Приложение МААМ

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ (4 фото)

Елена Владимировна Афонина
Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 4 г. Ртищево

Физкультурно-оздоровительная

работа в ДОУ

(материалы из опыта работы)

Воспитатель

Афонина Е. В.

В современных условиях все ускоряющегося темпа жизни и возрастания напряженности социальных отношений здоровье становится одним из основных условий успешности любого человека. Здоровье и развитие тесно взаимосвязаны, именно поэтому возрастает роль детского сада во всестороннем развитии детей. Физкультурно-оздоровительную работу коллектив начал с попытки определить понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии». Если образовательные технологии отвечают на вопрос "как учить?", то логическим оказывается ответ: так, чтобы не наносить вред здоровью субъектов образовательного процесса.

Публикация «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» размещена в разделах

Постановку задачи здоровье сбережения в образовательном процессе коллектив ДОУ рассматривал в двух вариантах – задачи-минимум и задачи-оптимум.

Задача-минимум отвечает фундаментальному принципу медицины и педагогики: "No nocere" ("не навреди") и заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания и развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье субъектов образовательного процесса.

Задача-оптимум: обеспечить выпускнику ДОУ высокий уровень реального здоровья, сформировать культуру здоровья, тогда учеба в школе будет успешной и доставлять ребенку радость.

Главные тезисы физического развития дошкольника:

• Формирование представлений о здоровом образе жизни.

• Внедрение здоровьесберегающих технологий.

• Совершенствование двигательных навыков дошкольников.

• Воспитание потребности в физическом самосовершенствовании.

• Воспитание потребности в движении на основе «мышечной радости».

• Формирование представления о своем теле.

• Формирование умения адекватно реагировать на изменения окружающей среды, оберегать здоровье, избегать опасности.

• Использование разнообразных средств повышения двигательной активности детей на занятиях по физической культуре и самостоятельной деятельности.

В пособии собраны материалы практической работы в МДОУ д/с №1, помогающие осуществлять физкультурно-оздоровительную работу с детьми 3-7 лет.

ЧАСТЬ 1

Комплексная система физкультурно-оздоровительной работы

Блоки физкультурно-оздоровительной работы Содержание физкультурно-оздоровительной работы

Создание условий для двигательной активности • Гибкий режим;

• занятия по подгруппам;

• оснащение (спортинвентарем, оборудованием, спортивных уголков в группах);

• индивидуальный режим пробуждения после дневного сна;

Система двигательной активности • Утренняя гимнастика;

• прием детей на улице в теплое время года;

физкультурные занятия;

• двигательная активность на прогулке;

физкультура на улице;

• подвижные игры;

физкультминутки на занятиях;

• гимнастика после дневного сна;

физкультурные досуги, забавы, игры;

• музыкально-ритмические движения;

• игры, хороводы, игровые упражнения;

• оценка эмоционального состояния детей с последующей коррекцией плана работы;

• логоритмическая гимнастика

Система закаливания В повседневной жизни • утренний прием на свежем воздухе в теплое время года;

• утренняя гимнастика ( разные формы: оздоровительный бег, ритмика, ОРУ, игры);

• облегченная форма одежды;

• сон с доступом воздуха (+19 °С. +17 °С);

• солнечные ванны (в летнее время);

• стопотерапия;

• обширное умывание

Специально организованная • купание под душем (в теплое время года) или обливание стоп

• дорожка здоровья (в теплое время года)

Организация рационального питания • организация второго завтрака (соки, фрукты);

• введение овощей и фруктов в обед и полдник;

• питьевой режим

Диагностика уровня физического развития • диагностика уровня физического развития;

• диспансеризация детей детской поликлиникой;

• обследование логопедом

Комплекс мероприятий по физкультурно-оздоровительной работе

№п/п Содержание Группа Периодичность Ответствен. Время

1 Оптимизация режима

1.1 Организация жизни детей в адаптационный период и создание комфортного режима 1-4 Ежедневно Ст. воспитатель, воспитатели В течение года

1.2 Определение оптимальной нагрузки на ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей

(Карты индивидуальных нагрузок по возрастам) 1-4 Однократно Ст. медсестра,

воспитатели В начале

года

2 Организация двигательного режима

2.1 Физкультурные занятия 1-4 2 раза в неделю Воспитатели В течение года

2.2 Гимнастика пробуждения 1-4 Ежедневно Воспитатели В течение года

2.3 Спортпрогулки с включением подвижных игровых упражнений 1-4 3 раза в неделю Воспитатели В течение года

2.4 Музыкально-ритмические занятия

(по плану муз. руководителя) 1-4 2 раза в неделю Муз. работник,

воспитатели В течение года

2.5 Спортивный досуг 1-4 1 раз в квартал Воспитатели В течение года

2.6 Оздоровительный бег 3-4 Ежедневно во время прогулок Воспитатели,

ст. медсестра С апреля по ноябрь

2.7 Пальчиковая гимнастика

1-4 3-4 раза в день Воспитатели,

логопед В течение года

2.8 Физкультминутки

1-4 Ежедневно во время

статичных занятий

Воспитатели

В течение года

3 Профилактика заболеваемости

3. 1 Дыхательная гимнастика в игровой форме 1-4 3 раза в день: на зарядке, на прогулке, после сна Воспитатели В течение года

3.2 Прием витаминов «Ревит»

1-4 По 1 таб. в день в течение 10 дней (10 дней перерыв) Ст. медсестра Октябрь-

апрель

3.3 Чесночно-луковые закуски 1-4 Ежедневно в обед Ст. медсестра,

воспитатели Октябрь-апрель

4 Закаливание с учетом состояния здоровья ребенка

4.1 Воздушные ванны (облегченная одежда в группе, одежда соответствует сезону и погоде на прогулке) 1-4 Ежедневно Воспитатели В течение года

4.2 Прогулки на воздухе 1-4 Ежедневно Воспитатели,

ст. медсестра,

ст. воспитатель В течение года

4.3 Хождение босиком по «дорожке здоровья», игры с водой 1-4 Ежедневно Воспитатели Июнь-август

4.4 Умывание прохладной водой 1-4 Ежедневно Воспитатели В течение года

4.5 Водный душ 1-4 Ежедневно перед обедом Воспитатели Июнь-август

Система закаливающих мероприятий в ДОУ №4 «Колобок»

Содержание Возрастные группы

2-я младшая средняя старшая подготовительная

1. Элементы повседневного закаливания

Воздушно – температурный режим:

В холодное время года допускаются колебания температуры воздуха в присутствии детей

От +210 до +19 0С От +200 до +180С От +20 0 до +18 0С От +20 0 до +18 0С

Обеспечивается рациональное сочетание температуры воздуха и одежды детей

Одностороннее проветривание

(в присутствии детей) В холодное время года – кратковременно – 5-10мин

Допускается снижение температуры до 1-2 0С

Сквозное проветривание

(в отсутствии детей) В холодное время года – кратковременно – 5-10мин

Критерием прекращения проветривания помещения является температура, сниженная на 2-30С

Утром перед приходом детей К моменту прихода детей температура воздуха восстанавливается до нормальной.

Перед возвращением детей с дневной прогулки В теплое время года проводится в течение всего периода отсутствия детей в помещении

+21 0С +20 0С +20 0С +20 0С

Во время дневного сна +19 0С +19 0С +19 0С +19 0С

2. Воздушные ванны

Прием детей на воздухе

Не ниже 0оС

Не ниже 0оС

Не ниже 0оС

Не ниже 0оС

Утренняя гимнастика В холодное время года проводится ежедневно в группе, одежда облегченная - +18 0С

В теплое время года - на участке детского сада

Физкультурные занятия +18 0С +18 0С +18 0С +18 0С

Одно занятие в группе. Форма спортивная.

Одно занятие на воздухе. Одежда облегченная.

Прогулка Одежда и обувь соответствует метеорологическим условиям в холодное время года

-5 0С -5 0С -10 0С -10 0С

Хождение босиком Ежедневно в теплое время года при температуре воздуха от +20 0С и выше

В холодное время года в помещении на физкультурном занятии при соблюдении нормативных температур, но не менее +180С

Дневной сон Обеспечивается состояние теплового комфорта, соответствие одежды;

Температура воздуха в помещении не менее +18 0 С

После дневного сна В помещении группы температура на 1-2 0С ниже нормы

Гигиенические процедуры Умывание, мытье рук до локтя водой комнатной температуры

Умывание, обтирание шеи, мытье рук до локтя водой комнатной температуры

3. Специальные закаливающие

воздействия Закаливание проводится на фоне теплового комфорта для организма ребенка, что достигается рациональным сочетанием метеорологических факторов среды, теплозащитных свойств одежды детей и уровня их двигательной активности. Учитываются индивидуальные особенности состояния ребенка и его эмоциональный настрой.

Водный душ Ежедневно перед обедом в летне-оздоровительный период

Игры с водой Во время прогулки в летне-оздоровительный период Во время прогулки в летне-оздоровительный период

Дыхательная гимнастика в игровой форме 3 раза в день: на зарядке, на прогулке, после сна 3 раза в день: на зарядке, на прогулке, после сна

Вид упражнения Пол ребенка 3

года 4

года 5

лет 6

лет 7

лет

Скорость бега на 10м с хода (сек) мальчики 3,5 – 2,8 3,3 – 2,4 2,5 – 2,1 2,4 – 1,9 2,2 – 1,8

девочки 3,8 – 2,7 3,4 – 2,6 2,7 – 2,2 2,5 – 2,0 2,4 – 1,8

Скорость бега на 30м со старта (сек) мальчики 11,0 – 9,0 10,5 – 8,8 9,2 – 7,9 8,4 – 7,6 8,0 – 7,4

девочки 12,0 – 9,5 10,7 – 8,7 9,8 – 8,3 8,9 – 7,7 8,7 – 7,3

Длина прыжка с места (см) мальчики 47 – 67,6 53,5 – 76,6 81,2 – 102,4 86,3 – 108,7 94 – 122,4

девочки 38,2 – 64 51,1 – 73,9 66 – 94 77,7 – 99,6 80 – 123

Дальность броска правой рукой (м) мальчики 1,8 – 3,6 2,5 – 4,1 3,9 – 5,7 4,4 – 7,9 6,0 – 10,0

девочки 1,5 – 2,3 2,4 – 3,4 3,0 – 4,4 3,3 – 5,4 4,0 – 6,8

Дальность броска левой рукой (м) мальчики 2,0 – 3,0 2,0 – 3,4 2,4 – 4,2 3,3 – 5,3 4,2 – 6,8

девочки 1,3 – 1,9 1,8 – 2,8 2,5 – 3,5 3,0 – 4,7 3,0 – 5,6

Дальность броска набивного мяча весом 1кг из-за головы (см) мальчики 119 – 157 117 – 185 187 – 270 221 – 303 242 – 360

девочки 97 – 153 97 – 178 138 – 221 156 – 256 193 - 313

Скорость бега (сек.) 90м - - 30,6 – 25,0

120м - - 35,7 – 29,2

150м - - 41,2 – 33,6

Показатели физической подготовленности детей в ДОУ

Двигательный режим средней группы

Вид деятельности Продолжительность

Утренняя гимнастика Ежедневно в группе (в теплое время года – на участке, 5-6 мин

Двигательные разминки Ежедневно во время 10 мин. перерыва между занятиями

Физкультминутки Ежедневно во время статических занятий, 2-3 мин.

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке Ежедневно 15-20 мин.

Индивидуальная работа по развитию движений 2 раза в неделю на прогулке 5-10 мин.

Гимнастика после дневного сна Ежедневно 5-6 мин.

Учебные занятия по физкультуре 2 раза в неделю по 20-25 мин.

Спортпрогулка 3 раза в неделю по 15-20 мин

Физкультурный досуг 1 раз в квартал, 20-25 мин

Физкультурный праздник 2 раза в год, 45 мин.

Самостоятельная двигательная активность Ежедневно под руководством воспитателя в помещении и на прогулке, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей

План тематического контроля

«Организация и эффективность физкультурно-оздоровительной работы

в МДОУ детский сад № 4 «Колобок»

Дата проведения: с ___ по.

Цель: Анализ системы физкультурно-оздоровительной работы и двигательной активности детей в разных видах деятельности в режиме дня дошкольного образовательного учреждения.

Разделы плана Содержание Методика

Обследование двигательных навыков детей 1. Соответствие задач двигательной активности уровню развития двигательных навыков детей

2. Формы организации двигательной деятельности: зарядка, гимнастика после сна, физминутки на занятиях, подвижные игры на прогулке

3. Содержание спортивных и подвижных игр. * Анализ диагностических карт (карта обследования)

* Наблюдение за детьми на физкультурных занятиях, в свободной деятельности, на прогулке.

* Анализ заболеваемости за последний год

Оценка профессионального мастерства воспитателя 1. Знание программных задач и методики работы по разделу «Физическое воспитание».

2. Умение планировать и организовывать двигательный режим детей в течение дня.

3. Умение руководить формированием у детей культурно-гигиенических навыков. * Анализ проведения занятий воспитателем

* Анкетирование воспитателей

* Собеседование с воспитателями по программе

* Анализ предметно-развивающей среды в группе (с точки зрения воспитателя)

Создание условий для воспитания и обучения детей:

* В группе

* В методкабинете

* В учреждении 1. Создание условий для

физкультурных занятий

2. Создание условий для подвижных и

спортивных игр

3. Условия для самостоятельной

двигательной деятельности детей. * Посещение групп

* Анализ предметно-развивающей среды (с точки зрения ее содержания)

Карта протокола обследования развивающей среды прилагается

Планирование работы 1. Планирование физкультурно-оздоровительной работы в течение дня

2. Планирование активного отдыха: спортпрогулки, физкультурные досуги, праздники. * Проверка перспективных и календарных планов, планирование индивидуальной работы с детьми, планирование игровой деятельности.

Работа с родителями по данной проблеме 1. Индивидуальные беседы

2. Консультации в уголке для родителей по теме

3. Участие и помощь в проведении спортивных мероприятий в детском саду * Анализ планов

* Посещение родительских собраний

* Анализ наглядной информации для родителей в группе

* Анализ анкет по данной проблеме

Анкета для родителей

«Какое место занимает физкультура в Вашей семье»

1. Ф. И. О., образование___

2. Количество детей в семье___

3. Кто из родителей занимается или занимался спортом? Каким?___

4. Есть ли в доме спортивный снаряд? Какой?___

5. Посещает ли Ваш ребенок спортивную секцию? Какую?___

6. Установлен ли для Вашего ребенка режим дня? (ДА, НЕТ)

7. Соблюдает ли ребенок этот режим? (ДА, НЕТ)

8. Делаете ли вы дома утреннюю гимнастику (подчеркнуть)

Мама (да, нет). Папа (да, нет). Дети (да, нет).

Взрослый вместе с ребенком (да, нет). Регулярно, не регулярно.

9. Соблюдает ли Ваш ребенок дома правила личной гигиены?

(моет руки перед едой, после туалета, умывается, чистит зубы, моет ноги).

10. Знаете ли Вы основные методы и принципы закаливания? Перечислите,пожалуйста___

11. Проводите ли Вы дома с детьми закаливающие мероприятия (ДА. НЕТ)

12. Кто из членов семьи чаще всего гуляет с ребенком___

13. Гуляете ли Вы с ребенком после детского сада? (ДА, НЕТ, ИНОГДА)

14. Гуляет ли Ваш ребенок один, без взрослых? (ДА, НЕТ, ИНОГДА)

15. Виды деятельности ребенка после прихода из детского сада и в выходные дни:

- подвижные игры

- спортивные игры

- настольные игры

- чтение книг

- просмотр телепередач

- компьютерные игры

- рисование, конструирование

- занятия музыкой, танцами

-другое:___

СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ
Фото №1 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад г Фото №2 Ртищево Физкультурно оздоровительная работа в ДОУ материалы из опыта работы Воспитатель Афонина Е Фото №3 В современных условиях все ускоряющегося темпа жизни и возрастания напряженности социальных отношений здоровье становится одним из основных условий успешности любого человека
Публикации по теме:

Физкультура на свежем воздухеФизкультура на свежем воздухе Физкультурно -оздоровительная работа - приоритетное направление работы в нашем детском саду. Этой работе уделяется много внимания. Всем.

Фотоотчёт по физкультурно-оздоровительной работе с детьми младшего дошкольного возраста Видео .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ
Опубликовано: 13 июня 2013 в 15:57
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Елена Владимировна Афонина (УИ 80947) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД