МААМ-картинки

Фольклорные жанры в работе с детьми

Асемгуль Мукашева
Фольклорные жанры в работе с детьми
▼ Скачать + Заказать документы

Фольклорные жанры в работе с детьми

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в развитии речи дошкольника. И именно в дошкольном возрасте при овладении языком своего народа у детей возрастает интерес к истокам, корням, культуре.

Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Публикация «Фольклорные жанры в работе с детьми» размещена в разделах

Овладение детей речью средствами малых форм фольклора является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте, так как народный фольклор на сегодняшний день имеет особую значимость.

Фольклор - означает народная мудрость, поэзия и культура народов. Так повелось, что ещё совсем маленькому грудному ребёнку мама напевает колыбельную, рассказывает прибаутки, потешки, считалочки и сказки. Получается, что именно с фольклором малыш встречается раньше, чем с литературой, и именно фольклор является своеобразным проводником в прекрасный мир художественной литературы.

При изучения с детьми фольклора, я ставлю перед собой задачи:

• прививать навыки и умения речи, опираясь на склонность к подражанию, быстрому запоминанию;

• воспитывать у детей самостоятельность;

• умение активно применять эти знания и формировать критическое мышление и целенаправленность.

Принципы, на которые я опираюсь при работе с фольклором :

• Подбор материала, согласно возрастным особенностям детей

• связь с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей, развитие речи, коммуникативные способности, различные игры.

• активное включение детей в повседневную деятельность.

• Использовать по максимуму развивающий потенциал фольклорных форм

Этапы знакомства детей с устным народным творчеством

1. Знакомство малыша с фольклором должно начинаться с песенок, потешек, игрового фольклора, прибаутки(«Наши уточки с утра…», «Чики, чики, чикалочки»);

2. Отрывки из лирических, обрядовых, хородовых песен(«Ты умница, разумница», «Ладушки», «Ты трава ли моя, травушка…»);

3. Сказки с простым содержанием и формой («Курочка Ряба», «Репка»);

4. Сказки с острым захватывающим сюжето («Кот, петух и лиса», «Гуси – лебеди»);

5. Рассказывание сказок с использованием присказки и концовки.

В работе с детьми я использую следующие виды фольклора :

• Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

• Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

• Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

• Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.

• Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

• Скороговорки и чистоговорки - незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

• Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.

• Молчанки и голосянки (от "голосить" - "говорить, орать, петь громко, кричать нараспев") Голосянки полезное физическое упражнение- развивает лёгкие.

• Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

• Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

В своей работе детский фольклор я использую в разных видах деятельности:

- в обучении правильному произношению;

- в приобщении детей к национальной культуре;

- в непосредственно образовательной деятельности;

- в беседах;

- в наблюдениях

- в народных подвижных играх;

- в играх на развитие мелкой моторики;

- в театрализованной деятельности;

- в инсценировках;

- на гимнастиках;

- в похвале или порицании;

- перед сном;

- в работе с родителями

Я считаю, что помогая детям овладеть языком произведений устного народного творчества, педагог выполняет и задачи воспитания, и задачи развития, и задачи образования каждого ребенка.

Хотелось бы предложить некоторые жанры фольклора, которые использую в работе с детьми

Молчанки для детей

Мы бежим,

Бежим, бежим,

Добежали и молчим!

Кто начнет говорить,

Тому и водить!

* * *

Летели три утки,

Молчи три минутки!

* * *

Говорилка, говори,

Язычок не оторви!

Прижми язычок,

Рот закрой на крючок!

Кто не сможет замолчать,

С тем не будем мы играть!

* * *

Ты рыбак, и я рыбак.

Ловись, рыбка! Ловись, рак!

Тихо! Тишина! Молчок!

Кто слово скажет - тот червячок!

Скороговорки

* * *

Шла мышка, нашла шишку,

высушила, вышелушила, скушала!

* * *

Поговорка, поговорка

Поселилась у Егорки,

У Егорки на задворках

Поселилась поговорка!

