Папки-передвижки

Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебная бумага» для детей 3–4 лет

Олеся Пашина
Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебная бумага» для детей 3–4 лет

Волшебная бумага. Дополнительная общеразвивающая программа для детей 3-4 лет – Ленинск-Кузнецкий: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16» - 2016г. – 16с.

Составитель: Пашина О. А., воспитатель МБДОУ №16

Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа „Волшебная бумага“ для детей 3–4 лет» размещена в разделах

Рабочая программа «Волшебная бумага» для детей 3-4 лет составлена на основе программ : Малышевой А. Н., Ермолаевой Н. В. «Аппликация в детском саду», Богатеевой З. А. «Занятия аппликацией в детском саду», Лыковой И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. «Цветные ладошки».

Целью данной программы является : формирование творческих способностей, фантазии, воображения в различных видах изобразительной деятельности.

Занятия проходят один раз в неделю во второй половине дня, длительность 15минут.

Данная программа адресована воспитателям дошкольных учреждений и рассчитана на обучение детей дошкольного возраста 3-4 лет.

Мониторинг осуществляется 2 раза в год: в сентябре фиксируются исходные данные, в мае - итоговый.

Содержание

1. Пояснительная записка… 3

2. Учебно-тематический план… 7

3. Содержание программы…. 8

4. Условия реализации… 9

5. Список литературы… 12

Приложение № 1

Ожидаемые результаты и способы их проверки… 13

Приложение № 2

Перечень основных средств обучения… 16

1. Пояснительная запиcка

Период от 3-до 7 лет принято называть периодом дошкольного детства. Он связан с изменением условий развития ребенка, его взаимоотношений со взрослыми. Изменяются отношения и со сверстниками. Дети впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Для детей дошкольного возраста характерна потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых. В этом же возрасте ребенок овладевает и техникой рисования, лепки, конструирования, аппликации.

Аппликация – одно из самых увлекательных занятий для ребенка. Оно способствует развитию мелкой моторики малыша, развивает координацию рук, развивает память, творческие и умственные способности, интеллект.

В творческом процессе малыш учится аккуратно пользоваться клеем, правильно держать кисточку, создавать на бумаге разной формы предметные и декоративные композиции из геометрических фигур и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету. Вызывать радость от полученного изображения. Формировать навыки аккуратной работы.

Программа дополнительного образования «Волшебная бумага» разработана для детей 3-4 лет. Она имеет художественную направленность, она включает в себя такой вид деятельности как аппликация.

Специфика аппликации дает детям возможность активнее усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую.

Актуальность программы состоит в том, что занятия по аппликации являются первым шагом для приобщения детей к художественной деятельности и творчеству, стимулируют эстетическое воспитание и развитие детей младшего дошкольного возраста.

Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям младшего дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.

Разработка рабочей программы обусловлена нормативно-правовой базой:

• Федеральным законом «Об образовании в РФ»;

• постановлением главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организаций»;

• приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

• Конвенцией ООН о правах ребёнка.

Данная программа составлена на основе программ : Малышевой А. Н., Ермолаевой Н. В. «Аппликация в детском саду», Богатеевой З. А. «Занятия аппликацией в детском саду», Лыковой И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. «Цветные ладошки».

Целью программы : формирование творческих способностей, фантазии, воображения в различных видах изобразительной деятельности.

Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:

1. Учить пользоваться бумагой, клеем, ножницами; учить составлять задуманный рисунок и оформлять его;

2. Развивать чувство формы, цвета, пропорций;

3. Формировать навыки аккуратной работы. Формировать интерес к аппликации.

Принципы, лежащие в основе программы :

• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К. Д. Ушинский);

«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Занятия проходят один раз в неделю во второй половине дня, длительность 15минут. (всего 32 занятия с мониторингом)

Мониторинг осуществляется 2 раза в год: в сентябре фиксируются исходные данные, в мае - итоговый.

Ожидаемые результаты и способ проверки.

К концу года дети должны уметь: подбирать цвета, соответствующие предмету; вырезать из бумаги; наклеивать предметы на бумагу; составлять аппликацию; уметь украшать изделия, используя фломастеры. Ребенок должен владеет приёмами работы различными инструментами, знает правила техники безопасности при обращении с ними.

Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.

Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится два раза в год, в начале и в конце учебного года в форме педагогической диагностики с использованием диагностического материала.

