Марина Савоста
Физическое воспитание дошкольников посредством спортивных игр и упражнений на воздухе
▼ Скачать + Заказать документы
Великая ценность каждого человека – здоровье. Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением.
В соответствии с ФГОС ДО физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Публикация «Физическое воспитание дошкольников посредством спортивных игр и упражнений на воздухе» размещена в разделах
Разнообразные движения и действия детей во время игры, при умелом руководстве ими эффективно влияют на деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие и укрепляется здоровье ребенка.
Как показало изучение практики физического воспитания в ДОУ, элементарных подвижных игр для решения задач полноценного физического воспитания явно недостаточно. Поэтому большое место во всестороннем физическом развитии детей занимают спортивные упражнения, а также подвижные игры с элементами спортивных игр.
Игры с элементами спортивных игр подбираются с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальной склонности и интересов ребенка. В них используются лишь некоторые элементы техники спортивных игр, доступные и полезные детям дошкольного возраста. Подвижные игры с элементами спортивных игр требуют особой подготовки организма ребенка для их проведения. Для этого в детском саду необходимо применять только те игры, которые дадут детям возможность быстрее овладеть элементами спортивных игр. В детском саду довольно широко используются бадминтон, городки, малый и настольный теннис, а также элементы баскетбола, волейбола, футбола, хоккея. Эти игры способствуют повышению уровня физической подготовленности детей и развитию у них физических качеств (ловкости, быстроты, глазомера и др.). Дети старшего дошкольного возраста при условии целенаправленной педагогической деятельности успешно овладевают элементами спортивных игр, что является одним из основных путей развития двигательных способностей. Освоение элементов спортивных игр в дошкольном возрасте составляет основу для дальнейших занятий спортом.
Цели и задачи проведения спортивных игр и упражнений состоят в создании условий для:
-физического развития (спорт укрепляет сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы организма, тренирует ловкость, выносливость, темп и ритм движений);
-умственного развития (дети учатся ориентироваться в пространстве и времени, а за счёт необходимости выполнять игровые задачи в определённый хронометраж, происходит активизация процессов мышления, стимулируется сообразительность);
-коммуникативного развития (во время участия в спортивных играх ребята учатся взаимодействовать друг с другом и со взрослыми в коллективе);
-нравственно-духовного воспитания (в ходе участия в спортивной деятельности у малышей воспитывается самодисциплина, воля, честность, самообладание и т. д.).
Для реализации этих целей при организации игр и упражнений спортивного характера предполагается решение таких задач, как:
-получение начальных представлений о различных видах спорта;
-обогащение опыта движений (к примеру, в средней группе дети учатся отбивать мяч ногой в футболе или перебрасывать его через сетку в волейболе и пр.);
-обучение техническим нюансам выполнения элементов спортивных упражнений и игр (так, например, в старшей группе для более сильного и направленного удара по воротам в хоккее, игроки учатся держать клюшку двумя руками);
-развитие устойчивого интереса к спортивной деятельности игрового и неигрового характера (к примеру, в младшем дошкольном возрасте это достигается заданиями развлекательного характера — прокати куклу на санках и пр.);
-воспитание самостоятельности (если вначале, в младших группах, педагог показывает игры и упражнения, то впоследствии дети сами проявляют инициативность в выборе игр);
-развитие стремления к здоровому образу жизни;
-формирование эстетических и этических представлений о мире вокруг и взаимодействии людей.
Подбор спортивных игр и упражнений.
Главное правило подбора – соответствие спортивных игр и упражнений возрастным анатомо-физиологическим и психологическим особенностям дошкольников. Спортивные игры и упражнения преимущественно проводятся на свежем воздухе. Поэтому, подбирая их, следует учитывать сезонные, погодные условия. Необходимо учитывать так же особенности региона расположения дошкольного учреждения.
В работе с дошкольниками мы используем такие спортивные игры и упражнения, в которых максимально доступные физические нагрузки чередовались бы с минимальными или с расслаблениями мышц. Это спортивные игры, в которые входят основные движения – ходьба, бег, прыжки, бросание, ловля, метание мяча и т. д. Именно такой характер имеют спортивные игры – футбол, настольный теннис, городки, баскетбол, катание на велосипедах и самокатах.
«Футбол»
С раннего детства любимой игрушкой ребенка был и остается мяч.
Динамичность, эмоциональность, разнообразие действий в различных ситуациях в футболе привлекают детей дошкольного возраста, формируют интерес и увлеченность ею.
Игра с мячом позволяет всесторонне воздействовать на мышечную систему детей, а так же укрепляет костный аппарат, развивает дыхательную и сердечно-сосудистую системы, регулирует обмен веществ, усиливая его функциональный эффект.
«Баскетбол»
Баскетбол выполняет задачи физического воспитания и частично задачи умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.
Упражнения в бросании мяча развивают глазомер, координацию, ловкость, ритмичность, согласованность движений. Они формируют умения схватить, удержать, бросить предмет, приучают рассчитывать направление броска, согласовывать усилия с расстоянием, развивают выразительность движения, пространственную ориентировку.
Баскетбол развивает физические качества ребенка: быстроту, прыгучесть, силу, благоприятно влияют на физическое развитие и работоспособность ребенка. У детей дошкольного возраста еще слабо развита способность к точным движениям, поэтому любые действия с мячом оказывают положительное влияние на развитие этого качества.
Баскетбол заставляет ребёнка думать: анализировать ситуацию, принимать решения, предвидеть возможные действия противника.
«Городки»
Игра в «Городки» способствует развитию у детей старшего дошкольного возраста физических качеств и двигательных способностей: быстроты реакции, ловкости, силы, выносливости, глазомера, координационных особенностей, собранности, организованности, наблюдательности.
Дети учатся действиям с битой, играть по правилам, командами, ориентироваться на достижение конечного результата. Помимо развития физических качеств, в игре дети знакомятся с историей ее возникновения.
"Настольный теннис"
Игры в настольный теннис очень полезны для детей и являются любимыми детскими летними играми.
Учить играть в настольный теннис можно ребенка с 5-6 лет. Настольный теннис способствует развитию ловкости, согласованности движений, умению быстро ориентироваться в игровой обстановке.
Играют в настольный теннис при наличии специального стола в любой обстановке: в спортивном зале, во дворе, на лужайке, на асфальте.
Игра в теннис тренирует сердце и легкие, улучшает гибкость, укрепляет мышцы живота, ног, рук. Цель игры в теннис не только просто перебрасывать мяч за сетку, но и выигрыш подачи, стратегические ходы.
"Катание на велосипедах и самокатах"
Катание на велосипеде и самокате оказывает сильное воздействие на сердечно-сосудистую, дыхательную системы, способствует укреплению мышц, особенно ног стопы.
У детей развивается быстрота, ловкость, равновесие, глазомер, координация движений, ориентировка в пространстве, ритмичность, сила, выносливость, повышается вестибулярная устойчивость.
Важно, чтобы самокат и велосипед был подобран по росту ребенка, чтобы не создавались неблагоприятные условия для нарушения осанки и искривления позвоночника.
К тому же, катание на самокатах и на велосипедах доставляет детям огромную радость и массу приятных впечатлений.
Большая работа проводится не только по физическому развитию детей, но и по ознакомлению с окружающим миром.
Воспитатели проводят ознакомительные беседы, в которых они рассказывают об истории Олимпийских игр, знакомят детей с видами зимнего и летнего спорта, со спортивным инвентарем, спортсменами – чемпионами Олимпийских игр. Дети узнают о символах Олимпиады: олимпийские кольца и олимпийский огонь.
Для закрепления полученных знаний проводятся выставки детских рисунков.
Ежегодно в дошкольном учреждении организуется проведение Малых Олимпийских игр.
Во время проведения соревнований дети учатся спортивному поведению, взаимоуважению, воспитывают силу воли.
Родители тоже принимают активное участие в подготовке и проведении Малых Олимпийских игр. Вместе с педагогами и родителями дети учат песни, стихи о спорте.
Только целенаправленное, планомерное, не реже 1-2 раз в неделю обучение спортивным играм и спортивным упражнениям даст детям возможность по-настоящему ощутить азарт спортивной игры и её пользу для здоровья.
Обучение таким играм обеспечивает всем детям равные возможности в овладении физической культурой и даст каждому ребёнку право выбора.
Обстановка соревнований побуждает детей к движению, общению со сверстниками и повышает двигательную активность. При этом малоактивные дети так увлекаются движением, что забывают об усталости, о том, что что-то не умеют делать, о своей неуверенности, что способствует формированию у малоподвижных детей основных движений, силы воли и умения организовать двигательную деятельность. Участникам игры просто необходимо договариваться о порядке действий, соблюдении правил и таким образом они учатся самостоятельно организовывать и осуществлять свою деятельность.
Заниматься спортом в прямом смысле слова с целью достижения высоких спортивных результатов, не рекомендуется для детей дошкольного возраста. Но элементарные действия в спортивных играх и упражнениях, отдельные элементы соревнования не только возможны, но и целесообразны. Успешное овладение элементами спортивных игр является одним из основных путей развития двигательных способностей. Упрощенные игры с элементами спорта, построенные на разнообразных двигательных программах, которые отличаются по составу участвующих мышц, по характеру согласования, по активности, по сенсорному обеспечению, способствуют развитию двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста.