Елена Борисоглебская
Духовно-нравственное воспитание — важнейшая сфера развития личности ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня в условиях дефицита общения, отсутствия моральных принципов с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождения и расцвета культурных традиций народов России.
Воспитание определяет все сферы личности ребёнка :
- психофизическую, пробуждая потребность в здоровом образе жизни;
- социальную, формируя навыки жизни в обществе;
Публикация «Духовно-нравственное воспитание — важнейшая сфера развития личности ребёнка» размещена в разделах
- социокультурную, развивая гражданское, патриотическое сознание и качества личности;
- духовную, наполняя - её высшими чувствами и образами.
Задача ДОУ дать детям возможность обретения нравственно востребованного духовного опыта через приобщения их к истокам православия, ориентирующим их на добро, истину, любовь и веру в образцах православной жизни.
Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в процессе решения обучающих, воспитательных и развивающих задач.
Обучающие задачи:
- дать начальные православные представления и понятия о российском народе его культуре, православном храме, о семье, о православном образе жизни человека;
- содействовать формированию православной картины мира при знакомстве детей с миром природы.
Воспитательные задачи :
- воспитывать чувство благоговения к святыням, стремление подражать высоким образам - примерам доброго поведения в жизни и положительным героям художественных произведений и сказок;
- воспитывать духовно-нравственные чувства;
- воспитывать любовь к родной природе.
Развивающие задачи :
- формирование и развитие творческой духовно-нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь, с направленностью на духовно- нравственную жизнь («созидателя» и «преобразователя».
Духовно-нравственное развитие личности ребёнка происходит путём :
- развития у детей способности отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни и формирование умения делать самостоятельный нравственный выбор;
- содействия развитию речи детей : обогащению словаря;
- знакомство детей с основами духовно-нравственных традиций русского народа и традиционного уклада жизни, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней;
- знакомство детей с некоторыми доступными их пониманию произведениями духовной музыки, живописи, иконописи и т. п.
Грамотно осуществляемое воспитание, помогающее ребёнку овладевать умениями и навыками в области эмоционально – волевой, поведенческой сферы, практической деятельности, направляет, а в случае необходимости и корректирует детское развитие : физическое, психическое, социальное, духовное. Главным средством духовно-нравственного развития личности ребёнка является введение его в православную культурную традицию, а также народную культуру через воспроизведение годового цикла православных праздников, игр, использование специально отобранных народных сказок и малых фольклорных форм (пословиц, поговорок, потешек).
Знание фольклора осознается современным обществом как непременная составляющая духовности, самобытный фактор преемственности поколений, приобщение к национальной культуре и истории народа. Только на основе прошлого можно понять новое. А народ, не помнящий прошлого, не хранящий и не передающий все самое ценное своим последующим поколениям — народ без будущего. Проблема эта, нет сомнений, стоит перед современным обществом. Существующий тысячелетиями праздник является явлением сложным, многогранным, синтезирующим в себе мировоззрение, искусство, культуру, быт народа.
Приобщая детей к культурным ценностям и достижениям, праздник всегда являлся и является эффективным средством воздействия на духовный мир человека, поскольку мы живем в славянском мире, нас интересуют корни ритуальных элементов в этих праздниках и воспитательные возможности тех традиционных праздничных действований, которые сохранены с древности до настоящего времени как духовная, социально-эстетическая ценность.
Народная праздничная культура предоставляет неограниченные возможности для формирования, развития и воспитания личности ребенка.
Детский фольклорный праздник - одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на подрастающее поколение. Массовость, эмоциональная приподнятость, красочность, соединение фольклора с современной событийностью, присущие праздничной ситуации, способствуют более полному художественному осмыслению исторического наследия прошлого и формированию нравственных чувств, навыков нравственного поведения. Фольклорные праздники, как правило, приурочены к каким- либо датам народного календаря.
Результатом организации фольклорных праздников в детском саду становится активность и заинтересованность детей, развитие певческих навыков, дети вместе со взрослыми (родителями) участвуют в обрядах, праздничных гуляниях, играх (колядках, проводы зимы, с удовольствием исполняют народные песни, участвуют в играх, хороводах.
Воздействие народных праздников, чтения художественной литературы, произведений духовной музыки, живописи, иконописи, театрализованных представлений на ребенка - является эффективным средством обогащения его духовной культуры.