Критерии педагогической диагностики:

2 БАЛЛА – проявляющая характеристика является устойчиво сформированной, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности от предыдущей деятельности.

• Умеет правильно держать ножницы и пользоваться ими.

• Самостоятельно режет по прямой, по диагонали.

• Вырезает круг из квадрата, овал из прямоугольника, плавно срезает и закругляет углы.

• Аккуратно наклеивает изображения предметов, состоящих из нескольких частей.

• Подбирает цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию.

• Составляет узоры из растительных форм и геометрических фигур.

1 БАЛЛ – характеристика предполагает периодическое появление, зависящее от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т. д.

• Ребенок недостаточно хорошо владеет ножницами, навыками вырезания, разрезания по прямой.

• Допускает ошибки при наклеивании изображения предметов из частей, составлении узора из растительных форм, геометрических фигур.

• Требуется незначительная помощь со стороны педагога.

0 БАЛЛОВ – данная характеристика не сформирована, а ее появление носит случайный характер.

• Ребенок слабо владеет различными приемами резания бумаги.

• Допускает грубые ошибки при создании изображения предметов из частей, составлении узора из растительных форм, геометрических фигур.

• Ребенку необходима постоянная поддержка и стимуляция деятельности со стороны педагога.

Данная программа адресована воспитателям дошкольных учреждений и рассчитана на обучение детей дошкольного возраста 3-4 лет.

2. Учебно - тематический план

№ занятия Тема занятия Кол-во занятий

1 Мониторинг 1

2 «Весёлый клоун» 1

3 «Пирамидка» 1

4 «Травушка-муравушка» 1

5 «Разноцветная матрёшка» 1

6 «Полосатый коврик» 1

7 «Волшебные палочки» 1

8 «По замыслу» 1

9 «Праздничные флаги» 1

10 «Шарфик для Мишутки» 1

11 «Грузовичок» 1

12 «Мозаика» 1

13 «Украсим рукавичку» 1

14 «Ёлочки растут в лесу» 1

15 «Новогодняя открытка» 1

16 «С Рождеством!» 1

17 «Снеговик» 1

18 «Домик для снегурочки» 1

19 «Строим дом» 1

20 «Открытка папе» 1

21 «Микроавтобус» 1

22 «Красный цветок для мамы» 1

23 «Подарок маме – декоративная закладка» 1

24 «По замыслу» 1

25 «Одуванчики расцвели» 1

26 «Скворечник» 1

27 «Заюшка» 1

28 «Высокая пирамида» 1

29 «Праздничные шары» 1

30 «Идёт бычок, качается» 1

31 «На птичьем дворе» 1

32 Мониторинг 1

Всего: 32

3. Содержание программы

№ занятия Тема занятия Содержание программы

1 Мониторинг

2 «Весёлый клоун» Закрепить умение раскладывать и наклеивать готовые формы, сопоставлять их с образцом, соотносить по размеру и цвету. Малышева А. Н стр. 27

3 «Пирамидка» Учить составлять пирамидку сопоставляя формы и размер кругов, закрепить знания основных цветов. Малышева А. Н стр. 21

4 «Травушка-муравушка» Познакомить детей с ножницами и основными правилами безопасности при работе тренировочного упражнения. Конспект.

5 «Разноцветная матрёшка» Учить располагать узор в пределах основы неправильной формы. Малышева А. Н. стр. 28-34

6 «Полосатый коврик» Учить подбирать гармоничные цветовые оттенки. Правильно держать ножницы, сжимать, разжимать кольца. Техника безопасности при работе.

7 «Волшебные палочки» Продолжать осваивать работу с ножницами, правильно держать их, составлять изображения из полосок.

8 «По замыслу» Продолжать составлять изображения по замыслу. Творческие способности, умение самостоятельно составлять фигуры.

