Лучший педагог года

Духовно-нравственное воспитание глухих детей дошкольного возраста.

Елена Филатова
Духовно-нравственное воспитание глухих детей дошкольного возраста.

Ежегодно в России рождается более сорока тысяч детей с врожденными пороками развития. Права граждан с особыми потребностями развития закреплены законодательством РФ. В соответствии с ФЗ "Об образовании",и "О социальной защите инвалидов",постановлениями Правительства РФ№861 от 18 июля 1996г. ,№179 от 14 февраля 1997г. детям-инвалидам гарантирован широкий спектр образовательных, культурных,социальных и др. услуг,среди которых коррекционная медико-психолого-педагогическая помощь занимает особо важное место.

Публикация «Духовно-нравственное воспитание глухих детей дошкольного возраста,» размещена в разделах

Процесс коррекции отклонений в развитии понимается как путь освоения ребенком социального опыта, нормами поведения. Как преодолеть барьер в их взаимопонимании? Как сделать так,чтобы не ранить душу этого ребенка,не вырастить его замкнутым,озлобленным на все и всех,и как научить других детей быть не просто терпимыми к такому ребенку, а уважать его таким,какой он есть?

Наш детский сад уже много лет работает с такими детьми, имеющими патологию слуха:это дети с тугоухостью 3-й,4-й степени,а также дети со сложной структурой дефекта. Эти дошкольники помимо нарушения слуха имеют другие первичные нарушения:интеллекта,зрения,эмоционально -волевой или двигательной сферы.

Глухота-это нарушение,которое затрагивает все стороны личности,так как язык и мышление тесно связаны,то недостаточная сформированность речи затрудняет развитие познавательных возможностей. Вот почему так важно создать все условия для преодоления барьеров между ребенком и окружающим его микросоциумом,воспитать полноправного члена общества.

Обучение глухого ребенка речи,знакомство его с нашим обычным миром-это, по сути,формирование его судьбы. Глухой ребенок,понимающий все буквально и не умеющий мыслить абстрактно,с трудом разграничивает понятия"быль" и" небыль".Глухие дети все воспринимают глазами,отличаются наивностью,они доверчивые и добрые. Когда открываешь им что-то новое в их глазах светится такая благодарность,которую словами не передать и с обычными детьми не испытаешь. Нормальные дети в течении дня обрабатывают огромное количество информации :телевидение,родители,воспитатели,великое множество диалогов и разговоров,происходящих рядом. А эти дети,привезенные в детский сад на неделю,видят единственный источник познания в воспитателях и сурдопедагоге. Главное,чтобы между взрослыми и ребенком возникло взаимное доверие. Ежеминутное непонимание мира, наверное,кажется им жестоким,хотя они до конца и не осознают этого. Непонимание накапливает в них стрессы,которые проявляются в бурных реакциях,капризах,истериках. Пока взрослые не научат их понимать жизнь,им неуютно в этом мире.

При поступлении ребенка в ДОУ проводятся мероприятия,способствующие осуществлению успешной адаптации детей к новым социальным условиям,т. к. у плохослышащего ребенка в любом возрасте переход из одной среды в другую является стрессом. Одним из важных направлений работы является создание у ребенка психологического настроя на преодоление трудностей. Сюда входят:

-психолого-педагогическое обследование ребенка;

-наблюдение за поведением и адаптацией детей в группе,за взаимодействием с

детьми и взрослыми в процессе режимных моментов;

-предварительное анкетирование родителей для выяснения особенностей взаимодействия в семье;

-беседы педагогов и воспитателей о том,как чувствует себя ребенок в новой обстановке.

В ходе психолого-педагогического обследования ребенка определяется уровень социального,физического, познавательного развития,игровой деятельности,состояние слуха,развитие речи. Кроме того,изучаются анамнестические данные,в процессе обследования используются сведения,полученные при анкетировании родителей, из бесед с воспитателями и педагогами. Особое внимание уделяется изучению поведения ребенка и его эмоционально-волевой сферы. Оцениваются особенности к усвоению контактов с взрослыми и сверстниками,реакция на одобрение и порицание,отношение к трудностям,умение воспользоваться помощью,способности к переключению с одного вида деятельности на другой. На основании комплексного обследования составляется план индивидуальной работы с ребенком. Педагогам и родителям требуется проявлять большое терпение и такт,ярко демонстрировать положительное,ласковое отношение к ребенку,стимулировать его успешность,развивать эмоционально-деловое сотрудничество.

Оптимальным условием для духовно-нравственного воспитания является деятельность ребенка (игровая,трудовая,учебная,в которой моделируются отношения людей. Во всех возрастных группах большое внимание уделяется обучению игре,прежде всего сюжетно-ролевой,как наиболее полно способствующей усвоению ребенком норм взаимоотношений.

В последние годы мы сосредоточили свое внимание на театрализованной игре,как средстве эмоционально-нравственного воспитания. Еще одним средством развития нравственных качеств является эстетическое воспитание,в частности, обучение рисованию,танцам. Танцы развивают двигательную сферу,учат взаимодействию с партнерами. Слабослышащие дети овладевают танцевальными движениями,образным характером танца. Рисунок помогает ребенку полнее выразить свои чувства. Педагоги группы при непосредственном участии музыкального руководителя,психолога разрабатывают тематику занятий с учетом социальной направленности и исходя из особенностей развития детей. Нашими воспитателями разработаны занятия с включением регионального компонента.

Большая работа проводится с родителями,для которых тяжело преодолеть психологический барьер -рождение неполноценного ребенка. Очень важно научить. заставить родителей воспринимать своего ребенка,как бесценный дар природы,гордится им,а не прятать его от других,не замыкаться,а искать пути преодоления этого недуга,неустанно заниматься с ребенком. Понимать,что это сложно,но в большинстве случаев преодолимо. Чем более открытыми будут родители,с большим количеством людей будут вступать в контакт,тем легче будет ребенку наладить отношения с окружающим миром. Родители активно вовлекаются в воспитательно-образовательный процесс,учатся соблюдать единые требования с педагогами к воспитанию ребенка. Полноценное общение ребенка с другими детьми и взрослыми-один из факторов его нравственно-духовного воспитания.

Очень актуально сегодня звучат слова Н. А. Добролюбова:"Разумное воспитание требует,чтобы уже в самом раннем возрасте,еще прежде,чем дети станут хорошо сознавать себя,внушать им стремление ко всему доброму,истинному,прекрасному и благородному;они как бы инстиктивно должны в это время привыкать к нравственной жизни. Когда в людях привыкших таким образом делать хорошее,раскроется в последствии самосознания,и они будут исполнять свой долг,как образованные люди,по собственному убеждению,по любви,по свободному расположению,все же и в этом случае ранние привычки будут служить основанием,на котором держится жизненное знание нравственности и благородства".

Если в детстве в ребенка-инвалида правильно заложены понятия добра и зла,милосердия и жестокости,терпения и душевной чуткости,то когда он станет взрослым,его критерии оценки происходящей действительности будут справедливыми. Да,психика будет ранимой,это естественно,но она не станет надломленной.

Равнодушие,отрицательное или агрессивное отношение социума к "не таким как все" не может исчезнуть само собой или по указу. Нам нужно сделать все возможное,чтобы общество стало добрее.

Любую ситуацию,любую боль и непонимание в жизни надо принимать как урок. Жизнь-это школа. Усвоишь заданные уроки-перейдешь в другой класс. С каждым годом задачи усложняются. И даже за обиду надо благодаритьсудьбу. За то,что она учит нас,желая,чтобы мы стали терпеливее,добрее и мудрее.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста Вопросы духовно-нравственного воспитания детей стоят сегодня в ряду наиболее.

Духовно — нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Подготовила воспитатель 1 категории Болькина Вера Петровна Духовно - нравственное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание глухих детей дошкольного возраста.
Опубликовано: 10 мая 2015 в 14:15
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД