Лариса Ворошнина
Формирование двигательной активности детей младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ворошнина Л. В.
Формирование двигательной активности детей младшего возраста
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда актуальной. Это объясняется тем, что к детям предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. Постоянно усиливается влияние на организм ребёнка разнообразных отрицательных факторов окружающей среды, что приводит к ухудшению состояния состояние здоровья к снижению умственного и физического состояния детей.
Публикация «Формирование двигательной активности детей младшего возраста» размещена в разделах
В последнее десятилетие отмечается значительное снижение двигательной активности детей. Мы на практике убеждаемся, в снижении интереса детей к двигательной активности, их малоподвижности, нежелании принимать участие в подвижных играх.
Так А. И. Быкова разработала систему развития движения детей дошкольного возраста. Она обосновала и раскрыла процесс обучения детей движениями - его значение, содержание, организацию и методы. Она подчеркнула воспитывающий характер обучения, его своеобразие, которое она видит в тесной связи с игрой, широким применением приёмов в занятиях с детьми, эмоциональности их поведения.
По мнению Зарипова Т. П., если малыш испытывает положительные эмоции, то это активизирует его, способствует нормальной деятельности сердечно-сосудистой и нервной систем. Содержание упражнений должно увлечь, заинтересовать ребёнка, не следует заставлять его заниматься - принуждение вызывает естественный протест, рождает отрицательные эмоции.
Двигательная активность является потребностью организма человека. Понимая важность этой проблемы и проанализировав состояние физического воспитания детей я поставила перед собой следующие задачи:
• повысить интерес к различным видам двигательной деятельности;
• увеличить их двигательную активность;
• поднять эмоциональный настрой на физкультурных занятиях;
• развивать у детей интерес к процессу движений с использованием нестандартного оборудования.
Физическая культура основывается на организации двигательной активности в течении дня. В течении дня дети имеют возможность упражняться в разных движениях и развивать физические умения.
Для разнообразия упражнений и повышения интереса детей к двигательной деятельности проводила комплексы утренней гимнастики с использованием стихов, потешек, разнообразных предметов, в зависимости от недели. С этой целью использую шишки, атласные ленты, султанчики, разноцветные платочки, мешочки с песком, шнурки цветные и т. д.
Для того, чтобы дети легко находили своё место для упражнений и не мешали друг другу; использую нестандартные ориентиры: гимнастические коврики, вырезанные в виде листочков, геометрических фигур, шнур с бантиками.
Становление у детей здорового образа жизни это и навыки личной гигиены, а также закаливание водой и самомассаж пальцев рук, дети делают с удовольствием и радостью.
В своей работе использую естественное природное окружение.
Не обходимся и без походов в лес осенью. Дети маленькие, но в походе они бодры, веселы и ходят с радостью и удовольствием. В походах развиваем не только двигательную активность детей, но и знакомим с окружающим миром.
Обязательны и прогулки на участке. Зимой для развития двигательных навыков детей использую специально для этого выполненные постройки, изготовленные вместе с родителями: змея с обручем - для метания, сова - для ходьбы, осьминог - для перешагивания, гриб - ходьба, бег- ледяные горки.
Основной формой развития двигательной активности детей младшего возраста является игра как в их свободной и непосредственно образовательной деятельности. Игру провожу таким образом, чтобы она детям доставляла радость, пробуждала интерес и способность к творческой активности, удовлетворяла естественную биологическую потребность в движении. В этом помогает приобретённый "Мягкий модуль", используем в зале и в группе.
Важное место отводим самостоятельной деятельности детей. Дети более заинтересованы, когда используется предметы при обще развивающих упражнениях, такие как мячи - мячи вязанные, кубики, цветные платочки, шишки, разноцветные кольца, цветные верёвочки и т. д.
Поощряя активность каждого ребёнка развивает его стремление заниматься ещё. В этом мне помогают упражнения, основанные на игровых приёмах. Играя, ребёнок незаметно осваивает основные движения. И самое главное каждому ребёнку следует дать почувствовать, что у него не только всё получается, но каждый раз - всё лучше и лучше.
Положительный эмоциональный фон, радость, улыбка делает игру особенно эффективной.
Дети получают удовлетворение не только от того, что научились выполнять, то или иное движение, но и от перевоплощения в игровой образ и от самого процесса игры.
Для самостоятельной деятельности детей в группе создана "зона двигательной активности", где мы применяем нестандартные пособия, которые вносят разнообразие и эффекты новизны. Нестандартное оборудование объединяет физкультуру с игрой, что создаёт условия для наиболее полного самовыражения ребёнка в двигательной деятельности. Такое оборудование: гантели, массажные дорожки, пенёчки, брёвнышко, массажёр, кольцеброс, пластиковые колечки и мягкие колечки, атрибуты для проведения подвижных игр - маски, а также пособия, необходимые для проведения утренней гимнастики и гимнастики пробуждения - флажки, погремушки, платки, султанчики.
Одной из форм организации физической активности, а также профилактики снижения заболеваемости - это гимнастика после дневного сна.
Пробуждение происходит под звуки плавной музыки, громкость которой медленно нарастает. Гимнастика в постели направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Длительность гимнастики в постели около 2-3 минут. Затем дети переходят в комнату по массажным дорожкам, где выполняют несколько упражнений, которые поднимают настроение и мышечный тонус детей.
Один раз в месяц проводим физкультурные досуги, праздники, где мы стараемся включать упражнения с нестандартным спортивным оборудованием. На физкультурных досугах и праздниках дети проявляют большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях.
Для родителей в свободном доступе находится папка, где информация о физическом воспитании ребёнка в семье. Было проведено родительское собрание на тему: " О здоровье всерьёз".
Изготовлена картотека "Дыхательная гимнастика", "Пальчиковые игры", "Подвижные игры". Проводятся индивидуальные консультации с родителями по вопросу физического воспитания детей. В будущем планирую совместные физкультурные занятия, развлечения, досуги, праздники, экскурсии, походы с родителями и детьми.
Таким образом, систематическая работа по разнообразию движений и их вариантов, доступных дошкольнику, создаёт условия для развития и совершенствованию двигательных качеств : быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости, необходимых детям как в игровых, так и в жизненных ситуациях.