Папки-передвижки

Духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ путем приобщения к православной культуре и народным традициям через проекты

Марина Рязанова
Духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ путем приобщения к православной культуре и народным традициям через проекты

Дошкольный возраст – важный период для становления личности. Мы все хотим видеть своих детей счастливыми и здоровыми. А для этого нужно, прежде всего, заложить в воспитание прочные духовно-нравственные основы. В настоящее время проблема воспитания душевно, психологически и физически здоровых детей стоит особенно остро.

В наше непростое время социально-экономической нестабильности и кризисных явлений во всех сферах жизни особенно сильно страдают наименее защищенные слои населения, и в том числе дети с ОВЗ. У таких дошкольников свои особенности- проблемы физиологического, психологического характера (сниженная эмоциональность, пассивность во всех видах деятельности (особенно в игре, отсутствие способности к сопереживанию другим людям, наглядно-действенная форма мышления (у их ровесников складывается уже наглядно-образная, импульсивность или заторможенность во всех видах поведения, слабая его осознанность, отклонения в развитии образа себя; обедненность или отсутствие речи речи; слабость, неустойчивость внимания; конфликтность или некоммуникабельность со сверстниками и т. д.) .Задача социализации детей с ОВЗ- одна из приоритетных в работе с такими детьми. Решение этой задачи невозможно без формирования духовно-нравственных основ личности. Наша задача – сохранить и передать нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, а для этого мы должны познакомить детей с ОВЗ с этими обычаями и ценностями.

Публикация «Духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ путем приобщения к православной культуре и народным традициям через проекты» размещена в разделах

Наиболее эффективным методом в духовно-нравственном воспитании является приобщение детей и истокам национальной культуры и традициям посредством приобщения к православию,

Православие традиционно видит смысл образования в духовном просвещении и воспитании человека. Сила православия заключатся в приоритете духовных ценностей над материальными благами, в неискаженном духовном мироощущении и назначении человека. Духовность понимается, как ценностное измерение высших начал: добра, любви, истины, правды, красоты, жизни, человечности, сочувствия, как приоритет таких ценностей как Родина, семья, долг, подвиг. Они должны стать нормами нашей жизни, и жизни детей. Фундаментальные положения православной педагогики – обретение ребенком трудолюбия, скромности, почитания и послушания старших, забота о младших

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие

Мы считаем, что православное воспитание не противоречит задачам светского воспитания, а обогащает и дополняет воспитательный процесс уникальными традициями русской педагогики и вносит в жизнь детского сада особую одухотворенность.

Главное достижение в духовно-нравственном воспитании через приобщение к православным традициям, на которое мы очень надеемся и стремимся к нему- это усвоение ребенком таких ценностей как стремление к добру и неприятие зла, милосердие, сострадание, правдолюбие, стремление к добру и неприятие зла, трудолюбие.

Для формирования духовно-нравственных начал через приобщение к православным традициям в МДОУ ДСКВ № 8 г. Ейска МО Ейский район выбран проектный метод.

Идея духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ путем приобщения к православной культуре и народным традициям через образовательные проекты связано с решением следующих проблем:

Во –первых, в силу психо-физиологических особенностей дети с ОВЗ не могут в полной мере и осознанно воспринимать и усваивать информацию. Наглядно-действенный образ мышления, характерный для таких детей, наилучшим способом проявляется в проектном методе, где дети могут проявлять творчество (прикладное, художественное, музыкальное и т. д.)

Во-вторых, проектный метод позволяет решать сразу несколько задач. Проекты реализованные в нашем детском саду в этом направлении не посвящены какому –либо одному православному празднику или традиции. Они приурочены к такому событию. Так проект «Моя Семья» реализован в предверии Дня Любви, Семьи и Верности (6 июля, а проект «Во саду ли…» к православного праздника Спаса. Помимо задач по православному просвещению в проектах решались и другие воспитательно-образовательные задачи

В третьих, большинство семей на данный момент не готовы решать задачи духовно-нравственного воспитания своих детей при непосредственном личном участии в процессе воспитания. Причинами этого являются: недостаток личного духовного опыта, отсутствие знаний о закономерностях духовно-нравственного становления личности, отсутствие представлений о зависимости процесса духовно-нравственного развития дошкольников в детском саду и семье от внутренней духовной жизни родителей. Проведенные анкетирования, беседы с родителями, показали, что основная часть родителей наших воспитанников считают себя православными людьми. Но, вера – дело сугубо личное и мы не вправе вмешиваться в чужую личную и семейную жизнь. Цель нашей работы с родителями мы определили как просветительскую, т. е. познакомить родителей с православной культурой и историей, пробудить к ней интерес. Анкета по определению семейных ценностей, традиций, позволила выявить положительный опыт отдельных семей, которые могли поделиться им с другими что позволило определить направления дальнейшей работы дошкольного образовательного учреждения по взаимодействию с родителями воспитанников. Основной целью сотрудничества педагогов и родителей по духовно-нравственному воспитанию является возрождение лучших традиций духовно-нравственного воспитания детей в процессе реализации проектов по взаимодействию детского сада с семьей.

Проектный метод позволяет на основе единого проекта организовать совместную деятельность детей, педагогов и родителей в поиске новых понятий и представлений об интеллектуальной, нравственной и социальной сферах жизни через приобщение к православной культуре

Реализация проектов ставит своей целью достичь следующих результатов:

• Сформировать гармоничную духовно-здоровую личность ребенка, имеющего нарушения развития,

• Сформировать навыки межличностного общения детей с позиции равенства, уважения, взаимопонимания.

Воспитать чувства патриотизма, милосердия, правдолюбия, стремления к добру и неприятию зла, потребности в служении людям.

• Сформировать потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.

Приобщить детей и взрослых к опыту православной культуры, знаниям о формах традиционного семейного уклада, пониманию своего места в семье и посильному участию в домашних делах.

• Создать субъективное психо-эмоциональное благополучие каждого ребенка.

• Расширить кругозор детей, пополнив знаниями и представлениями по соответствующим темам («Моя Семья»-о профессиях, труде взрослых и т. д, «Во саду ли…» - о фруктах и овощах, о здоровом образе жизни, о правильном питании и др.)

Совместная работа всех участников образовательного процесса в реализации проектов осуществлялась по нескольким этапам: - подготовительный. Воспитатели знакомились с целями и задачами, разрабатывали план реализации проекта. Родители воспитанников проходили анкетирование, опрос. Педагоги готовили для них консультации, памятки, буклеты. Определяли сроки реализации проектов. Затем разрабатывался план движения к цели, воспитатели во главе со старшим воспитателем обсуждали его с родителями воспитанников, привлекали специалистов – музыкального руководителя, учителей – дефектологов, медицинскую сестру, а также социальных партнеров – педагога- катехезатора, служителей церкви и работников детской библиотеки к осуществлению соответствующих разделов проектов. Основной этап: в условиях семьи дети и родители собирали информацию по темам проектов, совместно изготовляли газеты, поделки и т. д. Члены семей воспитанников принимали участие в конкурсах поделок, проводили беседы со своими детьми, подбирали фотографии. Воспитатели создали условия для ребят в группе, чтобы они могли поделиться полученной информацией, обсудить её между собой, организовывают групповую работу дошкольников над проектными изысканиями. Заключительный этап (представление проекта, рефлексия). Продуктом совместной проектной деятельности стали : праздники, выставки, семейные альбомы, сборники, конкурсы, создание социально-развивающей среды группы. Формирование познавательных и творческих интересов детей объединяет педагогов и родителей в разработке проектов разных видов и организации совместной работы над ними.

В детском саду с целью духовно-нравственных качеств детей с ОВЗ через приобщение к православной культуре и русским национальным традициям реализованы краткосрочные образовательные проекты : «Моя Семья» и «Во саду ли…»

Образовательный проект «Моя Семья» позволил создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, сформировать у детей интерес к своей семье, профессии родителей, их интересам и увлечениям сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи и их деятельности. Этот познавательно- творческий проект, в ходе которых родители дети и педагоги с интересом участвовали в подготовке и праздновании Дня Семьи. В ходе реализации проекта были организованы совместные выставки творческих работ, оформлены группы, изготовлены подарки для родителей.

Задачи проекта - формирование представлений о духовно-нравственных традициях в семье и формах традиционного семейного уклада.

Важным моментом в духовно–нравственном воспитании является возрождение семейных традиций. Несоблюдение евангельской заповеди «Чти отца твоего и матерь твою» открывает нам причины семейных проблем. В ней заложен духовный смысл благополучия и долголетия в семье.

В ходе реализации проекта дети выясняли, как традиции в семье влияют на воспитание ребенка; прослеживали, какие качества личности развиваются при соблюдении той или иной традиции.

В рамках проекта с детьми проводились беседы на темы: «Обычаи и традиции в нашей семье», «Профессии в моей семье», «Бабушкина рассказы», «История праздника», «Символы и атрибуты праздника». творческое рассказывание: «Наша дружная семья», «Выходной день в моей семье», «Я- помощник»; чтение художественной литературы о семье, рассматривание картин и альбомов с сюжетами о семье, чтение стихотворений : «Мама» А. Барто, «А что у вас?» С. Михалков, «Посидим в тишине» Е. Благинина.

Был организован просмотр мультфильмов на соответствующую тематику. Педагогами организовывались сюжетно-ролевые игры. Воспитанникам предлагались дидактические и словесные игры на формирование представлений о труде взрослых, орудиях труда. Со старшими дошкольниками проведена викторины «Город мастеров» и «Семья» (с использованием загадок о членах семьи и профессиях родителей)

В рамках проекта проведены такие мероприятия как

• Конкурс детских рисунков на асфальте

• Изготовление ромашек для украшения группы (ручной труд)

• Совместное с родителями изготовление ромашек

• Выставка детских рисунков «Мама, папа, я!»

.В ходе проекта была организована встреча детей с педагогом –катехезатором Е. В. Долголенко, В ходе встречи детям рассказали об истории праздника, о традициях и укладе в традиционной русской семье.

Особое место в реализации проекта отведено родителям воспитанников. С ними не только проводилась просветительная работа : Беседа «Петр и Февронья в Ейске», Консультации с родителями и вручение буклетов об истории праздника.

Родители активно привлекались к творческому процессу:

Совместное с детьми изготовление ромашек, выпуск стенгазеты «Моя дружная семья», участие в развлечении.

Итоговым мероприятием проекта работы стало создание газеты- выставки «Моя семья» и развлечение «День ромашки»

Образовательный проект «Во саду ли….» воспитанники ДОУ позволил познакомить детей и родителей с народным праздником Медовым Спасом, с обрядами и обычаями празднования этого праздника, а также пополнить знания детей о фруктах, овощах, насекомых пчёлах, Дети учились, бережно относится к природе родного края.

При реализации проекта проводились дидактические игры: «Что растет в саду?», «Фрукты и овощи», «Насекомые», «Четвертый лишний», «Чудо мешочек», «Угадай на вкус», «Собери картинку из четырех частей», «Вершки-корешки», «Угадай, чего не стало», «Что изменилось», «Отгадай-ка», «Сад-огород» (что растет на грядке и в саду, «Узнай по описанию», «Чей же это хвостик»

Дети проявили своё творчество в продуктивных видах деятельности, делали различные поделки и рисунки. Родители приняли активное участие в подготовке и проведении выставки поделок «Яблочный калейдоскоп». Совместное творчество обеспечило возможность общения детей и родителей в процессе совместной творческой деятельности, воспитание созидательного позитивного взаимодействия детей и родителей.

Родители и дети участвовали в создании сборника «Яблочко полезное, яблочко вкусное» а в котором разместили рецепты любимых блюд воспитанников из яблок.

В детском саду состоялся праздник «Яблочный спас или Преображение Господне». В праздничный день преобразились игровые участки и территория детского сада – это результат совместной деятельности педагогов, детей и родителей. Значимым этапом реализации проекта стала встреча со служителями храма, на которой были не только беседа, чтение стихов, но и освящение плодов. При реализации наших проектов источниками знаний являлись воспитатели, родители, библиотекари, служители церкви, познавательная литература, журналы и газеты, а также личный опыт детей.

Вывод: Совместная работа в проекте педагогов, детей и родителей позволяет наладить взаимодействие детского сада и семьи по вопросам духовно-нравственного воспитания детей, выработки совместных действий и требований к ребенку, овладения методами детской деятельности и детско-родительского общения. Проектный метод способствует внесению новых идей в разработку содержания и методов обучения и воспитания, позволяющих эффективно влиять на педагогический процесс. А у наших воспитанников происходит формирование культурно- ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности, развитие эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире.

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (из опыта работы) 1 часть. Одной из актуальных и важных задач, стоящих перед современным обществом, является его духовное, нравственное возрождение, которое.

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

«Этнография — неотъемлемая часть духовно — нравственного воспитания детей» Со страниц многих печатных изданий мы слышим призыв к формированию этнокультурной компетентности дошкольника. Что же такоё этнос? В словаре.

Духовно-нравственное воспитание ребенка-дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культурыДуховно-нравственное воспитание ребенка-дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня.

Формирование духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста на культурных традициях своего народа Формирование духовно - нравственного воспитания детей дошкольного возраста на культурных традициях своего народа В наше сложное время каждый.

Мастер-класс «Особенности приобщения детей дошкольного возраста к музыкальной культуре и традициям мордовского народа» Интеграция образовательных областей:Художественно-эстетическое развитие: закрепление результатов восприятия музыки, формирование интереса.

Патриотическое воспитание ребёнка-дошкольника посредством приобщения к русским народным традициям Актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием подрастающего поколения бесспорна. На всех этапах развития педагогической науки.

Проектирование процесса духовно-нравственного воспитания детей 5–6 лет «Дружная семья народов» Задачи: 1. Продолжать вызывать у детей интерес и формировать представления об образе жизни людей, их традициях, обычаях, фольклоре и национальных.

Традиционная русская народная культура как средство современного духовно-нравственного воспитания детей ВВЕДЕНИЕ Говоря о здоровье нашей нации, мы должны рассматривать его как единство духовного, психического и физического здоровья. В настоящее.

Консультация «Возрождение традиций православного семейного воспитания в системе духовно-нравственного воспитания дошкольников» Испокон веков семья была защитой и убежищем для подрастающего человека, местом, где он с младенчества впитывал основы родной культуры, обычаев,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ путем приобщения к православной культуре и народным традициям через проекты
Опубликовано: 24 февраля 2016 в 19:09
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД