Екатерина Соловьева
Форма предметов. Величина
▼ Скачать + Заказать документы
Математика
Свойства предметов. Форма, величина.
1 блок
дети садятся в круг.
В нашем классе, в нашем классе
Много маленьких ребят,
Много маленьких ребят,
Дружно рядышком сидят,
Есть и Машенька,
Есть и Сашенька (называет поочерёдно всех детей).
Ребята посмотрите мы с вами сели в круг, а что такое круг. Это геометрическая фигура. Да, а вы еще какие фигуры знаете? давайте попробуем теперь сесть (встать) в треугольник, квадрат, ромб и т. д. Молодцы.
Сегодня к нам на занятия пришли гости.
Публикация «Форма предметов, Величина» размещена в разделах
Посмотрите, кто пришел к нам на занятие? (демонстрируется изображения вырезанных по контуру фигур зайца, медведя, мышка). Дети называют зверей. - Как назовем их всех одним словом? (Звери, животные.)- Что у них общего? (Живут в лесу.)- А чем каждый из них отличается от остальных? (заяц – белый, ушастый, медведь большой и коричневый, мышка - маленькая и серая и т. п.).Давайте посчитаем зверей. - Сколько их всего? Кто первый, второй слева? Кто посередине? Кто последний? Кто перед мышкой? Кто между зайцем и мышкой? Какой цифрой обозначим количество этих зверей. - Один из зверьков приглашает нас в гости. Отгадайте, кто это:Маленький рост, длинный хвост,Серая шубка, острые зубки. (мышка)- А может, это все-таки зайка? Почему не зайка? - Как догадались, что мышка? Что вам помогло?
- Что вы еще знаете об этом зверьке?
-Молодцы, вы правильно догадались, что это мышка, а помогло вам в этом то, что вы указали на те отличительные свойства, по которым мышку можно отличить от зайца.
-Вот так у каждого предмета можно найти и назвать отличительное свойство, которое будет отличать его от других предметов. Уметь видеть и называть эти отличительные свойства предметов мы и будем сегодня учиться. А учиться будем вместе с мышкой. 2 блок
Свойства предметов
Цвет-Ой, пока мы с вами разговаривали, мышка засунула свой носик в мои бумаги и посмотрите, что натворила (достаете аппликацию с изображением радуги, .Восстановите порядок радуги, еще раз обратите внимание на количество цветов в радуге, их порядок. -Ну вот, все в порядке можно и в гости к мышке зайти! -
Посмотрите, что можно найти у нее в норке (из мешочка доставайте картинки с изображением предметов : семечки, корочка хлеба, сыр, игрушки, грибы, мячи, кубики, машинки и т. п., должно быть по 4 предмета одного цвета-красный, желтый, черный, коричневый. Для детей 5 лет используйте только по три предмета). Попросите детей назвать и пересчитать предметы, и найти цифру, которой обозначим количество этих предметов. -Да, мышка, совсем в норке у тебя нет порядка, все разбросано, а это не хорошо, нужно навести порядок!-
Посмотрите, как мышка наводит порядок в своей норке, как она все аккуратно складывает в шкаф (заранее приготовьте лист ватмана, разбитый на квадраты).Учитель сам выкладывает желтые предметы на первую полку. -Что интересного заметили? (все предметы желтые.)–
Где положила мышка предметы желтого цвета. В этом случае говорят: в строчку. Затем предметы выкладываются в каждой строке. - Какие предметы мышка положила во второй строке? (красные).- В третьей? (коричневые).-В четвертой (зеленые).-Еще раз посмотрите на шкаф, в котором навела порядок мышка. В этом шкафу есть строки, назовите их по порядку (рядом обязательно ставьте метку цифрой). А еще есть столбцы. - Может кто-нибудь догадался из вас и сможет показать мне и ребятам первый, второй, столбец? (Если дети затрудняются, покажите им сами, обозначив столбцы цифрами).-Мышка все предметы в своем шкафу сложила очень аккуратно и очень интересно, вы заметили это? Акцентируйте внимание ребят, что она разложила все предмету, ориентируясь на свойство: одинакового цвета. Еще раз назовите все предметы, употребляя цвет: красная машинка, зеленое яблоко и т. д.
- Какой предмет находится в первой строке и во втором столбце?- Какой предмет расположен в третьей строке, но не в первом столбце?-Назови по памяти все предметы в четвертом столбце. -А какие еще цвета вы знаете? Посмотрите вокруг, и назовите предметы красного, синего, голубого цвета.
Работа по пособию Л. Г. Петерсон, Н. П. Холиной «Раз-ступенька, Два-ступенька.» Лист 3. стр. 3. Задание 3.
Величина (размер).- А вот мышка решила вам загадать загадки, а за каждую отгадку она будет давать нам подарок, согласны? (приготовьте кружки большие белого цвета и маленькие желтого цвета, имитирующие кусочки сыра).1. Этот предмет всегда можно найти на кухне. Он большой и обычно бывает белого цвета. В нем всегда холодно. А когда мы голодны, он всегда придет нам на помощь. (холодильник).
2. А этот предмет большой, мягкий, удобный, красивый. У него есть сиденье, спинка и подлокотники. На нем можно сидеть и отдыхать, можно прилечь и почитать книгу. (диван).
3. Он большой, дубовый, полированный. У него гладкая столешница и резные ножки. За ним обедают. (стол).
4. А этот предмет круглый, он оранжевого цвета. Из него делают сок. (апельсин) и т. п.
За правильные ответы дети получали от мышки в подарок кусочки сыра двух размеров и двух цветов.
Теперь попросите детей выложить все кусочки сыра на стол. - Вот сколько угощений мы заработали. (посчитать, обозначить цифрой).-А теперь посмотрите, что общего у всех кусочков сыра?
Форма-они все кружки. - А чем отличаются? (цветом, и величиной (размером).-Мы говорили с вами уже о том, что для того чтобы подружиться с любым предметом ему можно задать вопрос: Какого он цвета? - А еще ему также можно задать вопрос:
Какого он размера? Это тоже будет признаком, по которому его можно выделить среди других предметов. - Сколько всего кусочков сыра нам дала мышка? Сколько белых? Сколько желтых? Сколько больших и сколько маленьких? -Надо ли посчитать кусочки сыра для ответа на этот вопрос?
Физминутка (для глаз)Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами)
Посмотрите все в окно (Посмотреть влево – вправо)А
х, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем (Закрыть глаза ладошками)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем (Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх – влево)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз (Посмотреть вниз)
Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать им)
Форма. -Молодцы! Мы много ходили и мышка проголодалась, посмотрите, что она приготовила нам на угощение (дети перечисляют предметы, которые демонстрирует преподаватель: орех, круглое овсяное печенье, яблоко, апельсин, помидор. Возьмите в руки орех и печеньку, и попросите детей сравнить эти предметы. - Как вы думаете, есть ли что-то общее у этих предметов? Есть ли что-нибудь общее у этих предметов? (их можно есть, оба круглые) Чем они отличаются? (имеют разный размер; печенька плоская, а орех выпуклый, дайте детям его пощупать)Затем предложите детям посмотреть, что будет! Положите печеньку на лист бумаги и орех, обведя их по контуру, покажите детям, что у вас получился круг. Акцентируйте внимание детей на то, что предметы могут быть одной формы, т. е. иметь круглую форму. -Посмотрите, есть ли у мышонка еще предметы, имеющие такую же форму, как орех? (яблоко, апельсин, помидор)-
Эти предметы также круглые и имеют форму шара. Посмотрите, есть ли еще в классе шарообразные предметы и назовите их. Проведите аналогичную работу с кубом и квадратом, пирамидой и треугольником, различными предметами имеющими эту форму. -Если вы еще раз вы захотите познакомиться с предметом, спросите у него: Какой он формы? И вы увидите, что предметы могут иметь одинаковую или различную форму.
Пальчиковая гимнастикаи Мои пальчики расскажут (хлопают в ладоши с растопыренными пальцами,
Что умеют - все покажут :(одноименные пальцы обеих рук 4 раза соприкасаются друг с другом).
Их пять на каждой руке (показывают растопыренные пальцы).
Всё сделать смогут, всегда помогут. (хлопают в ладоши).
Они на дудочке играют (здесь и далее движения соответствуют тексту,
Мячик бросают,Белье стирают,Пол подметают,Щиплют, ласкают -
Пять и пять моих ловких пальчиков (показывают пальцы обеих рук).
3 блок заключение
Работа по пособию Л. Г. Петерсон, Н. П. Холиной «Раз-ступенька, Два-ступенька.» Лист 3. стр. 3. Задание 3.
-Итак, наш урок закончен, мы учились сегодня вместе с мышкой знакомиться с предметами по-новому. Мы узнали, что для того чтобы подружиться с любым предметом ему можно задать вопросы: Какого цвета? Какой величины (размера? Какой формы? И увидели, что есть предметы, которые могут быть похожими друг на друга, потому что они одного цвета, одной формы, одной величины (размера, а могут быть совершенно разными, т. е отличаться и цветом, и размером, и величиной!
-Давайте теперь еще раз посмотрим друг на друга, и скажем чем мы похожи, а чем мы отличаемся друг от друга?
-И скажем спасибо мышке, которая помогла нам узнать много нового и интересного, и посмотрим, что за угощение она нам приготовила (раздайте детям печенье).