* * *

Мыла Мила мылом пол,

Половину не домыла,

Мила мыло уронила,

И вторую половину

Мила вымыла без мыла!

* * *

Паренек-хлебопек

Пек в печке пирог.

* * *

Смотри, смотри! Часы мои

Идут вот так: тик-так, тик-так!

Зародись такт: тик-так, тик-так,

И так: тик-так! И так: тик-так!

* * *

Водица, водица

Пригодится напиться,

Умыться, политься

Девицам на лица!

Загадки и дидактические игры

Дидактическая игра ''Отгадай и сравни загадки о животных''.

Подготовка к игре. Наблюдение за животными во время прогулок, экскурсий, посещения зоопарка. Беседа о животных.

Материал и оборудование. Игрушечные животные, рисунки животных, о которых говориться в загадках.

Правила игры. Дошкольник называет отгаданное животное, доказывает отгадку, говорит, является ли оно домашним или диким. Перед сравнением двух отгаданных загадок об одном и том же животном ребенок повторяет их. За правильное сравнение дается фишка.

Описание игры. Воспитатель напоминает детям о различиях между дикими и домашними животными, затем загадывает загадки. В случае верного ответа соответствующая игрушка или рисунок ставится рядом с изображениями тигра или лошади, символизирующими диких и домашних животных.

Дошкольники загадывают и отгадывают загадки, доказывают правильность ответов. Затем сравнивают пары загадок о белке, зайце, собаке и др. :

Часто умывается, а с водой не знается. (Кошка.)

С усами родиться, а на усатых охотиться. (Кошка.)

Хозяина знает, с ним вместе гуляет. (Собака.)

Лает, кусает, в дом не пускает. (Собака.)

Так смеялся, что губа треснула. (Заяц.)

Зимой белый, летом серый. (Заяц.)

Эти загадки различаются тем, что в первой части говориться о раздвоенной заячьей губе, а во второй - об изменении цвета его меха зимой и летом. Загадки похожи тем, что в них сказано об одном и том же животном.

Игра "Отгадай и сравни загадки о фруктах и овощах".

Подготовка к игре. Выращивание овощей на огороде, фруктов в саду. Беседа о фруктах и овощах.

Материал и оборудование. Фрукты и овощи или их муляжи, рисунки.

Правила игры. Дошкольники делятся на "продавцов" и "покупателей" : первые загадывают, вторые отгадывают их. Перед сравнением загадок ребенок их повторяет.

Описание игры. Воспитатель предлагает детям поиграть в необычный магазин "Фрукты и овощи", где для покупки нужны не деньги, а загадки. Дошкольники загадывают и отгадывают загадки, используя известные и придумывая свои. Затем они сравнивают загадки об одном и том же фрукте или овоще:

На сучках висят шары, посинели от жары. (Слива.)

Синяя одежка, желтая подкладка, а внутри сладко. (Слива.)

Аленькая, маленькая, с косточкой тросточкой. (Вишня.)

В кисло-сладкой, круглой, красной шарик спрятался прекрасно.

(Вишня.)

Тяжелый и сладкий, в зеленой одежке с красной подкладкой. (Арбуз.)

Зеленый, а не трава, круглый, а не луна, с хвостиком, а не мышь.

(Арбуз.)

Заплатка на заплатке, а иголки не видела. (Капуста.)

Без счету одежек, и все без застежек. (Капуста.)

Публикации по теме:

Оформление приёмной комнаты Хотелось бы поделиться своим оформлением приёмной комнаты. Во-первых - это визитная карточка группы. Во-вторых, часть времени ребёнок проводит.

Упражнения на мячахУпражнения на мячах Наше дошкольное образовательное учреждение имеет коррекционную направленность, его посещают дети с патологией речи (в частности, с общим.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Фольклорные жанры в работе с детьми
Опубликовано: 14 ноября 2012 в 09:20
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Фольклорные жанры в работе с детьми» (включая файлы) размещена пользователем Асемгуль Мукашева (УИ 19028) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД