Дошкольник с кохлеарным имплантом в логопедической группе детского сада комбинированного вида

Татьяна Пономаренко
Дошкольник с кохлеарным имплантом в логопедической группе детского сада комбинированного вида

Пономаренко Т. Н., Гладких Е. О.

В нашем учреждении функционируют восемь групп, две из которых – группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. В старшую группукомпенсирующей направленности в 2015 году по направлению ЦПМПК зачислена девочка с заключением: сенсоневральная тугоухость III-IV cтепени, вскоре ее прооперировали в клинике Санкт-Петербурга, вживив кохлеарный имплант.

Дошкольник с кохлеарным имплантом в логопедической группе детского сада комбинированного вида

Мы столкнулись с проблемой: как выстроить логопедическую работу с такими детьми?

Следует отметить, что система взаимодействия с ребенком с кохлеарным имплантом в нашем дошкольном учреждении осуществлялась впервые, так как дошкольники с данным видом нарушения ранее выбирали помощь специализированной школы Iвида (школа для глухих и слабослышащих детей в нашем городе представлена МОУ школа- интернат № 23 г. Белгорода).

В последнее время быстро развивается кохлеарная имплантация как наиболее эффективный метод слухоречевой реабилитации глухих детей. Кохлеарный имплант дает возможность воспринимать высокочастотные звуки, которые люди с большой потерей слуха не слышат даже с помощью мощных слуховых аппаратов.

Эту операцию делают при полной глухоте. Путем операции внутрь костей черепа вставляют тончайший провод - электрод и подают электрические импульсы непосредственно на слуховой нерв. Это и есть очень сложные устройства – кохлеарные импланты.

Ребенок, получивший имплант, способен воспринимать практически полный спектр звуков, однако пользоваться новыми возможностями спонтанно он не может – необходим длительный период по формированию слухового восприятия, речи, мышления, личности.

Задача образовательной организации -создание продуктивной речевой среды, необходимых условий для успешного речевого развития ребенка с кохлеарным имплантом, оказание психолого-педагогической поддержки и помощи семье, воспитывающим дошкольника/школьника с ООП.

Главная задача логопедической работы – научить ребенка воспринимать новые звуковые ощущения, понимать их значения и использовать для развития речи. Ребенок должен овладеть правилами коммуникации, научиться понимать речь, порождать высказывания во внутренней и внешней речи.

Основная цель педагогической технологии – обеспечить психолого-педагогическое сопровождение детей после операции кохлеарной имплантации в образовательном процессе дошкольного учреждения и в социуме нормально слышащих сверстников.

Ребенок поступил в ДОУ позднооглохший, то есть элементарные языковые ориентиры уже были сформированы,а именно:

- девочка ранее произносила звуки, слоги, слова, предложения и тексты в соответствии с возрастом;

- пыталась распознавать звуки по движениям артикуляционного аппарата.

Первым этапом нашей коррекционно-образовательной технологии стал предоперационный период. В ходе него мы развивали остаточный слух ребенка, занимались подготовкой и развитием физиологической базы речи (развитие артикуляторной моторики, дыхания, развитием речи (понимание речи, активизация голосовых реакций).

В 2016 году ребенок был прооперирован в клинике в Санкт-Петербурге, получив статус «ребенок с кохлеарным имплантом (КИ)». Повторная операция была в ноябре 2018 года на смежное ушко и вживлен второй имплант.

Вторым этапом стал послеоперационный период. Через месяц после проведения оперативного вмешательства (вживления импланта) мы приступили к выполнению слухоречевой реабилитации. На этом этапе мы проводили аудиологический контроль и занятия с учителем –дефектологом, учителем-логопедом и педагогом-психологом. Ребенка учили овладевать системой родного языка, произносить отдельные звуки и фонемы.

На этом этапе (2018-2019 гг) мы используем коррекционно-образовательную систему приемов с учетом развивающегося слухового восприятия ребенка и развития его произносительных возможностей артикуляционного аппарата в индивидуальной и подгрупповых формах в образовательной деятельности и на протяжении всех режимных моментов.

В коррекционно-образовательной работе выделяем четыре этапа слухоречевой реабилитации:

1. Начальный периодразвития слухового и речеслухового восприятия. Этот период связан с развитием у ребенка после хирургического вмешательства начального интереса к звукам и звуковосприятию. В работе мы активизировали голосовую активность, произнесение звуков и слогов, отдельных слов по методу подражания. Так, например, нами был разработан комплекс игр и игровых упражнений «Ты за мною повтори», где ребенку предлагалось прослушать речевые звуки изолированно и произнести по подражанию, передавая все артикуляционные уклады.

Также мы использовали шумовые и музыкальные звуки, которые помогали дошкольнику определить звук, его источник и местонахождение. Например, шум воды или шум колокольчика, который ребенку необходимо было услышать на расстоянии не менее 50 см первоначально и повернуть голову в сторону источника звука, дав тем самым ответную реакцию на восприятие звука.

Нельзя не отметить изготовленные самостоятельно пособия- маски для речевого дыхания и вызывания звукоподражания «Дикие и домашние животные», которые не только были для ребенка зрительной моделью восприятия, но и вовлекали в игровой «разговор с животным», т. е. активация звукоподражания собака «гав-гав», корова «му-му» и т. д. Именно эти варианты заданий привлекали дошкольника, так как были наглядны, доступны и понятны в восприятии инструкции.

2. Основной периодразвития слухового и речеслухового восприятия.

В этот период ребенок начинает понимать часто используемые слова и простые фразы, различать их по артикуляционному укладу и форме, а также по громкости (нормальная речь, шепот, повышенный голос).Здесь мы формировали умение различать и узнавать все звуки речи (фонематический слух, развивать слуховой контроль собственной речи и формировать координацию между слухом и артикуляцией.

На лексическом уровне педагогами ведется работа над пассивным словарем ребенка. Учитель-дефектолог и учитель-логопед вводят новые непонятные для ребенка слова, раскрывая их значения и область применения в текстовой конструкции. Воспитатель и другие специалисты употребляют данные слова для запонимания ребенка и восприятия в сквозной речи.

Так, например, слово «осень», доступное и понятное для сверстников, было очень сложным для восприятия ребенка с КИ. Дошкольник не понимал почему его используют и смысл искажался. Данные временные понятия мы усваивали через слова-действия «листики падают», «дождь идет», «нам холодно», которые раскрывали для ребенка смысл происходящих явлений и вводимое словоВ стало понятным через многократное разъяснение, повторение и наблюдение за действиями, совершаемыми осенью.

Для активизации в речи все новые слова и их значения своеобразно воспринимаются ребенком, т. е. ребенок сразу не вводит слово в активный запас, применяя его, а «выдает в формате рисунка» (фото блокнотика-словаря дошкольника прилагается).

Пример введения слов-игрушек и слов-действий, воспроизводимых с ними в пассивный и активный словари дошкольника в рамках лексической темы «Игрушки»:

1. Ознакомление со словом.

Кукла. Это кукла.

2. Включение слова во фразу.

Кукла спит.

3. Ответы на вопросы.

Кто это? Это кукла. Что делает кукла? Кукла спит.

4. Ознакомление с новым словом.

Мишка. Это мишка.

5. Включение слова во фразу.

Мишка сидит.

6. Ответы на вопросы.

Кто это? Это мишка. Кто это? Это кукла. Где кукла. Вот кукла. Где мишка? Вот мишка. Что делает мишка? Мишка сидит. Мишка спит. Что делает кукла? Кукла сидит. Кукла спит. Где сидит мишка? Тут сидит.

7. Ознакомление с новым глаголом (например, идет). Использование глагола с этими же словами. Мишка идет. Кукла идет.

8. Описание.

Это маленькая кукла. Это большая кукла. Это большой мишка. Это маленький мишка.

9. Описание. Части туловища.

Это ноги. Это руки. Это лапы.

10. Выполнение инструкций. Ответы на вопросы.

Покажи ноги. Покажи руки. Покажи лапы. У кого есть ноги? У кого есть лапы?

11. Составление предложений-рассказов.

Мишка спит, кукла сидит.

12. Ответы на вопросы.

Кто сидит? Кто спит?

13. Включение новых тем. Например, «Мебель»

Это стул. Это диван. Это кровать. Что это? Где диван (стул, кровать). Там стул. Большой стул. Большой диван.

14. Соединение тем.

Где спит кукла? Кукла спит на диване. Кто спит на кровати? Где спит мишка?

В коррекционно-образовательной деятельности используем комплект методических материалов О. В. Зонтовой «Занимаемся с Ушариком».

3. Языковой период развития восприятия речи (в том числе и собственной). Главным в этот период является развитие системы родного языка. Большое внимание уделяется грамматике.Основными задачами языкового этапа являются: расширение словаря; работа над грамматическим строем речи; развитие связной речи; коррекция звукопроизношения; развитие слухоречевой памяти; развитие навыка чтения и понимание прочитанного.

В работе над словом, предложением пользуемся комплектом методических материалов «Учусь слушать и говорить» И. Королевой, комплектом рабочих тетрадей Л. Баряевой «Я – говорю» (упражнения с пиктограммами).Обучение чтению ведем по 3 направлениям: — глобальное чтение — послоговое чтение; — аналитико-синтетическое чтение.

Также мы изготовили игровые пособия «Я скажу», «Составь фразу», «Ты попробуй расскажи» и др., которые помогают ребенку в игровой форме воспринимать информацию на слух и воспроизводить её в активной речи, используя как отдельные слова, так фразы и элементарные упражнения. Так, например, используя пособие «Составь фразу», ребенок учится определять слово-действие, слово-предмет и слово-фразу и соединять их в единое предложение по смыслу, проговаривая его педагогу.

Пособие «Ты попробуй расскажи» направлено на активизацию в речи ребенка слов-признаков. Например, ребенку дается слово-предмет-огурец и необходимо рассказать какой он? (зеленый, овальный, в пупырышку, хрустящий, твердый, где растет? (на грядке в огороде, зачем необходим? (мы его кушаем) и т. д.

4. Период развития связной речи и понимания сложных текстов.

На данном этапе (2019-2020 гг) мы остановились на этом периоде обучения. Наш дошкольник знает значения слов, старается их активно употреблять в речи, строить предложения, но мы находимся на начальном этапе формирования связной речи как таковой.

Ребенок способен слушать текст большого размера (до 120 символов, но отвечать на конкретные вопросы затрудняется, так как достаточно сложно дается процесс понимания и усвоения информации, а тем более её воспроизведения в рамках ответ на вопрос.

Находясь на данном этапе, мы стараемся развивать диалогическую речь как форму общения, которая является самой сложной в воспроизведении речевой деятельности, используя пособия «Ответь на телефон», «Давай поговорим», «Напиши письмо другу», «Давай поговорим», «Расскажи, что получилось», «Угадай предмет». Играя в эти пособия, ребенок учится слышать собеседника, воспринимать речь в общем потоке от конкретного источника, слушает конкретный вопрос и старается найти подходящий по смыслу ответ на него, а также может рассказать, что нового ему удалось узнать.

В 2019 году к нам таже поступил мальчик с диагнозом: системное недоразвитие речи, системное недоразвитие речи,двусторон. тугоухость IV ст. Мальчик был прооперирован в возрасте 10 мест (левое ушко) и 1 год 11 мес (правое ушко).

Следует отметить, что ранний срок вживления импланта дал свои положительные моменты,а именно:

-мальчик быстро реагирует на речевые и неречевые звуки;

-понимает обращенную речь;

-вступает в диалог со сверстниками, отвечая на вопросы и задавая их;

-элементарные речевые навыки сформированы.

С какими трудностями мы столкнулись в ходе педагогической технологии?

- ограниченное количество источников литературы и методических пособия по работе с детьми после операции;

- отсутствие методических рекомендаций по работе педагогов с дошкольниками с кохлеарным имплантом в рамках комбинированного/общеразвивающего учреждения;

- не все педагоги в образовательном учреждении имели специальное (дефектологичекое) образование и знания специальных методов и приемов обучения дошкольника;

- неготовность (психологическая) педагогов работать с дошкольником данной категории нарушений;

- ограниченный запас методов и приемов взаимодействия с дошкольником и семьей, воспитывающего ребенка;

-отсутствие специального (вспомогательного) оборудования;

-ограниченность общения с сурдопедагогом.

Публикации по теме:

«Не попади впросак». Основы безопасности жизнедеятельности в средней группе детского сада комбинированного вида (фотоотчет)«Не попади впросак». Основы безопасности жизнедеятельности в средней группе детского сада комбинированного вида (фотоотчет) Уважаемые коллеги! Мы с Вами прекрасно знаем, что у детей 4 - 5 лет двигательная активность увеличивается, возрастают их физические возможности.

«Огород на окне» в группе детского сада«Огород на окне» в группе детского сада Фотоотчет «Огород на окне». Воспитатели : Рункова Ю. И., Межакова О. В. МБДОУ д/с №68г. Белгород Все мы без исключения любим живое. Мы.

«Украшенье сада — грозди винограда». Рисование с использованием нетрадиционной техники в старшей логопедической группе«Украшенье сада — грозди винограда». Рисование с использованием нетрадиционной техники в старшей логопедической группе И снова здравствуйте,уважаемые коллеги и гости моей странички. Осень в самом разгаре. И сегодня я хочу предложить вашему вниманию план-конспект.

Театр в группе детского садаТеатр в группе детского сада Фотоотчёт "Театр в группе" "Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Домашние животные
  • Домашние животные
Автор публикации:
Дошкольник с кохлеарным имплантом в логопедической группе детского сада комбинированного вида
Опубликовано: 23 ноября 2020 в 15:37
+232Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 января. День Емели на МААМ

Небылицам и сказочным историям посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы прочитать ребенку сказку про Емелю и позаниматься с ним творчеством и...

21 января. Международный день объятий

Не забудьте в этот день обнять своих родных, близких, деток и даже себя! В этом холодном мире так важно делиться друг с другом душевным теплом и позитивной энергией. Очередной тематический день мы...

Конспект НОД по лепке в первой младшей группе «Ёлочка»
Цель. Формировать у детей интерес к занятиям лепкой. Задачи. Продолжать учить отщипывать от целого куска пластилина небольшие кусочки и раскатывать...
Фотоотчет «Мы любим зиму снежную»
Зима - одно из любимых времен года детворы. Прогулка для детей всегда праздник, а зимняя прогулка - праздник вдвойне. Прогулка зимой не только...
Игра-инсценировка по сказке «Колобок» в младшей группе
Цель: Развитие связной речи детей с помощью театрализации русской народной сказки «Колобок». Задачи: Образовательные: Учить детей участвовать в...