Татьяна Забоева
Консультация для родителей по адаптации детей к детсаду «Если «не хочу в сад» все-таки случилось»
▼ Скачать + Заказать документы
В норме адаптация считается легкой, если в течение 1–1,5 месяца ребенок привыкает к коллективу и охотно общается с другими детьми, заходит в группу без истерик, в течение дня чаще пребывает в нормальном настроении. В этот период могут быть эмоциональные всплески в виде эпизодического нежелания посещения детского сада, грусти при расставании с родителем.
Адаптация средней степени длится от 1,5 до 2,5 месяца. Может проявляться нарушением
Публикация «Консультация для родителей по адаптации детей к детсаду „Если „не хочу в сад“ все-таки случилось“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Темочки
сна, аппетита, капризами, подавленным настроением. Как правило, все симптомы пропадают спустя 2 месяца посещения детского сада.
Тяжелая адаптация длится более трех месяцев. Ребенок заходит в группу со слезами, практически ни с кем из детей не общается, тяжело идет на контакт с воспитателем. Процесс привыкания может сопровождаться частыми истериками, нарушением аппетита, сна, тошнотой, рвотой. Родители отчетливо замечают, что состояние ребенка с течением времени не нормализуется. В некоторых случаях ситуация может усугубляться, присоединяются моторные и вокальные гиперкинезы, страхи или агрессия. В этом случае важно обратиться к специалисту, чтобы разобраться в причинах дезадаптации и методах коррекции.
Как подготовить ребё нка:
1. Рассказываем позитивную историю про детский сад (формируем позитивный настрой);
2. Гуляем возле детского сада или по возможности на его территории, когда там играют другие дети;
3. Общаемся с детьми, которые уже ходят в сад, инициируем обсуждение;
4. Проигрываем на игрушках, рисунках.
Главные принципы любой адаптации :
1. Стресс должен быть посильным для ребёнка, адаптация входит в зону ближайшего развития;
2. По возможности не суммировать стресс;
3. Внимание на физиологию;
4. Добавлять дополнительные ресурсы для ребёнка;
5. Быть источником покоя и уверенности.
Рассмотрим основные ошибки, которые могут затягивать адаптацию
1. Отсутствие четкого режима
Если у ребёнка дома был свободный режим, ему очень сложно приспособиться к новым условиям. Очень важно готовиться к посещению детского сада заранее. Если ребёнок привык спать до 10-11, то раннее утреннее пробуждение в детский сад будет нести волну протеста.
Что делать? : уточняем у воспитателя график детского сада и стараемся соблюдать его дома.
2. Отсутствие навыков самостоятельности
Если ребё нок привык к повышенной опеке и не владеет элементарными навыками: не ест и не спит сам, ходит в подгузнике – это очень осложняет адаптацию.
Что делать? : тренируем навыки самостоятельности. Это не значит, что ребёнок должен владеть ими в совершенстве, но простым действиям ребёнка лучше научить.
3. Отсутствие информации о детском саде
Ребёнок жил себе спокойно, а потом мама отвела его ранним утром в незнакомое место к чужой тете и детям.
Что делать? : устраиваем прогулки рядом с детским садом, подробно рассказываем о нем, гуляем с ребёнком на территории детского сада, читаем терапевтические сказки.
Можно создать альбом «Детский сад», где разместите фотографии: группы, спальни, места приема пищи, как ребёнок играет с другими детьми, их прогулку и т. д. Дома, совместно с ребёнком рассматривать альбом и подкреплять позитивными установками («как здорово вы играли!», «кто у тебя изображен на шкавчике?», «как вкусно кормят» и т. д).
Никогда не пугайте ребё нка садиком: «Будешь баловаться, отведу в сад», «В садике с тобой никто возиться не будет»!
4. Отсутствие навыков общения
В детском садике ребенку придется контактировать с большим количеством детей. Если ребёнок малообщителен, обязательно покажите личным примером, как делиться игрушками, как просить игрушку, как обращаться к воспитателям.
5. Неправильное прощание
Расставание ребёнка и родителя – краеугольная тема в адаптации. Может пройти несколько месяцев, прежде чем ребёнок спокойно начнет отпускать родителей без слез.
Как прощаться НЕ стоит?
«Я быстро уйду, чтобы он не заметил»
Пару раз этот способ может сработать, но потом могут быть выраженные регрессы. У ребёнка может появится страх вас потерять.
«Я на минутку уйду, а потом зайду»
Это обман, соответственно, доверие подрывается. Ребёнок должен знать, что мама уходит, а он остается.
«Если будешь себя плохо вести, не приду за тобой»
Не нужно пугать ребенка таким способом. Для него вы самый близкий и родной человек, это может вызвать тревогу разделения.
6. Как желательно прощаться?
Детям очень важны постоянные ритуалы, они дают им ощущение уверенности и безопасности.
Что делать? : Перед уходом спуститесь на уровень глаз ребёнка, сообщите, что вам нужно сейчас уйти, а он остается в садике с воспитателем и детками. Скаите точно, когда вы за ним обязательно придете.
7. Вы должны придумать свой ритуал прощания.
Он может включать 1-2 действия.
Например: «Поцелуй в ладошке» - известный способ эмоционального прощания. Вы прячете свой воздушный поцелуй в ладошку или кармашек ребёнка.
«Солнышко или ракета на ладошке» - можно нарисовать пальцем или фломастером на водной основе и сказать, что рисунок будет оберегать ребёнка.
«Бумажный ключик» - вы даете ребёнку ключ из картона с собой, предупредив: это ключик от дома и ребёнок должен хранить его до вечера.
Если «не хочу в сад» все-таки случилось :
• Выслушиваем малыша, а не спорим с его чувствами и желаниями ( Признаем: да, тебе трудно привыкать, так бывает. Давай, я тебе буду помогать);
• Не боремся со слезами: плакать, когда грустно, нормально, но это не отменяет наших планов;
• По возможности делаем 1 дополнительный выходной;
• Если проблемы в саду – обращаемся за помощью к воспитателю (дать понять ребёнку, что ему рады, что он нужен в этой группе);
• Если ребёнок не хочет расставаться, добавляем ресурса в виде ритуалов, символов связи (свою фотографию, маленькую игрушку, обсуждение планов на вечер);
• В обсуждении делаем акцент на обретение ресурса: чему ты научился? Что у тебя получилось сегодня? С кем ты играл? Что было вкусно?
• Проводим время после сада позитивно, давая, по необходимости, отдохнуть или побеситься.