Лучший педагог года

Духовно-нравственное воспитание «Здравствуй, Музей»

Ирина Нагорная
Духовно-нравственное воспитание «Здравствуй, Музей»

«Здравствуй, музе

й!»[/b]

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, что служило для них маяком и источником созидания.

Публикация «Духовно-нравственное воспитание „Здравствуй, Музей“» размещена в разделах

Духовно-нравственное воспитание в настоящее время является одним из приоритетных направлений образовательной системы, это отражено в законе об образовании, концепции и стандартах. Особое внимание к данному вопросу вызвано ухудшением морально-нравственной обстановки в обществе, подменой ценностей. Такие понятия как долг, честность, уважение уже утратили свое былое значение, а их место заняли эгоизм, безразличие, бездуховность, завышенная ориентация на материальные благи. Задача педагога не стоять в стороне от всего происходящего, а помочь детям постигнуть суть нравственности, сформировать культурные и общечеловеческие ценности.

Задача формирования духовного опыта и ценностей может осуществляться посредством приобщения детей к культуре, быту, традициям своего народа.

В условиях внедрения ФГОС дошкольного образования происходят позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. Нравственное воспитание детей является одной из приоритетных задач детского сада.

Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе я всегда обращаюсь к игре: как к дидактической, так и к народной. Народные игры: «Гуси –лебеди», «У медведя во бору», «Волк во рву», «Зимовье зверей» являются неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр состоит в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.

Нельзя не отметить будет значение дидактических игр в формировании духовно-нравственных качеств дошкольника. Дидактические игры, посвящённые родному городу помогают формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций. «Узоры родного города», «Не ошибись», «Знаешь ли ты?» (знаменитости города, «Путешествие по родному городу», «Где находится памятник?», «Собери целое», «Загадки о городе», «Так бывает или нет?» помогают в развитии любви к родной земле, гордости принадлежностью к своему народу. В своей работе использую словесные игры, направленные на воспитание духовно-нравственных чувств. Это такие, как «Вкусные слова» (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово, «Цветок красивых слов» (дети вставляют свои лепестки произнося волшебное слово, «Поделись улыбкой» (пантомима, «Поляна добра», «Похвали соседа», «Моя игрушка рассказывает обо мне», «Люблю своих близких» (ребенок только движениями показывает, как любит своих близких).

В игровой форме воспитатели знакомят детей с различными бытовыми ситуациями в традиционной русской семье. Так, вместе с детьми играем в сюжетные игры: «Дочки – матери», «Хозяюшки» и т. д.

При чтении художественной литературы обращают внимание на воспитательные моменты, беседуя об отношении человека к другим людям, природе. Вся работа по духовно-нравственному воспитанию в образовательной организации строится на основе единства знаний, убеждений и действия, слова и дела.

Работу по духовно-нравственному воспитанию начинается с групп младшего дошкольного возраста. Используют педагоги различные формы педагогического взаимодействия: чтения детям сказок, наполненных нравственным, поучительным содержанием, их пересказ, театрализованное исполнение сказок, драматизация. В дальнейшем предлагают родителям совместно с детьми провести конкурс на лучшего знатока сказок, оформляют выставку рисунков детей по мотивам сказок. Использование сказок, легенд, пословиц в работе с детьми на протяжении четырех лет способствует воспитанию в детях чувства справедливости, добра, сочувствия, сопереживания, обогащает ребёнка и, так же способствует развитию навыков разговорной речи. Подобная деятельность ставит детей в ситуацию нравственного выбора, учит их пониманию хороших или дурных поступков.

Реализуя государственный образовательный стандарт в ДОУ, включая региональный компонент, а также работая над духовно – нравственным воспитанием дошкольников, можно сделать вывод, что дети дошкольного возраста усваивают все прочно и надолго только тогда, когда все слышат, видят и делают сами.

Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи, именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Неоценимую помощь в работе по духовно-нравственному воспитанию оказала очень интересная встреча. Посещение семинар «Музейно-педагогическая программа : Здравствуй, музей». Заинтересовала эта тема, и педагоги решили воплотить в жизнь свои мысли (идеи). Педагогами были разработан долгосрочный проект «Здравствуй, музей». Именно музей – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка, помогает заложить нравственные основы, учит правилам общения, развивает творческий потенциал ребенка.

