приемами резания бумаги.
• Допускает грубые ошибки при создании изображения предметов из частей, составлении узора из растительных форм, геометрических фигур.
• Ребенку необходима постоянная поддержка и стимуляция деятельности со стороны педагога.
Данная программа адресована воспитателям дошкольных учреждений и рассчитана на обучение детей дошкольного возраста 3-4 лет.
2. Учебно - тематический план
№ занятия Тема занятия Кол-во занятий
1 Мониторинг 1
2 «Весёлый клоун» 1
3 «Пирамидка» 1
4 «Травушка-муравушка» 1
5 «Разноцветная матрёшка» 1
6 «Полосатый коврик» 1
7 «Волшебные палочки» 1
8 «По замыслу» 1
9 «Праздничные флаги» 1
10 «Шарфик для Мишутки» 1
11 «Грузовичок» 1
12 «Мозаика» 1
13 «Украсим рукавичку» 1
14 «Ёлочки растут в лесу» 1
15 «Новогодняя открытка» 1
16 «С Рождеством!» 1
17 «Снеговик» 1
18 «Домик для снегурочки» 1
19 «Строим дом» 1
20 «Открытка папе» 1
21 «Микроавтобус» 1
22 «Красный цветок для мамы» 1
23 «Подарок маме – декоративная закладка» 1
24 «По замыслу» 1
25 «Одуванчики расцвели» 1
26 «Скворечник» 1
27 «Заюшка» 1
28 «Высокая пирамида» 1
29 «Праздничные шары» 1
30 «Идёт бычок, качается» 1
31 «На птичьем дворе» 1
32 Мониторинг 1
Всего: 32
3. Содержание программы
№ занятия Тема занятия Содержание программы
1 Мониторинг
2 «Весёлый клоун» Закрепить умение раскладывать и наклеивать готовые формы, сопоставлять их с образцом, соотносить по размеру и цвету. Малышева А. Н стр. 27
3 «Пирамидка» Учить составлять пирамидку сопоставляя формы и размер кругов, закрепить знания основных цветов. Малышева А. Н стр. 21
4 «Травушка-муравушка» Познакомить детей с ножницами и основными правилами безопасности при работе тренировочного упражнения. Конспект.
5 «Разноцветная матрёшка» Учить располагать узор в пределах основы неправильной формы. Малышева А. Н. стр. 28-34
6 «Полосатый коврик» Учить подбирать гармоничные цветовые оттенки. Правильно держать ножницы, сжимать, разжимать кольца. Техника безопасности при работе.
7 «Волшебные палочки» Продолжать осваивать работу с ножницами, правильно держать их, составлять изображения из полосок.
8 «По замыслу» Продолжать составлять изображения по замыслу. Творческие способности, умение самостоятельно составлять фигуры.
9 «Праздничные флаги» Закрепить умение разрезать полосы поперек и составлять композицию из флажков в виде гирлянды, красиво сочетать элементы по цвету. Богатеева З. А. стр. 96
10 «Шарфик для Мишутки» Учить располагать подготовленные фигуры чередуя их по величине и форме. Продолжать обрабатывать умения правильно держать ножницы. Малышева А. Н. стр. 16
11 «Грузовичок» Научить создавать знакомые предметы, срезая углы у прямоугольника и квадрата, закрепить знания геометрических фигур. Малышева А. Н. стр. 33
12 «Мозаика» Развивать воображение, чувство цвета и умение трансформировать геометрические фигуры. «Аппликация в детском саду» стр. 59
13 «Украсим рукавичку» Составлять узор на основе. Малышева А. Н. стр. 35
14 «Ёлочки растут в лесу» Учить вырезать треугольники и учить составлять из них елочку. Богатеева З. А. стр. 97
15 «Новогодняя открытка» Учить аккуратно наклеивать элементы. Аппликация в детском саду. cтр. 70
16 «С Рождеством!» Учить аккуратно наклеивать элементы. Малышева А. Н. стр. 40
17 «Снеговик» Закрепить умение разрезать полосы поперек и составлять композицию из флажков в виде гирлянды, красиво сочетать элементы по цвету
18 «Домик для снегурочки» Формировать умение вырезать части домика и наклеивать их. Богатеева З. А. стр. 97
19 «Строим дом» Продолжать формировать умение вырезать части домика и наклеивать их. Малышева А. Н. стр. 37
20 «Открытка папе» Продолжать работать с геометрически фигурами.
21 «Микроавтобус» Научить составлять композицию. Малышева А. Н. стр. 39
22 «Красный цветок для мамы» Учить располагать узор в пределах основы неправильной формы. Богатеева З. А. стр. 100
23 «Подарок маме – декоративная закладка» Продолжать осваивать работу с ножницами, правильно держать их, составлять изображения из полосок. Конспект.
24 «По замыслу» Учить осваивать новые приемы с бумагой. Конспект.
25 «Одуванчики расцвели» Учить вырезать углы и полоски. Богатеева З. А. стр. 99
26 «Скворечник» Закрепить умение раскладывать и наклеивать готовые формы, сопоставлять их с образцом, соотносить по размеру и цвету. Богатеева З. А. стр. 97
27 «Заюшка» Учить аккуратно наклеивать элементы. Малышева А. Н. стр. 42
28 «Высокая пирамида» Учить составлять пирамидку сопоставляя формы и размер кругов, закрепить знания основных цветов. Малышева А. Н стр. 43
29 «Праздничные шары» Научить создавать знакомые предметы, срезая углы у прямоугольника и квадрата, закрепить знания геометрических фигур. Богатеева З. А. стр. 97
30 «Идёт бычок, качается» Закрепить различные приемы вырезания и сгибания. Малышева А. Н стр. 45
31 «На птичьем дворе» Закрепить умение составлять сюжетную композицию. Малышева А. Н стр. 46
32 Мониторинг
Всего: 32
4. Условия реализации программы
Материально – техническое (пространственное) обеспечение программы
1. Уголок художественного творчества в группе;
2. Художественно – творческая папка «Наше творчество» для родительской общественности группы;
3. Выставка детских работ в группе.
Оборудование и технические средства, используемые в образовательном процессе:
1. Магнитофон;
2. CD и аудио материал;
3. Цветная бумага;
4. Клей ПВА;
5. Клей карандаш;
6. Гофрированная бумага;
7. Ножницы;
8. Цветной картон;
9. Белый картон;
10. Бархатная бумага;
11. Фольга.
В рабочей программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр по художественному творчеству, а именно:
• На целенаправленное развитие восприятия цвета;
• На восприятие формы;
• На восприятие качеств величины;
• На развитие речи, мышления;
• На развитие первоначальных представлений о природе.
Наглядно – образный материал
1. Иллюстрации и репродукции;
2. Наглядно - дидактический материал;
3. Игровые атрибуты;
4. Игрушки;
5. Стихи, загадки;
6. Открытки для рассматривания.
Методы и приемы
Для детей младшего возраста большое значение имеет материал для работы и организация процесса обучения. Материал для выполнения аппликации бывает настолько ярок, что нередко может отвлекать внимание детей от объяснений воспитателя. Поэтому в младшей группе, особенно первое время, готовые формы для наклеивания раздают каждому ребенку в специальном пакетике после объяснения задания. Пользоваться общим материалом дети этой группы еще не могут, так как не умеют различать формы и цвета элементов для наклеивания.
После того как объяснение педагога выслушано и формы для наклеивания розданы, дети раскладывают их на листе в соответствии с заданием. Воспитатель проверяет правильность расположения элементов. Поэтому на первых занятиях в младшей группе клей ставят на столы только после проверки педагогом всех работ, непосредственно перед процессом наклеивания. Это позволит воспитателю следить за правильностью построения изображения и помочь детям в освоении техники наклеивания. В дальнейшем все оборудование, кроме цветных форм, можно подготавливать заранее.
Как известно, в обучении педагог должен опираться прежде всего на непосредственное восприятие детей. Рассматривание предмета на занятиях аппликацией будет использоваться для оживления представлений дошкольников об особенностях формы, цвета предмета и т. п. Поскольку изображение в аппликации связано с большой обобщенностью форм, рассматривание натуры следует сопровождать показом образцов, выполненных воспитателем, особенно на первых занятиях. Эти обобщенные формы предмета и их сходство с геометрическими детям трудно выделить при рассматривании, так как они заслонены рядом деталей. В образце эта форма четко обозначена, а детали могут быть опущены.
В процессе показа образца в младшей группе воспитатель отчетливо называет цвет формы, если необходимо, обводит пальцем, подчеркивая ее особенности.
Поскольку в младшей группе основной задачей обучения является ознакомление детей с различными формами и приемами наклеивания, образец чаще всего показывают для точного повторения. Но следует приучать дошкольников и к самостоятельному решению некоторых задач на повторных занятиях. Например, после знакомства с формой круга и приемами наклеивания его на полоске можно предложить самим выбрать кружочки любого цвета для наклеивания бус.
Показ воспитателем приемов работы необходим для выработки правильных умений у детей. Причем показ наиболее сложных приемов дается до тех пор, пока воспитатель не убедится, что малыши овладели ими и самостоятельно могут применять в работе.
Педагог также показывает последовательность выполнения аппликации: какую форму он берет, как кладет ее на бумагу, объясняет, на каком расстоянии от нее следует положить другую форму, и т. д. После раскладывания он показывает и объясняет процесс наклеивания, если дети еще не освоили его. Каждое свое действие воспитатель сопровождает объяснением.
Показ не проводится в тех случаях, когда детям понятен процесс раскладывания и наклеивания. Воспитатель, пользуясь образцом, объясняет задание и напоминает некоторые приемы работы. Детям, которым трудно выполнить задание, он показывает эти приемы индивидуально.
5. Список литературы
• Малышева А. Н., Ермолаева Н. В. -Аппликация в детском саду. Ярославль: Академия развития, 2008.-144 с., ил.
• Богатеева З. А. Занятия аппликацией в детском саду; Кн. Для воспитателя дет. сада. -М. : Просвещение,1988.-224 с. : ил.
• Янушко Е. А. «Аппликация с детьми раннего возраста», методическое пособие для воспитателей и родителей. - М. : Мозаика -2006г.
• Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. «Цветные ладошки» : М. : «Карапуз».