Ольга Дмитриева
Физкультурно-оздоровительная деятельность в дошкольной организации с использованием дыхательной гимнастики
▼ Скачать + Заказать документы
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ
Дмитриева Ольга Олеговна
инструктор по физической культуре
МБДОУ д/с №23 г. Белгород
Публикация «Физкультурно-оздоровительная деятельность в дошкольной организации с использованием дыхательной гимнастики» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция июль 2017
Аннотация: В статье авторам представлена физкультурно-оздоровительная деятельность с использованием дыхательной гимнастики для оздоровления обучающихся муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №23 г. Белгорода.
Ключевые слова: дыхательная гимнастика, физкультурно-оздоровительная деятельность, дошкольный возраст, часто болеющие дети.
«Приобрести здоровье – храбрость,
сохранить его – мудрость,
а умело распорядиться им – искусство»
Франсуа Вольтер
Термин «часто болеющие дети» появился в отечественной медицинской литературе в начале 80-х годов прошлого века. Таких детей выделяли при диспансерном наблюдении: заболеваемость у них выше, чем у сверстников. Термин «часто болеющие дети» зарубежные педиатры не используют, нет его и в МКБ-10. Отечественная педиатрическая служба выделяет эту категорию детей, так как у них значительно чаще выявляются хронические заболевания ЛОР-органов и бронхолегочной системы, чаще встречаются и тяжелее протекают бронхиальная астма и ряд других заболеваний. Эти дети склонны к сосудистым дистониям и заболеваниям желудочно-кишечного тракта.
В детском возрасте среди заболеваний дыхательных путей абсолютно преобладает острая инфекционная патология (более 90% всех болезней дыхательной системы). Максимальная заболеваемость ОРЗ отмечается в возрасте от 6 месяцев до 6 лет и составляет в среднем от 4 до 6 заболеваний в год. По данным различных авторов, часто болеющие дети составляют от 14 до 80% детского населения. [ 2 ]
На протяжении ряда лет приоритетной задачей деятельности педагогов муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 23 города Белгорода является укрепление психофизического здоровья детей, как ресурса всей жизнедеятельности. Используется комплексный подход к оздоровлению детей, который включает различные направления работы: профилактическое, физкультурно-оздоровительное, гигиеническое воспитание. В течение учебного года согласно плану оздоровления реализовывается система мер по организации здоровьесберегающей деятельности с детьми, которая включает в себя ежедневную гимнастику и прогулки на свежем воздухе, спортивные игры и развлечения, дыхательную гимнастику и витаминизацию.
Вместе с тем, к часто болеющим детям осуществляется индивидуальный подход к их закаливанию, снижается нагрузка на физкультурных занятиях. Параллельно для таких детей проводятся занятия кружка дыхательной гимнастики после дневного сна по подгруппам в соответствии с возрастными особенностями. `
Дыхательная гимнастика для дошкольников – это, прежде всего, комплекс упражнений, разработанный для развития группы мышц, отвечающих за процесс дыхания. Кроме того, такие упражнения помогают ребенку насытить мозг достаточным количеством кислорода, что, в свою очередь, поможет улучшить умственную активность малыша. `
Секрет дыхательной гимнастики заключен в правильном носовом дыхании. Ведь нос служит барьером, своеобразным фильтром от попадания микрочастиц или пыли при вдыхании воздуха. Когда инородное тело попадает в нос, то он сразу же обволакивает слизью и блокирует его. Для того чтобы воздух правильно прошел через нос используются специальные упражнения дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста, с помощью которых мы обращаем внимание детей на глубокий носовой вдох, а выдох через рот. В сочетании с дыхательными упражнениями используются произношения тягучих гласных и шипящих согласных звуков при выдохе. Это могут быть звуки «о», «а», «с», «ш» и другие. `
В нашем дошкольном образовательном учреждении комплексы дыхательной гимнастики разработаны в различных игровых и стихотворных формах. Выполняя упражнение, каждая клетка организма наполняется кислородом. Акцентируя внимание на правильном дыхании, у дошкольника упрощается подача кислорода к мозгу, что означает более быстрое и качественное усвоение окружающей информации. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, восстанавливает нервную систему, даже органам пищеварения такие упражнения помогут в усвоении пищи. `
Влияние дыхательной гимнастики многогранно :
- способствует оздоровлению, укреплению организма, развитию дыхательных, психических качеств ребенка;
- подготавливает к овладению сложными действиями в процессе формирования умений и навыков;
- развивает силу мышц, быстроту мышечных сокращений, умение напрягать и расслаблять отдельные мышечные группы;
- развивает подвижность суставов, гибкость тела, умение сочетать движения различных частей тела;
- формирует правильную осанку. [ 1 ]
В нашем детском саду проведение дыхательных упражнений крайне необходимо.
Дыхательные упражнения используются не только в рамках кружка «Дыхательная гимнастика», но и во время утренней зарядки, на специальных занятиях с логопедом, при проведении гимнастики после тихого часа, на прогулках. Дыхательная гимнастика для дошкольников проводится не только в традиционной форме, но и в стихах, с иллюстрациями, что помогает ребенку не только лечить дыхательную систему, но и развивать память и мышление.
При выполнении упражнений мы придерживаемся следующих правил: вдох производится только носом с плотно закрытым ртом, плечи не поднимаются, нельзя делать резкие и быстрые выдохи, нельзя надувать щеки. При выполнении дыхательной гимнастики необходимо следить за состоянием детей. При учащенном дыхании, побледнении (покраснении) лица, дрожании и покалывании кистей рук и ног следует прекратить упражнения. В нашем детском саду воспитателем, логопедом, инструктором по физической культуре и музыкальным руководителем практикуется дыхательная гимнастика для дошкольников в картинках. С помощью забавных стихотворений, считалок и изображений детям легче осваивать новые движения, а если заниматься под мелодичную музыку, то упражнения принесут не только ощутимые результаты для иммунитета, но и улучшение психологического и физического состояния дошкольника. Также наши родители дома практикуют подобные способы представления дыхательных упражнений.
Таким образом, мы можем говорить о том, что в нашем современном мире в условиях загрязненного воздуха и не всегда рационального питания, употребление продуктов с различными добавками, ведет к тому, что иммунитет дошкольника слабеет с каждым годом, не говоря уже о сезонных вспышках заболеваний. Острые респираторные заболевания или вирусные сопровождаются высокой температурой, кашлем, насморком, а есть часть болезней, таких как бронхит, сегодня протекают бессимптомно. Врачи такие острые заболевания диагностируют с трудом, и, как правило, проходит немало времени, пока инфекцию выявляют. К тому моменту она вовсю хозяйничает в маленьком носителе,` лечению поддается с трудом, а период реабилитации до полного выздоровления затягивается на несколько месяцев. Необходимо принимать срочные меры для укрепления здоровья, так как ослабленный организм ребенка не способен восстановить его самостоятельно. Поэтому дыхательная гимнастика для дошкольников является отличным способом, чтобы помочь ребенку в поднятии иммунитета и общего укрепления и оздоровления организма, а также в профилактике заболеваний.
Библиографический список
1. Вареник Е. Н. Утренняя гимнастика в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2008. – 128с.
2. Романцев М. Г., Ершов Ф. И. Часто болеющие дети: Современная фармакотерапия. Москва. : Издательская группа «ГЭОТАР - Медиа», 2006. – 192с.