Получи документы

Фонематический слух и признаки его нарушения

Елена Аникина
Фонематический слух и признаки его нарушения
▼ Скачать + Заказать документы

Для начала выясним разницу между понятиями фонематический слух, фонематическое восприятие и звуковой анализ.

Фонематический слух – это врожденная способность слышать и различать отдельные звуки речи. Фонематический слух включает в себя три операции:

• Способность услышать и определить наличие данного звука в слове;

• Способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;

• Способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Публикация «Фонематический слух и признаки его нарушения» размещена в разделах

Фонематическое восприятие – это умения дифференцировать фонемы и определять звуковой состав слова, т. е. это способность различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно. Фонематическое восприятие включает в себя три операции:

• Умение определять линейную последовательность звуков в слове;

• Умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине, или концу;

• Осознание или подсчет количества звуков в слове.

Звуковой анализ - способность различить особенности и порядок звуков в словах, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.

Несформированность фонематического слуха у детей влечёт за собой трудности в формировании фонематического восприятия, без которого невозможно становление его высшей ступени - звукового анализа, что явится впоследствии причиной нарушений чтения и письма. Таким образом, фонематический слух является основной составляющей грамотного письма и чтения.

Основным признаком несформированности фонематического слуха является неполнота формирования процессов звукопроизношения: при сохранном интеллекте и слухе у ребёнка нарушается восприятие звуков родной речи на слух и как следствие – нарушается произношение звуков.

Нарушение звукопроизношения могут проявляться разнообразно:

• Одна из особенностей – отсутствие в речи тех или иных звуков и замены звуков. Сложные по артикуляции звуки заменяются простыми по артикуляции. Например, вместо [с], [ш]-[ф], вместо [р], [л]-[л’], [j], звонкие заменяются парными глухими; недостаточно противопоставлены пары мягких и твердых звуков. Отсутствие звука или замена его другим по артикуляционному признаку создает условия для смешения соответствующих фонем, то есть ребёнок может произносить одно и то же слово по-разному, заменяя звуки близкими по звучанию или артикуляции. Например, слово «собака» может быть произнесено «шабака» или «фабака» в зависимости от ситуации;

• Вторая особенность - замена группы звуков диффузной артикуляцией. Вместо двух или нескольких артикуляционно близких звуков произносится средний, неотчетливый звук, вместо [ш] и [с] - мягкий звук [ш].

• Искаженное произношение одного или нескольких звуков, например, горловое произнесение звука "р", межзубное произнесение звуков "с","з" и т. д. ;

• Может нарушаться звукослоговая структура слов, т. е. возникают трудности при произнесении многосложных слов и слов с большим количеством согласных, например, «катиль» вместо «скатерть», «сипет» вместо «велосипед» и т. д.

Далее некоторые приемы проверки состояния звукопроизношения и фонематического слуха. Ребенка просят:

• услышать разницу между правильным и неправильным произношением звука в собственной и чужой речи (неразличение может происходить из-за ослабленного слухового контроля);

воспроизвести за взрослым слоговые сочетания из легких для произнесения звуков: [па-ба-па] и т. п. (затруднение при воспроизведении вызывается неправильным восприятием слогов с оппозиционными звуками);

• выделить определенный звук из цепочки звуков, например [с] среди звуков [т], [ц], [ч], [с], [з], [ш], [р] и т. п. (ребенок, услышав заданный звук, поднимает руку (символ) или подает знак, как это заранее условлено);

• выделить слог из ряда слогов, например, [са] из ряда [за], [ша], [са], [ша] и т. п. (ребенок, услышав заданный слог, поднимает руку или подает знак иначе);

• определить наличие звука [с] в словах: санки, зонт, нос, щука и т. п. (ребенок, как и ранее, подает знак, если услышит нужный звук);

• разложить на столе в произвольном порядке несколько картинок, названия которых отличаются друг от друга только одним из дифференцируемых звуков; попросить ребенка показать названные взрослым картинки: например, кит и кот, кот и ком;

• усложняя условия, можно предложить ребенку повторить 3-4 простых слога, включающих как разные согласные или гласные звуки, например [на-та-ка], так и акустически близкие: [са-ша-за]. Этот прием выявляет не только нарушения дифференциации звуков речи, но и особенности речеслуховой памяти (удержание последовательности звуков или слогов, их количества).

Коррекционная работа по развитию фонематического восприятия делится на несколько этапов:

1. Первый этап коррекционной работы - Различение неречевых шумов.

2. Второй этап – Различение музыкальных звуков.

3. Третий этап – различение высоты, силы, тембра голоса

4. Четвертый этап – различение длинного и короткого слова

5. Пятый этап – различение слов, близких по звуковому составу

6. Этап шестой - различение слогов

7. Этап седьмой – дифференциация звуков.

Важно помнить, что развивать фонематический слух лучше в игре.

Уделяя должное внимание развитию фонематического слуха, как базе для развития фонематического восприятия, вы облегчите ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в будущем чтения и письма.

Публикации по теме:

Фонетико-фонематический логорассказ для детей подготовительной группы «Зоя. Звук [З]» Цели: закрепление произношения звука [З], развитие фонематических представлений, навыков звукового анализа, составления и чтения слов из.

Фонетико-фонематический логорассказ «Соня и Сима. Звуки [С] и [С’]» Цели: дифференциация звуков [С] и [С’] на слух и в произношении; развитие фонематических представлений, навыков звуко-слогового анализа.

Формирование навыков счета до 5. Счет на слух. Один, много. Цифра «1» Тема: «Формирование навыков счета до 5. Счет на слух. Один, много. Цифра «1».» Цели: формировать общие представления в действии сложения.

Фотоотчёт о музыкальном занятии с использованием ИКТ «Большой Ух и музыкальный слух»Фотоотчёт о музыкальном занятии с использованием ИКТ «Большой Ух и музыкальный слух» Фотоотчёт о музыкальном занятии с использованием ИКТ «Большой Ух и музыкальный слух» В рамках проекта по музейной педагогике «Я приглашаю.

Конспект музыкального занятия с использованием ИКТ в старшей группе «Большой Ух и музыкальный слух»Конспект музыкального занятия с использованием ИКТ в старшей группе «Большой Ух и музыкальный слух» Конспект музыкального занятия с использованием ИКТ в старшей группе «Большой Ух и музыкальный слух» Цель: Развитие слухового внимания детей,.

Консультация для родителей «Фонематический слух и как его развивать» Консультация для родителей: «Фонематический слух и как его развивать» Фонематический слух начинает развиваться с рождения. В процессе формирования.

Консультация для родителей «Слух — бесценный дар!» Как объяснить глухому, С рожденья, как ночь, глухому, Нежность виолончели. Или угрозу грома? Юлия Друнина Мы даже не задумываемся о.

Лэпбук «Осень. Признаки осени»Лэпбук «Осень. Признаки осени» Для приготовления лэпбука я воспользовалась библиотекой картинок на МААМ. Скачать лэпбук можно здесь Скачав картинки-заготовки для основы,.

Мой юбилей. Мысли в слух.Мой юбилей. Мысли в слух. МОЙ ЮБИЛЕЙ. Мысли в слух. Как интересно устроена человеческая жизнь! Это начинаешь понимать, когда тебе исполняется пол века. Вроде бы.

НОД «свойства и признаки» в старшей группы Цели: 1. Учить сравнивать предметы по различным признакам. 2. Развивать воображение. 3. Учить соотносить элементы двух множеств (взрослое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Фонематический слух и признаки его нарушения
Опубликовано: 13 октября 2021 в 19:28
+30Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Фонематический слух и признаки его нарушения» (включая файлы) размещена пользователем Елена Аникина (УИ 132999) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД