Получи документы

Дыхательная гимнастика, как средство развития речи

Ангелина Таценко
Дыхательная гимнастика, как средство развития речи

Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Стоит отметить, что с каждым годом количество детей с нарушениями речи заметно выросло. Это связано с различными факторами развития ребенка : неблагоприятные воздействия окружающей среды, патологии внутриутробного развития, первые годы жизни ребенка, а в том числе, речевой культурой, в которой воспитывается ребенок. Смазанная, непонятная речь затрудняет общение не только с взрослыми, но и со сверстниками, накладывая отпечаток на черты характера ребенка. Дети с речевыми нарушениями более замкнутые, проявляют негативизм, раздражительность.

Публикация «Дыхательная гимнастика, как средство развития речи» размещена в разделах

Первостепенной задачей, стоящей перед педагогами – это раннее выявление речевых нарушений и их своевременная коррекция. Воспитание правильной речи невозможно при развитии только одного компонента речи, коррекция речи должна строиться на работе над всеми компонентами речи : звукопроизношение, лексико-грамматический строй речи, слоговая структура слова, развитие связной речи, а также развитие психический функций : внимание, память, мышление.

Важную роль играет эмоциональный настрой ребенка, его желание активно включаться в работу, способность проявлять волевые усилия для достижения поставленной цели. Игровой метод дает наиболее эффективный результат, поэтому свою работу я строю на различных играх, сказках, инсценировках, что способствует развитию выразительности речи, обогащению словаря.

Для успеха коррекционной логопедической работы необходима совокупность целого ряда факторов: достаточная форсированность основных психических процессов (внимания, памяти, мышления, познавательных интересов и активность ребенка, хорошо развитой общей, тонкой и артикуляционной моторики, пространственная ориентировка, а также правильно поставленное дыхание.

На постановке правильного дыхания, я хочу остановиться отдельно. Правильное речевое дыхание обеспечивает четкую дикцию, произношение звуков, за счет нормального звукообразования, достаточной громкости, соблюдение пауз, сохранение плавности речи и её выразительности. Дыхательная гимнастика позволяет выработать сильный, плавный, удлиненный выдох, сформировать целенаправленную воздушную струю – это позволяет ребенку более быстро освоить труднопроизносимые звуки.

Следует напомнить, что при постановке правильного дыхания существуют общие правила выполнения упражнений:

-заниматься в хорошо проветренном помещении, при t 18-20 градусов.

-одежда не должна сковывать движения.

-не заниматься сразу после приема пищи.

-при заболевании органов дыхания в острой форме заниматься запрещено.

-сопроводительный текст произносит взрослый.

Необходимо следить за техникой выполнения упражнений:

-воздух набирать через нос.

-плечи не поднимать.

-выдох должен быть длинным и плавным.

-щеки не надувать.

-дозировать выполнение упражнений (индивидуально, так как может закружиться голова.

Предлагаю вашему вниманию несколько дыхательных упражнений, которые можно использовать в работе.

«Дует с горки ветерок»

Язык принимает артикуляционную позу «горка». Сохраняя это положение языка. Подуть так, чтобы выходила холодная струя воздуха. Взрослый демонстрирует упражнение и предлагает детям самим выполнить дыхательное упражнение и проверить поднесенной к губам ладонью, какой воздух (ветерок) выходит изо рта: теплый или холодный. Ладонь около рта следует держать вертикально.

Ветер дует-задувает,

Но ребят он не пугает.

«Попьем»

Вытянуть губы «трубочкой» и втянуть в себя воздух. Затем взрослый предлагает выполнить упражнение «Трубочка» и вновь повторить упражнение.

Пьет апельсиновый сок

Из трубочки мамин сынок.

«Машина»

Подуть на сомкнутые и слегка расслабленные губы так, чтобы они начали вибрировать.

Ехал, ахал, до реки доехал.

Как перебраться на другой берег?

Кругом вода, одна вода.

Поплыл на лодочке туда.

Бегает в калошах

Быстрее, чем лошадь.

«Парашют»

Поднести ладонь с комочком ваты к губам и подуть на комочек. При этом губы сложить в легкую улыбку, щеки не надувать.

Тучек нет на горизонте,

Но раскрылся в небе зонтик.

Через несколько минут

Опустился парашют.

«Песенка воды»

Длительно произносить звук С. При этом губы сложить в улыбку, а языком упереться в нижние зубы. При правильной артикуляции поднесенная ко рту ладонь ощущает холодную струю воздуха. Предложите детям проверить, какая струя воздуха выходит изо рта – теплая или холодная.

Квакают у ручья лягушки:

«Течет, течет - не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит».

