Лучший педагог года

Физкультурные занятия как средство оптимизации двигательной деятельности дошкольников

Ирина Макарова
Физкультурные занятия как средство оптимизации двигательной деятельности дошкольников

Физкультурные занятия

как средство оптимизации двигательной деятельности дошкольников

(из опыта работы)

Среди многих факторов, которые оказывают влияние на состояние здоровья и развитие детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание, активная двигательная деятельность занимают важное место. Основная нагрузка в плане физического развития детей ложится на физкультурные занятия. К настоящему времени установлено, что эффективность обучения дошкольников движениям зависит от организации занятия, применения в нем наиболее рациональных методов и приемов.

Публикация «Физкультурные занятия как средство оптимизации двигательной деятельности дошкольников» размещена в разделах

Цель работы – обоснование эффективных методов оптимизации двигательной деятельности дошкольников на физкультурных занятиях.

Исходя из определения цели, были поставлены задачи:

1. Изучить состояние исследований проблемы организации и оптимизации двигательной деятельности дошкольников.

2. Проанализировать уровень физической подготовленности дошкольников.

3. Создать необходимые условия для решения задач оптимизации двигательной деятельности дошкольников (планирование, физкультурно-игровая среда, система взаимодействия с педагогами, сотрудничество с родителями).

4. Апробировать систему занятий, разработанную В. Г. Яфаевой, представленную в виде алгоритма планирования основных видов движений, построенную на основе включения разных типов занятий.

5. Разработать рекомендации по теме и наметить перспективы на будущее.

В качестве основной образовательной программы в нашем ДОУ используется программа «От рождения до школы». Помимо этого в своей работе использую методическое пособие «Планирование физкультурных занятий в современном ДОУ» (автор В. Г. Яфаева) и другие инновационные технологии.

В соответствии с программными требованиями и учетом регионального компонента составлен план-график подвижных игр для детей всех возрастных групп. Для организации и проведения массовых физкультурных мероприятий составлен план физкультурно-массовых мероприятий, где выделены следующие разделы: наименование мероприятий, сроки проведения, участники. Взаимодействие в работе с родителями отражено в плане-графике проведения консультаций; где определена тематика консультаций для родителей, сроки и места размещения. В планирование работы по физическому воспитанию дошкольников включаю и разработку сценариев физкультурных праздников и досугов, конспектов физкультурных занятий, комплексов общеразвивающих упражнений, дыхательной гимнастики, картотеки подвижных игр.

Физкультурные занятия – именно тот элемент традиционных педагогических технологий, который необходимо сохранить в условиях многопрограммности и вариативности образовательной работы в ДОУ. Однако постоянное использование только традиционных физкультурных занятий зачастую ведет к снижению интереса детей к занятиям и, как следствие, к снижению их результативности. Поэтому мы ввели в практику работы ДОУ систему занятий (автор В. Г. Яфаева, построенную на гармоничном формировании основных видов движений детей и некоторых нетрадиционных подходах к построению и содержанию занятий, позволяющих развивать у детей двигательное творчество, индивидуализировать подход к каждому ребенку, разумно распределять нагрузку, учитывая уровень двигательной активности ребенка. Использование термина «нетрадиционное физкультурное занятие» в контексте данной работы не претендует на оригинальность и инновационные подходы к их содержанию. Нетрадиционность в данном случае предполагает отличие от классической структуры занятия за счет использования новых способов организации детей, нестандартного оборудования, внесения некоторых изменений в традиционную форму построения занятия, оставив неизменным главное:

- на каждом занятии физкультурой должны реализовываться задачи обучения, воспитания и развития ребенка;

- обучение основным движениям должно осуществляться по трем этапам: обучение, закрепление, совершенствование;

- содержание и методика проведения занятия должны способствовать достижению тренирующего эффекта, достаточной моторной плотности и развитию физических качеств.

С целью развития и поддержания интереса детей к физкультурным упражнениям использую разные виды и типы занятий :

- классические занятия ( по схеме: вводно-подготовительная часть, основная, заключительная части);

- сюжетные занятия (по сказке или другому произведению, когда берется один сюжет и все занятие выстраивается в логике этого сюжета;

- занятие, построенное на подвижных играх.

Занятия комплексного характера направлены на синтез разных видов деятельности. На таких занятиях через движение могут решаться задачи по разным разделам программы – по математике, развитию речи, конструированию и т. д. Для этого в основной части занятия после выполнения общеразвивающих упражнений предлагаю детям игровые задания типа «Кто больше всего соберет предметов», «Подбери пару» (на нахождение предметов одного цвета, одной формы) или «Выполни прыжков на 3 больше, чем я хлопну в ладоши» и т. п. Данные занятия планируем в конце квартала, года или обучающего этапа.

Тематические занятия проводим с детьми старшего дошкольного возраста («День космонавтики», «Мы спортсмены» - посвящены одному виду физических упражнений, «День республики» и т. п.).

Игровые занятия строим на целостной сюжетно-игровой ситуации, отражающей в условной форме окружающий ребенка мир. Оно состоит из разных видов основных движений и игровых упражнений общеразвивающего, имитационного характера («путешествия», «цирк», «зоопарк» и т. д.).

Сенсомоторные занятия способствуют развитию воображения, творчества, самоощущения своего организма. Данные занятия включают большое количество циклических, музыкально-ритмических движений, дифференцированные задания, направленные на развитие быстроты реакции, ловкости и выносливости.

Занятия с использованием тренажеров также предназначены для детей старшего дошкольного возраста, так как выполнение заданий требует от детей достаточной самостоятельности. Проведение подобных занятий организую по принципу круговой тренировки. Вводную и заключительную часть провожу в традиционной форме. Во время, отведенное для общеразвивающих упражнений и основных движений, организую собственно круговую тренировку.

Особое значение для физического воспитания дошкольников имеет спортивно-игровое оборудование. Использование в работе широкого круга нестандартного оборудования и наглядности в виде моделей позволило создать вариативные и усложненные условия для выполнения различных физических упражнений. Нестандартное оборудование – это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы, поэтому оно никогда не бывает лишним. В ходе занятий и досугов использую следующее оборудование, изготовленное своими руками: разнообразные дорожки для профилактики плоскостопия; пособие «Удав» для упражнений в прыжках; пособие «Парашют» для подвижных игр; мягкие мячи, ленты, флажки для общеразвивающих упражнений; кольцебросы, ходули, «следы великана» и др. оборудование для проведения игр и аттракционов.

С целью развития мышления и обогащение двигательной сферы ребенка нами была осуществлена попытка введения моделей в содержание физкультурных занятий. В этой связи были составлены следующие элементы моделирования: моделирующие карточки, карточки-схемы с заданиями и логико-смысловые модели.

Публикации по теме:

Детское нестандартное оборудование по физкультуре из подручных средствДетское нестандартное оборудование по физкультуре из подручных средств Физкультуре мы с утра, скажем дружное: «Ура!» Дошкольный возраст –один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно.

Возрастные аспекты формирования здорового образа жизни Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно сформировать у детей базу знаний.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Физкультурные занятия как средство оптимизации двигательной деятельности дошкольников
Опубликовано: 31 января 2015 в 10:53
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД