Светлана Вячеславна Крахалёва
Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством приобщения к народным православным праздникам
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством приобщения к народным православным праздникам.
Опыт работы
музыкального руководителя Крахалёвой Светланы Вячеславовны
МБДОУ детский сад комбинированного вида № 271
Нижний Новгород.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством приобщения к народным православным праздникам» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2014
Сегодня, когда на многое мы начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем для себя, мы осознаем, как мало, поверхностно мы знаем о своем прошлом. Заполнить создавшийся временной вакуум между прошлым и настоящим- значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. Внимание, которое сегодня уделяется традициям, заповедям - это не дань моде. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память.
А как донести до детей - горожан особенности крестьянского быта, духовного мира русского человека? Кроме того, давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствую предметы народного быта, упоминаемые в фольклорных произведениях.
Духовно- нравственное воспитание надо прививать с раннего детства, знакомя детей с родной культурой, которая должна стать неотъемлемой часть души ребенка, началом, порождающим личность. Педагог должен донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать детей в национальных традициях.
Для грамотной организации процесса по духовно- нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, педагоги нашего дошкольного учреждения разрабатывают конспекты занятий по ознакомлению детей с народным творчеством, читают детям «Детскую библию» с последующим ее обсуждением, составляют сценарии детских календарно-обрядовых праздников, посещают музеи «Художественных промыслов» (на ул. Б. Покровская); музей «Русская изба» на базе социального центра «Мыза», «Музей русского быта» Приокского района; планируем экскурсию в «Музей архитектуры и быта народов Поволжья» (Щёлоковский хутор
На базе музыкального училища им. Балакирева, я, как музыкальный руководитель прошла курсы по народно - обрядовым праздникам. Ценность данных курсов не только в теоретической части, но и в том, что был предложен конкретный фольклорный материал, собранный по Нижегородской области; прошла практические курсы «Нижегородские ложкари» (на базе Дворца пионеров им. Чкалова); посещала конференции при НИРО, на которых были представлены выступления лучших фольклорных ансамблей Нижегородский области; посетила (в 2012 году) семинар для руководителей детских дошкольных образовательных учреждений по духовно- нравственному воспитанию на базе «Музея Приокского района».
Опыт показывает, что работа педагогов по нравственно - духовному воспитанию детей была бы не полноценна без привлечения родителей. В нашем дошкольном учреждении не первый год существует кружок для родителей по вопросам духовно- нравственного воспитания «Мы - россияне». И как результат работы кружка, родители сами предложили оформить в группах уголки «народного творчества».
На наш взгляд наиболее ярким, творческим, нравственно- эмоциональным является подготовка и проведение детских календарно-обрядовых праздников.
Условно все календарно - обрядовые праздники объединены по четырем временам года.
В каждом календарно-обрядовом празднике заложены своя идея, смысл, традиции, ритуалы, обряды. При составлении сценария мы стараемся сохранить эту целостность.
Введение в сценарий народных сказочных героев (персонажей, использование детских народных игр, танцев, хороводов, костюмирование детей и взрослых, подбор музыкального сопровождения, запись колокольного звона, игра на народных инструментах, праздничное оформление музыкального зала, сюрпризные моменты – все это делает праздничное действие ярким, эмоциональным, интересным и понятным детям дошкольного возраста.
Очень важно сохранить традиционное развитие праздничного действия, присущее каждому конкретному празднику.
Например, на Пасху Сказительница приглашает всех детей и гостей на праздник :
Сегодня праздник мы встречаем,
С поклоном в гости приглашаем.
В начале праздника дети славят приход весны:
Приди к нам весна с радостью,
С великой к нам со милостью…
Дети исполняют хоровод «ВЕСНЯНКА» (русская народная мелодия,
поют песню «КУЛИК-ВЕСНА», играют в русскую народную игру «ГОРИ-ГОРИ, ЯСНО».
В записи звучит праздничный колокольный звон.
Сказительница, обращаясь к детям и гостям говорит:
Всюду радостный трезвон.
Сообщает людям он,
Что настал великий час-
Праздник Пасхи у нас!
Сказительница рассказывает детям, что когда-то очень давно Бог послал к нам на землю Иисуса Христа, своего сына, чтобы он победил зло и смерть. Пасха-святой церковный праздник и появился он сразу после смерти и воскресения Иисуса Христа.
Дети исполняют песню «ХРИСТОС ВОСКРЕС» (слова И. Рутенина).
Поселились птицы в гнездах,
Снег растаял, как свеча.
Пахнет сладким духом воздух
Золотого кулича.
Дождик солнечный закапал
В этот день святых чудес;
И меня целуя мама, говорит:
«Христос воскрес!»