Посещение музея, знакомство с экспонатами выставок, предметами русского быта помогает раскрыть в доступной форме уникальную историю своей малой Родины, воспитывает любовь и привязанность к своей семье, дому, бережное отношение к культурному наследию своей страны, развивает чувство гордости за свой народ.

Изначально совместно с родителями были сделаны акценты на приобщение детей к русской национальной культуре, с целью социально-психологической адаптации детей к реалиям современной жизни путем воспитания на материале русской истории и культуры, традициях.

Первым этапом было создание мини музея в группе «В гостях у Матрешки», далее реализация проекта «Матрешка».

Выбранная тема интересна тем, что кукла, матрешка - самая древняя и популярная игрушка во всех странах мира. Первые куклы были связаны с обрядами, выражающими основы мировоззрения первобытного общества. Куклы были не просто игрушками. Через них предавалась система ценностей народной культуры. Музей- это большая поисковая деятельность, содержанием которой являются встречи с хранителями старинных вещей, работа с семейным архивом, семейными реликвиями. Родители почувствовали свою причастность к созданию мини-музея : они участвовали в обсуждении его создания, приносили работы (совместное творчество детей и родителей).

В дальнейшем предложили родителям воскресные выездные мероприятия, а именно посещение музея имени А. М. Врубеля.

Целью этой работы стало создание системы духовно-нравственного воспитания на традициях с учетом современного опыта. Достижение поставленной цели, происходило через использование различных форм работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию, вовлечение родителей в данную работу посредством совместных мероприятий. Работа по духовно-нравственному воспитанию ведется в тесном сотрудничестве педагог - дети - родители - социум.

Формы работы с детьми: организованная образовательная деятельность, самостоятельная деятельность воспитанников, беседы с детьми, чтение художественной литературы, игры-драматизации, викторины, оформление выставок, мини- музеи, посещение музея имени А. М. Врубеля.

Формы работы с родителями: родительские собрания, просмотр открытых НОД, информационные стенды, папки-передвижки, «Воскресный день с родителями».

Формы работы с социум: музей А. М. Врубеля, в дальнейшем планируем посещения музея Белова, Краеведческий музея.

В заключении можно сделать следующий вывод на протяжении реализации проекта «Здравствуй, музей» у воспитанников сформировались представления о моральных ценностях (истина, добро и зло, дружба, вражда, сопереживание, любовь к Родине, родной земле). После регулярных образовательных мероприятий, а также совместной деятельности детского сада и музея имени А. М. Врубеля по формированию духовно-нравственного развития можно отметить изменения в поведении у воспитанников сопереживание неудачам сверстников, уважительное отношение к своему народу, культуре, осознание себя как гражданина, почтительное отношение к старшим, любовь и уважение к членам своей семьи.

В работе есть и трудности, которые выражались в том, что были родители, которые не имеют особой заинтересованности в нравственном развитии своих детей, но таких родителей в моей группе становится все меньше и меньше.

Совместно с родителями, работниками музея помогаем детям получить представление о разных видах народного искусства и пережить отношение к ним в продуктивной, игровой деятельности. Знакомство ребенка с народным искусством развивает у них вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.

Всякая вещь хранит отпечаток личности мастера, создавшего ее, и хозяина, пользовавшего ею, а значит, отпечаток душ людей. Это часть духовного наследия прошлого. Предки оставили на земле «следы» своей жизни, если мы их отыщем и сохраним, значит, мы их достойные наследники.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Духовно-нравственное воспитание дошкольников Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных.

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Актуальность. Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в.

Духовно-нравственное воспитание детей с ОВЗ Детство - это то время, когда образовываются нравственные навыки и привычки, происходит приобретение знаний об окружающем мире, развиваются.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Воспитание из всех святых дел самое святое Феофан Затворник Духовно-нравственное воспитание - одно из самых актуальных задач российского.

Консультация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Духовно нравственное воспитание дошкольниковДуховно нравственное воспитание дошкольников Духовно нравственное воспитание дошкольников. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою родину (задача особенно актуальная.

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколенияДуховно-нравственное воспитание подрастающего поколения «В детстве, человек должен пройти эмоциональную школу – школу добрых чувств. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь…».

Презентация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Духовность –свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Нравственность.

Презентация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Актуальность темы обусловлена проблемой нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современном обществе. С течением времени ребенок.

Проект «Духовно-нравственное воспитание» Государственное бюджетное учреждение Архангельской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Каргопольский детский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание «Здравствуй, Музей»
Опубликовано: 27 апреля 2018 в 13:39
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД