Папки-передвижки

Духовное наследие. Уроки Всероссийского пастыря — святого праведного Иоанна Кронштадтского

Лариса Будан
Духовное наследие. Уроки Всероссийского пастыря — святого праведного Иоанна Кронштадтского

Уроки Всероссийского пастыря – святого праведного

Иоанна Кронштадтского

Святой праведный Иоанн Кронштадтский родился 19 октября 1829 года в семье бедного причетника Илии Михайловича и Феодоры Власьевны Сергиевых в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии. В роду его отца были священники на протяжении 350 лет. Мальчик был слаб здоровьем, часто болел. Мать подолгу молилась о сыне, и Ваня, видя молящуюся мать, сам учился проникновенной молитве. Отец с раннего детства постоянно брал его в церковь и воспитал в нем особенную любовь к богослужению.

Публикация «Духовное наследие, Уроки Всероссийского пастыря — святого праведного Иоанна Кронштадтского» размещена в разделах

Школьные дела у Иоанна шли плохо. Он много молился о даровании ему разума к постижению учения, и Господь услышал его: однажды ночью, когда Иоанн молился особенно горячо, Божественная благодать осенила его, и, по его собственному выражению, «мгновенно как бы завеса спала с его глаз». С тех пор он стал делать большие успехи в учении. После приходского училища он окончил Архангельскую духовную семинарию первым по успеваемости и Санкт-Петербургскую Духовную академию со степенью кандидата богословия. Женился на дочери протоиерея Константина Несвицкого, Елизавете. Супруги приняли на себя подвиг девства. По рукоположении молодой священник был назначен ключарем Андреевского собора города Кронштадта.

В то время правительство ссылало в Кронштадт убийц, воров и прочих уголовных преступников. На этих отвергнутых всеми людей и обратил внимание молодой кронштадтский священник. Ежедневно он приходил в их землянки и подвалы не на 5-10 минут, чтобы исполнить какую-либо требу и уйти; он шел к живой бесценной душе, к братьям и сестрам, оставался там часами, беседовал, увещевал, утешал, ухаживал за больными, плакал и радовался вместе с ними. Он сам отправлялся в лавочку за продуктами, в аптеку за лекарством, за доктором, отдавая беднякам все свои деньги, одежду и обувь. Уходил он оттуда радостный, надеясь что Господь пошлет средства для дальнейших благодеяний. Кронштадтские жители видели, как он возвращается домой босой и без рясы, и приносили матушке обувь, говоря: «Твой отдал свою кому-то, придет босым».

Раздавая бедным все свои средства, отец Иоанн скоро убедился, что такая благотворительность недостаточна, чтобы удовлетворить всех нуждающихся. Он призвал жителей Кронштадта помочь бесприютным беднякам. Люди деятельно откликнулись на просьбу пастыря. Стараниями отца Иоанна в Кронштадте был устроен Дом трудолюбия с мастерскими, школой, детским садом, приютом, столовой, библиотекой, бесплатной лечебницей, ночлежным и странноприимным домом. Благотворительная деятельность отца Иоанна исчислялась миллионами рублей в год. Он говорил: «У меня своих денег нет. Мне жертвуют, и я жертвую».

Истинной здравницей скорбящих душ отец Иоанн считал храм Христов, а самым действенным средством исцеления Божественную литургию. Отец Иоанн совершал Литургию каждый день. Он говорил: «Христос Спаситель установил таинство Причащения, чтобы очистить нас огнем Своего Божества, искоренить грех, сообщить нам Свою святость и правду, сделать нас достойными рая и радости неизреченной». Когда отец Иоанн молился, казалось, он видит перед собой Бога и дерзновенно говорит с Ним. Он умолял, упрашивал и даже настаивал, словно, схватившись за ризу Христову, был готов не выпустить ее из рук, пока не будет услышан.

По молитвам отца Иоанна стали происходить чудотворения; слухи о них распространялись в Кронштадте и Петербурге, их стали публиковать и обсуждать в печати. Люди тянулись к нему сначала десятками, затем сотнями и тысячами. На исповеди, длившиеся по 12 часов, проходило до 6 тысяч человек. Андреевский собор, вмещающий 7 тысяч, всегда был переполнен. Такого влияния на все слои русского народа, какое имел отец Иоанн, не было ни у кого. Святитель Феофан Затворник (†1894) писал: «Отец Иоанн Кронштадтский Божий человек. Молитва его доходит к Богу по великой вере его».

Сила слова отца Иоанна излилась в его замечательной книге духовном дневнике «Моя жизнь во Христе». Не только со всей России, но и из Европы, Индии, Америки присылали Кронштадтскому пастырю тысячи писем и телеграмм с просьбой о молитве. Отец Иоанн говорил : «Я не ищу и не искал славы, она сама идет ко мне. Воздаю славу Тому, Кто сказал: Я прославлю прославляющих меня». Вместе со всем русским народом чтил отца Иоанна и Император Александр III, который перед своей кончиной призвал батюшку к себе в Ливадию. Отец Иоанн позже говорил : «Я мертвых воскрешал, а батюшку-царя не мог у Господа вымолить. Да будет на все Его святая воля».

9 декабря 1908 года отец Иоанн совершил последнюю Литургию, а утром 20 декабря тихо предал свой дух Богу. Похоронен в нижнем храме основанного им в 1900 году Иоанновского женского монастыря на реке Карповке в Петербурге.

Прославлен Святой Праведный Иоанн Кронштадтский в 1990 году Поместным Собором Русской Православной Церкви. Память празднуется 20 декабря (2 января нов. ст., в 3-ю неделю по Пятидесятнице в Соборе Санкт-Петербуржских святых и 19 ноября (1 декабря нов. ст.) в Соборе святых Эстонской земли. Память Святого Праведного Иоанна Кронштадтского совершается также в день его рождения и тезоименитства 19 октября (1 ноября нов. ст.) и в день прославления в лике святых 1 июня (14 июня нов. ст.).

Отец Иоанн заявлял не раз, что задача каждого преподавателя состоит в том, чтобы дать ученикам прочный фундамент знаний, на котором они сами могут впоследствии строить здание разумного миропонимания. Важно не количество информации, а прочность усвоенных знаний. ". Область знаний безгранична. Но область полезных и существенно необходимых знаний ограничена. Из множества достаточно выбрать самое необходимое и привести это в стройную систему, соображенную с количеством других предметов. В противном случае мы будем разрушать труды один другого. "

Целью же педагогической деятельности должен стать поиск добродетели и выяснение цели жизни и жизненных ценностей. Обучение должно сочетать две цели - образованность и благочестие. Учитель должен воспитывать душу ребенка, а не просто набивать его голову информацией. Отец Иоанн выступал против сведения Закона Божия на один уровень с другими школьными предметами. По его мнению, Закон Божий должен находиться во главе прочих наук. Закон Божий - это не предмет умствований, а закон жизни. Основной целью преподавания Закона Божия должно стать привитие ребенку способности распознавать и предостерегать грех. Привить детям любовь к житиям святых, а прежде всего к Евангелию, - вот что святой Иоанн считал самым важным в преподавании Закона Божия. Главным качеством учителя, по мнению отца Иоанна, должна быть любовь к детям. Учитель должен осознавать высокий уровень ответственности, возложенный на него, за образование и воспитание детей.

Важнейшие принципы педагогической деятельности св. прав. Иоанна Кронштадтского

1. Бог есть основа и источник всей жизни и всякого познания, цель и смысл человеческой жизни и деятельности.

2. Преподавание должно быть простым и цельным.

3. Преподавание должно быть неотделимым от воспитания, а воспитание должно иметь приоритет над обучением.

4. Без благодатной помощи христианской Церкви невозможно полноценное воспитание, прежде всего - сердца.

5. Педагогу нужно иметь дар любви к детям.

6. Педагог должен иметь воодушевление от Духа Святого и нести ответственность за свою деятельность перед Богом.

7. Методика преподавания должна быть проста, доступна и наглядна.

8. Крайне вредна погоня за обилием знаний.

9. Нужно вовремя замечать и всеми силами исцелять душевную порчу, не смешивая при этом человека со злом, которое в нем.

10. Нужно воспитывать детей примером своей жизни.

Педагог - законоучитель отец Иоанн Кронштадский

В отце Иоанне жила кака-то неземная, ангельская любовь к детям, она-то и двигала весь учебно-воспитательный процесс, вдохновляя его. То был особый благодатный Божий дар, возогретый им настолько, что и в последующие годы, уже оставив учительскую деятельность, отец Иоанн часто исцелял больных детей силой своей любви и молитвой, непрестанно благословляя и наставляя их в вере. Известны его слова, обращенные к детям, ученикам гимназии, где преподавал отец Иоанн : "Вы - дети мои, ибо я родил и рождаю вас благовествованием о Христе Иисусе, духовная кровь моя - наставления мои - текут в жилах ваших. Вы - дети мои, потому что я имею вас всегда в сердце моем и молюсь за вас. Вы - дети мои, потому что я, действительно, как священник, - отец, и вы называете меня батюшкой".

Школьному делу отец Иоанн отдавался всецело, как и пастырскому, считая школу преддверием Церкви, а заботу о школе - важнейшим делом Святой Церкви. У отца Иоанна не было неспособных, его беседы запоминались навсегда и почти одинаково сильными и слабыми. Будучи добрым и религиозным человеком, отец Иоанн обладал и особым даром преподавания, который имеют далеко не все педагоги. Он не ставил двоек, не "резал" на экзаменах, не задавал уроков, а вел в часы своих уроков беседы со своими питомцами о предметах веры. Спрашивал обыкновенно сначала тех, кто сам заявлял свое желание отвечать урок. А желающих отвечать урок обыкновенно было много. Протягивались нетерпеливые руки, и слышались умоляющие возгласы: "Батюшка, позвольте мне!" Иметь "три" по Закону Божию считалось среди его учеников величайшим позором. Он был добр, но огорчить его невыученным уроком было стыдно, поскольку ученики его искренне уважали и любили, а потому старались прилежно заниматься. Отец Иоанн никогда не прибегал ни к чрезмерной строгости, ни к нравственному принижению неспособных. Уроки его были скорее удовольствием, отдыхом для учащихся, чем тяжелой обязанностью, трудом. Это была живая беседа, увлекательная речь, интересный, захватывающий внимание рассказ. И эти беседы пастыря-отца со своими детьми на всю жизнь глубоко запечатлевались в памяти учащихся. Отец Иоанн Кронштадский отмечал огромную воспитательную и педагогическую роль труда. В 1842 году его стараниями в Кронштадте был открыт "Дом трудолюбия" и при нем два начальных училища, лечебница, приют для бездомных, различные мастерские.

В педагогических воззрениях отца Иоанна можно выделить пять наиважнейших факторов воспитания:

1 - Личный пример учителя, ориентирующий и препровождающий к небесному Первоучителю - Господу нашему Иисусу Христу.

2 - Благодатная помощь от Бога по молитвам и участию в церковных Таинствах.

3 - Духовническое руководство воспитуемым.

4 - Душеполезное обучение, прежде всего Закону Божьему, а также - общение, чтение, наставление о старших и более опытных.

5 - Благотворная христианская среда, которую представляет православная семья и церковная община.

Публикации по теме:

Цели, задачи, педагогические принципы комплекса программы «Наследие» Патриотическое воспитание в детском саду - это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры. Суть патриотического.

Наследие. Духовно-нравственное воспитание дошкольников "Серебряные родники малой Родины" Будущее – это наши дети, и именно их нужно воспитывать в духе традиций, уважения и любви к своим родным,.

Фотоотчет «Икона Пресвятой Богородицы «Знамение» в Кафедральном соборе Святого праведного воина Феодора Ушакова го СаранскФотоотчет «Икона Пресвятой Богородицы «Знамение» в Кафедральном соборе Святого праведного воина Феодора Ушакова го Саранск Уважаемые коллеги! Просто не могла не поделиться с Вами об этом знаменательном событии. С 4 по 10 октября в Мордовии прибывала величайшая.

I часть. Род Барятинских и его духовное начало. Фотоэкспозиция из Марьино, что под Курском…I часть. Род Барятинских и его духовное начало. Фотоэкспозиция из Марьино, что под Курском… Барятинские. Древнейший княжеский род. Девизом семьи являлось яркое созвучие двух слов "Твердость и постоянство"(хотя другая часть исследователей.

Консультация для родителей «Семейное чтение как источник формирования интереса к книге и духовное обогащение семьи» Консультация для родителей на тему: «Семейное чтение как источник формирования интереса к книге и духовное обогащение семьи» (первая младшая.

Культурное наследие Кемеровской области — шорский народ.Культурное наследие Кемеровской области — шорский народ. Культурное наследие Кемеровской области – шорский народ. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и.

Научно-исследовательская работа «Духовное становление личности на основе театрального искусства» ВВЕДЕНИЕ Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного,.

Научно — исследовательская работа: «Духовное становление личности на основе театрального искусства» Презентация работы театральной студии «Колобок». 1слайд. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Искалиева Эльмира Григорьевна. Я.

Фотоотчет «Нравственно-духовное воспитание детей»Фотоотчет «Нравственно-духовное воспитание детей» Дети-это наше будущее. Это и наши будущие защитники,будущие врачи,будущие учителя,будущие родители. И просто добрые,отзывчивые люди. А какими.

Программа по изучению истории родного края для детей 10–16 лет «Наследие» Образовательная программа «Наследие» разработана для детей 10-16 лет. Данная программа создана в связи с модернизацией системы образования,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовное наследие. Уроки Всероссийского пастыря — святого праведного Иоанна Кронштадтского
Опубликовано: 12 декабря 2016 в 21:30
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД