Ирина Захтаренко
Физкультурный уголок в группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
"Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении".
Жан Жак Руссо
План мастер - класса
1. Цели и задачи спортивного уголка
2. Требования к спортивному уголку
3. Комплектация уголков по возрастным группам
4. Примеры оформления спортивных уголков
Публикация «Физкультурный уголок в группе детского сада» размещена в разделах
- Нестандартное оборудование по физкультуре
- Оформление детских садов
- Работа инструкторов по физической культуре
- Уголки и центры в группах
- Физкультурные и спортивные уголки в группах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
5. Игры с «тихим тренажером»
6. Обзор методической литературы и периодической печати, дидактического материала и картотек.
Главная цель физкультурного уголка :
Физкультурный уголок служит удовлетворению потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни.
Задачи физкультурного уголка :
- развитие движений и совершенствование двигательных функций;
- достижение необходимой для возраста физической подготовленности;
- предупреждение нарушений опорно – двигательного аппарата;
- создание благоприятных условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях;
- приобщение детей к занятиям физической культуры и спорту.
Задача воспитателя:
Научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильному использованию физкультурного оборудования.
Требования к спортивному уголку
1. Безопасность размещения: спортивный уголок не следует размещать рядом с окнами, уголком природы и зоной самостоятельной художественной деятельности детей. Он может быть размещен: в приемной, групповой или спальной комнате.
2. Отвечать гигиеническим и педагогическим требованиям, а расположение принципу целесообразности.
3. Уголок должен логично вписываться в интерьер комнаты и быть эстетически оформлен.
4. Уголок должен быть доступным в использовании каждым ребенком.
5. Уголок должен соответствовать возрасту детей и требованиям программы, учитывать интересы, как мальчиков, так и девочек.
6. Наличие символик физкультуры и спорта.
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Физкультурные пособия в младшем дошкольном возрасте важно разместить таким образом, чтобы они способствовали проявлению двигательной активности детей.
Все имеющиеся пособия лучше вносить постепенно, чередуя их. В младших группах целесообразно создавать специальный физкультурный уголок, который должен представлять единое двигательное пространство, на котором каждый ребенок может удовлетворить потребность в движении и познании, действуя с разнообразными физкультурно - игровыми пособиями.
СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
В среднем возрасте дети стремятся к выполнению движений разными способами, выбирая наиболее рациональный.
Необходимо в этот период варьировать местоположение оборудования, периодически убирая то, которое наскучило детям.
Во второй половине года необходимо пополнять уголок иллюстрированным материалом, дидактическими и настольными играми для ознакомления детей с видами спорта.
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Для старших дошкольников целесообразно создать вариативные, усложненные условия для выполнения разных видов физических упражнений с использованием пособий.
В старших группах необходимо знакомить детей с важнейшими событиями спортивной жизни страны и помещать соответствующий материал в уголке (иллюстрации, игры, и т. д.)
Уголок должен активно использоваться в течение дня (индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность детей)
Комплектация уголков :
1. Теоретический материал:
- картотека подвижных игр в соответствии с возрастом детей;
- картотека малоподвижных игр в соответствии с возрастом детей;
- картотека физкультминуток в соответствии с возрастом детей;
- картотека утренних гимнастик в соответствии с возрастом детей;
- картотека бодрящих гимнастик в соответствии с возрастом детей;
- картотека считалок (II младшая группа во II половине года);
- иллюстрированный материал по зимним видам спорта (средняя группа во II половине года);
- иллюстрированный материал по летним видам спорта (средняя группа во II половине года);
- символика и материалы по истории Олимпийского движения (средняя группа во II половине года);
- сведения о важнейших событиях спортивной жизни страны (старшие группы).
2. Игры (средние и старшие группы) : - дидактические игры о спорте: настольно-печатные игры, парные картинки, лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, игры с фишками и т. д. - спортивные настольные игры (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.).
3. Атрибуты для подвижных и малоподвижных игр: эмблемы, маски, оборудование (например – ленточки, для всех возрастных групп.
4. Для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики рук:
- мешочки с крупой (бобы, горох, фасоль и т. д.) в разных формах для ходьбы;
- коврики и массажные дорожки с рельефами, «ребрами», резиновыми шипами и т. д. ;
- бросовый материал (шишки, яйца от киндер сюрпризов и т. д.) для захвата и перекладывания с места на место стопами и пальцами ног.
- нестандартное оборудование, сделанное своими руками;
- мячики – ежики;
- мешочки с разной крупой для рук;
- эспандер (средний и старший возраст).
5. Для игр и упражнений с прыжками:
- скакалки;
- обручи;
- шнуры;
бруски.
6. Для перешагивания, подъема и спуска:
- бруски деревянные.
7. Для игр и упражнений с бросанием, ловлей, метанием:
- кольцеброс;
- мячи резиновые разных размеров;
- попрыгунчики (средние и старшие группы);
- мячи или мешочки с песком для метания (средние и старшие группы);
- корзины для игр с бросанием;
мишень для метания или дартс с мячиками на липучках (средний и старший возраст);
- кегли;
- нестандартное оборудование.
8. Выносной материал (по возрасту детей) :
- мячи резиновые;
- мяч футбольный (средний и старший возраст);
- бадминтон (старший возраст);
- скакалки;
- обручи;
- лыжи;
- хоккейные клюшки;
- санки и т. д.
9. Наличие бубна для проведения утренней гимнастики
Примеры оформления спортивных уголков :
Игры с «тихим тренажером»
"ТИХИЙ ТРЕНАЖЕР" это наклеенные на стене силуэты детских ладошек в различных вариациях от пола и до 1,5м, силуэты ножек от пола до 70см; разноцветные полоски (5-10 штук) длинной до 1м для подпрыгивания.
"Достань ягодку"
"Пройди по стене"
"Допрыгни до полосочки" и т. д.
Обзор методической литературы и периодической печати, дидактического материала и картотек.
1. Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие/ И. Е. Аверина. - 2-е изд. - М. : Айрис- пресс, 2006.- 144с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
2. Бабенкова Е. А., Параничева Т. М. Подвижные игры на прогулке. - М. : ТЦ Сфера, 2011.- 96с. (Модули Программы ДОУ).
3. Борисова М. М. Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3-7 лет: Сборник игр и упражнений. - М. : МОЗАИКА_СИНТЕЗ, 2012.- 48с.
4. Бондаренко Т. М. : Физкультурно-оздоровительная работа с детьми 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет в ДОУ. Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернеров – Воронеж: ИП Лакоценина Н. А., 2012.- 208с.
5. Власенко Н. Э. 300 подвижных игр для дошкольников: практ. пособие/ Н. Э. Власенко. - М. : Айрис-пресс, 2011.- 160с. : ил. - (Культура здоровья с детства).
6. Сочеванова Е. А. Подвижные игры с бегом для детей 4-7 лет: Методическое пособие для педагогов ДОУ. - СПб. : ДЕТСВО – ПРЕСС, 2012.-48с.
7. Спортивные занятия на открытом воздухе для детей 3-7 лет / авт. -сост. Е. И. Подольская. - 2-е изд. - Волгоград: Учитель, 2011.- 183с.
8. Сулим Е. В. Зимние занятия по физкультуре с детьми 5-7 лет. Планирование, конспекты. - М. : ТЦ Сфера, 2011.- 80с. – (Здоровый малыш)
9. Степаненкова Э. Я. Сборник подвижных игр. Для работ с детьми 2-7 лет / Авт. -сост. Степаненкова Э. Я. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.-144с.
10. Журнал Инструктор по физкультуре
11. Наглядно-дидактическое пособие Рассказы по картинкам Мозаика-синтез Летние виды спорта, Зимние виды спорта
12. Наглядно-дидактическое пособие. Мир в картинках Спортивный инвентарь. Мозаика – Синтез
13. Тематический словарь в картинках. Мир человека. СПОРТ Летние виды, СПОРТ Зимние виды. Школьная пресса.
14. Дидактические карточки «СПОРТ» Маленький гений – пресс.
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Кто спортом занимается, тот силы набирается.
Кто любит спорт, тот здоров и бодр.
Начинай новую жизнь не с понедельника, а с утренней зарядки.
Крепок телом - богат и делом.
Со спортом не дружишь - не раз о том потужишь.
Пешком ходить - долго жить.
Отдай спорту время, а взамен получи здоровье.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Мастер - класс подготовлен в виде презентации с использованием интерактивной доски.