МААМ-картинки

Духовно-нравственная культура учителя как основа развития нравственности детей

Лусине Григорян
Духовно-нравственная культура учителя как основа развития нравственности детей

Духовно-нравственная культура учителя как основа развития нравственности детей.

Педагог-психолог ГБОУ Школа №1078 Григорян Л. В.

Современное общество предъявляет повышенные требования к образованию, которое определяет положение человека в обществе и государства в современном мире. Процесс образования и становления личности рассматривается как непрерывный процесс: он начинается с рождения ребёнка и продолжается всю его сознательную жизнь. От фундамента, заложенного в дошкольные годы, может зависеть успешность человека в современной жизни. Политика государства в области образования направлена на факторе развития современного российского общества. К моему великому сожалению порой забываются духовно-нравственные ценности. Одно радует, проблема духовно-нравственного воспитания привлекла и привлекает неслабое внимание учёных, так как, по сути, речь идёт о настоящем и завтрашнем дне России, ценностных ориентациях нашего общества, а по большому счёту о национальной безопасности страны, корни которой кроются в воспитании, творческом развитии, гражданском становлении подрастающего поколения, в чём особенную роль занимает педагог. Гуманизация образования предполагает прежде всего становление духовности и гуманистической культуры педагога. Нравственная чистота, толерантность, милосердие, совестливость должны быть присущи каждому педагогу во взаимоотношениях с учащимися, наряду с высоким профессионализмом в предметной области. Причиной конфликтов, недоверия и недопонимания педагога учащимися является игнорирование педагогом личных интересов, проблем и запросов ученика. Вместе с семьей педагог может помочь ученику осознать значимость нравственных поступков и милосердия через каждодневные действия и поступки в учебно-воспитательном процессе. Как педагогическая проблема данная тема исследования предусматривает целенаправленное и обоснованное построение педагогического процесса с учетом природных задатков и способностей ученика.

Публикация «Духовно-нравственная культура учителя как основа развития нравственности детей» размещена в разделах

Актуальность проблемы духовно – нравственного воспитания определяется следующими положениями:

1. наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;

2. в современном мире ребёнок растёт и развивается, окружённый разнообразными источниками сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и психику ребёнка;

3. вооружение ученика духовно – нравственными знаниями важно потому, что они не только информируют ребёнка о нормах поведения в обществе, но и дают представление о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Задача воспитания духовно развитой, высоконравственной и культурной личности признается современным образованием инновационной педагогической ценностью.

Понимание духовной культуры, невозможно без обращения к ценностям, которые являются ее ядром и основным компонентом. Именно ценности позволяют осознать нормы, эталоны, идеалы, регулирующие жизнь общества и поведение отдельных людей.

Ценности – важнейшие характеристики объектов и процессов, которые имеют позитивное значение для людей и общества. Ценность является не свойством какой-либо вещи, а сущностью и одновременно условием полноценного бытия.

Духовно-нравственные ценности – это мир значений, благодаря которому человек приобщается к чему-либо более высокому, важному и непреходящему, чем его собственное существование. И наиболее значительной ценностью является патриотизм, то есть в широком смысле – любовь к Родине, ее истории и культуре, в первую очередь - к национальной культуре.

В процессе освоения ценностей происходит выбор тех или иных культурных образцов, социальных ориентиров, нравственных идеалов, помогающих организовывать собственное поведение в социальной среде.

Ценностные ориентации - это способ применения человеком своего избирательного отношения к материальным и духовным ценностям, система установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении. (Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь-М. :Академия, 2000, с. 163-164)

Осмысление ценностей и ценностных ориентаций чрезвычайно важно не только для теории образования, но и педагогической практики. Главные задачи духовно-нравственного воспитания детей связаны с :

1. воспитанием нравственных чувств (совести, долга, ответственности, гражданственности, патриотизма, надежды, веры, любви);

2. формированием нравственной позиции (способностей к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

3. развитием нравственного облика (простоты, смирения, терпения, милосердия, незлобивости, способностей прощать обиды, переживать радость, проявлять стойкость и мужество);

4. воспитанием нравственного поведения (готовности к служению людям и

Отечеству, проявлению послушания и доброй воли).

Речь идет не столько о передаче неких образцов и норм на уровне «хорошо» - «плохо», сколько об освоении их на уровне практического использования. Собственно, основная задача образования состоит в том, чтобы научить ребенка делать правильный выбор (выбор жизненного решения, оценки явления или произведения искусства, выбор друга, выбор действия или поступка).

Особенностью духовно-нравственного воспитания детей и подростков является обретение ими ценностно-ориентированных отношений и духовного опыта в различении добра и зла в их ближайшем социальном окружении и обращение их к духовной жизни, начиная с внутреннего (эмоционально-сердечного) нравственного самоопределения, к самосознанию и нравственному поведению, основанным на доверии и любви.

Основной формой приобщения учащихся к ценностям православной культуры в современной российской школе является урок православной культуры. На уроках православной культуры учитель ставит перед собой следующие цели:

1. Научить ребёнка видеть красоту внешнюю (в окружающем мире, в природе, в быту, так как от красоты внешнего мира возвышается душа.

2. Дать знания о христианском понимании устройства мира: связи красоты рукотворной и нерукотворной.

3. Раскрыть христианское понимание Бога как Любви высшей, жертвенной, спасающей человека. Раскрыть смысл христианского благодарения Творцу и познакомить с его отражением в феноменах православной культуры (религиозном искусстве, литературе, христианских праздниках, традициях жизни).

4. Дать знания о христианской антропологии: о том, в чём христиане видели (созерцали) красоту (образ Божий) человека (совесть).

5. Дать знания и показать на примерах житий святых, как строилась система отношений христиан к ближним, к Богу.

6. Научить анализировать свои поступки, руководствуясь совестью как нравственным критерием ( отношение к себе: а какой я) и сформировать нравственную потребность взаимодействия с окружающим миром на основе бескорыстной любви.

А у нас в детском саду для достижения этих целей я использую следующие методы: наглядный, словесный, практический. Наглядный метод используется во время:

1) чтения рассказов из Священной истории;

2)наблюдений; рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов,

3) проведения дидактических игр;

Словесный метод наиболее эффективно я использую в процессе:

1) чтения литературных произведений (рассказов, притч, стихотворений);

2) бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов;

3)проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические и др.);

4) рассказов детей по схемам, иллюстрациям;

5) разбора житейских ситуаций;

6) проведения конкурсов.

Практический метод я использую, когда необходимо:

1) организовывать продуктивную деятельность (выставку поделок к христианскому празднику, конкурс рисунков на тему «Светлое Христово Воскресение»);

2) провести дидактические игры;

3) организовать конкурсы;

Процесс духовно-нравственного воспитания был бы неполным, если бы он не нашёл продолжение во внешкольной воспитательной деятельности. В практику моей работы вошло проведение занятий на духовно-нравственную тематику : «Правда и ложь», «Зависть», Добро и зло», «Страдания и испытания». На этих занятиях формируются и развиваются нравственные чувства детей, идёт приобщение к духовным ценностям русского народа.

Нравственное поведение дошкольников находит своё отражение во всём. Дошкольники с удовольствием делятся с одногруппниками учебными принадлежностями: карандашами, красками, кисточками. Недавно провели акцию «Помоги птицам» : дети совместно с родителями изготовили кормушки для птиц. А потом их вывесили у нас на площадке. В этот момент детки получили огромный нравственный заряд!

Богатый материал для приобщения дошкольников к православным ценностям дают уроки литературного чтения. Чтение произведений духовно – нравственного содержания создают у дошкольников определённый запас систематических представлений, эмоционально окрашенных впечатлений о складывании через верования народа содержание его нравственного идеала и развитие ценностного отношения к нему как к духовному наследию. Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из учебника «Литературное чтение» помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей, соотнести их с Божьими заповедями, сделать свой нравственный выбор.

Публикации по теме:

Конспект занятия по программе духовно-нравственного развития «Православная культура русского народа» Занятие. Тема: Свет Матери в детских глазах. Задачи: познакомить учащихся с жизнью Пресвятой Богородицы, как примером возвышенной и жертвенной.

Формирование здорового образа жизни, как основа духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста В последнее время в духовно-нравственном развитии дошкольников появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял.

Культура общения детей с взрослыми и сверстниками — составляющая основа культуры поведения. Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные,.

Культура поведения, культура общения, этикет как условие успешного развития детей дошкольного возраста Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В.

Пальчиковые игры как основа развития речи детей 1 слайд МА ДОУ ДС №15 «Росинка» "ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ –ОСНОВА РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ" Хасметова С. Г. 2Слайд «Ум ребёнка находится на кончиках.

Мастер-класс «Региональная культура как потенциал духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» .

Профессиональная компетентность учителя, как основа социальной мобильности ученика Профессиональная компетентность учителя как основа социальной мобильности ученика. Учитель информатики Войнова И. В. I Мобильность - это.

Речевое развитие детей дошкольного возраста как основа развития личности и общества в целом Речь является основным средством человеческого общения, основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания,.

Сенсорная коробка, как основа речевого развития ребенкаСенсорная коробка, как основа речевого развития ребенка Актуальность. Сенсорное воспитание в трудах ученых освещалось как одно из важных направлений развития детей дошкольного возраста. Для.

Сенсорное развитие детей раннего возраста как основа умственного и физического развития ребенка Сенсорное развитие - одна из значимых задач целостного педагогического процесса в системе ДОУ. Сенсорное развитие лежит в основе умственного,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственная культура учителя как основа развития нравственности детей
Опубликовано: 19 сентября 2018 в 12:20
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД