Ольга Лагуткина
Фольклорные посиделки «Зимние святки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- Приобщать к истокам русской народной культуры через народные календарные праздники. Увлечь родителей в увлекательную игру с ребенком, помочь понять взрослым, что песни, танцы, народные игры, хороводы – наиболее продуктивный вид общения с детьми.
Задачи:
- Привлечь внимание детей к русскому фольклору и познакомить с обычаями нашего народа в совместной деятельности. Активизация речевого общения участников посиделок;
- Формировать знания детей о православном празднике «Рождество Христово»;
Публикация «Фольклорные посиделки „Зимние святки“» размещена в разделах
- Зима. Фольклорные праздники ярмарки, посиделки
- Коляда, колядки, святки. Колядуем на Рождество
- Колядки, святки. Сценарии праздничных развлечений. Коляда
- Народная культура, фольклор
- Посиделки
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» апрель 2014
- Воспитывать у детей чувство толерантности,чувство гордости за свою Родину, восхищение творчеством русского народа, красотой русского языка;
- Развивать воображение, память, моторику, внимание, музыкально-творческие способности.
Возраст: дети от 5- до 7 лет с ЗПР
Актуальность:
Речь ребенка формируется в связи с другими психологическими функциями. Проблемы в развитии речи влекут за собой особенности развития памяти, внимания и других мыслительных процессов. Какова роль родителей в решении коррекционно – педагогических проблем ребенка? Чему следует научить родителей, чтобы они могли грамотно помогать ребенку в развитии и коррекции психических функций.
Дети, дошкольного возраста встречаются с большим потоком негативной информации, что способствует развитию равнодушного представления о добре, красоте, правде, верности и развивает жестокость.
Обрядовые календарные праздники связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека, особенностями времен года: погодными изменениями, поведением птиц, растений и людей. Благодаря этому народный фольклор является источником познавательного и нравственного развития детей.
Особенности реализации мероприятия:
Форма проведения:
Фольклорные посиделки (совместная деятельность детей, родителей и специалистов группы).
Виды деятельности:
Коммуникативная, познавательная, музыкально-художественная, чтение художественной литературы.
Результат:
Мероприятие акцентирует внимание детей на воспитании чувства любви к родному краю, показ красоты русского языка; одновременное взаимодействие детей, родителей, педагогов группы.
у воспитанников могут быть развиты следующие качества личности: любовь к родному краю, где родился и живет; доброта, любовь к ближнему; сочувствие и сопереживание, готовность прийти на помощь другим; радостное настроение от совместного участия вместе с родителями в посиделках.
Родители должны научиться, как грамотно помогать ребенку в развитии и коррекции психических функций стать активными участниками педагогического процесса, а не оставаться пассивными наблюдателями.
Ход:
В центре под елкой часть пещеры, в которой родился Иисус Христос. Дети вместе с родителями в русских костюмах заходят свободно в зал и садятся на стульчики. В углу закрыт ширмой интерьер деревенской избы.
Хозяйка:
Чем дальше в будущее смотрим, тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим, хоть новому принадлежим,
Россия – мать! Тебе хвала! В веках ты видела немало,
Когда б ты говорить могла. То всякое бы рассказала.
Какие замечательные слова! Вот и мы с вами поговорим о том. Как жили люди в старину, чем занимались. День становится короче и короче и вот сама идет волшебница зима. Самые сильные морозы на зимнего Николу – 19 декабря. В старину говорили «Никола на реках мосты мостит, деревья трещать заставляет». Зима самое богатое время на праздники: Новый год, Рождество, Святки, Крещение. Вечерами в избах парни и девчата собирались на посиделки. Вот и мы с вами заглянем на огонек!
(убирается ширма, хозяйка заходит в избу, горят свечи)
Хозяйка:
Зимний вечер темен, долог, насчитаю 40 елок.
То носочек повяжу, то немного попряду,
Позову – ка, я ребят к себе на посиделки!
Будут песни, будут пляски и игра в горелки.
Эй, девчонки-хохотушки!
Эй, мальчишки-молодцы, озорные удальцы
Приходите поплясать, зимний вечер скоротать!
Дети: В избу твою жаркую мы пришли с подарками
*хоровод «Подарим хозяюшка» на слова Беляева
Хозяйка:
Ой, ребята молодцы! Как подарки хороши! А сейчас сядем рядком да поговорим ладком.
(звучит колокольный Рождественский звон)
Хозяйка:
Кругом Рождественская мгла, во мгле звучат колокола
А с ними в лад звучат слова, мир на земле и счастье всем.
Родители:
Рождественский вечер сегодня настал
Праздник ярким быть обещал,
Наступили чудеса, радуются небеса.
Родители :
Мы рады нашей встрече, зажжем сегодня свечи.
Пусть горят меж нами волшебными огнями.
* (выключается верхний свет, берем свечи в руки)
* Исполняется Песня «Рождество Христово»
Хозяйка:
Рождество – радостный праздник. Слово рождество говорит о том, что кто-то родился. Давно, в красивый город Вифлием пришли добрые люди Иосиф и Мария. В пути устали, захотели отдохнуть, в дом их никто не пустил. Они дошли до высокой горы, в которой была пещера. В ней было тепло, стояли овцы, коровы и на соломе было мягко лежать.
Там родился Иисус Христос, чудесный младенец, которого все полюбили. Весть о рождении разнесли небесные ангелы, на небе в честь его рождения засветилась Вифлиемская звезда. Люди пришли к нему с подарками. Пришла и маленькая елочка к младенцу, а что из этого вышла вы сейчас узнаете.
Хозяйка: А расскажут нам об этом ваши родители: (представить по именам)
Родители (мама Антона К.) :
Великое чудо в ту ночь совершалось. Спасителя Бог нам послал.
В забытой пещере, в заброшенных яслях Младенец,
Сын Божий лежал.
Звезда над пещерой как свет путеводный, сияла ученым волхвам,
И громкая песнь пастухов величаво и стройно неслась к небесам.
Родители (мама Артема - Степанянц Л. Ш.) :
С людьми вся природа в ту ночь ликовала: шумя на деревьях, листы
Таинственным шепотом славили Бога и пахли сильнее цветы.
Три дерева - пальма, маслина и елка у входа в пещеру росли.
И первые дни в горделивом восторге младенцу поклон принесли.
Родители (мама Алеши Б.) :
Прекрасная пальма его осенила зеленой короной своей,
А с нежных ветвей серебристой маслины закапал душистый елей.
Лишь скромная елка печально стояла: она не имела даров,
И взоры людей не пленял красотою ее неизменный покров.
Родители (мама Даниила Ф.) :
Увидел то ангел Господень и елке с любовью сказал:
«Скромна ты, в печали не ропщешь, за это от Бога награда тебе суждена».
Сказал он - и звездочки с неба скатились на елку одна за другой,
И вся засияла, и пальму с маслиной затмила своей красотой.
• (На елке загораются огоньки).
Родители (мама Антона К.) :
Младенец от яркого звездного света проснулся, на елку взглянул,
И личико вдруг озарилось улыбкой, и ручки он к ней протянул.
А мы с той поры каждый год вспоминаем и набожно чтим Рождество.
Ребенок ли, взрослый - все празднику рады, и в каждой семье торжество!
Хозяйка:
И с тех пор самым главным украшением Рождества стала рождественская елочка. Повеселимся и мы у рождественской елочки. Но сначала, украсим елочку игрушками, сделанными своими руками.
* Хоровод «В лесу родилась елочка»
Хозяйка:
Наши дедушки и бабушки очень любят этот праздник - Рождество Христово. Называют его еще зимние святки. Святки - это от слова «святой». А что это за праздник мы услышим от наших гостей праздника.
• читают стихи о Рождестве дети и их родители.
Хозяйка:
В Святки славили, хвалили, прославляли Христа, Новый год, будущий урожай. Парни и девушки рядились в животных: козу, медведя, и группами ходили по домам, поздравляли с праздником, желали наилучшего специальными песенками – колядками, а называли их колядовщиками. А хозяева их ждали и с удовольствием выслушивали, а затем и угощали. Слышите? К нам идут ряженые.
*Входят ряженые и поют под песню «Коляда» ансамбля «Иван Купала»
(родители группы) :
Пришла коляда, отворяй ворота! Ворота отворяй и гостей принимай!
Открывайте сундучки, подавайте пятачки
Хоть блин, хоть варенье, нам на угощенье!
1. Здравствуйте, ребята!
2. Щедрый день, добрый день!
3. Сеем, веем, посеваем, с Новым годом поздравляем!
(рассыпают зерно)
1. Уж как наша коляда
2. Ни мала, ни велика.
3. Она в дверь к вам идёт
Вместе: Да всем поклон шлёт!
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие!
Колядовщики: Здравствуйте! Разрешите нам покалядовать? А вы нам подпевайте!
* Рождественские частушки поют колядовщики: дети + родители
1. Мы частушки на колядки развеселые споем
Вы нас слаще угощайте, а то обидимся уйдем!
2. Эй, спешите все сюда! В гости Коляда пришла.
Будем мы шутить, кривляться, бегать, прыгать, забавляться.
3. Сеем, веем, развеваем и достатка вам желаем. Не скупитесь на блины, чтоб красиво пели мы.
4. Мы носы свои не прячем в шарфы и воротники.
Жарче печки согревают лыжи, санки и коньки!
5. Коляда, Коляда! Никому не спится!
В каждом доме стар и мал ночь всю веселится!
6. Топни, ножка – нога, топни правенькая.
Мы колядки вам пропели, хоть и маленькие!
Хозяйка: (положить в мешок подарки) Я знаю, на Рождество все любили гадать, да друзей выбирать.
*Гадание на валенках
Хозяйка: Снега немного я растопила. Есть такая примета - кто новогодним снегом окропится, тот от недугов исцелится!
*Окропить гостей талой водой
Хозяйка: Играли, пели, гадали на Рождество и нечистая сила сама кругом ходила и веселилась.
*Вбегает Чертик (мама Вани)
Чертик. Я бежал да запыхался, дыму с печки надышался,
К вам на силушку добрался. Уж как рад я, уж как рад,
Что увидел вас, ребят! Веселиться я люблю,
Все вставайте на игру, ко мне кто в лапы попадет,
Тот со мной плясать пойдет!
Черт: Ну-ка, ребята, выходите, да родителей с собой на игру ведите!
* Игра «Я иду, иду, иду, деток за собой веду, а как только повернусь, сразу всех переловлю. 1-2-3 беги!»
Хозяйка: Слышу я опять кто- то в гости к нам идет!
Дед Мороз (папа Льва) : Здравствуйте, дорогие, маленькие и большие! Здравствуйте, мои друзья! Вы узнали? Это я, Дед Мороз! Сердечно рад видеть здесь гостей, ребят…
С Рождеством вас поздравляю. Только счастья я желаю.
А почему у вас елочка не горит? Скажем вместе: «1-2-3 елочка, гори"
Эй, детсадовский народ! Выходи-ка в хоровод!
*хоровод «Шел веселый дед Мороз»
Дед Мороз: Славно все вы веселитесь
Хозяйка: Дедушка Мороз на нашем Рождественском празднике много мам, пап, бабушек. А как любили они игры да веселье! У каждого в избе был обязательно сундук, в котором хранились вещи. Игра называется «Кто быстрее оденется ряженным».
*Проводится игра (костюмы животных, играют дети + родители)
Дед Мороз:
Ох, как жарко стало в зале, как мы славно поиграли,
А теперь давно пора, почитать стихи вам детвора!
• чтение стихов о Рождестве
Дед Мороз: Дружно все за мной идите да игру заводите!
• Хоровод – игра: «Катись, катись, катись снежочек по нашему кружочку. Найди, найди снежочек для себя дружочка»
Дед Мороз: Я подую ветерком, на места свои бегом.
Хозяйка: Дедушка Мороз, а ты знаешь, что есть такая примета – если звездочку с неба поймаешь и желание загадаешь, то оно непременно исполнится.
Дед Мороз: Знаю, знаю! Ребята загадывайте желание и ловите свою звездочку (Звездочки падают, их собирают дети)
Дед Мороз: Говорят, что в Рождество, что ни пожелается,
Все всегда сбывается.
Я для вас поколдовал и подарочки собрал.
Ну, а в будущем году я обязательно приду!
До, свидания детвора!
Хозяйка:
Россия, Россия, края дорогие здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют просторы родные, раздольные песни поют.
Праздник наш прошел на славу, в Святки любо поиграть
Всем спасибо от хозяйки. За улыбку и за смех. И за игры и за пляски Благодарствую я всех!