На Пасху принято было желать друг другу добра, здоровья и просить прощение:
Ты прости своих друзей.
И врагов прости.
Ты открой по шире дверь
И Христа впусти.
Угощение на Пасху всегда было обильным с обязательным преподнесением на стол праздничной пасхи, кулича и крашеных яиц (очистить от скорлупы яйцо означало очистить душу).
Ешьте пасху, расстегаи,
Угощайтесь пирогами.
Яйца крашенные есть-
Их так много, что не счесть.
С Пасхой светлой поздравляем
И здоровья всем желаем.
Мы хотим поздравить всех
И сказать: «Христос воскрес!»
На Пасху было принято ходить в гости.
Сказительница приглашает ребят в гости к дедушке Прошке и бабушке Маланьи.
Разыгрывается сценка «ПАСХАЛЬНЫЙ КОЛОБОК» ( персонажи: Поп, Пасхальный Колобок, лесные звери: Зайчик, Лиса, Медвежонок, Ежик; дед Прошка и бабушка Маланья.
Обязательными на Пасху были игры с пасхальными яйцами:
- «Сбей яйцом игрушку» (пасхальные подарочки);
- «Бой яйцами»;
- «Чье яйцо дольше прокрутиться»;
- «Укрась пасхальное яйцо» (разрисовать красками или обклеить наклейками);
Сказительница предлагает детям погадать на яйцах:
- Выбрал Саша мотылька-
Будет жизнь его легка!
- Выбрала Катя яйцо с фасолью –
Будет ей жених богатый, симпатичный,
конопатый!
- Кто яичко с солнцем возьмет-
Будет счастлив круглый год!
На празднике дети, соблюдая традиции, поют частушки, катаются на карусели, отгадывают загадки, играют на деревянных ложках, водят хороводы: «КАК НА ПАСХУ КУЛИЧИ», «КАРАВАЙ».
В конце праздника дети и взрослые славят Иисуса Христа:
Открыты царские врата пред нами,
Святой огонь сияет от свечи…
Кругом опять расставили во храме
Цветные яйца, пасхи, куличи.
Еще темно, но солнышко играет,
Играет всеми красками небес.
И радостно друг другу повторяем
«Христос воскрес!»
«Во истину воскрес!»
Дети дарят друг другу праздничные пасхальные открытки.
Еще один из наиболее почитаемых и известных праздников на Руси праздников - Рождество Христово.
Празднование Рождества Христова мы начинаем с торжественного входа в празднично украшенный зал (еловыми ветками, фонариками, звездочками, снежинками; в центре зала стоит макет ясель, в которой родился Иисус Христос). Впереди процессии идет водящий с Рождественским фонарем (олицетворяющий Вифлеемскую звезду). Дети, одетые в русские национальные костюмы, обходят за Водящим круг.
Дети читают рождественские стихи:
Яркая звездочка на небе горит,
Детям с улыбкою мама говорит:
«В целом мире торжество,
Наступило Рождество!»
Дети исполняют песню «Пожелание на Рождество»
В светлый праздник Рождества
Будь со мной мой друг.
В небе новая звезда
Свой очертит круг.
Соберем опять друзей,
Будет торжество.
Прочь унынье и печаль
В это Рождество.
И для страждущих в душе
Сотвори приют,
Потерявшие его
Снова обретут.
Дети рассматривают макет «яслей» с Младенцем и дарят ему подарочки, которые сделали сами (овечку – игрушку, горшочек молочка, красивые теплые носочки).
Ведущий: Каждый раз на праздник Рождества и Новый год в гости к детям приходит добрая, зеленая, пушистая елочка. А вы знаете, почему елочку украшают игрушками?. Тогда послушайте вот какую историю.
(Дети старшего возраста показывают спектакль «ЕЛОЧКА».)
Ведущий: За скромность и терпение Бог украсил лесную красавицу, так и людей он награждает за эти качества.
Хор взрослых и детей исполняет песню «Воссияло солнышко».
Воссияло солнышко в яслях на сене,
Народился Божий Сын миру во спасенье.
Песней «АНГЕЛЫ В НЕБЕ ЖИВУТ» заканчивается праздник (взрослые держат в руках фонарики, слегка их покачивая).
Все поздравляют друг друга с Рождеством.
Сегодня во многих семьях возрождаются традиции проведения христианских праздников : Пасха, Рождество Христово, Благовещение, Троица, Покров и многие другие. Семейные праздники как нельзя лучше создают атмосферу доброты, любви, уважения, сострадания, единства в мыслях и поступках. А не это ли является основой духовно – нравственного воспитания детей?
Обратиться к истокам жизни, быта, духовного мира русского человека, его мыслям, чувствам, переживаниям – это задача на года.