9 «Праздничные флаги» Закрепить умение разрезать полосы поперек и составлять композицию из флажков в виде гирлянды, красиво сочетать элементы по цвету. Богатеева З. А. стр. 96

10 «Шарфик для Мишутки» Учить располагать подготовленные фигуры чередуя их по величине и форме. Продолжать обрабатывать умения правильно держать ножницы. Малышева А. Н. стр. 16

11 «Грузовичок» Научить создавать знакомые предметы, срезая углы у прямоугольника и квадрата, закрепить знания геометрических фигур. Малышева А. Н. стр. 33

12 «Мозаика» Развивать воображение, чувство цвета и умение трансформировать геометрические фигуры. «Аппликация в детском саду» стр. 59

13 «Украсим рукавичку» Составлять узор на основе. Малышева А. Н. стр. 35

14 «Ёлочки растут в лесу» Учить вырезать треугольники и учить составлять из них елочку. Богатеева З. А. стр. 97

15 «Новогодняя открытка» Учить аккуратно наклеивать элементы. Аппликация в детском саду. cтр. 70

16 «С Рождеством!» Учить аккуратно наклеивать элементы. Малышева А. Н. стр. 40

17 «Снеговик» Закрепить умение разрезать полосы поперек и составлять композицию из флажков в виде гирлянды, красиво сочетать элементы по цвету

18 «Домик для снегурочки» Формировать умение вырезать части домика и наклеивать их. Богатеева З. А. стр. 97

19 «Строим дом» Продолжать формировать умение вырезать части домика и наклеивать их. Малышева А. Н. стр. 37

20 «Открытка папе» Продолжать работать с геометрически фигурами.

21 «Микроавтобус» Научить составлять композицию. Малышева А. Н. стр. 39

22 «Красный цветок для мамы» Учить располагать узор в пределах основы неправильной формы. Богатеева З. А. стр. 100

23 «Подарок маме – декоративная закладка» Продолжать осваивать работу с ножницами, правильно держать их, составлять изображения из полосок. Конспект.

24 «По замыслу» Учить осваивать новые приемы с бумагой. Конспект.

25 «Одуванчики расцвели» Учить вырезать углы и полоски. Богатеева З. А. стр. 99

26 «Скворечник» Закрепить умение раскладывать и наклеивать готовые формы, сопоставлять их с образцом, соотносить по размеру и цвету. Богатеева З. А. стр. 97

27 «Заюшка» Учить аккуратно наклеивать элементы. Малышева А. Н. стр. 42

28 «Высокая пирамида» Учить составлять пирамидку сопоставляя формы и размер кругов, закрепить знания основных цветов. Малышева А. Н стр. 43

29 «Праздничные шары» Научить создавать знакомые предметы, срезая углы у прямоугольника и квадрата, закрепить знания геометрических фигур. Богатеева З. А. стр. 97

30 «Идёт бычок, качается» Закрепить различные приемы вырезания и сгибания. Малышева А. Н стр. 45

31 «На птичьем дворе» Закрепить умение составлять сюжетную композицию. Малышева А. Н стр. 46

32 Мониторинг

Всего: 32

4. Условия реализации программы

Материально – техническое (пространственное) обеспечение программы

1. Уголок художественного творчества в группе;

2. Художественно – творческая папка «Наше творчество» для родительской общественности группы;

3. Выставка детских работ в группе.

Оборудование и технические средства, используемые в образовательном процессе:

1. Магнитофон;

2. CD и аудио материал;

3. Цветная бумага;

4. Клей ПВА;

5. Клей карандаш;

6. Гофрированная бумага;

7. Ножницы;

8. Цветной картон;

9. Белый картон;

10. Бархатная бумага;

11. Фольга.

В рабочей программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр по художественному творчеству, а именно:

• На целенаправленное развитие восприятия цвета;

• На восприятие формы;

• На восприятие качеств величины;

• На развитие речи, мышления;

• На развитие первоначальных представлений о природе.

Наглядно – образный материал

1. Иллюстрации и репродукции;

2. Наглядно - дидактический материал;

3. Игровые атрибуты;

4. Игрушки;

5. Стихи, загадки;

6. Открытки для рассматривания.

Методы и приемы

Для детей младшего возраста большое значение имеет материал для работы и организация процесса обучения. Материал для выполнения аппликации бывает настолько ярок, что нередко может отвлекать внимание детей от объяснений воспитателя. Поэтому в младшей группе, особенно первое время, готовые формы для наклеивания раздают каждому ребенку в специальном пакетике после объяснения задания. Пользоваться общим материалом дети этой группы еще не могут, так как не умеют различать формы и цвета элементов для наклеивания.

После того как объяснение педагога выслушано и формы для наклеивания розданы, дети раскладывают их на листе в соответствии с заданием. Воспитатель проверяет правильность расположения элементов. Поэтому на первых занятиях в младшей группе клей ставят на столы только после проверки педагогом всех работ, непосредственно перед процессом наклеивания. Это позволит воспитателю следить за правильностью построения изображения и помочь детям в освоении техники наклеивания. В дальнейшем все оборудование, кроме цветных форм, можно подготавливать заранее.

Как известно, в обучении педагог должен опираться прежде всего на непосредственное восприятие детей. Рассматривание предмета на занятиях аппликацией будет использоваться для оживления представлений дошкольников об особенностях формы, цвета предмета и т. п. Поскольку изображение в аппликации связано с большой обобщенностью форм, рассматривание натуры следует сопровождать показом образцов, выполненных воспитателем, особенно на первых занятиях. Эти обобщенные формы предмета и их сходство с геометрическими детям трудно выделить при рассматривании, так как они заслонены рядом деталей. В образце эта форма четко обозначена, а детали могут быть опущены.

В процессе показа образца в младшей группе воспитатель отчетливо называет цвет формы, если необходимо, обводит пальцем, подчеркивая ее особенности.

Поскольку в младшей группе основной задачей обучения является ознакомление детей с различными формами и приемами наклеивания, образец чаще всего показывают для точного повторения. Но следует приучать дошкольников и к самостоятельному решению некоторых задач на повторных занятиях. Например, после знакомства с формой круга и приемами наклеивания его на полоске можно предложить самим выбрать кружочки любого цвета для наклеивания бус.

Показ воспитателем приемов работы необходим для выработки правильных умений у детей. Причем показ наиболее сложных приемов дается до тех пор, пока воспитатель не убедится, что малыши овладели ими и самостоятельно могут применять в работе.

Педагог также показывает последовательность выполнения аппликации: какую форму он берет, как кладет ее на бумагу, объясняет, на каком расстоянии от нее следует положить другую форму, и т. д. После раскладывания он показывает и объясняет процесс наклеивания, если дети еще не освоили его. Каждое свое действие воспитатель сопровождает объяснением.

Показ не проводится в тех случаях, когда детям понятен процесс раскладывания и наклеивания. Воспитатель, пользуясь образцом, объясняет задание и напоминает некоторые приемы работы. Детям, которым трудно выполнить задание, он показывает эти приемы индивидуально.

5. Список литературы

• Малышева А. Н., Ермолаева Н. В. -Аппликация в детском саду. Ярославль: Академия развития, 2008.-144 с., ил.

• Богатеева З. А. Занятия аппликацией в детском саду; Кн. Для воспитателя дет. сада. -М. : Просвещение,1988.-224 с. : ил.

• Янушко Е. А. «Аппликация с детьми раннего возраста», методическое пособие для воспитателей и родителей. - М. : Мозаика -2006г.

• Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. «Цветные ладошки» : М. : «Карапуз».

Публикации по теме:

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по вышивке «Вышивка крестиком» для несовершеннолетних 6–10 лет Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по вышивке «Вышивка крестиком» Разработчик: воспитатель приемного.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по хореографии «Каблучок» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления (хореография) «Каблучок» Возраст.

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Спортивная карусель» Пояснительная записка В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности.

Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Веселая математика» Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Веселая математика» Составитель: Ковалева Ольга.

Дополнительная общеразвивающая программа «Логика и математика» для детей 5–7 лет Актуальность темы Одна из важнейших задач воспитания ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,.

Дополнительная общеразвивающая программа «Развивайка» для обучающихся: 5–6 лет (стартовый уровень) Цель программы – развитие у детей познавательной речевой активности и формирование культуры речевого общения. Задачи Предметные: -обучать.

Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа.

Дополнительная общеразвивающая программа «В стране добрых дел» Возраст детей 4–5 лет (социально-коммуникативное развитие) Дополнительная общеразвивающая программа «В стране добрых дел»Возраст детей 4-5 лет (социально-коммуникативное развитие) Срок реализации.

Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебное оригами» для воспитанников:6–7 лет дополнительная общеразвивающая программа «Волшебное оригами» Возраст воспитанников:6-7 лет Автор программы: Воспитатель Афонина Т. М. Реализуется.

Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный песок» Пояснительная записка Рисование песком – новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебная бумага» для детей 3–4 лет
Опубликовано: 11 июня 2017 в 13:31
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД