Фольклорные посиделки «Зимние святки»

Ольга Лагуткина
Фольклорные посиделки «Зимние святки»

Цель:

- Приобщать к истокам русской народной культуры через народные календарные праздники. Увлечь родителей в увлекательную игру с ребенком, помочь понять взрослым, что песни, танцы, народные игры, хороводы – наиболее продуктивный вид общения с детьми.

Задачи:

- Привлечь внимание детей к русскому фольклору и познакомить с обычаями нашего народа в совместной деятельности. Активизация речевого общения участников посиделок;

- Формировать знания детей о православном празднике «Рождество Христово»;

- Воспитывать у детей чувство толерантности,чувство гордости за свою Родину, восхищение творчеством русского народа, красотой русского языка;

- Развивать воображение, память, моторику, внимание, музыкально-творческие способности.

Возраст: дети от 5- до 7 лет с ЗПР

Актуальность:

Речь ребенка формируется в связи с другими психологическими функциями. Проблемы в развитии речи влекут за собой особенности развития памяти, внимания и других мыслительных процессов. Какова роль родителей в решении коррекционно – педагогических проблем ребенка? Чему следует научить родителей, чтобы они могли грамотно помогать ребенку в развитии и коррекции психических функций.

Дети, дошкольного возраста встречаются с большим потоком негативной информации, что способствует развитию равнодушного представления о добре, красоте, правде, верности и развивает жестокость.

Обрядовые календарные праздники связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека,особенностями времен года: погодными изменениями, поведением птиц, растений и людей. Благодаря этому народный фольклор является источником познавательного и нравственного развития детей.

Особенности реализации мероприятия:

Форма проведения:

Фольклорные посиделки (совместная деятельность детей, родителей и специалистов группы).

Виды деятельности:

Коммуникативная, познавательная, музыкально-художественная, чтение художественной литературы.

Результат:

Мероприятие акцентирует внимание детей на воспитании чувства любви к родному краю, показ красоты русского языка; одновременное взаимодействие детей, родителей, педагогов группы.

у воспитанников могут быть развиты следующие качества личности: любовь к родному краю, где родился и живет; доброта, любовь к ближнему; сочувствие и сопереживание, готовность прийти на помощь другим; радостное настроение от совместного участия вместе с родителями в посиделках.

Родители должны научиться, как грамотно помогать ребенку в развитии и коррекции психических функций стать активными участниками педагогического процесса, а не оставаться пассивными наблюдателями.

Ход:

В центре под елкой часть пещеры, в которой родился Иисус Христос. Дети вместе с родителями в русских костюмах заходят свободно в зал и садятся на стульчики. В углу закрыт ширмой интерьер деревенской избы.

Хозяйка:

Чем дальше в будущее смотрим, тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим, хоть новому принадлежим,

Россия – мать! Тебе хвала! В веках ты видела немало,

Когда б ты говорить могла. То всякое бы рассказала.

Какие замечательные слова! Вот и мы с вами поговорим о том. Как жили люди в старину, чем занимались. День становится короче и короче и вот сама идет волшебница зима. Самые сильные морозы на зимнего Николу – 19 декабря. В старину говорили «Никола на реках мосты мостит, деревья трещать заставляет».Зима самое богатое время на праздники: Новый год, Рождество, Святки, Крещение. Вечерами в избах парни и девчата собирались на посиделки. Вот и мы с вами заглянем на огонек!

(убирается ширма, хозяйка заходит в избу, горят свечи)

Хозяйка:

Зимний вечер темен, долог, насчитаю 40 елок.

То носочек повяжу, то немного попряду,

Позову – ка, я ребят к себе на посиделки!

Будут песни, будут пляски и игра в горелки.

Эй, девчонки-хохотушки!

Эй, мальчишки-молодцы, озорные удальцы

Приходите поплясать, зимний вечер скоротать!

Дети: В избу твою жаркую мы пришли с подарками

*хоровод «Подарим хозяюшка» на слова Беляева

Хозяйка:

Ой, ребята молодцы! Как подарки хороши! А сейчас сядем рядком да поговорим ладком.

(звучит колокольный Рождественский звон)

Хозяйка:

Кругом Рождественская мгла, во мгле звучат колокола

А с ними в лад звучат слова, мир на земле и счастье всем.

Родители:

Рождественский вечер сегодня настал

Праздник ярким быть обещал,

Наступили чудеса, радуются небеса.

Родители :

Мы рады нашей встрече, зажжем сегодня свечи.

Пусть горят меж нами волшебными огнями.

* (выключается верхний свет, берем свечи в руки)

* Исполняется Песня «Рождество Христово»

Хозяйка:

Рождество – радостный праздник. Слово рождество говорит о том, что кто-то родился. Давно, в красивый город Вифлием пришли добрые люди Иосиф и Мария. В пути устали, захотели отдохнуть, в дом их никто не пустил. Они дошли до высокой горы, в которой была пещера. В ней было тепло, стояли овцы, коровы и на соломе было мягко лежать.

Там родился Иисус Христос, чудесный младенец, которого все полюбили. Весть о рождении разнесли небесные ангелы, на небе в честь его рождения засветилась Вифлиемская звезда. Люди пришли к нему с подарками. Пришла и маленькая елочка к младенцу, а что из этого вышла вы сейчас узнаете.

Хозяйка:А расскажут нам об этом ваши родители: (представить по именам)

Родители (мама Антона К.):

Великое чудо в ту ночь совершалось. Спасителя Бог нам послал.

В забытой пещере, в заброшенных яслях Младенец,

Сын Божий лежал.

Звезда над пещерой как свет путеводный, сияла ученым волхвам,

И громкая песнь пастухов величаво и стройно неслась к небесам.

Родители (мама Артема - Степанянц Л. Ш.):

С людьми вся природа в ту ночь ликовала: шумя на деревьях, листы

Таинственным шепотом славили Бога и пахли сильнее цветы.

Три дерева - пальма, маслина и елка у входа в пещеру росли.

И первые дни в горделивом восторге младенцу поклон принесли.

Родители (мама Алеши Б.):

Прекрасная пальма его осенила зеленой короной своей,

А с нежных ветвей серебристой маслины закапал душистый елей.

Лишь скромная елка печально стояла: она не имела даров,

И взоры людей не пленял красотою ее неизменный покров.

Родители (мама Даниила Ф.):

Увидел то ангел Господень и елке с любовью сказал:

«Скромна ты, в печали не ропщешь, за это от Бога награда тебе суждена».

Сказал он - и звездочки с неба скатились на елку одна за другой,

И вся засияла, и пальму с маслиной затмила своей красотой.

(На елке загораются огоньки).

Родители (мама Антона К.):

Младенец от яркого звездного света проснулся, на елку взглянул,

И личико вдруг озарилось улыбкой, и ручки он к ней протянул.

А мы с той поры каждый год вспоминаем и набожно чтим Рождество.

Ребенок ли, взрослый - все празднику рады, и в каждой семье торжество!

Хозяйка:

И с тех пор самым главным украшением Рождества стала рождественская елочка. Повеселимся и мы у рождественской елочки. Но сначала, украсим елочку игрушками, сделанными своими руками.

* Хоровод «В лесу родилась елочка»

Хозяйка:

Наши дедушки и бабушки очень любят этот праздник - Рождество Христово. Называют его еще зимние святки. Святки - это от слова «святой». А что это за праздник мы услышим от наших гостей праздника.

• читают стихи о Рождестве дети и их родители.

Хозяйка:

В Святки славили, хвалили, прославляли Христа, Новый год, будущий урожай.Парни и девушки рядились в животных: козу, медведя, и группами ходили по домам, поздравляли с праздником, желали наилучшего специальными песенками – колядками, а называли их колядовщиками. А хозяева их ждали и с удовольствием выслушивали, а затем и угощали. Слышите? К нам идут ряженые.

*Входят ряженые и поют под песню «Коляда» ансамбля «Иван Купала»

(родители группы):

Пришла коляда, отворяй ворота! Ворота отворяй и гостей принимай!

Открывайте сундучки, подавайте пятачки

Хоть блин, хоть варенье, нам на угощенье!

1. Здравствуйте, ребята!

2. Щедрый день, добрый день!

3. Сеем, веем, посеваем, с Новым годом поздравляем!

(рассыпают зерно)

1. Уж как наша коляда

2. Ни мала, ни велика.

3. Она в дверь к вам идёт

Вместе: Да всем поклон шлёт!

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие!

Колядовщики: Здравствуйте! Разрешите нам покалядовать? А вы нам подпевайте!

*Рождественские частушки поют колядовщики: дети + родители

1. Мы частушки на колядки развеселые споем

Вы нас слаще угощайте, а то обидимся уйдем!

2. Эй, спешите все сюда! В гости Коляда пришла.

Будем мы шутить, кривляться, бегать, прыгать, забавляться.

3. Сеем, веем, развеваем и достатка вам желаем. Не скупитесь на блины, чтоб красиво пели мы.

4. Мы носы свои не прячем в шарфы и воротники.

Жарче печки согревают лыжи, санки и коньки!

5. Коляда, Коляда! Никому не спится!

В каждом доме стар и мал ночь всю веселится!

6. Топни, ножка – нога, топни правенькая.

Мы колядки вам пропели, хоть и маленькие!

Хозяйка: (положить в мешок подарки) Я знаю, на Рождество все любили гадать, да друзей выбирать.

*Гадание на валенках

Хозяйка: Снега немного я растопила. Есть такая примета - кто новогодним снегом окропится, тот от недугов исцелится!

*Окропить гостей талой водой

Хозяйка: Играли, пели, гадали на Рождество и нечистая сила сама кругом ходила и веселилась.

*Вбегает Чертик (мама Вани)

Чертик. Я бежал да запыхался, дыму с печки надышался,

К вам на силушку добрался. Уж как рад я, уж как рад,

Что увидел вас, ребят! Веселиться я люблю,

Все вставайте на игру, ко мне кто в лапы попадет,

Тот со мной плясать пойдет!

Черт: Ну-ка, ребята, выходите, да родителей с собой на игру ведите!

* Игра «Я иду, иду, иду, деток за собой веду, а как только повернусь, сразу всех переловлю. 1-2-3 беги!»

Хозяйка: Слышу я опять кто- то в гости к нам идет!

Дед Мороз (папа Льва): Здравствуйте, дорогие, маленькие и большие! Здравствуйте, мои друзья! Вы узнали? Это я, Дед Мороз! Сердечно рад видеть здесь гостей, ребят…

С Рождеством вас поздравляю. Только счастья я желаю.

А почему у вас елочка не горит?Скажем вместе: «1-2-3 елочка, гори"

Эй, детсадовский народ! Выходи-ка в хоровод!

*хоровод «Шел веселый дед Мороз»

Дед Мороз: Славно все вы веселитесь

Хозяйка: Дедушка Мороз на нашем Рождественском празднике много мам, пап, бабушек. А как любили они игры да веселье! У каждого в избе был обязательно сундук, в котором хранились вещи. Игра называется «Кто быстрее оденется ряженным».

*Проводится игра (костюмы животных, играют дети + родители)

Дед Мороз:

Ох, как жарко стало в зале, как мы славно поиграли,

А теперь давно пора, почитать стихи вам детвора!

• чтение стихов о Рождестве

Дед Мороз: Дружно все за мной идите да игру заводите!

• Хоровод –игра: «Катись, катись, катись снежочек по нашему кружочку. Найди, найди снежочек для себя дружочка»

Дед Мороз: Я подую ветерком, на места свои бегом.

Хозяйка: Дедушка Мороз, а ты знаешь, что есть такая примета – если звездочку с неба поймаешь и желание загадаешь, то оно непременно исполнится.

Дед Мороз: Знаю, знаю! Ребята загадывайте желание и ловите свою звездочку (Звездочки падают, их собирают дети)

Дед Мороз: Говорят, что в Рождество, что ни пожелается,

Все всегда сбывается.

Я для вас поколдовал и подарочки собрал.

Ну, а в будущем году я обязательно приду!

До, свидания детвора!

Хозяйка:

Россия, Россия, края дорогие здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют просторы родные, раздольные песни поют.

Праздник наш прошел на славу, в Святки любо поиграть

Всем спасибо от хозяйки. За улыбку и за смех. И за игры и за пляски Благодарствую я всех!

Публикации по теме:

Народный праздник «Христос воскресе»Народный праздник «Христос воскресе» Дошкольный возраст- благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способной возродить приемственность поколений,.

Презентация на тему: «Приобщение детей к русскому народному творчеству.» Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства. Обращение к народным истокам,.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Зима
Автор публикации:
Фольклорные посиделки «Зимние святки»
Опубликовано: 30 апреля 2014 в 23:38
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 июня. Международный день цветка

Очередной тематический день посвящен красивейшему творению природы. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы расширить представление детей о цветах и увлечь их занимательным...

21 июня. Всемирный день жирафа

Ежегодно 21 июня, начиная с 2014 года, отмечается экологический праздник: Всемирный день жирафов. Он направлен на заботу о редком африканском животном, облик которого никак невозможно спутать ни с каким...


Горячие темочки