Маматова Наталья Ивановна
Консультация «Если ваш ребенок левша»
▼ Скачать + Заказать документы
Быть левшой или правшой не зависит от нашего выбора. Это выбор природы.
Леворукость – это индивидуальная особенность ребенка (как цвет волос или темп речи).
Наш мир создан для тех, кто максимально похож на других. Всем кто хочет чем-то отличаться. Выбиваясь от общей массы приходится туго: они вынуждены постоянно подстраиваться под условия, созданные для большинства. Вы думаете это так легко? Тогда попробуйте хотя бы один день обходиться без правой руки, и вы поймете, каково это быть левшой в мире правшей!
Публикация «Консультация „Если ваш ребенок левша“» размещена в разделах
По статистике сейчас на земле проживает порядка 500млн леворукихлюдей. Существует специальный тест,позволяющей выявлять левшей уже среди новорожденных. Называется он “поза фехтовальщики” левая рука вытянута вперед, правая прижата к туловищу. Если, лежа на синие, ребенок в течение первого месяца жизни принимает именно такую позу, значит он левша. Такой тест дает вероятность 85%.
Кстати, среди животных также бывают левша. Иногдавсё же встречаются леволапые, например, полярные медведи. Заикание и диелексия (неспособность к чтению) чаще встречаются у левшей. Левши под водой видят лучше, чем правша. Благодаря древним орудиям труда ученые доказали, что левши существовали еще 1,4млн. лет назад.
Существует много предположений о причинах леворукости, однако точный ответ до сих пор не найден. Одни ученые считают, что леворукость в большинстве случаев является следствием небольших повреждений мозга, произошедших до или после рождения. Другие полагают, что это повреждение связано с недостатком кислорода в организме ребенка до его рождения.
Ученые говорят о превосходстве левшей над правшами. Есть среди левшей и знаменитости : Чарли Чаплин, Леонардо да Винчи, Пабло Пикассо, Вольфганг Амадей Моцарт, Сергей Рахманинов, Николай Лесков, Петр Первый. Ученые из Оксфардского университета обнаружили, что есть ген левши, который отвечает за инверсию функций, выполняемых разными полушариями мозга. У правшей левое полушарие отвечает за речь, а правое - за эмоции. У левшей все наоборот. Наверное поэтому левши чаще, чем правши, вырастают людьми творческими, с развитым визуальным мышлением. По мнению психологов, левши обладают сильным характером. Большинство левшей выбирают работу, связанную с творческими профессиями.
Большинство исследователей признают связь леворукости с нарушением речи. Это первичное (врожденное) и вторичное (приобретенное) нарушение речи.
Первичное обусловлено врожденной функциональной асимметрией полушарий мозга, вызывающей задержку развития речи, фонетическое ее нарушения.
Вторичное - результат неправильных методов воспитания и обучения левшей. Подобное переучивание нередко вызывает заикание, а иногда даже временную немоту.
Сказанное о нарушениях речи у левшей еще более повышает значительность их правильного воспитания и обучения.
Следует отметить, что в семье и детских садах не всегда внимательно относятся к этой проблеме, поэтому дети левши бывают долго предоставлены сами себе и в той или иной мере, и уже до школы закрепили леворукость.
Для изучения вопроса о переучивании, имеющим ведущее значение, я хочу предложить вопросы к родителям левшей и их педагогам.
1. До какого возраста ребенок одинаково часто производил одно и тоже действие то правой, то левой рукой?
2. В каком возрасте ребенок чаще стал употреблять левую руку в игре, при еде, при выполнении бытовых поручений?
3. Как вы относитесь к этому: безразлично или старались приучить ребенка обязательно пользоваться правой рукой?
4. Если вы переучивали ребенка, то какими способами: старались незаметно подносить ложку, кружку к его правой руке и не выражали недовольства ребенком, если он все же перекладывал поданное в левую руку, выражали недовольство, попрекали, высмеивали его, ставили в пример других детей и убеждали подрожать им, примеряли насильственные меры, угрожали, били по левой руке и т. д. ?
5. Как реагировал на ваши требования ребенок?
6. Не появились у левши в период вынужденного пользования правой рукой какие-либо задержки в речевом развитии, заикание?
7. Как левша овладел правой рукой, если не применялись насильственные меры?
8. Если вы предоставили свободно пользоваться любой рукой, то какие неудобства получились из этого.
Уважаемые родители, коллеги, помните, что только мягкие педагогические подходы, учитывающие физиологические возможности ребенка и щадящие психику могут дать положительные результаты. (До 40% левшей спокойно переключаются на праворукость).
Особенно эффективны разъяснения, почему в известных случаях надо действовать правой рукой, или предположения самим подумать о выборе руки, а также поощрительные средства, а ведь улыбка матери, ее ласковое слово и похвала при попытке левшей действовать правой рукой приносят пользу.
Помните, что никогда недопустимы жесткие воздействие на переучивания левшей (насмешки, ругань.). Они могут дать результат отрицательный.
Данные исследований позволяет сделать вывод, что в случаях ярко выраженной и трудноподдающейся переучиванию леворукости целесообразно не только предоставить левше возможность свободно пользоваться левой рукой везде, где ему удобно, но и культивировать его леворукость одновременно развивая правую руку.
В случае стремления самого левши и легкого перехода к письму, рисованию правой рукой к переучиванию следует приступить, когда у ребенка в должной мере сформируется психика и речь, т. е. в 6-7 лет.
Вопрос об обязательном развитии одинакорукости имеет государственное значение и требует безотлагательного решения.
Современная техника нуждается в современной функции обеих рук.
Список литературы
1. Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А. Левши : М. 1994
2. Майская А. Ребенок лева : как достичь гармонии с правым миром: СПБ 2006.
3. Светлов Р. С. Левши и правши : какой рукой открыть дверь и