Инна Жарикова
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами физической культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Прикоснись ко мне добротой
И болезни все смоет рукой
И беда обойдет стороной.
Прикоснусь и я добротой.
Это девиз моей педагогической деятельности.
Работая в детском саду,я имею уникальную возможность прикоснуться к самому светлому и чистому- к нашим детям и подарить им частичку своей души. Мы общаемся с самыми маленькими, нежными, невинными человечками. И я глубоко убеждена, что период раннего детства,время, когда малыши воспринимают не разумом, а чувствами, нельзя пропустить. Ведь дети не рождаются злыми или добрыми, нравственными или безнравственными. То, какие черты разовьются у ребенка, зависит прежде всего от родителей, от нас педагогов, от той окружающей среды, которую мы создадим для его развития. Ведь ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения. Дети рано начинают чувствовать ласку, доброту, справедливое отношение взрослых и сверстников и чутко реагируют на малейшие проявления недоброжелательности.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами физической культуры» размещена в разделах
Ежедневно общаясь с родителями своих воспитанников, я сделала вывод, что люди в повседневной суете совершенно забыли о таких понятиях как милосердие, сопереживание, сострадание,сочувствие. Напряженная обстановка, неспокойная жизнь самым отрицательным образом сказывается на детях, их отношении друг к другу,к взрослым и всему окружающему миру в целом.
Я считаю, что обращение государства и системы образования к идее духовно-нравственного воспитания не случайны. Ведь воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.
Как я уже отметила ранее, основой духовно нравственного становления личности ребенка является культура той среды, в которой он развивается. И мы, создавая развивающую среду нашего дошкольного учреждения, руководствовались высказыванием великого педагога Василия Александровича Сухомлинского: «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохраняются образы, в которых воплощается Родина».
В нашем дошкольном учреждении сложилась целая система работы по духовно-нравственному воспитанию, которая строится на основе нормативно-правовой базы: «Закон об образовании», «Конвенция о правах ребенка», «Устав ДОУ» и многих других нормативно-правовых документах. Та же мы заключили договор с православным приходом Знаменского храма о проведении цикла занятий по курсу «Основы православия» и реализуем его в форме кружковой работы.
Целью работы кружка является формирование общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста на основе приобщения к культурному наследию народов России.
Основными задачами данной работы мы ставим:
1. Приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям.
2. Раскрытие духовной одаренности ребенка и его личных дарований.
3. Формирование гражданского самосознания, любви к Родине и русскому народу.
4. Охрана и укрепление душевного и физического здоровья детей.
5. Ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.
Результатом данной работы является проведенный нами семинар «Русские традиции и обычаи в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.
В дошкольном учреждении я работаю инструктором по физическому воспитанию и считаю, что занятия физической культурой вносят огромный вклад в становление духовно развитой личности ребенка: так как формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно-волевых черт личности. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь придти на помощь к тем, кому она нужна и направить свои умения и силу только на добрые поступки.
Чтобы достичь положительных результатов в формировании нравственной личности через двигательную сферу, я поставила перед собой следующие задачи:
1. Способствовать проявлению разумной смелости, решительности, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, которые соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям.
2. Создавать условия для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление у детей трудностей физического характера.
3. Создавать условия для проявления положительных эмоций и действий.
Работа в данном направлении ведется мною систематически на физкультурных занятиях, в процессе проведения подвижных игр, эстафет, спортивных турниров и досугов.
Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения. Мною были проведены такие мероприятия как «Веселые старты», «Малые Олимпийские Игры», «Путешествие в страну Спортландию». Дети с радостью принимают участие в празднике «Масленица», где их всегда ждут необычные конкурсы и забавы.
Особо тщательная подготовка ведется к таким праздникам как «День защитника Отечества» и «Парад в честь Дня Победы», где особое внимание уделяется строевой подготовке под военный марш.
Подобные праздники мы организуем с участием родителей, когда взрослые на глазах у детей демонстрируют умения бегать, прыгать, соревноваться. Это поучительно всем и особенно детям, так как это придает особый эмоциональный настрой, дарит огромную радость от общения, развивает чувство гордости за успехи своих родителей, что является важным фактором в формировании патриотических чувств.
Подводя итог своей работы, я сделала вывод, что только благодаря совместной работе дошкольного учреждения и семьи формируется здоровая, физически развитая личность, которая обладает нравственными качествами и потребностями в здоровом образе жизни.
Впереди у нас много планов, надежд, свершений. И если мое выступление кого-то сегодня затронуло, я считаю, что день не напрасно был прожит, значит живем мы с вами не зря!