Ирина Кирсанова
Из опыта работы. Духовно-нравственное воспитание дошкольников: «С чего начинается Родина?»
▼ Скачать + Заказать документы
Слова М. Матусовского
С чего начинается родина?
С картинки в твоём букваре.
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять…
Актуальность темы:
Чувство любви к Родине не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим. Любовь к Родине маленького ребенка начинается с отношения к самым близким людям - отцу и матери, любви к своему дому, улице, детскому саду, городу, а это играет огромную роль в становлении личности ребенка.
Публикация «Из опыта работы, Духовно-нравственное воспитание дошкольников: „С чего начинается Родина?“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2013
«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский
В последние годы идея духовно-нравственного воспитания приобретает все большее значение, становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, малой Родине.
Знакомство детей с родным краем, формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
В нашей группе создана предметно-развивающая среда, которая отражает все задачи духовно-нравственного воспитания.
Центр «Наша Родина».
Содержит литературу по ознакомлению детей с родной природой, культурой, традициями.
-Книги об истории России, как о родной стране.
-Иллюстрации об истории города Благовещенска, фотографии «старины».
-Современные сооружения в городе.
-Папки-раскладки о великих и знаменитых людях.
-Глобус
- Пословицы и поговорки о Родине.
- Государственная символика. Флаг, гимн, герб России, Амурской области.
В нравственном воспитании огромное значение имеет пример взрослых, особенно близких людей.
Себастьян Брандт писал:
«Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе.
И за слова легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом».
В беседах дети рассказывают о своей семье, семейных историях, традициях, учатся гуманному отношению к близким. С родителями составлено «Генеалогическое Древо семьи»
Детский сад для детей считается вторым домом, ведь дошкольники большую часть времени проводят здесь. Тут они играют, узнают много нового и интересного, учатся дружить, помогать друг другу и уважать старших, защищать малышей и слабых.
Одним из немаловажных факторов духовно-нравственного воспитания детей является труд. Приобщая детей к труду, формирую ответственность за его результат. Особую значимость имеет труд детей в природе, их участие в разнообразных природоохранных акциях «Покормите птиц зимой», «Укутаем снежным одеялом деревья». Совместные мероприятия с родителями : «Конкурс кормушек», Фотоальбом : «Как я помогаю бабушке на огороде».
Любовь к природе определяется также бережным отношением к ней. Это выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений. Первые трудовые умения дошкольников в дальнейшем переходят в прочные навыки, которые способствуют воспитанию важных нравственных качеств: трудолюбия, заботливости, чуткости,умение дружно работать.
Любовь к Родине начинается с чувства любви к своему городу.
История города – это живая история, она отражается и в биографии семьи и в судьбе поколения.
Мы живем в Благовещенске, городе с необыкновенной историей, неповторимым внешним обликом, наш город постоянно строится, появляются детские сады, больницы, школы, театры. И наша задача – с самых ранних лет заложить в детях не только интерес к истории нашего города, но и воспитать чувство уважения к нему, гордость за героическое прошлое и настоящее.
В непосредственно-образовательной деятельности, экскурсиях, беседах я стараюсь давать детям краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, городских зданиях и учреждениях, знаменитых людях. Воспитываю гордость за свою малую Родину, желание сделать ее лучше. Предложив родителям оформить альбом с фотографиями «Достопримечательности нашего города», все родители с увлечением включились в работу. Дети лучше запоминали памятники, узнавали места, где фотографировались.
«Нет земли краше,чем Родина наша!» Говорится в пословице.
Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям, и традициям русского народа.
Знакомя дошкольников с традициями, народной культурой, праздниками нашего народа, я воспитываю чувство гордости за достижения и великие подвиги русского народа за народных умельцев.
Сказки и другие произведения позволяют расширить представления детей о доброте, о людях с добрым сердцем, показать их красоту.
Воспитание гордости за свою страну, проходит не только в НОД, но и на прогулках, в режимных моментах. Знакомя детей с историей народных промыслов, воспитываю уважение к талантливым мастерам России.
В индивидуальных и групповых беседах рассказываю, что нашу страну окружают разные страны и не все они относятся к нам дружественно. Таким образом, я подвожу детей к естественному выводу о необходимости защиты нашей страны. Через художественные произведения и песни, сюжетно-ролевые игры, экскурсии к памятникам защитникам нашей Родины, формирую чувство патриотизма и любовь к Родине.
В нашем детском саду есть особая традиция, которой мы гордимся. Это «День Победы 9 Мая».
В этот день к нам приходят ветераны Великой Отечественной войны, рассказывают детям о трудном военном времени, о том, как воевали и как победили, потому что любили свою Родину.
Дети поздравляют ветеранов, дарят подарки, сделанные своими руками, и в благодарность за мирное небо над головой устраивают настоящий концерт. В эти моменты чувство гордости испытывают не только дети, но и взрослые. Родители тоже принимают активное участие и готовят для ветеранов чаепитие.
День Победы
День Победы 9 Мая-
Праздник мира в стране и весны.
В этот день мы солдат вспоминаем,
Не вернувшихся с войны.
В этот праздник мы чествуем дедов,
Защитивших родную страну,
Подарившим народам Победу
И вернувшим нам мир и весну!
(Н. Томина)
Дети – будущее нашей Родины, им беречь и охранять ее просторы, ее красоты, ее богатства.
Таким образом, духовно-нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Что может быть родней земли своей,
Навеки нам завещанной отцами!
Мы землю эту Родиной зовём,
Глядеть нам на неё — не наглядеться.
О ней одной, такой любимой с детства,
Мы песни наши лучшие поём. [/i]