Асемгуль Мукашева
Фольклорные жанры в работе с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Фольклорные жанры в работе с детьми
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в развитии речи дошкольника. И именно в дошкольном возрасте при овладении языком своего народа у детей возрастает интерес к истокам, корням, культуре.
Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Публикация «Фольклорные жанры в работе с детьми» размещена в разделах
Овладение детей речью средствами малых форм фольклора является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте, так как народный фольклор на сегодняшний день имеет особую значимость.
Фольклор - означает народная мудрость, поэзия и культура народов. Так повелось, что ещё совсем маленькому грудному ребёнку мама напевает колыбельную, рассказывает прибаутки, потешки, считалочки и сказки. Получается, что именно с фольклором малыш встречается раньше, чем с литературой, и именно фольклор является своеобразным проводником в прекрасный мир художественной литературы.
При изучения с детьми фольклора, я ставлю перед собой задачи:
• прививать навыки и умения речи, опираясь на склонность к подражанию, быстрому запоминанию;
• воспитывать у детей самостоятельность;
• умение активно применять эти знания и формировать критическое мышление и целенаправленность.
Принципы, на которые я опираюсь при работе с фольклором :
• Подбор материала, согласно возрастным особенностям детей
• связь с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей, развитие речи, коммуникативные способности, различные игры.
• активное включение детей в повседневную деятельность.
• Использовать по максимуму развивающий потенциал фольклорных форм
Этапы знакомства детей с устным народным творчеством
1. Знакомство малыша с фольклором должно начинаться с песенок, потешек, игрового фольклора, прибаутки(«Наши уточки с утра…», «Чики, чики, чикалочки»);
2. Отрывки из лирических, обрядовых, хородовых песен(«Ты умница, разумница», «Ладушки», «Ты трава ли моя, травушка…»);
3. Сказки с простым содержанием и формой («Курочка Ряба», «Репка»);
4. Сказки с острым захватывающим сюжето («Кот, петух и лиса», «Гуси – лебеди»);
5. Рассказывание сказок с использованием присказки и концовки.
В работе с детьми я использую следующие виды фольклора :
• Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
• Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
• Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
• Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.
• Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
• Скороговорки и чистоговорки - незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
• Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.
• Молчанки и голосянки (от "голосить" - "говорить, орать, петь громко, кричать нараспев") Голосянки полезное физическое упражнение- развивает лёгкие.
• Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
• Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.
В своей работе детский фольклор я использую в разных видах деятельности:
- в обучении правильному произношению;
- в приобщении детей к национальной культуре;
- в непосредственно образовательной деятельности;
- в беседах;
- в наблюдениях
- в народных подвижных играх;
- в играх на развитие мелкой моторики;
- в театрализованной деятельности;
- в инсценировках;
- на гимнастиках;
- в похвале или порицании;
- перед сном;
- в работе с родителями
Я считаю, что помогая детям овладеть языком произведений устного народного творчества, педагог выполняет и задачи воспитания, и задачи развития, и задачи образования каждого ребенка.
Хотелось бы предложить некоторые жанры фольклора, которые использую в работе с детьми
Молчанки для детей
Мы бежим,
Бежим, бежим,
Добежали и молчим!
Кто начнет говорить,
Тому и водить!
* * *
Летели три утки,
Молчи три минутки!
* * *
Говорилка, говори,
Язычок не оторви!
Прижми язычок,
Рот закрой на крючок!
Кто не сможет замолчать,
С тем не будем мы играть!
* * *
Ты рыбак, и я рыбак.
Ловись, рыбка! Ловись, рак!
Тихо! Тишина! Молчок!
Кто слово скажет - тот червячок!
Скороговорки
* * *
Шла мышка, нашла шишку,
высушила, вышелушила, скушала!
* * *
Поговорка, поговорка
Поселилась у Егорки,
У Егорки на задворках
Поселилась поговорка!
* * *
Мыла Мила мылом пол,
Половину не домыла,
Мила мыло уронила,
И вторую половину
Мила вымыла без мыла!
* * *
Паренек-хлебопек
Пек в печке пирог.
* * *
Смотри, смотри! Часы мои
Идут вот так: тик-так, тик-так!
Зародись такт: тик-так, тик-так,
И так: тик-так! И так: тик-так!
* * *
Водица, водица
Пригодится напиться,
Умыться, политься
Девицам на лица!
Загадки и дидактические игры
Дидактическая игра ''Отгадай и сравни загадки о животных''.
Подготовка к игре. Наблюдение за животными во время прогулок, экскурсий, посещения зоопарка. Беседа о животных.
Материал и оборудование. Игрушечные животные, рисунки животных, о которых говориться в загадках.
Правила игры. Дошкольник называет отгаданное животное, доказывает отгадку, говорит, является ли оно домашним или диким. Перед сравнением двух отгаданных загадок об одном и том же животном ребенок повторяет их. За правильное сравнение дается фишка.
Описание игры. Воспитатель напоминает детям о различиях между дикими и домашними животными, затем загадывает загадки. В случае верного ответа соответствующая игрушка или рисунок ставится рядом с изображениями тигра или лошади, символизирующими диких и домашних животных.
Дошкольники загадывают и отгадывают загадки, доказывают правильность ответов. Затем сравнивают пары загадок о белке, зайце, собаке и др. :
Часто умывается, а с водой не знается. (Кошка.)
С усами родиться, а на усатых охотиться. (Кошка.)
Хозяина знает, с ним вместе гуляет. (Собака.)
Лает, кусает, в дом не пускает. (Собака.)
Так смеялся, что губа треснула. (Заяц.)
Зимой белый, летом серый. (Заяц.)
Эти загадки различаются тем, что в первой части говориться о раздвоенной заячьей губе, а во второй - об изменении цвета его меха зимой и летом. Загадки похожи тем, что в них сказано об одном и том же животном.
Игра "Отгадай и сравни загадки о фруктах и овощах".
Подготовка к игре. Выращивание овощей на огороде, фруктов в саду. Беседа о фруктах и овощах.
Материал и оборудование. Фрукты и овощи или их муляжи, рисунки.
Правила игры. Дошкольники делятся на "продавцов" и "покупателей" : первые загадывают, вторые отгадывают их. Перед сравнением загадок ребенок их повторяет.
Описание игры. Воспитатель предлагает детям поиграть в необычный магазин "Фрукты и овощи", где для покупки нужны не деньги, а загадки. Дошкольники загадывают и отгадывают загадки, используя известные и придумывая свои. Затем они сравнивают загадки об одном и том же фрукте или овоще:
На сучках висят шары, посинели от жары. (Слива.)
Синяя одежка, желтая подкладка, а внутри сладко. (Слива.)
Аленькая, маленькая, с косточкой тросточкой. (Вишня.)
В кисло-сладкой, круглой, красной шарик спрятался прекрасно.
(Вишня.)
Тяжелый и сладкий, в зеленой одежке с красной подкладкой. (Арбуз.)
Зеленый, а не трава, круглый, а не луна, с хвостиком, а не мышь.
(Арбуз.)
Заплатка на заплатке, а иголки не видела. (Капуста.)
Без счету одежек, и все без застежек. (Капуста.)