«Греем ручки»

Быстро тереть одна о другую ладони, затем поднести их к лицу и подышать на ладони со звуком Х. Взрослый спрашивает у детей: «Согрелись ручки?» Выполнять упражнение несколько раз.

«Холодный ветер»

Поднести ладонь к губам, широко улыбнувшись, длительно произносить звук С. Ладонь поднести ко рту, ощутить холодную струю воздуха.

«Зимой ветер был холодный, неласковый вот такой».

«Теплый ветерок»

Поднести ладонь к губам и, вытянув губы вперед в виде рупора, длительно произнести звук Ш. Ладонь поднести ко рту, ощутить теплую струю воздуха.

«А теперь ветерок стал теплым и ласковым. Всех вокруг обогреет, порадует: цветам расправит лепестки, пригладит травку на лугу, поможет птичкам на лету. Вот он какой».

«Душистый цветок»

Поднеси к носу цветок, и сделать глубокий вздох носом, а выдох ртом. Одновременно на выдохе произнести фразу:

Ах, как приятно пахнет!

А кто это летит –

Крылышками машет,

Над цветочком пляшет?

«Пар»

Несколько раз подряд произнеси звук П.

«В нем вода бурлит, кипит.

«Буль-буль»,- нам говорит.

Взрослый обращается по очереди к каждому из детей и просит повторить звукоподражание в разном ритме.

«Зайчишка - трусишка»

Делать глубокий вдох и медленный выдох через рот. Ладони положить на живот и следить за его движениями – увеличение в объеме при вдохе и уменьшением при выдохе.

Взрослый произносит текст:

В животе у зайки пусто.

Где б найти ему капусту?

Ребята, давайте зайчика угостим. На, зайчик, капусту»

«Ежик фыркает»

Несколько раз подряд произносить звук Ф. Для этого верхнюю губу приподнять, а нижней губой прикасаться к верхним зубам.

У меня в иголках шерстка

И в норе запасов горстка.

Лучше ты меня не дрожь!

Я – колючий серый еж!

«Футбол»

Из комочка ваты скатайте шарик – это мяч. Поставьте на некотором расстоянии друг от друга два кубика – это ворота. Ребенок дует на мяч, пытаясь забить гол. Комочек ваты должен оказаться между двумя кубиками.

«Шторм в стакане»

Вам понадобиться трубочка для коктейля и стакан с чистой водой. Посередине широкого языка кладется трубочка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через трубочку, чтобы вода бурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.

Существует огромное множество игр и упражнений на развитие правильного дыхания с предметами (трубочки, мячики, салфетки и т. д.) и без предметов. Использую в своей работе упражнения на постановку правильного дыхания, это позволяет мне сделать работу по развитию речи более эффективной и заметно ускорить коррекцию звукопроизношения и речь детей раннего возраста.

Публикации по теме:

Дыхательная гимнастика как средство оздоровления детей Цель работы выявление и внедрение организационно-педагогических условий использования дыхательной гимнастики с детьми дошкольного.

Конструирование — как средство развития речи Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Успехи в овладении детьми связной речью обеспечивают и определённую.

Артикуляционная гимнастика как средство развития правильного звукопроизношения Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Чтобы малыш научился произносить.

Дыхательная гимнастика для развития речевого дыханияДыхательная гимнастика для развития речевого дыхания Дыхательная гимнастика для развития речевого дыхания. Тучка с капельками дождя и осенний листопад. Правильное дыхание поможет ребенку.

Презентация «Дыхательная гимнастика, как средство оздоровления!» «Я дышу – и значит, я люблю! Я люблю – и значит, я живу!» Владимир Высоцкий 2 Ну как не согласиться с Владимиром Семеновичем, уж он как.

Дыхательная гимнастика в коррекционно-образовательной работе с детьми с нарушениями речи Составлена учителями-логопедами: А. П. Журавлевой, Н. А. Шепелевой. Человек способен на многое: сутками не есть и не спать, неделями терпеть.

Моделирование как средство развития речи Самые важные приобретения ребенка в дошкольном возрасте рассматривается как в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания.

Пальчиковая гимнастика как средство развития речи у детей Пальчиковая гимнастика как средство развитие речи у детей. "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский. "Рука – это.

Партерная гимнастика как средство развития физических качеств детей дошкольного возраста в условиях доп. образования Проект «Партерная гимнастика как средство развития физических качеств детей дошкольного возраста в условиях дополнительного образования».

Семинар-практикум для родителей «Дыхательная гимнастика как средство для сохранения и укрепления здоровья дошкольников» Тема «Дыхательная гимнастика как средство для сохранения и укрепления здоровья дошкольников» Цель: формирование у родителей устойчивой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дыхательная гимнастика, как средство развития речи
Опубликовано: 14 марта 2019 в 07:29
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД