Елена Шевелёва
Дружная семья
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по правовому воспитанию в старшей группе. Интеграция образовательных областей "Познание", "Чтение художественной литературы", "Коммуникация", "Социализация". В ходе деятельности воспитанники воспитывается чувство семейной сплочённости, самоуважению и уважению к жизненному опыту родителей.
Программное содержание:
• Обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях;
• Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы;
• Прививать потребность радовать близких добрыми делами и заботливым отношением;
• Воспитывать чувство семейной сплочённости, самоуважению и уважению к жизненному опыту родителей;
Публикация «Дружная семья» размещена в разделах
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2012
Предварительная работа:
• Чтение художественных произведений К. И. Чуковского: «Доктор Айболит», «Бармалей», «Мойдодыр»; В. Осеева «Волшебное слово»
• Разучивание стихотворений о правах ребёнка;
• Рассматривание иллюстраций по правам детей;
• Подготовка к выставке рисунков «Моя семья»;
• Беседа о семье;
• Сюжетно – ролевая игра «Семья»
Словарная работа:
• Генеалогическое древо;
Материал и оборудование:
• Генеалогическое древо;
• Иллюстрации о правах ребёнка;
• Свидетельство о рождении;
• Рисунки детей;
• Календарь;
• Иллюстрации с буквой «Я»;
• Для проведения игры: журнал «Вязание», спицы, носок, очки, молоток, гвозди, отвёртка, ведро, тряпка, совок, щётка, шапка, шарф, рукавицы, клей, кисточка, книжка и оторванная обложка;
Ход занятия:
(Дети здороваются с гостями и усаживаются полукругом, перед ними стоит на столе генеалогическое древо)
Воспитатель:
Необычное занятие я сегодня проведу,
О правах Ваших, ребята, я беседу заведу.
Расскажу сегодня так же
Я про всю свою семью
И хочу, чтоб Вы узнали,
Как я сильно их люблю.
Покажу, ребятки, Вам дерево волшебное.
Ой, а что же за кружки
На ветвях развешены?
Ну-ка дайте погляжу,
А потом всё расскажу…
Рассмотрев поближе всё,
Поглядев внимательно,
Что же все ж произошло!
Думаю старательно…
Тут же всё моё родство
Дерево украсило!
Что? Откуда всё взошло?
Всех нас озадачило!
(Воспитатель показывает древо)
Ну, ребятки, догадались
Речь о чём у нас пойдёт?
Да о древе, что с кружками.
Тот, кто слушает – поймёт.
Слово есть такое,
Как бы Вам сказать…
Знаю, незнакомое,
Все же нужно знать.
ГЕНЕАЛОГИЯ – Дома повторим.
Воспитатель: Ребята, пришло время узнать, что генеалогия – это наука о собрание сведений о происхождении и родстве членов семьи. И тогда составляется генеалогическое древо. Вот сейчас мы попробуем на примере семьи Макаровой Насти рассмотреть, кто в семье живёт и обозначить членов семьи этими кружочками.
(Изучение древа Насти В.)
Воспитатель:
• У мамы есть мама?
• Кем она является для вас?
• У мамы есть папа?
• Кем он является для вас?
• Есть ли у бабушки и дедушки ещё сыновья и дочери, кроме мамы?
• Как их зовут?
• У папы есть папа?
• Кем он является для вас?
• У папы есть мама?
• Кем она является для вас?
• У дедушки и бабушки есть ещё дети, кроме папы?
• Для вас они прадедушки и прабабушки?
(Ответы детей)
Воспитатель: На этом род не заканчивается. Ведь у прадедушек и прабабушек тоже были родители. Корни генеалогического древа надо искать в глубине истории. Попробуйте дома вместе с родителями сделать схему. Кто будет корнями дерева? Кто ветвями? Кто листочками? (Ответы детей) Если вы будете друг друга любить, уважать, беречь – ваше родословное древо будет всегда живым, крепким, здоровым. (Воспитатель показывает своей семьи)
Обещала я, ребятки, о своей семье сказать.
Правило у нас такое:
Если трудно – помогать,
Радоваться всем успехам
Принято в моей семье,
Потому – то и веселья
В ней становится вдвойне.
Вместе мы догуг проводим,
Ходим в театр и в кино,
В парке можем прогуляться,
Не устанем всё равно.
Здесь любовь на первом месте,
Нам уютно и тепло.
Будем мы повсюду вместе.
В общем, все нам повезло!
Воспитатель: Дети, что нужно делать, чтобы доставить нашим близким приятное? (Необходимо им помогать) Вот сейчас мы сыграем в игру, будем выполнять разные поручения.
(Детям предлагаются ситуации, в которых они могут помочь найти нужные предметы)
• Бабушка вязала носок, но она забыла, куда убрала нужный журнал, спицы, носок, очки.
• Папа решил починить стул. Для этого ему необходимо собрать следующие инструменты: молото, гвозди, клещи, отвёртку.
• Маме надо помочь вымыть пол, окна, сделать уборку. Помощники должны принести ей ведро, тряпку, швабру и совок.
• Маленький братик собрался на прогулку, но он растерял свою одежду, не может её найти. Помогите ему. Где его шапка, шарф, рукавицы, валенки?
• Порвалась книжка. Попросите дедушку её склеить, но ему для этого нужен клей, кисточка, книжка и оторванная обложка.
(В конце игры воспитатель благодарит детей и говорит, что они растут настоящими помощниками для своей семьи)
Воспитатель: Ребята, у нас есть ещё настоящие мамины помощники. Они сейчас вам покажут, как они помогают убирать в квартире.
(Дети инсценируют стихотворение, используя необходимый инвентарь)
На столе – посуда горкой
Под столом – с водою таз.
Генеральная уборка начинается у нас!
Генеральная! Аврал! Наша мама – генерал!
Я ужасно храбрый, я хожу со шваброю!
Папа с мусорным ведром в пятый раз обходит дом.
И от дяди много толку - он помыл на кухне полку.
Дедушка с бабушкой вышли во двор –
Палкой они выбивают ковёр.
Все мы грязи не выносим,
Из квартиры сор выносим,
Полотенцем, пылесосом,
Под сервантом и столом –
Так, что пыль идёт столбом!
Воспитатель: Ребята вы знаете, что каждый в семье – любимый и близкий человек, необходимо чаще делать ему приятное.
Мы теперь, конечно, знаем,
Что вы младшие в семье
И права свои узнаем,
Может кто расскажет мне?
Ребё нок:
Мамы, папы всей страны
Это знать давно должны.
Есть права у их детишек,
Например, на чтенье книжек,
Так же на заботу, ласку
И на жизнь как будто в сказке,
Есть право быть счастливым
В нашем самом лучшем мире!
Воспитатель:
Самое большое право –
Это право на семью.
С мамой, папой жить по праву,
Иметь брата и сестру.
Ребё нок:
Я люблю свою семью :
Маму, папу я люблю,
Люблю деда и бабулю,
И щенка, и кошку Мулю!
Все, кого я так люблю
Имеют право на семью!
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре!
(хлопки на счёт)
Кто живёт в моей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять
(хлопки на счёт)
Всех могу пересчитать!
Папа, мама, брат, сестрёнка, кошка Мурка
(поочерёдное поглаживание пальчиков)
Два котёнка, мой щегол, сверчок и я
Вот и вся моя семья!
(Упражнение «Фонарики» обеими руками)
Воспитатель: Мы узнали, что у детей есть право на семью, но у каждого в семье есть обязанности. Расскажите о них.
Ответы детей (Я обязан убирать за собой игрушки, я заправляю постель, я помогаю в уборке маме и. т. д.)
Воспитатель: Вы, молодцы, дети! Вы здорово рассуждали, интересовались, слушали. На этом наше занятие заканчивается.
Используемая литература:
• детский портал «Солнышко»
• Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников»;
• Давыдова О. И., Богославец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ».
• Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.